Рабочая программа дисциплины (модуля) Конфликтология в социальной работе



Скачать 387.01 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля) Конфликтология в социальной работе
страница1/3
Дата10.07.2013
Размер387.01 Kb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дальневосточный государственный гуманитарный университет


УТВЕРЖДАЮ


_______________________


"_____"__________________2011__ г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)

Конфликтология в социальной работе

(Наименование дисциплины (модуля)


Направление подготовки

Социальная работа


Профиль подготовки

_____________________


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

_____________________________________

(очная, очно-заочная и др.)


Город Хабаровск

2011 год

^ 1. Цели освоения дисциплины:


Теоретически и практически подготовить студентов к решению конкретных задач управления конфликтами в профессиональной деятельности, к оказанию помощи конкретным личностям в разрешении различных конфликтов на основе использования конструктивных методов и стратегий, разработанных в конфликтологии. Знания о конфликте необходимы для всех видов социальной деятельности. Хороший специалист должен не только уметь разрешить возникший конфликт, но и предупредить возникновение новых.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Конфликтология - это современная, молодая наука, образовавшаяся на стыке психологии, социологии, военных и других наук, изучающих конфликт. Человеческое общество не может существовать без конфликтов, которые оказывают как позитивное, так и негативное влияние на развитие общества.

Социальному работнику, как специалисту, в силу своей профессиональной дея­тельности, взаимодействующему с людьми, попавшими в сложные жизненные ситуации, знания о конфликте необходимы.

Студентам предлагаются современные представления о кон­фликте, существующие в современной науке.

Специалист, взаимодействующий с клиентом, коллегами, руководителем, в любой конфликтной ситуации должен уметь оценить степень и глубину конфликтной ситуа­ции, стратегию поведения участников конфликта и, самое главное, предвидеть послед­ствия конфликтных действий.

Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. Освоение курса «Основы конфликтологии» требует знания студентами основ обществознания, психологии, истории, правоведения. Учебный курс является, с одной стороны, самостоятельной учебной дисциплиной, а с другой – дополняет и расширяет круг психологических знаний студентов, которые должны стать инструментом их профессиональной деятельности. Учебная дисциплина носит обобщающий характер, ее изучение предполагает систематизацию ранее полученных знаний.


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

социально-технологическими:

быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);

быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);

быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7);

быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);

исследовательскими:

быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15);

быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18);

быть готовым к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения (ПК-28);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен


Знать: - понятия, факторы, структуру и типологию конфликтов в социальной работе;

- этапы развития конфликта; деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов;

- модели управления развития конфликтов в социальной работе;

    - профессионально-этические основы и проблемы социальной работы.



Уметь: Для эффективной профессиональной деятельности социальный работник должен уметь применять теоретические знания и практические навыки поведения в конфликтных ситуациях.


Владеть - основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;

- методикой координации непосредственной контактной социальной работы;

- методами проведения аналитической работы;

- основными методами психолого-педагогической деятельности.





^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Конфликтология в социальной работе

Общая трудоемкость дисциплины составляет __3___ зачетных единиц __108_____ часов.





      Раздел дисциплины

      Семестр

      Неделя семестра



      Формы текущего контроля успеваемости

      лк

      с\з

      кср

      срс







      Модуль 1 Общая теория конфликта

      7

      1-6

      18

      18



      36

      Итоговый контроль по модулю-комплексное задание

    1. 1

      Понятия, факторы, структура и типология конфликтов в социальной работе







      2

      2









      Контрольная работа, тест

      2.

      Конфликты компромиссы и консенсусы в социальной работе







      2

      4







      Выполнение индивидуальных заданий, тест

      3.

      Этапы развития конфликта, деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов







      2

      4







      Практические задания



      4.

    1. Модели управления межличностными конфликтами в социальной работе







      4

      2







      Выполнение индивидуальных заданий, тест

      5.

      Методика разрешения конфликтов в процессе социальной работы







      4

      2







      промежуточный контроль по модулю-комплексное задание

      6.

      Методы профилактики, предупреждения и минимизации конфликтов в социальной работе







      4

      4







      Контрольная работа, тест



      Общая трудоемкость, часы

      7

      13

      18

      18



      36

      Экзамен



      Общая трудоемкость, ЗЕ

      3

      -

      -

      -

      -

      -

      -



^ 5. Образовательные технологи


    ТЕМА 1.Понятия, факторы, структура и типология конфликтов в социальной работе

    В данной лекции рассматриваются следующие вопросы:

  1. Сущность конфликта и его структура.

  2. Динамика конфликта.

  3. Формулы конфликта.

  4. Факторы и типология конфликтов



    Литература для углубленного изучения темы:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов АИ. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2004. — Разд. IV.

  2. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. — Минск: «Университетское», 2000. — Тема 1.

  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СП6.: Питер, 2000. Тема 2.

  4. Конфликтология / Под ред. АС. Кармина. — СП6.: Лань, 1999.— Гл. 2.

  5. Самыгин СИ., Столяренко Л.д. Психология управления. Учебное пособие. — Ростов н/Дону: Феникс, 1997. — Гл. 2.

  6. Курбатов, В.И. Конфликтология: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов / В.И. Курбатов. – Ростов н/д: Феникс, 2005. – 445с.

    Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте определение конфликтной ситуации и конфликта.

  2. Изобразите графически структуру конфликта.

  3. Дайте определение основных структурных элементов конфликта: «сторона конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон».

  4. Дайте определение сигналов конфликта.

  5. Раскройте содержание одной из формул конфликта.

  6. Что значит — управлять конфликтом?



    ТЕМА 2. Конфликты, компромиссы и консенсусы в социальной работе

    При анализе конфликта и выборе адекватных решений по его разрешению необходимо учитывать стратегии поведения субъектов конфликта, обусловленные различными факторами. Для этого необходимо усвоить:

  1. Двухмерная модель стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии (К. Томас и Р. Киллмен).

  2. Характеристика основных стратегий поведения в конфликте: компромиссы и консенсусы в социальной работе

  3. Методики определения степени конфликтности личности (оценка акцентуаций характера по методике Шмишека, методика самооценки конфликтности, оценка стратегий поведения в конфликте Дж. Г. Скотта).



    Литература для углубленного изучения темы:

  1. Анцупов АМ., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. — Гл. 14.

  2. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. Минск: «Университетское», 2000. Разд. II, темы 4, 5, 6.

  3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. — СП6.: Питер, 2001. — Разд.II, темы 4, 5, 6.

  4. Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение, Владос, 1994. — С. 348—350.



    Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите основные модели поведения в конфликте.

  2. Какие модели поведения в конфликте наиболее эффективны?

  3. Какой модели поведения в конфликте присуши нарушения этики общения?

  4. Назовите основные стратегии поведения в конфликте по К. Томасу и Р. Киллмену.

  5. Назовите условия, при которых субъект конфликта выбирает:

    • стратегию борьбы;

    • стратегию ухода;

    • стратегию компромисса;

    • стратегию сотрудничества;

    • стратегию уступки.

  1. В чем основная опасность конформистской модели поведения в конфликте?

  2. С какой целью используется методика Шмишека при управлении конфликтом?



    ТЕМА 3. Этапы развития конфликта, деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов

    Конструктивное разрешение конфликта возможно только в процессе эффективного общения оппонентов. Однако соперники часто не умеют слушать друг друга, четко излагать позицию, понимать друг друга. Для того, чтобы не нарушать технологию эффективного общения и рационального поведения, необходимо знать и умело использовать:

    ^ 1. Этапы развития кофликта

    2 Технологии эффективного общения и их основное содержание.

    3 Технологии рационального поведения в конфликте.

    4 Различия между деструктивным и «мудрым» поведением в конфликте.

    Литература для углубленного изучения темы:

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СП6.: Питер, 2000.

  2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. -СП6.: Питер, 2001. -Разд. II, тема 6.

  3. Журавлева ВИ. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995. — Гл. 4.

  4. Конфликтология / Под ред. АС. Кармина. . СП6.: Лань, 1999.— Гл. 3, 13.



    Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите основные содержательные стороны общения.

  2. Чем отличается эффективное общение от неэффективного?

  3. Назовите признаки активного слушания.

  4. Что такое рефлексивное слушание?

  5. Сформулируйте основные правила поведения в конфликте.

  6. Что означает рациональное поведение в конфликте?

  7. Сформулируйте три основных правила самоконтроля эмоций.



    ТЕМА 4. Модели управления межличностными конфликтами процессе социальной работы

    Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке специалиста по социальной работе

    План лекции:

  1. Межличностный конфликт как психологический феномен.

  2. Взаимосвязь межличностных конфликтов с внутриличностными и групповыми.

  3. Причины межличностных конфликтов.

  4. Модели управления межличностными конфликтами в социальной работе



    Литература для углубленного изучения темы:



  1. Анцулов АЯ., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. -. М., 2004.

  2. Белкин АС., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. — Екатеринбург, 1995.

  3. Гришина Н.В. Я и другие. — Л., 1990.

  4. Громова О.Н. Конфликтология. — М., 1993.



    Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте характеристику содержательной и психологической сторон межличностного конфликта.

  2. Чем отличаются ресурсные межличностные конфликты от ценностных?

  3. Какая классификация межличностных конфликтов боле близка вашей деятельности?

  4. Какие причинны факторы межличностных конфликтов вам известны?



    ТЕМА 5. Методика разрешения конфликтов в процессе социальной работы

    Материал лекции может быть представлен следующими вопросами:

  1. Формы, условия, логика конструктивного завершения конфликтов.

  2. Специфика ролевых конфликтов личности.

  3. Когнитивный диссонанс как конфликт познавательных структур личности.

  4. Кризисы возраста и конфликт.

  5. Социальное партнерство



    Литература для углубленного изучения:

  1. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. — Минск, 2000.

  2. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. — СП6., 2001.

  3. Конфликтологня / Под ред. А.С. Кармина. — СП6.: Лань., 1999.

  4. Психология Учебник / Под ред. А.А. Крылова. — М., 1998. — Гл. 18—22.



    Вопросы для самопроверки:

  1. Перечислите требования к медиатору, посреднику в конфликте

  2. В чем сущность ролевого конфликта личности?

  3. У какой личности уровень притязаний может стать причиной конфликта?

  4. С чем связаны личностно-возрастные конфликты человека?

  5. В чем суть комплекса неполноценности А. Адлера?

  6. Перечислите основные способы разрешения конфликтов в социальной работе



    ТЕМА 6. Методы профилактики, предупреждения и минимизации конфликтов в социальной работе



  1. Особенности профилактики и прогнозирования конфликтов.

  2. Условия предупреждения конфликтов .

  3. Картография управленческого конфликта.

  4. Стратегии поведения в конфликтах.

  5. Методы минимизации конфликтов в социальной работе.



    Литература для углубленного изучения:

  1. Аграшенков А. Психология на каждый день. — М., 1997.

  2. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии — Ростов н/дону. 1998.

  3. Анцупов АЯ., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. -. М., 2004.

  4. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. — Минск. 1997.



    Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое профилактика конфликта? В чем ее специфика?

  2. Что выступает главным противоречием в сфере соц. работы?

  3. В чем заключается конструктивная критика?

  4. Какие функциональные конфликты вы знаете?

  5. Какие формы конфликтов в социальной работе вы можете назвать?

  6. Можно ли минимизировать конфликты?



    СЕМИНАРСКИЕ и ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru