2. Ответьте на следующие вопросы: > в чем сущность теории Платона о возникновении семьи?



Скачать 242.91 Kb.
Название2. Ответьте на следующие вопросы: > в чем сущность теории Платона о возникновении семьи?
Дата15.04.2013
Размер242.91 Kb.
ТипДокументы
источник

Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования



«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»



Кафедра «Теории и практики социально-гуманитарных технологий»


Вопросы и задания по организации

самостоятельной работы студента

по предмету «Семьеведение»


(по ГОС ВПО – 72 часа)


Специальность:__ «Социальная работа» 350500

2 курс 4 семестр


Ст. преподаватель

Е.А. Бондарева


Хабаровск
2010


Форма контроля по выбору преподавателя или студента: беседа, дискуссия, круглый стол, обсуждение, спичрайтинг, реферат, сообщение, доклад, мультимедийная презентация, видеофильм, фото-отчет, тестовые задания, деловая игра, сочинение–эссе и др.

Тема № 1.

  1. Согласны ли вы с мнением Ле Пле: чтобы понять общество, нужно понять семью.

2. Ответьте на следующие вопросы:

3. В чем сущность теории Платона о возникновении семьи?

4. Расскажите о создателе науки о семье Л.Г. Моргане.

5. Охарактеризуйте позитивистские идеи семьи.

6. Раскройте сущность марксистской теории семьи.

7. В чем особенности феминистических подходов изучения семьи.

8. Что лежит в основе появления семьи согласно теории З. Фрейда?

9. В чем суть дискуссии между В.Соловьевым и А. Шопенгауэром по вопросу семьи?

10. Каким образом появление частной собственности повлияло на развитие брачно-семейных отношений?

11. Какова динамика общественного регулирования отношений между полами?

12.Как вы считаете семья развивается эволюционно или революционно ? Докажите.

Тема № 2

  1. Объясните, в чем заключается значение промискуитета в процессе социогенеза.

  2. Опишите черты дуально-родового брака.

  3. назовите исторические предпосылки смены группового брака моногамией.

  4. Функциональные и структурные изменения в современном моногамном браке.

  5. Составьте схему основных форм брака и семьи.

  6. что вам известно об особенностях брачно-семейных отношений в различные исторические периоды в разных странах?

Тема № 3:

  1. Чем определяется необходимость рассмотрения семейных отношений с точки зрения их структурных особенностей и динамики?

  2. Какие основные подходы выделяют социологи в изучении семьи?

  3. В чем суть концепции А.Г. Харчева о двуедином статусе семьи?

  4. Докажите, что брак и семья это социальные институты.

  5. Назовите формальные и неформальные признаки семьи как малой социальной группы?

  6. Что такое структура семьи?

  7. Охарактеризуйте известные вам типы семейных структур?

  8. Чем обусловлен выбор традиционной или альтернативной формы брачно-семейных отношений?

  9. Какова роль национальных традиций в развитии брачно-семейных отношений?

  10. Приведите примеры литературных произведений. В которых описаны особенности брачно-семейных отношений?

Тема № 4.

  1. Какова взаимосвязь демографии и семьеведения?

  2. Дайте определение: генеративное поведение, репродуктивное поведение, репродуктивная установка, репродуктивная мотивация.

  3. Перечислите и раскройте факторы определяющие рождаемость как демографический показатель (функции и структура семьи, распределение семейных обязанностей, отношение между смертностью и фертильностью, растущий уровень жизни и возрастающие расходы на воспитание, процесс старения населения, уровень образования, грамотность населения по вопросам планирования семьи., изменение классового состава, урбанизация, индустриализация).

  4. Почему малодетность стала характерной чертой общества?

  5. Что такое планирование семьи?

  6. может ли государство влиять на рождаемость?


Тема № 5

1.Что представляют собой ценности семьи и брака?

2. Какое значение имеет изучение ценностей семьи для социолога?

3. В чем выражается гуманистическая сущность семейных ценностей?

4. Какие факторы влияют на формирование ценностных ориентаций личности?

5. Назовите родовые ценности семьи?

6. Какие выделяются семьи с точки зрения ценностей и ценностных ориентиров?

7. Охарактеризуйте современные семейные ценности .

8. Организуйте дискуссию по проблеме «Семья и общество».

Тема № 6

  1. Какие функции имеют социальные институты семьи и брака?

  2. В чем индивидуальное значение функций семьи?

  3. 3. Какое общественное значение имеют основные функции семьи?

  4. В чем отличие специфических функций от неспецифических?

  5. Какую семью можно считать нормально функционирующей?

  6. Влияет ли структура семьи на ее функционирование?

  7. Выполнение каких функций, на ваш взгляд, является проблемным полем для членов семьи?

  8. Выполнению каких функций, на ваш взгляд, следует уделять первостепенное значение?

  9. Проанализируйте последствия функциональной дезорганизации семейной жизни.

  10. Что представляет собой функционально-ролевая структура семьи?

  11. Как вы понимаете слова Н.В. Щелгунова, который писал, что «…семья – основная ячейка общества, из нее оно выходит и в ней отражается»?

  12. Какое значение для развития личности имеют ценности семьи самодостаточного и инструментального типа?

Тема № 7

  1. Охарактеризуйте профессиональную деятельность специалиста по социальной работе с семьей?

  2. Расскажите, что означает каждый принцип, которым должен руководствоваться в своей деятельности специалист по социальной работе с семьей. Докажите, что это необходимо (принцип гуманности, фамилиоцентризма, социальной адекватности, индивидуализации, создание воспитывающей среды, системности).

  3. Какие основные формы социальной работы включены включены в содержание деятельности специалиста по социальной работе с семьей?

  4. Докажите, что специалист по социальной работе в своей профессиональной деятельности выполняет задачи социального педагога и социального работника.

  5. Охарактеризуйте задачи профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьей.

  6. Какие модели и методы социальной работы с семьей вам известны?

  7. Дайте определение понятию «профессиональная компетентность»

  8. Назовите и охарактеризуйте виды профессиональной компетентности по социальной работе с семьей?

  9. Укажите пути развития профессиональной компетентности специалиста по социальной работе

  10. Что означает понятие «оптимизация социальной работы с семьей»?

  11. Подготовьте сообщение на тему «Социальная работа с семьей как профессиональная деятельность.

Тема №8, 9

  1. Дайте определения понятиям: воспитание, социализация, семейное воспитание, воспитательный потенциал семьи, стиль семейного воспитания.

  2. Обоснуйте свои размышления: семья для ребенка является одновременно…., Отличительными чертами семейного воспитания являются …., первичная социализация осуществляется в …, К факторам, способствующим нарушению реализации воспитательной функции семьи относятся…,.

  3. Расскажите об особенностях воспитательной функции семьи.

  4. Охарактеризуйте основные механизмы семейного воспитания.

  5. Каковы основные принципы семейного воспитания?

  6. Какое влияние оказывает феминизм на воспитание и социализацию?

  7. Какие факторы влияют на выбор стиля семейного воспитания?

  8. Какие идеи положены в основу концепции «Особые дети России»?

  9. Какое значение в воспитании ребенка с ограниченными возможностями имеет активная позиция родителя?

  10. Какие рекомендации необходимо дать родителям, имеющим нестандартного ребенка?

Тема № 10:

    1. Раскройте сущность и основные направления формирования семьянина.

    2. рассмотрите основные направления воспитания семьянина через призму механизмов воспитания.

    3. Раскройте психологические основы формирования готовности к браку и семейной жизни в старшем школьном возрасте.

    4. В чем вы видите разницу между половым просвещением и половым воспитанием.

    5. Какие виды готовности к семейной жизни вы можете назвать?

    6. Каковы их критериальные показатели?

    7. Попробуйте оценить себя как будущего семьянина (методика В. Торохтий)

    8. Что должна давать семья человеку?

    9. «Идеальная супружеская пара «, что это для вас значит?

Тема № 11

  1. Что может явиться причиной неблагополучия современной семьи?

  2. Какие факторы оказывают дестабилизирющее влияние на семью?

  3. Какие причины приводят к отклонениям в поведении ребенка?

  4. Что является задачей психотерапии семьи?

  5. Что считать актом семейного насилия?

  6. Почему переживания связанные с семьей наиболее травмотичны?

  7. Какие виды семейного насилия существуют?

  8. Как бороться с домашним насилием?

  9. Расскажите о роли семьи в возникновении психотравмирующих переживаний по плану:

- ведущая роль семейных отношений

- многосторонность семейных отношений

- особая открытость члена семьи по отношению к внутрисемейным влияниям.

  1. Охарактеризуйте виды семейно-обусловленных травматизирующих состояний

- состояние глобальной семейной неудовлетворенности

- семейная тревога

- семейно-обусловленное нервно-психическое и физическое напряжение

- чувство вины, связанное с семьей.

Тема № 12

1.Что отражают основные категории социологии науки, и как ими может воспользоваться социальный работник в своей профессиональной деятельности?

2. Что понимается под категорией «Образ жизни семьи»?

3. как влияет общество на образ жизни семьи?

4. Кто формирует семейную идеологию?

5. Что включает в себя понятие «условия жизни семьи»?

6. Охарактеризуйте объективные и субъективные условия, влияющие на функционирования современной семьи?

7. Охарактеризуйте понятия «готовность к браку и семейной жизни»?

8. Какие компоненты должна включать в себя категория «успешность брака»?

9. Есть ли разница между понятиями «успешность» и «стабильность»?

10. Назовите факторы стабильности современной семьи?

11. Назовите объективные факторы стабильности брачных отношений?

12. Как вы понимаете выражение «полоролевые функции в семье»?

13. Какие роли существуют в семейной жизни?

14. Сделайте анализ своей семьи?

Тема № 13:

  1. Раскройте содержание первых документов семейного права?

  2. Расскажите об основных этапах развития семейного права в России?

  3. Изучите семейный кодекс РФ.

  4. Назовите изменения, которые значительно обновили семейное законодательство?

  5. Охарактеризуйте основные разделы СК РФ по плану:-

- общие положения

- заключение и прекращение брака

- права и обязанности супругов

-алиментные обязательства

- формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

- применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан.

6. Разграничьте личные и имущественные права супругов?

7. Как вы понимаете содержание ст.31 о равенстве супругов в семье?

8. Что может являться содержанием брачного договора?

9. Чем опека отличается от попечительства?

10. Какие права имеет ребенок оставшийся без попечения родителей?

11. Какие органы занимаются его судьбой?

12. Какие требования предъявляются опекуну со стороны органов опеки и попечительства?

Тема № 14:

    1. Что понимается под кризисом семьи?

    2. Что переживает современная семья кризис или трансформацию?

    3. Чем охарактеризовался первый кризис брачно-семейных отношений в начале xx века?

    4. Что говорил П.Сорокин об изменениях, происходящих в семейных отношениях?

    5. Можно ли делегировать обществу воспитательную и бытовую функцию семьи (мнение А.М. Коллонтай)?

    6. Расскажите о процессе формирования семьи в 90 годы xx века?

    7. Каковы социальные проблемы современной семьи?

    8. Согласны ли вы с мнением социолога А.И. Кузьмина, что «современный кризис – результат умножения неблагоприятных многолетних изменений института семьи?

    9. Какими вы видите идеальные брачно-семейные отношения?

    10. Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России?

    11. Какие меры должно принять государство, чтобы повысить престиж семьи и улучшить ее положение?

Тема № 15: Зарубежный опыт социальной работы с семьей и детьми.

      1. Рассмотрите социальную и социально-педагогическую работу с семьей и детьми в США.

      2. Проанализируйте опыт социально-педагогической помощи семье в Германии. Эффективные формы социально-педагогической помощи семье в Финляндии, Швейцарии, Австрии и Франции.

      3. Европейское право как форма работы общественных организаций Европы по осуществлению помощи семье (Болгария, Румыния, Польша и др.)



Литература по предмету « Семьеведение» (4 к, 402 ауд.)



  1. Эйдемиллер Э.г. «Психология и психотерапия семьи», С- Петербург,2000г

  1. Л.Б. Шнейдер «Психология семейных отношений», М:. 2000 г

  2. С.В. Ковалев «Психология современной семьи», M:.1988 г

  3. В.Ю. Меновщиков «Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями», М:. 2002г

  4. В.С. Мухина «Детская психология», М:. 1985 г

  5. «Психология семейных отношений с основами семейного

консультирования», под ред. Силяевой Е.г., М:. 2002г

  1. Психология семьи. Сборник статей, М:. 2002г

  2. Н.Ньюкомб «Развитие личности ребенка», СПб, 2000г

  3. Осорина М.В. «Секретный мир детей», СПб, 2000г

10. И.М. Марковская «Тренинг взаимодействия родителей с детьми», СПб,

2000г

11. Л.Д. Столяренко «Основы психологии», Ростов 2001 г

12.Р.С. Немов «Психология», М:. 2002г, т 1

13. Шон Берн «Гендерная психология», СПб, 2001 г

14. Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», М:. 1993г

15. «Воспитание детей в неполной семье», под ред. Ершова Н.М. М:. 1980г

16. И.В. Гребенников «Основы семейной жизни», М:. 1991 г

17. «Семья в психологической консультации», под ред. Бодалева А.А, М:. 1989 г 18. «Популярная психология для родителей», под ред. Бодалева А.А, М:. 1989 г

19. Л. Анзорг «Дети и семейный конфликт», М:. 1988г

20. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. Состав. И.В.

Гребенников, М:. 1987г

21. И.А. Фурманов, «Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства», М:. 1999г

  1. М.В. Хозлева «Практикум по возрастно-психологическому консультированию», М:. 2002г

23. Г.Т. Хоментаускас «Семья глазами ребенка», М:. 1989г 24.В. Сатир «Вы и ваша семья», М:. 2002г

25. О.Л. Зверева «Семейная педагогика и домашнее воспитание», М:. 1999г

26. Т.А. Куликова «Семейная педагогика и домашнее воспитание»,·'М:. 1999, учебник

27. Т.С. Зубкова «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи», М:. 2003г.


Варианты для выбора к разделу

« Организация самостоятельной работы студентов»


Тема 1. Социальная сущность брака и семьи

План самостоятельной работы

1. Сравнить понятия «Семья», «Брак» с точки зрения различных наук

(философии, социологии, демографии, педагогики, психологии,

права, экономики, этнографии и др.).

2. Проанализировать цели и принципы государственной семейной

политики в РФ и степень их реализации (на конкретных примерах).

3. Охарактеризовать функции современной семьи, структуру, типологию.

4. Определить национальные семейные традиции на примере России,

стран Европы, Америки и Азии.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2005 г.

  2. Дружинин В. Психология семьи М., 1996 г.

  3. Земская М. Семьи и личность. М., 1986 г.

  4. Ковалев С.М. Психология семейных отношений. М., 1987 г.

  5. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995 г.

  6. Феминология. Семьеведение. / Под ред. Л.Т. Шинелевой. М., 1998 г.

  1. Харчев А. r. Семья и общество. М., 1982 г.

  2. Эйдемиллер Э.г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. С-Пб., 1999

  1. Психология семейных отношений. / Под ред. Силяевой Е. Г. М., 2002 г.

  2. Основы психологии семьи. / Под ред. Посысоева Н.Н. М., 2004 г.

  3. Андреевa ТВ. Психология современной семьи. С-Пб., 2005 г.

12) Зритнева Е.И. Социология семьи М.,2006г.

13) Черняк Е.М Социология семьи М., 2004г.

14)Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000 г.


Тема 2. Семья в современном обществе

План самостоятельной работы

  1. Рассмотреть подходы к структуре семьи.

  2. Охарактеризовать стадии супружеской жизни.

  3. Типы браков. Структура ролей в семье.


ЛИТЕРАТУРА:


  1. Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений.

«Основы социологии». М., 1994 Г.

  1. Дружинин В. Ч. Психология семьи. М., 1986 Г.

  2. Земская М. Семья и личность. М., 1986 г.

  3. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987 г.

  4. Психология семейных отношений. / Под ред. Силяевой Е. Г. М.о 2002 г.

  5. Основы психологии семьи. / Под ред. Посысоева Н.Н. М., 2004 г .

  6. Андреева Т.В. Психология современной семьи. С-Пб., 2005 г.

  7. Зритнева Е.И. Социология семьи. М., 2006 г.

  8. Черняк Е.М. Социология семьи М., 2004 г.

  9. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2005 г.

  10. Психология семьи. Сб. ст. М., 2002 г.

  11. Сатир В. Вы и ваша семья. М., 2002 г.


Тема 3. Предбрачный период: основные составляющие.

План самостоятельной работы

  1. Любовь как основа брака!?! Оцените данное выражение с точки зрения науки, социума, СМИ, молодежи.

  2. Сожительство (гражданский брак) как социально- психологическое явление.

  3. Выбор брачного партера с точки зрения науки и практики.


^ ЛИТЕРАТУР А:


  1. Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений.

«Основы социологии». М., 1994 г.

  1. Дружинин В.Ч. Психология семьи. М., 1986 г.

  2. Земская М. Семья и личность. М., 1986 г.

  3. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987 г.

  4. Психология семейных отношений. / Под ред. Силяевой Е. Г. М., 2002 г.

  5. Основы психологии семьи. / Под ред. Посысоева Н.Н. М., 2004 г.

  6. Андреева ТВ. Психология современной семьи. С-Пб., 2005 г.

  7. Зритнева Е.И. Социология семьи. М., 2006 г.

  8. Черняк Е.М. Социология семьи М., 2004 г.


Тема 4. Семейные отношения.

План самостоятельной работы

1. Рассмотреть феномен психологического климата семьи и его

составляющих. Проанализировать факторы удовлетворенности браком.

2. Сравните специфику внyrpисемейного общения в разных культурах, взяв за основу художественные фильмы о семьях разных стран (по своему выбору).

3. Подтвердите литературными примерами уровни совместимocти супругов, предлагаемые С.В.Ковалевым в книге «Психология семейных отношений».


^ ЛИТЕРАТУР А:


  1. Антонов А.И. Социология семьи. М., 2005 г.

  2. Дарский Л.Е. Формирование семьи. М., 1972 г.

З) До6рович А.Б. Кто в доме психотерапевт? М., 1985 г.

  1. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987 г.

  2. Психология семейных отношений. / Под ред. Силяевой Е. Г. М., 2002 г.

  3. Основы психологии семьи./ Под ред. Посысоева Н.Н. М., 2004 г.

  4. Андреева Т.В. Психология современной семьи. С-Пб:, 2005 Г.

  5. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, ты, мы, я.

Психология значимых отношений. М., 1989 г.

Тема 5. Нарушение механизмов интеграции семьи.

План самостоятельной работы

1. Проанализируйте семейные конфликты, их причины и типы на

примере науки и литературных произведений.

^ 2. Составите памятку для супругов по предупреждению конфликтов и разводов.

3. Измены как явление с точки зрения психологии, философии,

сексологии, медицины.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Богданов А.А., Богданович А.М. Супружеская жизнь: гармония и

конфликты. М., 1995 г.

  1. Ковалев СВ. Психология семейных отношений. М., 1987 г.

  2. Сысенко В.А. Супружеские конфликты, причины, типы. М., 1983 г.

  3. Харчев А.г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М. 1978 г.

  1. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга. Психология обыденной

жизни. М., 1986 г.

  1. Психология семейных отношений. / Под ред. Силяевой Е. Г. М., 2002 г.

  2. Основы психологии семьи./ Под ред. Посысоева Н.Н. М., 2004 г.

  3. Андреева тв. ПсиХология современной семьи. С-Пб., 2005 г.

  4. Зритнева Е.И. Социология семьи. М., 2006 г.


Приложение 1. Характкристика семьи

Опишитe семью по следующей схеме:


1. Cтpyктyра семьи.

  1. Стадия супружеской жuзнu.

  2. Тип 6рака,используя показатель властu, реакции на конфликт, ролевые пoзuцuu.

  3. Уровени психологической совместимости супругов.

  4. Психолoгuческuй климат (супружеские взauмooтношения, контактность, понимание).


Тема 6. Родительство.

План самостоятельной работы

  1. Охарактеризуйте родительские репродуктивные установки и позиции,

  2. Психология родительства (критический анализ).

  3. Проблема бездeтнocти как социально-психологический феномен.

  4. Сравните подходы в науке к феномену «материнская» и «отцовская» любовь.

5. Оцените степень влияния президенстской программы повышения

рождаемости (по данным СМИ).


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Авдеева Н.И. ст. Привязанность ребёнка к матери и образ себя в раннем детстве в журнале «Вопросы психологии» № 4, 1997 г.

  2. Бодалев А.А. Популярная психология·для. родителей. М., 1989 г.

  3. Захаров А. Как предупредить отклонения

1993 г.

  1. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999 г.

  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2005 г.

  3. Андреева тв. Психология современной семьи. С-Пб., 2005 г.

  4. Овчарова Р.В. Психология родительства. М., 2005 г.

  5. Филиппова Г.Г. Психология материнcтвa. М., 2002 г.


Тема 6. Семейное воспитания.

План самостоятельной работы

1. Семья - первый инcтитут социaлизaции. Этапы первичной социализации.

2 .. Стили отношений родителей с детьми в разных культурах.

  1. Приёмы и методы воспитания, наказание и поощрение.

  2. Основные типы семейного воспитания



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ковалев СВ. Психология семейных отношений. М., 1987 г.

  2. Куликова. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999 г.

  3. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихо-

логии. Ростов-на-Дону, 2000 г.

  1. Петровская А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981 г.

  2. Популярная психология для родителей. М., 1994 г.

  3. Психология семейных отношений. / Под ред. Силяевой Е. Г. М., 2002 г.

  4. Основы психологии семьи. / Под ред. Посысоева Н.Н. М., 2004 г.

  5. Андреева ТВ. Психология современной семьи. С-Пб., 2005 г.

  6. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999 г.


Тема 7. Особенности воспитания детей.

План самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте особенности воспитательного процесса на разных

этапах развития детей.

  1. Сравните воспитание детей разного возраста и пола.

  2. Половое воспитание и сексуальное развитие детей: проблемы и перспективы.

  3. Тест- опросник родительского отношения. (Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995 г., стр. 328


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991 г.

  2. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихо-

логии. Ростов-на-Дону, 2000 г.

3)Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981 г.

4)Популярная психология для родителей. М., 1994 г.

5)Развитие личности ребёнка. М'., 1987 г.

6)Психология семейных отношений. / Под ред. Силяевой Е. r. М., 2002 г.

7)Основы психологии семьи. / Под ред. Посысоева Н.Н. М., 2004 г.

8)Андреева Т.B. Психология современной семьи. С-П6 .. 2005 г.

9) Ковалев С.В Психология семейых отношений. М., 1987 г.

10) Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. С- Пб., 2000 г.


Тема 8. Ребенок в семье.

План самостоятельной работы

1. Особенности воспитания первенца и последующих детей.

2. Проанализировать информацию о семейных проблемах детей (на

примере СМИ г. Хабаровска).

  1. Используя методику «Рисунок семьи» (рисуночная техника для

исследования личности ребёнка), сделайте выводы о психологическом

климате изучаемой семьи.

^ ЛИТЕР А ТУРА:

  1. Популярная психология для родителей. М., 1994 г.

  2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.

М., 1995 г.

  1. Хоментаускас Г.Т Семья глазами ребёнка. М., 1989 г.

  2. Психология семейных отношений. / Под ред. Силяевой Е. Г. М., 2002 г.

  3. Основы психологии семьи. / Под ред. Посысоева Н.Н. М., 2004 г.

  4. Шон Берн. Гендерная психология. С-Пб., 2001 г.

  5. Amoнов А.И. Второй ребенок. М., 1987 г.

  6. Хоментаускас г.Т Семья глазами ребенка М., 1989 г.

  7. Захаров А.И. Детские неврозы. С-Пб., 1985 г.


Тема 9. Нарушения в воспитании.

План самостоятельной работы

1. Трудности воспитания в неполной семье.

  1. Психологические проблемы приемной семьи.

  2. Последствия ранней депривации.

  3. Диагностика межличностных отношений (Лири Т).


^ ЛИТЕР А ТУРА:

  1. Психология семейных отношений./ Под ред. Силяевой Е. Г. М., 2002 г.

  2. Основы психологии семьи. / Под ред. Посысоева Н.Н. М., 2004 г.

  3. Захаров А.И. Как предупредить ОТКJIOнения в поведении ребенка М., 1993 г.

  4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н Дети без семьи. М., 1990 г.

5) Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003 г.

6) Шульга О. Социальная работа с семьей. М., 1999 г.

7) Психологическое развитие воспитанников детского дома. / Под ред.

Дубровиной М. М., 1990 г.

8) Фурманов И.А. Психологические особенности детей, лишенных

родительского попечительства. Минск, ^ 1999 г.

9)Воспитание ребенка в неполной семье. / Под ред. Ершовой Н.М.М., 1980 г.


Тема 10. Жестокое обращение с детьми.

План самостоятельной работы

  1. Проблема физического и сексуального насилие в семье.

  2. Психологическое, эмоциональное насилие: пренебрежение к нуждами ребёнка как социально-психологическое явление.

  3. Последствия жестокого обращения: ближайшие и отдалённые.

  4. Психологические особенности детей, пострадавших от насилия (на литературных примерах).



^ ЛИТЕР АТУР А:

  1. Бандура А., Уолтер Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния вос-

питания и семейных отношений. М., 2000 г.

  1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991 г.

  2. Психология человеческой агрессии: Хрестоматия. Минск, 1999 г.

  3. Руководство по предупреждению насилия над детьми. М., 1992 г.

  4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003 г.

  5. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.Б. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. С - Пб., 2005 г.


Тема 11. Нарушение жизнедеятельности семьи как источник психологической трамватизации ребенка.

План самостоятельной работы

  1. Взаимосвязь между типом неправильного воспитания и формированием деструктивной личности ребенка (по повести «Три толстяка» ).

  2. Семейная дисгармония как социально- психологический феномен.

  3. Общая харaктepиcтика детей, родившихся в условиях семейного алкоголизма.

  4. Разработайтe и представьте программу профилактика девиантного поведения у конкретной труппы.


^ ЛИТЕРАТУР А:

  1. Захаров А.И Детские неврозы. С-Пб., 1985 г.

  2. Захаров А.И. как предупредить отклонения в поведении ре6енка. М., 1993 г.

  3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991 г.

4) Крюкова Т.Л., Сапоровская М.Б., Куфтяк Е.В. Психология семьи:

жизненные трудности и совладение с ними. С - Пб., 2005 г.

  1. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихо­логии.

Ростов-на-Дону, 2000 г.

  1. Эйдемиллер Э .Г., Юстицкис В.В Психология и психотерапия семьи.

С-Пб., 1999 г.

  1. Еникеева Д.Д. как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков

М., 1999 г. -

8) Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993 г.


Приложение 2. Характеристика ребенка

Составьте характеристику ребенка по следующей схеме:

  1. Общая характерисmuка (Ф.И, возраст, класс, интересы, поведение).

  2. Родительская позиция ( отцовская, мaтepинская).

  3. Типы воспитaния.

  4. Позиция ребенка в семье.

  5. Onисанuв проведенных дuaгнocтuчecкux мemoдuк, направленных на изученue взаимоотношении в семье.

  6. Услoвuя формирования ребенка

  7. П eрспeктuвa дальнейшего развитuя лuчнocтu ребенка


Тема 12. Проблемная семья.

План самостоятельной работы

^ 1. Понятие «проблемная семья» В социологии, философии, педагогики, психологии, девиантологии.

2. Составить социально-психологический портрет проблемной семьи (семья с больным ребенком, семья в разводе, неполная семья, семья алкогoликов, конфликтная семья, повторный брак, др.).

3. Проанализировать прессу г. Хабаровска по степени и подходу к освещению данной проблемы.


^ ЛИТЕРА ТУРА:

  1. Психология семейных отношений. / Под ред. Силяевой Е. Г. М., 2002 г.

  2. Основы психологии семьи. / Под ред. Посысоева Н.Н. М., 2004 г.

  3. Андреева Т.В. Психология современной семьи. С-Пб., 2005 г.

4)Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003 г.

5)Крюкова Т.А., Сапоровская м.в., Куфтяк Е.В. Психология семьи:

жизненные трудности и совладения с ними. С-Пб., 2005 г.

  1. БеJП1Чева с.А. Основы пРевенгивной психологии. М., 1993 г.


Тема 13. Семья - объект социальной работы.

План самостоятельной работы

  1. Социальная работа с семьей (цели, задачи, направления).

  2. Составьте профессиональный портрет специалиста по работе с семьей.

  3. Этапы работы с семьей (на конкретном примере).

  4. Предложите профессиональные методы изучения семьи.

  1. Проблема взаимозависимости в семье. Разработайте программу социально-психологической помощи при непсихических психогенных нарушениях (неврозах, психопатии, алкоголизме, наркомании, психосоматических заболеваниях).

  2. Основные психосоциальные технологии: индивидуальное и семейное консультирование, социально-психологический тренинг, деловая игра, игротерапевтические методы по коррекции эмоционально-волевых и коммуникативных отношений, социодрама, семейная психотерапия. Дайте свое видение одной из них.


ЛИТЕРАТУРА:

1) Крюкова т.Л., Сапоровская м.в., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. С - Пб., 2005 г.

2) Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., 2002 г.

  1. Фирсов М.В. Психология социальной работы. м, 2002 г.

  2. Зубкова т.с. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. М., 2003 г.

5) Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. С-Пб. , 2000 г.

6) Хозлева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М., 2002 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru