Задание Продолжите следующие высказывания



Скачать 96.46 Kb.
НазваниеЗадание Продолжите следующие высказывания
Дата15.04.2013
Размер96.46 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Индивидуальные задания/Психологии групповых отношений.docx
2. /Индивидуальные задания/Психология внимания.docx
3. /Индивидуальные задания/Психология воли.docx
4. /Индивидуальные задания/Психология воображения и творчества.docx
5. /Индивидуальные задания/Психология восприятия.docx
6. /Индивидуальные задания/Психология личности.docx
7. /Индивидуальные задания/Психология мышления.docx
8. /Индивидуальные задания/Психология общения.docx
9. /Индивидуальные задания/Психология памяти.docx
10. /Индивидуальные задания/Психология способностей.docx
11. /Индивидуальные задания/Психология темперамента.docx
12. /Индивидуальные задания/Психология характера.docx
13. /Индивидуальные задания/Психология эмоций.docx
Задание Продолжите следующие высказывания
Задание Проанализируйте примеры рассеянности. Попытайтесь объяснить, что происходит с вниманием рассеянного человека в каждом случае. Как вы считаете, одинаковые ли формы рассеянности описаны писателями? С чем они связаны?
Задание Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где — с тормозной функцией воли
Задание Прокомментируйте следующие тезисы. Какие из них кажутся вам верными, неверными, спорными?
Задание С. Л. Рубинштейн приводит пример патологического восприятия. Объясните, в чем дефект цветоощущения больного. С чем он связан? Что является основной особенностью нормального восприятия?
Задание Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и точные
Задание Определите, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, укажите на их особенности
Задание Ниже приведен список утверждений. Оцените их с точки зрения правильности и неправильности
Задание Какие из перечисленных явлений относятся к памяти, а какие — к представлениям?
Задание Прочтите следующую притчу и ответьте на вопрос: каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае?
Задание Ниже приведен список утверждений о природе темперамента, принадлежащих разным авторам (Гиппократ, В. Н. Мясищев, Э. Кречмер, У. Шеддон, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, Б. Г. Ананьев, В. М. Русалов). Определите автора каждого из них
Задание Когда-то О. В. Кербиков сказал, что «правдиво отражающее искусство может способствовать развитию науки». Так, один из клинических терминов вошел в обиход во многом благодаря писателям, журналистам и судебным деятелям.
Задание Познакомьтесь с приведенными примерами. Какое эмоциональное состояние в них описано? Чем, на ваш взгляд, отличается правонарушение, совершенное в этом состоянии, от «обычного» преступления?

Задание 1. Продолжите следующие высказывания.

1. Группу образуют как объективная необходимость в сотрудничестве, так и...

2. В работах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и их последователей («коммунарство» 50—60-х годов) под влиянием господствующей идеологии развитие личности отождествляется с...

3. Решающую же роль в формировании отечественной теории группового (коллективного, в принятой у нас терминологии) поведения сыграли работы...

4. Из теоретического наследия А. С. Макаренко в настоящее время сохраняют актуальность его идеи о...

5. Деятельностный подход оказывается полезным при изучении отдельных феноменов социальной группы:...

6. Основная идея параметрической концепции Л. И. Уманского состоит в предположении, что...


Задание 2. Аргументируйте правильность или ложность следующих утверждений.

1. Группа — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе признаков: характера и цели деятельности, а также структуры и уровня развития.

2. Структура и уровень развития группы не определяется целями деятельности.

3. Согласно теории самокатегоризации, сплоченность группы растет с увеличением межличностной привлекательности.

4. В группе постоянно проходит периодический процесс: любой феномен в группе, любое наблюдаемое явление — это результирующее влияние личности и среды.

5. В рамках стратометрической концепции сплоченность рассматривается как межличностная аттракция.

6. Согласно теории групповой динамики, возникает особое поле сил, формирующее у члена группы чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться.


Задание 3. Проанализируйте, какие ошибки допущены в выдвижении героев отрывков на руководящие должности. Почему компетентные служащие становятся плохими руководителями?

1. Ф. Аворит состоял в должности мастера и выполнял эксплуатационные работы на предприятиях, подчиненных муниципалитету города Триумф. Старшие служащие городской ратуши не чаяли в нем души. Все они превозносили его за безотказность. «Мне нравится Аворит, — говорил главный инженер. — Он знает что к чему, всегда приветлив и покладист». Такое поведение соответствовало положению Ф. Аворита: от него не требовались самостоятельные решения, так что не возникало и причин для разногласий с начальством.

Главный инженер вышел на пенсию, и Аворит занял его место. Он по-прежнему шел навстречу каждому. Любые указания, исходившие сверху, становились его указаниями мастеру. Несогласованность этих указаний порождала конфликты, планы приходилось постоянно менять, и вся работа отдела расстроилась. Посыпались жалобы от мэра и муниципальных советников, от избирателей и профсоюза рабочих-эксплуатационников.

Ф. Аворит по-прежнему всем говорит «да» и деловито передает послания начальства своим подчиненным, а потом обратно. Числится он главным инженером, на деле же работает курьером. Эксплуатационный отдел тратит большие сметы, но никак не может выполнить установленного объема работ.

2. К. О'Пуш показал себя на редкость старательным и сообразительным учеником в автомастерских «Кардан энд Балл». Поэтому его быстро сделали механиком, работающим по вызову. Здесь он проявил выдающуюся способность обнаруживать загадочные неисправности и беспредельное терпение в работе по их устранению. Его продвинули и назначили старшим мастером ремонтного цеха.

Теперь его любовь к технике, как и его дотошность, обернулись помехой делу. Он берется за любую работу, если она кажется ему интересной, и не считается с тем, насколько загружен цех. «Как-нибудь выкрутимся», — говорит он. Ремонт у него будет продолжаться, пока он не добьется собственной полной удовлетворенности результатами.

Он все время встревает в работу механиков, редко сидит за своей конторкой. Обычно его руки до локтей погружены в разобранный двигатель, и пока рабочий, который должен был заниматься этим двигателем, стоит рядом и наблюдает, другие толкутся рядом в ожидании нарядов. В результате цех все время перегружен, в нем всегда царит неразбериха, и сроки выполнения заказов часто срываются.

К. О'Пуш не в состоянии понять, что обычного клиента мато волнует совершенство — ему бы получить машину в срок, и чтоб была на ходу! О'Пуш не может взять в толк, что среди его рабочих большинство интересуется не столько моторами, сколько суммами, причитающимися в получку. Поэтому он не находит общего языка ни с клиентами, ни с подчиненными.

Компетентный механик стал некомпетентным мастером.

3. Вдумайтесь в историю прославленного генерала Побединга, ныне покойного. Манера быть на дружеской ноге с подчиненными, любовь к крепким выражениям, пренебрежение к мелочным требованиям устава и несомненная личная храбрость снискали ему обожание солдат и офицеров. Он командовал ими во многих заслуженно выигранных битвах.

Произведенный в фельдмаршалы, Побединг оказался в положении, когда ему пришлось иметь дело не с рядовыми, а с политиками и высшим генералитетом союзных войск. Ему не по душе было соблюдать должный протокол. Язык его не поворачивался произносить принятые слова любезности и расточать комплименты. Он перессорился со всеми высокими чинами, днями напролет валялся на своей походной койке, пил и горевал в обиде. Руководство боевыми действиями выпало из его рук, командовать стали подчиненные. (По Л. Дж. Питеру)


Задание 4. Определите, какие из перечисленных утверждений объясняют феномен конформности, какие — просто описывают ее аспекты, а какие смешивают конформность с другими групповыми процессами (какими?).

1. Чем выше интеллект, тем ниже конформность.

2. Важным условием конформного поведения является оценка «наивным субъектом», олицетворяющим собой групповое меньшинство, как собственной компетентности, так и компетентности большинства: высокая степень уверенности в своей компетентности уменьшает зависимость от группы, но эта зависимость возрастает, если компетентность большинства оценивается высоко.

3. Конформность — это результат функционирования сильного лидера.

4. Конформность как внутреннее подчинение группе состоит в том, что часть индивидуумов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его не только в данной ситуации, но и за ее пределами. Оно осуществляется либо по принципу «большинство всегда право», либо посредством выработки собственной объяснительной логики сделанного выбора (этим достигается и согласие с группой, и согласие с самим собой).

5. Женщины более конформны, чем мужчины, а дети более конформны, чем взрослые.

6. Известно, что с усилением децентрализации коммуникативных сетей и групповой сплоченности нарастает конформное поведение.

7. Конформность помогает проникнуть во внутренний мир другого человека.

8. Максимум конформности достигается к подростковому возрасту.

9. Согласно информационной теории конформности, человек ищет информацию, помогающую оценить и соотнести свое поведение с поведением других; этот поиск вызван стремлением субъекта редуцировать неопределенность своего положения в группе. Информационный процесс осуществляется путем оценивания: человек либо использует поведение других как некий стандарт, с которым он может себя сопоставить, либо он формирует впечатление о себе, исходя из ориентированного на него поведения других. Так возникает зависимость от других.


Задание 5. Попробуйте объяснить результаты приведенного ниже исследования.

Ч. Немет обнаружила, что влияние меньшинства и большинства различается характером вызываемой у членов группы концентрации внимания, своеобразием процесса принятия решения. В случае влияния меньшинства внимание сфокусировано на альтернативных решениях и люди прилагают больше интеллектуальных усилий, чтобы принять решение. При этом возрастает вероятность обнаружения новых неожиданных решений. При влиянии меньшинства имеет место тенденция к дивергенции решений, а при влиянии большинства — к конвергенции в направлении позиции большинства, поэтому внимание группы сфокусировано лишь на тех аргументах, которые близки к мнению большинства.


Задание 6. Когда конфликт может быть выгоден? Проанализируйте с этой точки зрения следующие ситуации и предположите наличие «выгоды» для какой-либо из сторон. Нужно ли стремиться разрешать подобные конфликты?

1. Кэтти и Люси — сестры, которые не встречаются и не разговаривают друг с другом почти двадцать лет, хотя живут в одном городе. Каждая из них полна обиды, они носят в себе «замороженный гнев». У младшей, Кэтти, муж и двое детей занимают все время, она — домохозяйка. Старшая, Люси — совладелец крупного концерна. Ее личная жизнь не удалась, но она многого достигла сама, благодаря упорству, труду и самоограничениям.

2. Как договорились, я ждал Мэри под часами у городской ратуши, сжимая в руке билеты на свою любимую оперу. Однако Мэри пришла не только с опозданием на полчаса (а ведь она знает, как я не люблю пропускать увертюру), но и в супермини-юбке, с ярко накрашенными губами. Сколько раз я говорил ей, что опера — это не поп-шоу и я предпочитаю, чтобы она одевалась более консервативно, например, как Фанни из соседнего отдела, которая тоже увлекается классической музыкой. Сразу после ритуального поцелуя я наорал на нее. Она слабо оправдывалась. На концерт мы все-таки пошли, но я был обижен и не получил никакого удовольствия от музыки. Расстались мы холодно, и я ей не звонил почти неделю.

3. Измена мужа так больно ранила меня, что я не могла простить его, хотя внешне старалась вести себя нормально. Муж намного старше меня, я вышла за него против воли своих родителей — они не считали его хорошей партией для меня, и в то время за мной ухаживали сверстники, которые сейчас преуспевают ничуть не хуже, чем он. Я не ожидала такого от него, ведь я стольким пожертвована ради того, чтобы быть с ним...

4. Нэнси, мать 8-летнего Бобби, часто наказывает его, считая его бестолковым, неаккуратным, слабохарактерным, что очень выводит из себя их соседку — старую деву миссис Перкинс. Она всегда бросается на защиту Бобби, готова даже вызвать полицейских и привлечь Нэнси к суду за жестокое обращение с ребенком. Любой другой на ее месте тоже потребовал бы справедливости и жалости к ребенку, но почему миссис Перкинс-то в таком угаре?

5. Начальник критикует работу всей строительной бригады. Это никому не нравится, но все молчат, кроме Питера. Он один обвиняет начальника в некомпетентности и пристрастном отношении к их бригаде.


Задание 7. Какие феномены межличностных отношений описаны в приведенных примерах? Какие психологические теории предложены для объяснения затруднений, которые испытывает человек в связи с необходимостью радикально изменить свои взгляды в новых обстоятельствах? По вашему мнению, когнитивный диссонанс — это следствие недостаточного определенного выбора или двойственного отношения к ситуации? Какие средства используют люди для восстановления когнитивного равновесия?

1. Если осторожного и благоразумного человека втянуть в рискованную биржевую игру, он будет чувствовать себя крайне неуютно. Он попытается либо изменить свое поведение, продав сомнительные акции, либо изменит представление о себе, заявив, что он благоразумен и осторожен в личной жизни, а в делах способен идти на риск.

2. Если человек решил бросить курить, он больше будет интересоваться статистикой рака легких, участвовать в кампаниях против курения, гордиться своей «непрокуренностью» и т.д. Если же он решил продолжить курить, он выдвинет аргументы типа: «Бросить курить — значит растолстеть», «Когда я не курю, я становлюсь таким раздражительным, что для других же будет лучше, если я курить не брошу» или «Стоит ли ради 2—3 лишних лет жизни все остальные годы лишать себя этого удовольствия?»

3. Молодой человек, узнавший, что его брат — гомосексуалист, будет поддерживать с ним такие же отношения, как и раньше, но избегать обсуждения с ним больного вопроса или же, говоря себе, что брат, должно быть, и сам страдает от своей сексуальной ориентации и будет делать все возможное, чтобы ее изменить.


Задание 8. Прочитайте приведенный текст. С чем вы согласны и не согласны? Как вы считаете, стадный инстинкт и тенденция человека принадлежать к группе — сходные процессы?

В. Троттер ведет наблюдаемые у массы психические феномены от стадного инстинкта, который прирожден человеку так же. как и другим видам животных. Биологически эта стадность есть аналогия и как бы продолжение многоклеточное™, а в духе теории либидо дальнейшее выражение склонности всех однородных живых существ к соединению во все более крупные единства. Отдельный индивид чувствует себя незавершенным, если он один. Уже страх маленького ребенка есть проявление стадного инстинкта. Противоречие стаду равносильно отделению от него, и поэтому противоречия боязливо избегают. Но стадо отвергает все новое, непривычное.


Задание 9. Сравните между собой понятия «лидер», «вожак», «вождь» и «руководитель». С каким из данных понятий вы соотнесли бы действия перечисленных исторических персонажей и литературных героев?

Петр I, Юлий Цезарь, Наполеон, Моисей, М. И. Кутузов, Игнатий Лойола, Лютер, С. П. Королев, В. И. Вернадский, И. П. Павлов, В. И. Ленин, А. С. Макаренко, К. С. Станиславский, Л. С. Выготский, А. Д. Сахаров, Винни-Пух, Иисус Христос, Мать (из романа А. М. Горького), Робеспьер, Жанна д'Арк, Остап Бендер, Карлсон, Пеппи-Длинный Чулок, Незнайка, Тимур (из повести А. Гайдара).


Задание 10. О каких межличностных отношениях идет речь в следующем тексте? Как вы могли бы назвать действия Джея Гулда и пастора по отношению друг к другу? Должны ли быть поощряемы такие отношения в воспитании?

Духовный наставник Джея Гулда, финансового заправилы с Уоллстрит и мультимиллионера, попросил его совета, куда лучше вложить деньги. Тот заставил пастора поклясться, что сохранит совет втайне, и посоветовал купить акции «Миссури-Тихоокеанской». Священник так и сделал. В течение нескольких месяцев эти акции росли в цене. Но затем их курс рухнул, и пастор оказался разоренным. В унынии он явился к мистеру Гулду. «Я последовал вашему совету и потерял все свои деньги*. — «Сожалею, — сказал Гулд. — Чтобы вернуть ваше доверие, я готов дать вам сорок тысяч взамен утраченных вами тридцати». Гулд выписал чек, и священник не без внутреннего сопротивления взял его. «Я должен сделать признание, — сказал пастор. — Я не сдержал слова, проговорился нескольким прихожанам». — «О, я знаю, — весело ответил Гулд. — С ними-то я и хотел расправиться».

...И тут я заметил, что Механик разглядывает меня остекленевшим взором.

— Ты что-то совсем притих, малыш, ведь только что на тебя свалилось целое состояние.

— ...Я вовсе не задумывался о том, как потрачу свою долю полученных столь неправедным путем денег...

— Ну, так как ты распорядишься ими? — повторил свой вопрос Механик.

— Не знаю, — честно признался я. — Может быть, брошу свою работу на полставки, которая всегда мешала мне писать. Предполагаю, что теперь смогу все время и все способности отдать литературной деятельности. Может быть, захочу на время уехать из Лос-Анжелеса, пожить на Левом берегу в Париже, как для личного опыта, так и для стимулирования творчества. ...Мне бы хотелось много путешествовать, увидеть мир... Считаю, что каждый автор нуждается в своем Годе путешествий. Возможно, сделаю остановку на Майорке, в Венеции и Флоренции, в Самарканде и, быть может, в Афинах и Стамбуле. Не знаю. О других способах тратить эти деньги я пока не задумывался. ...У меня не столь много желаний, которые можно купить за деньги.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru