«фемида» 2012/2013 уч год Задания второго этапа Вариант 1 Задание Всего: максимально 10 баллов (1 балл за каждый правильный ответ)



Название«фемида» 2012/2013 уч год Задания второго этапа Вариант 1 Задание Всего: максимально 10 баллов (1 балл за каждый правильный ответ)
страница1/4
Дата26.07.2013
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ПРАВУ

для учащихся 11 классов


«ФЕМИДА»

2012/2013 уч. год


Задания второго этапа

Вариант 1


Задание 1. Всего: максимально 10 баллов (1 балл за каждый правильный ответ).

1.1. (задание предполагает выбор одного правильного ответа)

Обязательны ли для Российской Федерации нормы международного права, закреплённые в международных пактах, конвенциях и иных документах?

а) да, вне зависимости от каких-либо условий;

б) да, при условии выражения Россией согласия на их обязательность;

в) нет, Россия является суверенным государством и для неё не имеют значения никакие нормы международного права;

г) нет, даже если Россия выразит согласие на их обязательность, как суверенное государство она вправе отказаться их выполнять.

ОТВЕТ: б).

^ 1.2. (задание предполагает выбор одного правильного ответа)

В каком суде судопроизводство может вестись на национальном языке:

а) в военном суде на территории Чукотского автономного округа

б) в Еврейской автономной области

в) в Верховном суде РФ

г) в районном суде республики Башкортостан

ОТВЕТ: г) в районном суде республики Башкортостан.

^ 1.3. (задание предполагает выбор одного правильного ответа)

Вина как элемент состава преступления - это

  1. сознательное совершение преступления

  2. способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения преступления

  3. особое психическое отношение субъекта к совершенному им деянию и его последствиям в форме умысла и неосторожности

  4. совершение преступления с определенным умыслом

ОТВЕТ: в) особое психическое отношение субъекта к совершенному им деянию и его последствиям в форме умысла и неосторожности


^ 1.4. (задание предполагает выбор одного правильного ответа)

Выберите термин, который отражает своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека:

  1. индивид

  2. субъект

  3. личность

  4. индивидуальность

ОТВЕТ: в) личность.

^ 1.5. Установите соответствие между понятиями

а) Федеральный конституционный закон

б) Федеральный закон

в) Закон РФ о поправке к Конституции РФ

и их определениями:

  1. Закон, изменяющий и дополняющий положения Конституции;

  2. Закон, принимаемый по вопросам, определенным Конституцией РФ в особом порядке;

  3. Закон по предметам ведения Российской Федерации или совместного ведения в обычном порядке.

ОТВЕТ: а)- 2; б) -3; в)- 1.

^ 1.6. Найдите в приведенном ниже списке полномочия Президента РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны. (задание подразумевает несколько ответов)

1. Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

2. Принимает федеральные законы;

3. Принимает решение об отставке Правительства РФ;

4. Утверждает военную доктрину РФ;

5. Утверждает федеральный бюджет;

^ ОТВЕТ: 1,3,4.

1.7. Прочитайте текст. Вставьте слова на место пропусков из предложенных в списке. В списке слов больше, чем необходимо вставить. Одно слово может быть использовано только один раз.

  1. Федеральное Собрание – ……… Российской Федерации – законодательный и представительный орган. Федеральное Собрание состоит из двух палат: ……… и ……... . В состав верхней палаты входят по два представителя от каждого ……. Российской Федерации. Нижняя палата состоит из членов, которых называют …….. .

  1. Государственная Дума;

  2. Парламент;

  3. Совет Федерации;

  4. Депутат;

  5. Субъект;

  6. Орган государственной власти;

  7. Министр.

ОТВЕТ: Федеральное Собрание – 2) Российской Федерации – законодательный и представительный орган. Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1) и 3) . В состав верхней палаты входят по два представителя от каждого 5) Российской Федерации. Нижняя палата состоит из членов, которых называют 4).

^ 1.8. (задание подразумевает несколько ответов)

При каких условиях в Российской Федерации может быть назначено и исполнено наказание в виде смертной казни?

а) в случаях, прямо установленных Уголовным кодексом Российской Федерации;

б) в случае отмены моратория на смертную казнь Президентом Российской Федерации;

в) в случае дачи разрешения на назначение и исполнение смертной казни Конституционным Судом Российской Федерации;

г) в случае денонсации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

д) в случае принятия новой конституции, умалчивающей о смертной казни либо разрешающей её назначение и исполнение;

е) не может быть назначено и исполнено ни при каких условиях.

ОТВЕТ: г), д)

Ответ е) за ошибку не считается как возможное выражение позиции абитуриента;

^ 1.9. (задание подразумевает несколько ответов)

Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением двух, относятся к институту «Правовой статус личности». Найдите и укажите термины, «выпадающие» из их ряда и относящиеся к другому понятию.

а) гражданство

б) компетенция,

в) права и свободы,

г) гарантии,

д) обязанности,

е) порядок формирования.

ОТВЕТ: б); е).

^ 1.10. Установите соответствие между латинскими фразами и их переводом.

1) Dura lex, sed lex

2) Iudicis est ius dicere, non dare

3) Vis probandi

4) Error facti

5) De jure


а) Судье подобает творить суд, а не право

б) С юридической точки зрения (юридически)

в) Сила доказательства

г) Ошибка по существу

д) Суров закон, но закон

е) Ошибка в факте

ОТВЕТ: 1-д; 2-а; 3-в; 4-е; 5-б.

Задание 2. Всего: максимально 24 балла (Максимально 4 балла за каждый ответ в зависимости от полноты ответа).

^ 2.1. Можете ли Вы расплачиваться в магазине на территории Российской Федерации иностранной валютой? (Требуется развернутый ответ)

ОТВЕТ: Расплачиваться на территории Российской Федерации иностранной валютой запрещено. Согласно ч.1 ст.75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. В соответствии с положениями ст. 140 ГК Российской Федерации: «1. Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации… 2. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке». При этом розничная продажа товаров не относится к сфере, в которой допускаются расчёты в иностранной валюте.

^ 2.2. На какие компоненты природной среды не может быть установлено право собственности? (Требуется развернутый ответ)

ОТВЕТ: Ввиду особенных физических свойств право собственности не может быть установлено на атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство. К данным компонентам не применимы традиционные полномочия собственника. Они не могут быть индивидуализированы для того, чтобы стать объектом права собственности.

^ 2.3. Исключите лишний термин. Мотивируйте свой ответ.

Гражданское судопроизводство, уголовное судопроизводство, арбитражное судопроизводство, конституционное судопроизводство, административное судопроизводство

ОТВЕТ: Лишним является термин «арбитражное судопроизводство». В соответствии с частью 2 статьи 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Арбитражное судопроизводство в качестве отдельного вида судопроизводства не указано. Арбитражные суды действуют в процедурах либо гражданского, либо административного судопроизводства, но закрепленных в АПК РФ.


^ 2.4. Дайте развернутое определение понятию «Конституционные обязанности»?

ОТВЕТ: Обязанность – мера должного поведения человека. Человек не может иметь только права, он имеет и обязанности. Важнейшие обязанности закреплены в Конституции РФ. Конституционных обязанностей у лиц, находящихся на территории РФ, значительно меньше, чем прав. К конституционным обязанностям относятся: обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы, не нарушать права и свободы других лиц, заботиться о детях, воспитание детей, забота детей о нетрудоспособных родителях; получить основное общее образование, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, обязанность беречь памятники истории и культуры, обязанность платить налоги, обязанность охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защита Отечества.


2.5. Решите кроссворд и найдите выделенное слово (все слова в кроссворде по горизонтали) (ответ засчитывается при 3 и более совпадениях и верно полученном выделенном слове).


1.

























2.




























3.




























4.

























5.

























  1. Система органов и должностных лиц, на которые законом возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав, свидетельствование подлинности подписей, верности копий документов и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.

  2. Эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента в предусмотренный срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

  3. Возврат сторонами, заключившими сделку, всего полученного по сделке в случае признания ее недействительной

  4. Исторически складывающиеся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.

  5. Средства на содержание несовершеннолетних (нетрудоспособных совершеннолетних).


ОТВЕТ: Норма


Н

О

Т

А

Р

И

А

Т




О

Б

Л

И

Г

А

Ц

И

Я




Р

Е

С

Т

И

Т

У

Ц

И

Я

М

О

Р

А

Л

Ь










А

Л

И

М

Е

Н

Т

Ы



2.6. Расшифруйте аббревиатуры (комментарии не требуются)

а) МОТ

б) ФССП РФ

в) АПК РФ


ОТВЕТ:

а) Международная организация труда

б) Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации

в) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации


Задание 3. Требуется развернутый ответ. Задание носит творческий характер, направлено на выявление у участников способности формировать собственную правовую позицию, оценивать, анализировать изучать правовые нормы и реальные правоотношения, факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. Вне зависимости от предложенной правовой ситуации собственная аргументация должна опираться на анализ норм законодательства.

^ Всего: максимально 36 баллов (Максимально 12 баллов за каждый ответ в зависимости от полноты ответа).


  1. Учитель на уроке обществознания задала вопрос: «Кто в России осуществляет правосудие?». Мнение в классе разделились. Некоторые ребята сказали, что правосудие осуществляется исключительно судом, так как в части 1 статьи 118 Конституции РФ указано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Другие с ними не согласились и настаивали на том, что граждане также могут осуществлять правосудие, так как в части 5 статьи 32 Конституции РФ написано: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

^ Помогите ребятам из 11 «А» разобраться: кто из них прав?

Сравните эти два положения Конституции РФ. Содержат ли они противоречие? Мотивируйте свой ответ с учетом иных положений Конституции РФ.


ОТВЕТ:

Правы те ребята, которые говорят, что правосудие осуществляется только судом.

Приведенные нормы не противоречат друг другу. Правосудие – это урегулированная процессуальными нормами права деятельность судов по разрешению гражданских, уголовных, административных и иных дел; это государственная деятельность, которая осуществляется специальным органом государственной власти - судом. В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. В то же время Конституцией РФ и процессуальным законодательством допускается коллегиальное рассмотрение дел, в том числе с участием «непрофессиональных судьей». Например, согласно части 2 статьи 47 Конституции РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. Второй формой участия граждан в отправлении правосудия является их участие при рассмотрении дел в арбитражных судах в качестве арбитражных заседателей.



  1. Известный поэт-песенник Р., находясь за рулём принадлежащего ему джипа Nissan, днём 31 января 2013 года выехал на разделительную полосу на Кутузовском проспекте в Москве. Его остановил инспектор ДПС. После того, как полицейский узнал водителя, он отпустил его без составления протокола об административном правонарушении. Свидетелем инцидента стал активист из Федерации автомобилистов России. Он сделал видеозапись происшествия и поместил её в Интернет.

Несколько дней спустя ГИБДД Москвы, отреагировав на видеозапись, выписала штраф поэту-песеннику Р. по ч. 1 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а инспектор ДПС, не привлекший Резника к административной ответственности, был уволен. Поэт-песенник Р. сделал публичное заявление, что нарушение Правил дорожного движения, которое он допустил, в сущности, было малозначительным; этот случай серьёзно подорвал его здоровье, пострадала его репутация.

Согласно ч. 1 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

1. Оцените действия участников описанной ситуации (поэта-песенника Р., инспектора ДПС, ГИБДД Москвы, активиста из Федерации автомобилистов России) с точки зрения правомерности.

2. Кто из них имеет право в контексте названных обстоятельств выбирать, как им действовать, а кто не имеет?

3. Какие соответствующие отношения будут, на ваш взгляд, публично-правовыми? Упоминаются ли здесь частноправовые отношения?


ОТВЕТ:

1. Неправомерными являются действия поэта-песенника Р., который сознательно нарушил Правила дорожного движения, выехав за обозначенный специальной разметкой край проезжей части, а также инспектора ДПС, который не составил в отношении нарушителя протокол об административном правонарушении. ГИБДД Москвы и активист из Федерации автомобилистов России поступили правомерным образом: увольнение инспектора ДПС – санкция за его дисциплинарный проступок; наложение штрафа на поэта-песенника Р. – санкция за совершение им административного правонарушения; запись и размещение в Интернете инцидента подпадают под действие ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации («Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»).

2. Безусловная свобода действовать по своему усмотрению в данном случае имелась только у активиста из Федерации автомобилистов России. Он реализовывал своё конституционное право, оказавшись очевидцем ситуации и располагая подходящими техническими средствами. Действия остальных участников описанных отношений строго регламентированы нормативными правовыми актами. При этом для водителя существует обязанность соблюдать Правила дорожного движения; для инспектора ДПС – обязанность привлечь нарушителя к административной ответственности; для ГИБДД Москвы – обязанность оштрафовать нарушителя, если это не сделал инспектор ДПС, и привлечь к ответственности провинившегося сотрудника. Обязанность не предполагает свободы действия в подразумеваемом здесь значении.

3. Частноправовые отношения – общественные отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу частных собственников и объединений частных лиц в их имущественной деятельности и в личных отношениях. К частному праву относится гражданское право. В обозначенной ситуации отношения между всеми участниками скорее публично-правовые.


3. Супруги Сапрыкины после двух лет совместной жизни с целью разрешения семейного конфликта решили обратиться к нотариусу и заключить брачный договор (контракт).

Супруг настаивал на включении в текст контракта условия о том, что супруга прекращает обучение на заочном отделении педагогического университета и обязуется, находясь в отпуске по уходу за ребенком, больше времени посвящать воспитанию сына и уходу за больной матерью Сапрыкина.

Супруга потребовала закрепить в контракте условие о том, что Сапрыкин обязуется устроиться на другую работу или дополнительно на работу по совместительству, чтобы его ежемесячный заработок составлял не менее 30 000 рублей.

Нотариус Иванова, выслушав супругов, отказала в удостоверении контракта.

^ Почему нотариус отказалась удостоверить предложенный договор? Проанализируйте позицию супругов.


ОТВЕТ: Нотариус Иванова правильно отказала в удостоверении брачного договора, признав его незаконным и ограничивающим правоспособность граждан. В Российской Федерации брачным договором признается «соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения» (положения статьи 40 Семейного Кодекса РФ).

«Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства» (положение ст. 42 Семейного Кодекса РФ).

Оба супруга предложили условия, противоречащие Конституции Российской Федерации, гражданскому и семейному законодательству, так как муж стремился ограничить конституционное право жены на свободный выбор обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ), а жена – право мужа свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru