Тема 1 Деловое общение как социально-психологическая проблема



НазваниеТема 1 Деловое общение как социально-психологическая проблема
страница1/9
Дата15.04.2013
Размер1.36 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Тема 1

Деловое общение как социально-психологическая

проблема

1. Понятие общения. Идентификация, стереотипизация,

рефлексия. Общение как деятельность

2. Функции и цели общения

3. Общение как прагматическая необходимость

и как самоцель

4. Виды и уровни общения


Тема 2

Перцептивная сторона общения

1. Социальная перцепция

2. Каузальная атрибуция

3. Эффекты межличностного восприятия

4. Предрассудки и их психологические источники


Тема 3

Общение как коммуникация

(коммуникативная сторона общения)

1. Основные элементы коммуникации

2. Соотношение вербальной и невербальной

сторон коммуникации

3. Особенности вербальной коммуникации

4. Убеждающая коммуникация


Тема 4

Общение как взаимодействие

(интерактивная сторона общения)

1. Стратегия взаимодействия

2. Ролевое поведение личности в общении

3. Социальная роль как идеальная модель поведения

4. Концепция Дж. Кейнса о мотивах

экономического поведения

5. Техника самопрезентации и виды

распределения ролей

6. Референтная группа и ее место в процессе

взаимодействия


Тема 5

Механизмы воздействия в процессе общения

1. Общая характеристика основных механизмов

воздействия в общении

2. Влияние

3. Феномен обратной связи в межличностном общении

4. Трудности межличностного общения


Тема 6

Деловое общение и психологические аспекты

переговорного процесса

1. Формы делового общения и их характеристики

2. Техника парирования замечаний и вопросов

3. Создание благоприятного психологического

климата во время переговоров

4. Убедительная аргументация


Тема 7

Конфликты и способы их предупреждения и разрешения

1. Понятие конфликта, его структура и причины

2. Типология конфликтов


Тема 8

Деловая дискуссия, полемика, спор

и их психологические особенности

Тема 9

Этические формы и национальные модели

делового общения

1. Понятие этики, морали, этикета в деловом общении

2. Понятие менталитета

3. Разнообразие национальных моделей

общения, поведения и этикетности


Тема 1 Деловое общение как социально-­психологическая проблема


1. Понятие общения, идентификация, стереотипизация, рефлексия. Общение как деятельность

Общение (в широком смысле) - любая форма контак­тов между людьми.

Коммуникация - это процесс взаимного обмена информа­цией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только пе­редается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Межличностные отношения сосредоточены в основном вокруг психологических проблем, интересов и потребностей, которые затрагивают личность человека.

Процесс общения изучается различными науками. Социоло­гия рассматривает общение как человеческие контакты, приво­дящие к социальным результатам и последствиям. Лингвисти­ка изучает язык, речь, слова и термины как инструмент кодиро­вания и декодирования информации.

Процесс общения подчиняется некоторому алгоритму. На первом этапе восприятия человек, видящий (или слышащий, осязающий, обоняющий) другого, идентифицирует его по полу, возрасту, внешним характеристикам и т.д. В соответствие с осо­бенностями процесса сознания человеческий мозг сортирует полученную от органов чувств информацию. В этот момент идет поиск той ячейки памяти, в которую необходимо уложить эту информацию. Поскольку восприятие и память человека носят ассоциативно-образный характер, то ранее полученная инфор­мация как бы притягивает новую по принципу «подобное - к подобному». Таким образом, новый объект в коре головного мозга сразу попадает в поле уже имеющихся понятий. Этот про­цесс можно назвать «стереотипизацией».

Следующий этап процесса общения - бессознательная «рефлексия». Рефлексия есть способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. В контексте общения рефлек­сия включается на этапе анализа собственной позиции в данном акте общения. После того как прошла стереотипизация, включаются механизмы реакции на контактера. Человек созна­тельно или бессознательно либо готовится к обороне, либо к уходу от более тесного контакта, либо наоборот, он расслабля­ется, рад общению и готов к самораскрытию.

Общение как деятельность свойственна ряду профессий.

По своему служебному долгу, например, постоянно находятся в общении работники справочных служб, сферы услуг, секрета­ри, менеджеры по связям с общественностью, преподаватели, служащие социальной сферы, руководители и т.д. В принципе любая деятельность не обходится без общения. Вместе с тем результатом общения зачастую становятся какие-то поступки, деятельность человека.


^ 2. Функции и цели общения. Общение как прагматическая необходимость и как самоцель

Прагматическая необходимость общения заключает­ся в следующем. Будучи животным социальным, общественным, «человеку разумному» свойственна природная потребность в об­щении. Именно групповой вид социума позволил человеку вы­жить как биологическому виду. Объединение дало возможность сообща защищаться, добывать пищу, мигрировать, заселять тер­ритории. Такая важная функция, как разделение труда, также возможна только в сообществе. Благодаря распространению через общение накопленных знаний об окружающем мире чело­век прогрессировал быстрее всех живых существ.

Диалектика общения отражается в том, что с одной сторо­ны, люди при контактах входят в конфликты интересов и полу­чают отрицательные эмоции. С другой стороны, природа поза­ботилась о самоценности общения, о том, чтобы люди полу­чали удовольствие от общения и тянулись друг к другу.


Функции общения:

1. Контактная функция - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и под­держанию взаимосвязи;

2. Инструментальная функция характеризует общение как соци­альный механизм управления и передачи информации, необ­ходимой для исполнения действия;

3. Ингегративная функция характеризует общение как средство объединения людей;

4. Функция самовыражения или понимания определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;

5. Трансляционная функция служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

6. Функция оказания влияния - изменение состояния, поведе­ния, личностно-смысловых образований партнера;

7. Информативная функция - обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;

8. Эмотивная функция - возбуждение в партнере нужных эмо­циональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний;

9. Статусоопределяющая функция - выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды.


^ Виды и уровни общени

По целям общение делится на биологическое и соци­альное.

Биологическое общение необходимо для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворе­нием основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укреп­ления межличностных контактов, установления и развития меж­персональных отношений, личностного роста.

Уровни общения

Макроуровень - массовые контакты незнакомых людей в достаточно больших группах - в толпе, на митингах и ше­ствиях, на региональном, национальном уровне вплоть до об­щечеловеческого социума. Сюда же входят коммуникации через различные виды массовой информации.

На мезоуровне происходит общение, например, в учебных и трудовых коллективах между подразделениями.

Микроуровень - общение межличностное, подразумеваю­щее известную психологическую близость партнеров. Следует учитывать, что психология группы отличается от психологии индивидуума. На этом основан так называемый фе­номен общественного сознания. Человек в толпе ведет себя совсем не так, как вне группы.

В отечественной социальной психологии выделяют три раз­личных по своей ориентации типа межличностного общения:


1. Императивное общение - авторитарная форма воздействия на партнера, с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками. Партнер по общению рас­сматривается как объект воздействия и выступает пассивной «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуа­лирована. В качестве средств влияния используются приказ, ука­зания, предписания и требования.

2. Манипулятивное общение - это воздействие на парт­нера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и им­перативное общение, манипуляция ставит целью добиться кон­троля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истин­ных целях общения. Техники манипулятивного общения могут включать использование общечеловеческих потребностей _ как физиологических, так и духовных. Как правило, манипулируют чувством страха потерять какие-то блага, или претерпеть стра­дания, или просто страхом перед физическим или душевным дискомфортом. Однако эффективно и воздействие «пряником». Наиболее распространенные способы - лесть, подарки и обе­щания выгод и благ.

Императивную и манипулятивную формы общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рас­сматривая другого как объект воздействия, по сути дела обща­ется сам с собой, оставаясь со своими целями и задачами. Он не видит интересов собеседника, игнорирует его. Манипулятив­ное отношение к другому приводит К разрушению близких отношений, доверительных связей между людьми.

Приведем некоторые известные приемы менипулятивно­го поведения:

  • Подчеркивание промахов и недостатков других, издевки над человеком и возвышение себя.

  • Манипулятор всегда считает правым себя и склонен присваи­вать ваши идеи, находки, убедительные аргументы.

  • Манипулятор не видит достоинства других, но очень точно и зло распознает недостатки.

  • Он не допускает наличия у других высоких мотивов поведе­ния, хотя себя склонен считать нравственным человеком.

  • Добрым и щедрым манипулятор проявляет себя только по от­ношению к очень узкому кругу самых близких людей.

^ Противостоять манипуляци легче всего можно, приняв позицию открытости. Используется и прием «пропускание мимо ушей», ирония.

3. Диалогическое общение представляет собой альтерна­тиву монологическому общению. Здесь доминирует установка на собеседника. Такое общение должно происходить по следующим правилам.

  • Психологический настрой на актуальное состояние собесед­ника и собственное актуальное состояние.

  • Безоценочное восприятие личности партнера, априорное до­верие к его намерениям.

  • Восприятие партнера как равного, имеющего право на соб­ственное мнение и решение.

  • Содержанием общения должны быть не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы.

  • Персонизация общения - разговор от своего имени, без ссыл­ки на мнения и авторитеты.

Итак, путь познания глубины человеческой души - это диалог.

^ Ритуальное (социально-ролевое) общени

Социальный ритуал - это исторически сложившаяся фор­ма неинстинктивного, предсказуемого, упорядоченного символи­ческого поведения. В нем способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению. Ритуалы обеспечивают четко обозначенную последовательность действий; прогнозируемость социальных событий;

создание условий для выживания и безопасности; психотерапевтическую компенсацию, которая заключается в осуществлении общения, объединения людей, преодоление одиночества, тревожности, разлада с собой, обособленнос­ти. Таким образом, мир человека упрощается и упорядочива­ется.

Отклонение участников общения от правил поведения кара­ется жесткими санкциями.

Церемония - более детализированная последовательность действий, включающая некоторое число ритуалов.

Этикет в отличие от социального ритуала, не связан с ве­рой в глубинный ценностный смысл совершаемых действий.

Обычай обладает утилитарно-практическими чертами, кото­рых нет в ритуале.

По мнению Э. Берна ритуалы перестали соответствовать принципу целесообразности и превратились в символ лояльно­сти. Ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени. Например, ритуалы времяпрепровождения не только формируют структу­ру времени и обеспечивают участникам взаимно приемлемое «поглаживание», но и выполняют функцию социального отбора.

Межличностный ритуал - это обмен принятыми в обще­стве фразами, жестами, уместными в данной ситуации. Такое общение, осуществляемое ради самого процесса поддержания контактов, называют «фатическим» (глупое, бессодержатель­ное) употребление стилевых оборотов, жестов, характерных для данной группы, свидетельствует о желании человека показать свою причастность к этой группе.

Несмотря на всеобщее морально-этическое порицание ли­цемерия, окружающие ревностно относятся к тому, чтобы каж­дый демонстрировал чувства уместные.

Еще одна функция ритуалов - обозначение границ взаимо­действия. Например, приветствия и прощания - знаки начала и завершения встречи, указание на то, какой сценарий общения должен быть запущен.

Выполнение ритуальных элементов становится знаком ста­бильности социальных отношений - «все идет как прежде, зна­чит все в порядке». С другой стороны, происходит личностная и групповая идентификация - «со мной здороваются, со мной разговаривают, значит, я нужен, я свой».

Гуманистическое общение признает своим главным пред­метом личность, рассматривая ее как уникальную целостную систему.


Тема 2 Перцептивная сторона общения


^ 1. Социальная перцепция

Социальная перцепция - это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов. При оценке самого себя и других людей оценивается социальный статус, роль и влияние в обществе.

Межличностная перцепция есть процесс воспита­ния, познания и понимания людьми друг друга. Перцептивные навыки проявляются в умении понимать настроение партнера по его вербальному (словесному) и невербальному поведению.

Эмоциональное восприятие людьми друг друга характеризу­ется понятиями аттракция, эмпатия и рефлексия.

Межличностная аттракция - это процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. Эта эмоциональная оценка имеет весьма устойчивую природу и является одним из ключевых факторов человеческих отношений. Шкала эмоциональной оценки охваты­вает весь диапазон от «люблю» до «ненавижу». На процесс межличностной аттракции наибольшее влияние оказывают внеш­ние и внутренние факторы.

Внешние факторы аттракции включают:

Потребность в аффилиации - это потребность созда­вать удовлетворительные отношения с другими людьми, жела­ние нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью.

Фактор эмоционального состояния выражается в том, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда он находится в нейтральном, аг­рессивном или подавленном настроении.

Пространственная близость. Влияние этого фактора в том, что при прочих равных условиях, чем ближе пространствен­но находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Это может объясняться тем, что люди, бо­лее тесно общающиеся, имеют общую информацию, общие воп­росы и проблемы, интерес во взаимопомощи.

^ Внутренние факторы аттракци

Физическая привлекательность. Нам нравятся красивые люди. Недаром французы говорят, что привлекательная вне­шность - залог жизненных успехов.

Однако связь между физической привлекательностью и аттрак­цией неоднозначна. Когда человек уверен в себе, он выбирает наиболее красивого. При отсутствии такой уверенности он ориен­тируется на средний или даже на низкий уровень физической при­влекательности. Отмечается, что влияние внешней привлекатель­ности обычно выше в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека. Недаром сказано, что к красоте привыкают так же, как и к безобразию.

Влияние стиля общения. Привлекательный стиль в обще­нии; щедрость, великодушие, энтузиазм, нежность, живость, коммуникабельность, решительность. Отталкивающий стиль: скупость, холодность, апатичность, агрессивная эгоцентрич­ность, чрезмерная робость.

Исследования выявили три группы качеств, которые не лю­бят в людях:

самовлюбленность, высокомерность, заносчивость, самодо­вольство, тщеславие;

догматичность, постоянная склонность не соглашаться, про­тиворечить собеседнику;

двуличность, неискренность.

Сходство. Нам нравятся, и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас. И напротив, нам не нравятся люди, и мы не нравимся тем, которые отличаются от нас. В основе это­го утверждения лежит принцип когнитивного соответствия. Со­гласно этому принципу люди имеют сильно выраженную потреб­ность в согласованности, последовательности. Таким образом, люди, имеющие сходные ориентации, испытывают взаимную привлекательность. В основе данного явления лежит, во-первых, большая вероятность в предсказании поведения партнера. Во-­вторых, схожие установки укрепляют уверенность в себе и са­мооценку обоих контактеров.

Что сближает людей? Люди лучше понимают друг друга, а значит, и быстрее сходятся при совпадении следующих факторов; взгляды на жизнь, духовные ценности:

  • уровень образования, культуры;

  • социальное происхождение;

  • возраст;

  • социальный статус;

  • прошлый опыт;

  • национальность, раса;

  • религиозные взгляды и принадлежность.

Однако следует иметь в виду, что именно сходство может снижать межличностную аттракцию. В ситуациях соперничества два человека, имеющие одинаковые цели, часто начинают не­навидеть друг друга.

Дополнительность. Американский психолог Р. Винч пред­ложил теорию дополняющих потребностей. Согласно ей макси­мальное удовлетворение имеет место тогда, когда два челове­ка имеют скорее дополняющие, а не сходные потребности. До­полняемость срабатывает скорее при разности в темпераментах, когда они уравновешивают друг друга.

Поддержка. Суть ее в том, ЧТО мы с большей вероятностью положительно относимся к тем людям, которые нас хвалят, любят, сотрудничают с нами. Поддерживающий стиль поведе­ния - это любое поведение, в результате которого другой че­ловек начинает больше себя ценить. Неподдерживающий стиль - поведение, в результате которого другой человек оце­нивает себя ниже.

Способы измерения межличностной аттракции. Дж. Мо­рено предложил «социометрический тест». Человеку предлага­ют назвать тех людей, с кем он хотел бы выполнять какую-ни­будь работу или действие, а также тех, с кем ему НЕ хотелось бы участвовать в каком-либо деле (кого бы вы хотели иметь начальником? С кем вы НЕ хотели бы провести отпуск?). Социо­грамма обобщает информацию о межличностных предпочтени­ях среди членов группы, а также выявляет коммуникационные связи между ними.

Процесс понимания человека происходит двояким образом.

Рациональное понимание - это расшифровка мотивов на логическом уровне. Принятие и эмпатия функционируют на подсознательном уровне. Эмпатия - это сопереживание друго­му человеку, способность чувствовать то же, что и собеседник, понимать его не «УМОМ», а «сердцем». При этом сопереживать можно даже несимпатичному нам человеку.

Путь логического, рационального познания может быть пред­ставлен как интерпретация. Она призвана ликвидировать смысловую неопределенность ситуации и выявить смысл про­исходящего.


^ 2 Каузальная атрибуци


Одним из механизмов интерпретации может служить ка­узальная атрибуция (Ф. Хайдер). Это феномен, позволяющий понять, каким образом люди интерпретируют поведение друго­го человека, не обладая достаточной информацией о нем.

В изучении атрибуции сформировалось два направления.

Интерпретация поведения отдельного индивида. Фундаментальная ошибка атрибуции (Л. Росс) заключается в том, что переоценивается значение личных черт и недооценивается роль ситуации. В разных обстоятельствах человек может про­изводить противоположное впечатление.

Интерпретация поведения, основанная на значении его группо­вой принадлежности. «Эгоцентричное приписывание» (Г. Келли) выражается в том, что успех приписывается себе, а неудачи - другим людям. Позитивные события приписыва­ют своей группе, а негативные - чужой.


^ 3. Эффекты межличностного восприятия. Фактор новизны или первого впечатления.

Счи­тается, что мнение о новом человеке (идентификация) скла­дывается в течение 4-60 с. Дело в том, что в силу устрой­ства нашей психики мы имеем внутреннюю потребность бы­стро вынести мнение о новом объекте, чтобы адекватно реагировать, например, на возможные угрозы. Поэтому мозг торопится отнести нового человека к тому или иному уже известному типу. По сути, это есть процесс стереотипиза­ции. Такая классификация позволяет быстро найти в кладо­вой подсознания те или иные готовые варианты реагирова­ния на новый объект, который сознательно или бессознатель­но причисляется к категориям «не нравится» или «нравится», или «безразличен». По свойству памяти информация стара­ется удержаться в той ячейке, куда она попала первоначаль­но. Поэтому очень важно первое впечатление, хотя оно и считается обманчивым.

Самопрезентация. Очень важным является умение произ­вести первое впечатление. Такое умение просто необходимо с профессиональной точки зрения политикам, агентам по прода­жам, аудиторам, работникам сервисных служб, шоу-бизнеса и вообще всем «публичным» людям. Самопрезентацию проводят в ограниченных условиях времени. Она включает в себя специ­ально организованную, продуманную, краткую информацию о себе. Главным в презентации является умение четко сформу­лировать и убедительно преподнести свои достоинства. Они должны быть достаточно эксклюзивными и впечатляющими. В результате вы располагаете к себе людей. создавая благопри­ятное отношение к себе.

Формирование представления о другом человеке всегда на­чинается с отражения и оценки его физического облика, мане­ры держаться.

Приведем типичные ошибки первого впечатления. Когда знания о людях закрепляются в сознании, то возника­ют стереотипы, которые упрощают и облегчают процесс по­знания, ускоряя ответную реакцию при контактах.

Социальные стереотипы (У. Липпман) - одна из основ формирования первого впечатления. Социальный стереотип – ­устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Ориентировка и определение человека происходят мгновенно. Именно характе­ристики социального статуса воспринимаются наиболее точно. Все остальные черты и особенности попросту достраиваются по определенным схемам. Один из способов усвоения и переработки информации - сличение вновь поступающей информации с социальными эталонами и стереотипами, которые человек усва­ивает с детства. Таким образом, формируется система ценнос­тей, отражающаяся в его установках и отношениях.

Существуют стереотипы профессиональные, физиогноми­ческие, этнические и т.д. Они выступают регуляторами соци­альных взаимоотношений. Их отличает экономия мышления, защита (оправдание собственного поведения), удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения.

Стереотип формируется у человека в возрасте 11-13 лет. Имидж - разновидность стереотипа. Имидж группы, орга­низации, товара - это образ, наделяющий социальное явление новыми характеристиками. Имидж обладает внушающими воз­действиями.

Таким образом, стереотипы, с одной стороны, облегчают понимание людей, а с другой - вводят в заблуждение, ибо из­вестная часть населения не отвечает стереотипам полностью.

Концепция «принятие себя и других»

Имеются четыре позиции, которые можно занять, говоря о принятии себя и другого человека:

«Я - нехороший, ты - хороший». В этой позиции человек показывает другим, что не уважает себя и нуждается в приня­тии и поддержке.

«Я - нехороший, ты - нехороший». Человек показывает дру­гим, что отвергает и себя и других.

«Я - хороший, ты - нехороший», Человек чувствует, что у него будет все хорошо, если другие люди оставят его в покое.

«Я - хороший, ты - хороший». При этом человек свободно вступает в значимые для него отношения и показывает, что ценит свои и чужие достоинства. Это позиция, к которой каж­дому нужно стремиться.

Принимать себя - это значит уважать себя. Люди не могут уважать тех, кто не уважает себя сам. Чтобы улучшить само­принятие, нужно раскрывать себя, чтобы другие люди узнали вас. Люди не принимают тех, кого они не знают.

Таким образом, возникает самогенерация принятия: вы луч­ше принимаете себя, когда вас принимают люди, и вас лучше принимают люди, когда вы лучше принимаете себя.

Чем лучше вы принимаете себя, чем более уверены в себе, тем легче раскрыться. Тем меньше риск, связанный с саморас­крытием.

Необходимо отметить также, что открытые люди больше похожи на простаков, кажутся более понятными и этим вызыва­ют чувство безопасности. Кроме того, общаясь с теми, кто ка­жется проще нас, мы самоутверждаемся.


^ 4 Предрассудки и их психологические источник


Предрассудки и предубеждения. В основе предрас­судков лежит предубеждение, т.е. необоснованное негативное представление о других людях. Предрассудки распространены и устойчивы. Подобно стереотипам они являются экономным способом мышления. В основе их могут лежать тревожность и угроза чувству безопасности. Чем более личность незаурядна, самостоятельна в своих взглядах, тем менее она поддается без­думному принятию на веру предрассудков и стереотипов.

Как показывают эксперименты, наиболее точное впечатле­ние о человеке формируется за две недели знакомства. Даль­ше нарастают ошибки: начинают влиять взаимоотношения _ приязнь-неприязнь, симпатия-антипатия и т. д.

Замечено, что люди лучше судят о тех, кто похож на них. Эффект ореола - это тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие ка­чества. Люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. Если же мы имеем дело с человеком, которого в чем-то превосходим, тотчас оцениваем его. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка или недооценка происходит по многим параметрам. Эту ошибку называют действием фактора превосходства. Еще одна ошибка, связанная с эффектом ореола, заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновремен­но, мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным. Следующая ошибка - проявление фактора «отношение к нам». Те люди, которые нас любят и хорошо к нам относятся, кажутся нам лучше тех, кто относится к нам плохо.

Проекция заключается в приписывании другим людям тех собственных качеств, обладателями которых чувствовать себя неприятно. Известно правило: «Что усиленно отрицаешь, тем непременно обладаешь сам», Поэтому люди больше не любят в других именно те недостатки, которыми обладают сами,

Наши оценки и впечатления могут искажаться сиюминут­ным эмоциональным состоянием.

^ Эффект снисходительност проявляется в том, что ка­чества человека оцениваются более положительно Люди чаще стремятся использовать позитивные оценки, чем негативные. Поэтому у женщин данное свойство более выражено,

К ошибкам восприятия зачастую приводят также различия в толковании жестов и других элементов выразительного по­ведения в зависимости от культуры.

В общем случае можно констатировать, что чем менее ней­тральными являются отношения, чем более люди заинтересо­ваны друг в друге, тем больше вероятность ошибки восприятия.

^ Ингрупповой фаворитиз может проявляться в том, что люди, чувствующие себя любимцами, фаворитами группы, вос­принимают новичков, например, с чувством превосходства ­сверху вниз. В свою очередь, они сами могут получать завы­шенныe оценки именно в силу своего более уверенного поведения, апломба.

Перцептивный конформизм – это реальное или притвор­ное принятие существующих в группе предрассудков и стерео­типов, распределяющих в ней все роли. Конформное, некритич­ное отношение к членам группы может играть как положитель­ную, так и отрицательную роль.

^ Потребности в статусе и принадлежност бессозна­тельно толкают людей к занятию определенного места в социу­ме. Очерченный круг поведения создает чувство уверенности в своем положении, его предсказуемости. Заранее формально или неформально расписанный порядок поведения и отношений в группе, статусы и роли порождают готовые решения, предубеж­дения. По сути, они и являются предрассудками,

^ Способность перцепции, понимания людей, умение раз­бираться в ни - это, с одной стороны, интуитивный дар, а с другой - благоприобретенная способность. Г.В. Оллпорт опи­сал восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях.

  1. Опыт. Под моральной зрелостью подразумевается не толь­ко достижение определенного возраста (около ЗА лет). Нужен и богатый запас опыта взаимодействия с человеческой при­родой в самых разнообразных ее проявлениях.

  2. Сходство. Человек, который оценивает другого человека, должен сам быть похож на него. По этой причине члены од­ной и той же национальной, религиозной или профессиональ­ной группы обычно точнее других судят друг о друге.

  3. Интеллект. Экспериментальные исследования подтвержда­ют тот факт, что существует некоторая связь между высоким интеллектом и способностью точно судить о людях. Дело в том, что понимание людей - это в значительной степени за­дача уяснения причинно-следственных связей. Мозг интеллек­туала натренирован долгими годами учебы и размышлений для решения аналитических задач. Поэтому на подсознатель­ном уровне, автоматически анализирует явления и устанав­ливает закономерности, присущие поведению и облику раз­ных человеческих типов.

  4. ^ Глубокое понимание себя. Недаром сказано мудрецом: «Хо­чешь другого узнать - в душу себе загляни». Прежде чем ана­литик может развязать узлы других людей, он должен распутать свой собственный узел. Чтобы подняться над своим Я и беспри­страстно оценить свои слабости, нужна честность перед самим собой. В высшей степени заблуждается тот, кто ставит себя слиш­ком высоко или слишком низко по сравнению с другими. Челове­ческая природа одинакова. Что есть в одном человеке, то, ско­рее всего, есть и в другом. Только в разных количествах.

  5. Сложность. Как правило, люди не могут понять тех, кто слож­нее и тоньше их самих. Чем больше типов «живет» В одном человеке, тем больше типов реальных людей он знает.

  6. Отстраненность. Эксперименты показали, что те, кто хо­рошо разбирается в других, менее общительны. Для них бо­лее характерна интроверсия, чем экстра версия. В среднем они не очень высоко ставят общепризнанные ценности. у тех, кто занят этими ценностями, не хватает времени на беспристрас­тное изучение других людей.

  7. Эстетические склонности. Часто с меньшей общитель­ностью связаны эстетические склонности. Это качество стоит выше всех остальных. Эстетический ум всегда пытается про­никнуть во внутренне присущую субъекту гармонию, логическую связь. Как бы определив путь (по восточному - Дао), по которому идет человек, можно предугадать то, что он уже прошел и что ждет его впереди.

  8. ^ Социальный интеллект. По-другому его можно назвать «социальное чутье». В общих чертах оно определяется как умение чувствовать людей вообще и как высокая приспособляемость к любым группам и отдельным личностям.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru