Скачать 76.67 Kb. |
Задание 1. Познакомьтесь с приведенными примерами. Какое эмоциональное состояние в них описано? Чем, на ваш взгляд, отличается правонарушение, совершенное в этом состоянии, от «обычного» преступления? 1. Общая характеристика подследственного. М., 31 год, в детстве часто болел, в школе учился плохо. Был в армии и на фронте, ранен. Всегда отличался впечатлительностью и раздражительностью, временами нападали тоска и разочарование в жизни, были мысли о самоубийстве. Находился под наблюдением районного психиатра с диагнозом «психопатия». Несколько раз лечился в санаториях. С женой часто ссорится, к ребенку привязан, уделяет ему много времени, заботится и нянчит его. Обстоятельства правонарушения. Около полуночи соседи М., молодые супруги, «подняли возню в своей комнате», танцевали, бегали друг за другом и, наконец, «упали» к себе на кровать. Тонкая фанерная перегородка, отделявшая их комнату от комнаты М., при этом повалилась. От сильного шума падающей стены ребенок проснулся и начал «дико кричать». М., в это время закрывавший форточку с помощью палки, внезапно впал в резко возбужденное состояние, изменился в лице, что-то бессвязно закричал, оттолкнул от себя жену, бросился в коридор, накинулся на стоявшего здесь испуганного соседа и нанес ему несколько ударов палкой по голове. Затем с криком побежал к себе в комнату, бросился в постель и некоторое время лежал как бы в забытьи. Очнувшись и узнав о происшедшем, был очень удивлен, так как ничего не помнил, начиная с того момента, когда он отскочил от окна. С избитым у него до этого никаких столкновений не было. Физическое состояние. Без отклонений от нормы. Со стороны нервной системы отмечается лишь повышенная общая возбудимость. Психическое состояние. Ясное сознание, правильная ориентировка в месте, времени и обстановке; настроение подавленное; эмоционально неустойчив, раздражителен, капризен, обидчив, требует повышенного к себе внимания, несколько назойлив. 2. К. вместе с товарищами пил вино в ресторане. Что было потом — не помнит. Из уголовного дела видно, что он, будучи пьяным, зашел в незнакомый ему двор, по лестнице забрался на крышу дома, выломил слуховое окно и через чердак попал на кухню этого дома, перебил в окнах квартиры стекла, побил посуду, разрушил печь, начал душить перепуганную хозяйку квартиры и затем тут же улегся спать. Отсюда он был доставлен в вытрезвитель. 3. Ш., 52 года, в прошлом болел брюшным и сыпным тифом. Работая машинистом железной дороги, несколько раз попадат в крушение поезда, получал ушибы головы. Злоупотреблял алкоголем.... Работоспособность его снизилась, и он был переведен на инвалидность, хотя урывками продолжал работать. После эпизодического заболевания он представил для оплаты больничный бюллетень. Кассир страховой кассы задержал бюллетень для уточнения вопроса, может ли Ш., как инвалид, получать по бюллетеню деньги. От кассира Ш. ушел с чувством обиды и оскорбления, считая, что его без основания заподозрили в противозаконном поступке. Через два дня Ш. снова явился за деньгами и отобранной пенсионной книжкой. Так как кассир заявил, что по его делу ничего еще пока не выяснено, Ш. впал в возбужденное состояние и нанес кассиру несколько ран перочинным ножом. По описанию свидетелей, он в этот момент был «похож на сумасшедшего», «глаза были безумные», лицо бледное. Затем он упал и некоторое время был в бессознательном состоянии. Из происшедшего помнит лишь эпизоды, относящиеся к самому началу. Помнит, как он требовал у кассира вернуть пенсионную книжку, помнит, как тот отказал в его просьбе и затем подошел к шкафу, откуда взял что-то и положил в карман. Ему показалось, что это был револьвер. В глазах потемнело, сердце забилось. Что было дальше — не помнит. (Я. М. Калашник) Задание 2. Из предлагаемого списка симптомов (по Э. Линде-манну) выберите те, которые отражают симптоматику острого горя с нормальным ходом реакций и болезненных реакций, являющихся искажениями нормального горя. Отсрочка реакций; постоянные вздохи, особенно заметные, когда человек говорит о своем горе; искаженные реакции (повышенная активность без чувства вины; появление у человека симптомов последнего заболевания умершего); чувство вины (обвинение себя в невнимательности к умершему и преувеличение малейших оплошностей); враждебные реакции; ажитированная депрессия с напряжением, возбуждением, бессонницей, с чувством малоценности и потребностью в наказании; утрата моделей поведения; особенно яростная враждебность против определенных лиц; активность, наносящая ущерб собственному экономическому и социальному положению. Задание 3. Назовите факторы, определяющие, по К. Изарду, горе. На какие группы вы можете разделить следующие факторы? Биологическая реакция, обеспечивающая групповую сплоченность; обычай улыбаться в состоянии горя; сильное, но чрезвычайно кратковременное переживание горя; утрата аффективной привязанности; ощущение потери чего-либо ценного и любимого; генетическая детерминанта горя; утрата привлекательного качества в самом себе; приспособление к потере. Задание 4. Продолжите приведенные высказывания о связи эмоциональных состояний с болезнями. 1. При постоянном подавлении вспышек гнева развиваются... 2. Печать, которая не проявляется в слезах, заставляет... 3. В 80% случаев инфаркта миокарда ему предшествовали... 4. Сердце чаще поражается... 5. Болезни печени связаны с частыми переживаниями... 6. Болезни желудка связаны с частыми переживаниями... Задание 5. Дайте определение разным формам эмоциональных переживаний. Определите, о каких эмоциональных переживаниях идет речь в следующих фрагментах. 1. В древности китайские торговцы жемчугом следили за зрачками покупателей, рассматривающих выставленный товар. Если зрачок расширялся, торговец начинал настойчиво убеждать человека совершить покупку и часто с выгодой продавал свой товар. 2. Весь день они ссорились. Насколько мне известно, Нора собиралась положить конец их отношениям, и деловым, и личным. Она потребовала, чтобы он немедленно покинул дом. Но Риччио прекрасно чувствовал себя там и не собирался уходить. Риччио преследовал Нору по пути от ее комнаты до мастерской, стараясь убедить ее отказаться от своих намерений. Дэни сидела у себя и занималась, когда услышала крик Норы. Сбежав вниз, она увидела, что Риччио угрожает матери. Схватив со стола резец, она кинулась между ними и всадила орудие ему в живот. Когда Риччио, обливаясь кровью, рухнул на пол, девочка впала в истерику и стала рыдать. (Г. Роббинс) 3. Мы остановились перед светофором — с визгом; это было в духе отца — тормознуть так, чтобы мурашки по спине, чтобы ни сантиметра в запасе, — на волосок от вечности. Когда мы остановились, он сказал: — Питер, ты как приехал сюда — все время киснешь. Неприятности? ...Что я мог ему ответить? И да, и нет... Тогда (чутье ему не изменило) он сказал: — Я знаю. Знаю, Питер. В жалкое время живем. — Зажегся зеленый свет, и мы рванули с места. — Жалкое время. Пустое время. Серое время. В воздухе прямо пахнет гнилью. А главное — будет еще хуже. Это ты понимаешь? Почитай Карлейля. Почитай Гиббона. Возьми время вроде нашего, когда люди блудят с фальшивыми богами, когда второй от конца — это уже первач, когда кидаются на все, лишь бы было новым, гладким, забористым, — и к чему ты в конце концов приходишь? К моральной и духовной анархии, вот к чему. Потом — к политической анархии. А потом? К диктатуре! (У. Стайрон) 4. Первое, что он увидел дома, отперев дверь своим ключом, был отделанный золотом зонтик жены, лежавший на сундучке. Сбросив меховое пальто, Соме кинулся в гостиную. ...Он увидел Ирен на ее обычном месте в уголке дивана. Он тихо притворил дверь и подошел к ней. Она не шелохнулась и как будто не заметила его. — Ты вернулась? — сказал Соме. — Почему же ты сидишь в темноте? Тут он разглядел ее лицо — такое бледное и застывшее, словно кровь остановилась у нее в жилах; глаза, большие, испуганные, как глаза совы, казались огромными. В серой меховой шубке, забившись в угол дивана, она напоминала чем-то сову, комком серых перьев прижавшуюся к прутьям клетки. Ее тело, словно надломленное, потеряло свою гибкость и стройность, как будто исчезло то, ради чего стоило быть прекрасной, гибкой, стройной... Ирен не взглянула на него, не сказала ни слова; блики огня играли на ее неподвижной фигуре. Вдруг она встрепенулась, но Соме не дал ей встать; и только в эту минуту он понял все. Она вернулась, как возвращается к себе в логовище смертельно раненое животное, не понимая, что делает, не зная, куда деваться. Одного взгляда на ее закутанную в серый мех фигуру было достаточно Сомсу. В эту минуту он понял, что Босини был ее любовником; понял, что она уже знает о его смерти, — может быть, так же, как и он, купила газету и прочла ее где-нибудь на углу, где гулял ветер... Он снова взглянул на нее, сжавшуюся в комок, словно подстреленная, умирающая птица, которая ловит последние глотки воздуха, медленно поднимает мягкие невидящие глаза на того, кто убил ее, прощаясь со всем, что так прекрасно в этом мире: с солнцем, с воздухом, с другом. Так они сидели у огня по обе стороны камина и молчали. (Дж. Голсу-орси) Задание 6. Объясните, почему... а) когда мы повторяем слово «лимон», во рту становится кисло? б) чтобы подавить вспышку гнева, неплохо сосчитать до десяти? в) для поддержания бодрости люди иногда насвистывают? г) если весь день просидеть с унылым видом, вздыхая и отвечая на вопросы мрачным голосом, то охватит меланхолия? д) если думать и говорить, что сейчас стошнит, то это может и произойти? е) К. С. Станиславский советовал студентам в драматических сценах думать о чем-то грустном и плохом, чтобы вызвать вполне реальные слезы? Задание 7. Определите авторов приведенных взглядов на сущность эмоций. Как вы считаете, телесные проявления — причина или результат возникновения эмоций? 1. Я совершенно не могу вообразить, что за эмоция страха останется в нашем сознании, если устранить из него чувства, связанные с усиленным сердцебиением, коротким дыханием, дрожью губ, с расслаблением членов, «гусиной кожей» и «возбуждением во внутренностях». 2. Может ли кто-нибудь представить себе состояние гнева и вообразить при этом тотчас же не волнение в груди, прилив крови к лицу, расширение ноздрей, стискивание зубов и стремление к энергичным поступкам, а, наоборот, расслабленные мышцы, ровное дыхание и спокойное лицо? Задание 8. Дайте объяснение противоречию, звучащему в следующих примерах. 1. Когда люди встречают близкого человека на вокзале после долгой разлуки, они часто плачут, вместо того чтобы радоваться. 2. На свадьбе новобрачные, вместо того чтобы радоваться, часто чувствуют взаимное раздражение и переживают комплекс отрицательных эмоций. 3. Когда не ладятся дела и человек наталкивается на препятствие в осуществлении своей деятельности, он вместо огорчения и печали часто демонстрирует гнев, ярость, агрессию. 4. Спортсмены, побив мировой рекорд, вместо того чтобы испытывать гордость и счастье, часто плачут и раздражаются. 5. Когда человека провоцируют, обижают, задевают, он часто смеется в лицо обидчику. 6. В напряженных, экстремальных, рискованных ситуациях вместо страха люди шутят, смеются. Задание 9. С какими из приведенных тезисов можно (нельзя) согласиться и почему? Какие тезисы нуждаются в уточнении? 1. Под воздействием эмоций нарастает продуктивность деятельности. 2. Под влиянием эмоций усиливается тенденция к фантазированию. 3. Эмоции снижают страх перед неизвестным. 4. Эмоции снижают внимание к деятельности. 5. Обилие эмоций разрушает мыслительную деятельность. 6. Страх — это всегда следствие недостатка информации. 7. В момент удивления отсутствуют мысли. 8. Эмоции нужны для приспособления к окружающей среде. 9. По закону Йоркса—Додсона, деятельность не достигает успеха, когда человек относится к ней отрицательно либо когда он относится к ней чрезмерно положительно. 10. По образному выражению И. П. Павлова, «страсть можно вогнать в мышцы». |
Что из того о чём говорит врач в письме, на Ваш взгляд, актуально и сегодня, а что нет? | В соответствии со ст. 15 Уголовного кодекса преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное... |
Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается устойчивость к стрессам, растет напряженность.... | Цель: Обеспечить полноценный активный отдых и положительное эмоциональное состояние детей |
Щёлкните в ячейке "№ правильного ответа", затем по кнопке со стрелкой и выберите номер правильного, на ваш взгляд, ответа | Щёлкните в ячейке "№ правильного ответа", затем по кнопке со стрелкой и выберите номер правильного, на ваш взгляд, ответа |
Щёлкните в ячейке "№ правильного ответа", затем по кнопке со стрелкой и выберите номер правильного, на ваш взгляд, ответа | ... |
Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, жестов, а также в речи или рисунке | Посмотреть на молодых, на свадебное веселье приходят все. Наблюдать свадебное действо приходилось и мне. И мне было интересно узнать,... |
Выполни два варианта деления. Укажи номера рыбок каждой группы и напиши, чем одна группа отличается от другой |