Задание Когда-то О. В. Кербиков сказал, что «правдиво отражающее искусство может способствовать развитию науки». Так, один из клинических терминов вошел в обиход во многом благодаря писателям, журналистам и судебным деятелям.



Скачать 83.61 Kb.
НазваниеЗадание Когда-то О. В. Кербиков сказал, что «правдиво отражающее искусство может способствовать развитию науки». Так, один из клинических терминов вошел в обиход во многом благодаря писателям, журналистам и судебным деятелям.
Дата15.04.2013
Размер83.61 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Индивидуальные задания/Психологии групповых отношений.docx
2. /Индивидуальные задания/Психология внимания.docx
3. /Индивидуальные задания/Психология воли.docx
4. /Индивидуальные задания/Психология воображения и творчества.docx
5. /Индивидуальные задания/Психология восприятия.docx
6. /Индивидуальные задания/Психология личности.docx
7. /Индивидуальные задания/Психология мышления.docx
8. /Индивидуальные задания/Психология общения.docx
9. /Индивидуальные задания/Психология памяти.docx
10. /Индивидуальные задания/Психология способностей.docx
11. /Индивидуальные задания/Психология темперамента.docx
12. /Индивидуальные задания/Психология характера.docx
13. /Индивидуальные задания/Психология эмоций.docx
Задание Продолжите следующие высказывания
Задание Проанализируйте примеры рассеянности. Попытайтесь объяснить, что происходит с вниманием рассеянного человека в каждом случае. Как вы считаете, одинаковые ли формы рассеянности описаны писателями? С чем они связаны?
Задание Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где — с тормозной функцией воли
Задание Прокомментируйте следующие тезисы. Какие из них кажутся вам верными, неверными, спорными?
Задание С. Л. Рубинштейн приводит пример патологического восприятия. Объясните, в чем дефект цветоощущения больного. С чем он связан? Что является основной особенностью нормального восприятия?
Задание Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и точные
Задание Определите, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, укажите на их особенности
Задание Ниже приведен список утверждений. Оцените их с точки зрения правильности и неправильности
Задание Какие из перечисленных явлений относятся к памяти, а какие — к представлениям?
Задание Прочтите следующую притчу и ответьте на вопрос: каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае?
Задание Ниже приведен список утверждений о природе темперамента, принадлежащих разным авторам (Гиппократ, В. Н. Мясищев, Э. Кречмер, У. Шеддон, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, Б. Г. Ананьев, В. М. Русалов). Определите автора каждого из них
Задание Когда-то О. В. Кербиков сказал, что «правдиво отражающее искусство может способствовать развитию науки». Так, один из клинических терминов вошел в обиход во многом благодаря писателям, журналистам и судебным деятелям.
Задание Познакомьтесь с приведенными примерами. Какое эмоциональное состояние в них описано? Чем, на ваш взгляд, отличается правонарушение, совершенное в этом состоянии, от «обычного» преступления?

Задание 1. Когда-то О. В. Кербиков сказал, что «правдиво отражающее искусство может способствовать развитию науки». Так, один из клинических терминов вошел в обиход во многом благодаря писателям, журналистам и судебным деятелям. Ниже приведены примеры, иллюстрирующие его. Определите этот термин. Объясните, чем показательны данные примеры.

1. В 1885 г. Н. С. Лесков опубликовал в февральском и мартовском номерах журнала «Новь» рассказ «Старинные психопаты»: его герой — малороссийский помещик Степан Иванович Вишневский — самодур и развратник; его жена подыскивала ему молодых наложниц и была вполне счастливой в роли сводницы. Рассказ заканчивается следующим выводом Н. С. Лескова: «Передавая эти сказания в сборе отрывочных сведений из нескольких уст, я не стану стараться выяснить личность Степаниды Васильевны Вишневской каким-либо более точным определением. Думаю лишь, что по нынешним временам это подходило бы к тому, что называют ...».

2. Ф. М. Достоевский в романе «Идиот» (1868) описал, в частности, характеры Гавриила Ардалионовича Иволгина (Гани) и Парфена Рогожина, ставшие впоследствии чуть ли ни классической иллюстрацией к клинической практике.

Внутренний мир Гани — клубок мелких страстей, противоречий, неудовлетворенных желаний. Он очень тщеславен, считает, что заслуживает положения гораздо более высокого, чем то, которое занимает. Ради этого он как будто соглашается жениться на Настасье Филипповне за крупную сумму денег, которую предлагает генерал. Но он в мучительных сомнениях: в день, когда он должен дать окончательный ответ, он генералу говорит «да», генеральше — «нет», а Аглае пишет, что по первому ее слову порвет договор. Одновременно Ганя подозревает, что Настасье Филипповне известны его истинные мотивы и она смеется над ним, презирает его, что-то против него замышляет. В обществе генерала и его семьи Ганя сдержан, приличен, вежлив, но маска светских манер с него слетает при общении с князем Мышкиным, которого он ни во что не ставит, а в своем доме он — деспот, не желающий считаться с мольбами матери и сестры. Однако и острые сцены не для него: дав князю пощечину, он тут же сникает и извиняется; при словах князя о Рогожине, что такой, пожалуй, женится, а через неделю зарежет, он так сильно вздрагивает, что князь отшатывается от него; а в сцене, где Настасья Филипповна бросает в огонь принесенные ей Рогожиным сто тысяч, Ганя падает в обморок.

Рогожин — человек одной страсти, без колебаний и сомнений. Его страсть к Настасье Филипповне зарождается с первого взгляда, и он добивается ее, сметая все на своем пути. В острых ситуациях он чувствует себя как рыба в воде, упивается ими. Но, будучи крайне эгоистичным, добиваясь Настасьи Филипповны, он не считается с ее чувствами, с ее растерзанным внутренним миром, с ее отчаянием. Его страсть постоянно окрашивается злобой и гневом. Он сжимает кулаки на всех возможных или воображаемых соперников. Ревнуя, он выслеживает князя Мышкина, тот постоянно ловит его тяжелый, горячечный взгляд. «Я, — признается князю Рогожин, — как тебя нет передо мною, то тотчас же к тебе злобу и чувствую... Так бы взял и отравил чем-нибудь!» Кончается тем, что Рогожин выходит на князя с ножом и только чудом тот остается жив. Его агрессия распространяется и на Настасью Филипповну: психологического насилия ему недостаточно, и однажды он избивает ее, а потом и убивает.

Случаи, подобные описанному Ф. М. Достоевским, были для тогдашней судебной практики не редкостью, и, работая над романом, писатель обращался к газетам, в которых освещались подробности судебных дел (в частности, убийства семьи Жемариных). В 1881 г. великий русский психиатр С. С. Корсаков, выступая в судебных заседаниях по делу Прасковьи Качко, убившей на студенческой вечеринке своего возлюбленного, также использовал для описания ее состояния данный термин. В 1884 г. петербургский психиатр И. М. Балинский по делу Семеновой дал заключение, что она не обнаруживает признаков психической болезни, но и не является здоровой.


Задание 2. Вспомните определение психопатии и критерии Ганнушкина—Кербикова. Почему в старой литературе психопаты именовались «моральными помешанными», «моральными метисами», «врагами общества»? Что именно деформируется в характере при психопатиях? Возможна ли коррекция психопатического поведения и в каких случаях? Приведите примеры психопатии из литературы.


Задание 3. Ниже приведены некоторые «методы» определения характера. Есть ли в них рациональное зерно? Выразите отношение к ним с точки зрения современной науки. Какие методы исследования характера вы знаете? На чем они основаны?

1. В XVIII в. широкое хождение имела физиогномическая система цюрихского ученого Иоганна Каспара Лафатера, который считал, что голова человека есть «зеркало души». Вот некоторые примеры из учебника по физиогномике, опубликованного в 1901 г.: большой лоб — леность, неподвижность; большой нос — гордость, честолюбие; толстый нос — страсть к еде и вину; тонкие губы — хитрость, эгоизм, жестокость.

2. Другое направление в объяснении различий характеров связано с именем немецкого врача Франца Галля. Это — френология, определение особенностей характера по выпуклостям и впадинам черепа. В основе френологии лежало положение о том, что все свойства характера имеют специализированные центры в коре головного мозга. А поскольку, по Ф. Галлю, кости черепа должны соответствовать выпуклостям и впадинам мозга, достаточно ошупать череп, чтобы определить характер его об.'пишеля. Ф. Галль составил специальные френологические карты, гае поверхность черепа разбивазась на 27 участков, каждому из которых в зависимости о; «шишки» или «ямы» приписывалось качество характера. Так, на лбу можно нащупать шишки и впадины гордости, приручаемости, хитрости, духа противоречия, прозорливости; на макушке прощупывается непоколебимость; на затылке — способность к членораздельной речи.

3. Наиболее устойчивой оказалась идея определения характера по почерку. Первые идеи об этом были высказаны в неоконченном труде неаполитанского профессора Марка Аврелия Северина. В 1622 г. итальянец Камилло Бальди выступил с трактатом «Как распознать по одному только письму натуру и свойства писавшего». В 1570 г. в Париже была образована даже корпорация экспертов почерка, которой король Генрих IV пожаловал в 1595 г. патент на производство судебных экспертиз. В 1727 г. Людовик XV преобразовал ее в особую академию, просуществовавшую до 1792 г. В XVIII в. даже Лейбниц высказал убеждение, что когда почерк свободен и непринужден, то он отражает психику человека. Лафатер писал об удивительной аналогии между речью, походкой и почерком. Эта идея очень увлекла Гете, который стал даже субсидировать Лафатера в его исследованиях. Под впечатлением сочинений Лафатера приват-доцент Громан из Виттенберга написал в 1792 г. трактат «Исследование возможности определения характера по почерку», где заявил, что по почерку можно определить рост, голос, даже цвет глаз и волос писавшего. А Ганс Гросс в своем «Руководстве для судебных следователей» предложил механический способ угадывания характерных особенностей почерка, а именно: «по писаному водят сухим пером, заостренной спичкой или при некотором навыке просто следят глазами букву за буквой и стараются делать это по возможности с такой же быстротой, с какой писал бы и сам исследователь. ...При этой операции на самом деле приходишь в особенное состояние, совершенно соответствующее тому, в котором в свое время писана была исследуемая рукопись. Испытываешь нервное возбуждение, беспокойство, радость, гнев, те самые чувства, под шиянием которых писал собственник рукописи. Но не только такие скоропреходящие состояния, которые переживались автором, но его способности и качества характера, присущие ему, могут быть отгаданы при таком способе исследования, — при условии, если исследователь имеет некоторую в этом отношении опытность и вообще обладает впечатлительностью и восприимчивостью».


Задание 4. Ниже приводится фрагмент из работы А. Ф. Кони. Мысленно замените названные типы темперамента на соответствующие типы акцентуации характера. Людям с какими акцентуациями свойственно похожее поведение? Ответьте на вопрос, поставленный А. Ф. Кони.

Для характеристики влияния темперамента на показания, т.е. на рассказ о том, как отнесся свидетель к тому или другому явлению или событию, можно, в виде примера, представить себе отношение обладателей различных темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самую смерть вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или что он раздался слишком поздно.

Сангвиник, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина — раздался раздирающий крик, хлынула кровь, — мне послышался даже треск костей, эта картина стоит перед глазами, преследует меня, волнуя и тревожа».

Меланхолик скажет: «При мне вагон трамвая раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров — и все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратной потере — и картина осиротелой семьи с болью возникает в моей душе».

Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно начать звонить и предупреждать тем рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго судить!»

А флегматик расскажет: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа народа, что-то смотрят; я привстал в пролетке и вижу — лежит какая-то женщина поперек рельсов, — вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее!»

Не следует ли из того факта, что в показаниях свидетелей и потерпевших встречаются ошибки, делать вывод, что этот источник информации вообще ненадежен?


Задание 5. Какие из следующих признаков могут рассматриваться как симптомы будущих психопатических изменений и почему?

Плохое поведение в школе, пропуски уроков, неблагополучная семейная жизнь, конфликты на работе, злоупотребление алкоголем, тяготение к наркотикам, неоднократные аресты и приводы, жизнь за чужой счет, отсутствие друзей, бродяжничество, присвоение вымышленных имен, лживость, безрассудные поступки, садизм в сексуальных отношениях, жестокость, правдолюбие, пессимизм, нетерпимость к другим, тревожность, мнительность, капризность, злоупотребление в еде, отсутствие любви к детям, грубое обращение с животными, неаккуратность, скрупулезность, эффективность, затруднение выработки «тормозов», шумливость, подвижность, поведенческая неустойчивость, педантичность, скупость, жестокость, религиозный фанатизм, внушаемость, вероломство, борьба за справедливость, мелкое воровство.


Задание 6. Ниже приведен отрывок из повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Определите тип психопатии Фомы Опискина, укажите на проявления характерных признаков.

...Теперь прошу вообразить Фому Фомича, которому приказали явиться, угрожая силою в случае отказа.

— Мои ли уши слышали такую угрозу, полковник? — возопил Фома, входя в комнату. — Так ли мне передано?

— Твои, твои, Фома, успокойся, — храбро отвечал дядя. — Сядь; поговорим серьезно, дружески, братски. Садись же, Фома.

Фома Фомич торжественно сел на кресло. Дядя быстрыми, нервными шагами ходил по комнате, очевидно, затрудняясь, с чего начать речь...

— Видишь, Фома, мы не сходимся в некоторых пунктах..., да, именно в некоторых пунктах, и потому, Фома, не лучше ли, брат, расстаться? Я уверен, что ты благороден, что ты мне желаешь добра, и потому... Но что долго толковать! Фома, я твой друг во веки веков и клянусь в этом всеми святыми! Вот пятнадцать тысяч рублей серебром: это все, брат, что есть за душой, последние крохи наскреб, своих обобрал. Смело бери! Я должен, я обязан тебя обеспечить! ...Поезжай-ка в наш городишко, Фома, всего десять верст; там есть домик за церковью, в первом переулке, с зелеными ставнями, премиленький домик вдовы-попадьи, она продаст. ...Поселись-ка там, подле нас...

Долгое время царствовало глубокое молчание. Фома сидел в креслах, как будто ошеломленный, и неподвижно смотрел на дядю, которому, видимо, становилось неловко от этого молчания и этого взгляда.

— Деньги! — Проговорил наконец Фома каким-то выдавленно-сла-бым голосом, — где же они, где эти деньги?..

— Вот они, Фома: последние крохи, ровно пятнадцать, все, что было... вот!

— Гаврила [слуга]! возьми себе эти деньги, — кротко проговорил Фома, — они, старик, могут тебе пригодиться. — Но нет! — вскричал он вдруг, с прибавкою какого-то необыкновенного визга и вскакивая с кресла, — нет! дай мне их сперва, эти деньги, Гаврила! дай мне их! дай мне их! дай мне эти миллионы, чтоб я притопал их моими ногами, дай, чтоб я разорвал их, оплевал их, разбросал их, осквернил их, обесчестил их!... Мне, мне предлагают деньги! подкупают меня, чтоб я вышел из этого дома! Я ли это слышал? я ли дожил до этого последнего бесчестия? Вот, вот они, ваши миллионы! Смотрите: вот, вот, вот и вот! Вот как поступает Фома Опискин, если вы до сих пор этого не знали, полковник!

И Фома разбросал всю пачку денег по комнате. Замечательно, что он не разорвал и не оплевал ни одного билета, как похвалялся сделать; он только немного помял их, но и то довольно осторожно.

...Поступок Фомы произвел на дядю настоящий столбняк. В свою очередь он стоял теперь перед ним неподвижно, бессмысленно, с разинутым ртом. Фома между тем поместился опять в кресло и пыхтел, как будто от невыразимого волнения.

— Ты возвышенный человек, Фома! — вскричал, наконец, дядя, очнувшись, — ты благороднейший из людей!

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru