Рабочая программа дисциплины (модуля)



Скачать 264.91 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля)
Дата09.07.2013
Размер264.91 Kb.
ТипРабочая программа
источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОУ ВПО Дальневосточный государственный гуманитарный университет

Факультет «Менеджмент и социальная работа»

Кафедра «Теории и практики социально-гуманитарных технологий»


УТВЕРЖДАЮ


_______________________


"_____"__________________200__ г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА

СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ


Направление подготовки

040400 Социальная работа


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения:

Очная


Составитель:

ПИГУЛЬ Г.И., доцент кафедры

«Теории и практики

социально-гуманитарных технологий»

ИПиУ ДВГГУ, к.п.н., доцент


ХАБАРОВСК

2011

  1. ^ Цели освоения дисциплины является знакомство с профессиональным здоровьем, его составными компонентам, факторами, влияющими на состояние здоровья вообще и профессиональное, в частности. Профилактика профессиональных деформаций и продление профессиональной молодости.


^ Задачи дисциплины:

1.Знакомство с подходами к изучению феномена «здоровье».

Профессиональная деятельность и здоровье специалиста. Условия, способствующие сохранению профессионального здоровья.

2. Формирование представлений и знаний об основных формах и методах профилактической деятельности специалиста.

3. Развитие практических умений в использовании теоретического материала на практике.

4. Развитие умений в организации и планировании своей деятельности.


^ Для изучения дисциплины необходимы знания дисциплин: демографии, социологии, психологии, политологии, демографии, педагогики, антропологии, основ гендерологии и геронтологии, медицины, социальной работы.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


В соответствии с образовательным стандартом, данный курс заложен в блок дисциплины по выбору – Б3.В. ДВ.12. Изучение его осуществляется на четвертом курсе в течение 8 семестра и рассчитано на 72 часа, из которых 36 часов отводится на аудиторные занятия - 18 часов лекционные и 18 – практические и на самостоятельную работу студентов дается 36 часов, которая включает в себя индивидуальное изучение содержания учебной программы и выполнение определенных заданий. Форма итогового контроля – зачет, который студенты могут сдавать по вопросам (вопросы представлены) и обязательно выполнение представленных заданий, как для занятий, так и во время самостоятельной работы.

^ Изучение данной дисциплины позволит студентам качественно усвоить такие дисциплины, как профессиональный имидж, профессиональное здоровье специалиста, проследить закономерности взаимодействия в семье и влияние его на здоровье человека. Закрепление знаний по дисциплине, через выполнение определенных заданий, помогут студентам ориентироваться и противостоять агрессивному социуму.

Подготовка к практическим занятиям способствует развитию у студентов умения самостоятельно работать с научной литературой, строить сообщение, владеть аудиторией, отвечать на вопросы, активно участвовать в обсуждении проблем, т.е. дискуссии. Серьезная и систематическая подготовка к занятиям способствует развитию таких профессиональных качеств, как научная организация и планирование деятельности, самоанализ и самообразование. На практических занятиях у студентов вырабатывается аргументированная, личностно-рефлексивная позиция в оценке основных особенностей развития профориентологии как науки, дифференцированное использования методов исследования в зависимости от различных групп клиентов и реальной помощи по каждой из этих групп.

Предусмотренная программой самостоятельная работа студентов поможет им глубже изучить темы данного курса и качественно выполнить предлагаемые творческие задания.

Являясь важным элементом учебного процесса, самостоятельная работа позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, развивает навыки работы с литературой, систематизирует полученные знания, способствует более глубокому анализу изучаемого материала.


^ 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

^ Общекультурные (ОК):

владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

^ Профессиональные (ПК)

социально-технологическими:

быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);

быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального "выгорания" (ПК-8);

быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);

исследовательскими:

быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18);

Соответствие результатов освоение дисциплины выделенным компетенциям представлены в таблице 1.

Таблица 1.

^ Соответствие результатов и компетенций

Дисциплина

Проектируемые результаты освоения разделов

Код компетенций

Здововьесберегающие условия работы специалиста социальной сферы

Знает:

основные понятия;

подходы к изучению данного феномена;

факторы, влияющие на здоровье населения;

меры профилактики различных заболеваний;

какие условия необходимы для сохранения профессионального здоровья.


Умет:

планировать свою деятельность, определять диагностические задачи с разными категориями клиентов;

создать условия для решения проблем в области профессионального здоровья;

создать условия для саморазвития развития личности, способствующие сохранению здоровья специалиста;

разрабатывать рекомендации по профилактике профессиональных деформаций.
Владеет:

анализом и разработкой рекомендаций по повышению эффективности трудовой деятельности специалистов и их саморазвития.

ОК-1, ОК-2,

ОК-3,

ОК- 6, ОК-7; ОК -8.

ПК-5, ПК-8,

ПК-12, ПК-18,



^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, стандартом предусмотрено 72 часа. Аудиторные занятия составляют 36 часов, в том числе 18 часов лекционных и 18 – практических часов. Самостоятельная работа составляет 36 часов.






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр



Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лек

Пр.

СРС




^ Модуль 1. Профессиональное здоровье как системное понятие .

Значение здоровья и подходы к его определению .

8

1-8

8

8

10




1

Профессиональное здоровье и его составляющие компоненты. История становления и современное состояние.




1,2

2

2

4

Составление кроссворда.


2

Понятие физическое, психическое, сексуальное и социальное здоровье. Адаптационные резервы организма.




3,4

2**

2

2

Подготовить словарь терминов по теме, с указанием авторов.

3

Гармония внешнего и внутреннего пространства личности.

Работоспособность как критерий профессионального здоровья специалиста




5,6

2

2

4

Эскиз презентации по теме.

4

Гуманистическая модель здоровой личности. Жизненный путь человека и его здоровье




7,8

2

2




Составить модель здоровой личности.

^ Модуль 2. Условия, способствующие сохранению профессионального здоровья

8

9-14

10

10

26




1

Факторы, влияющие на профессиональное здоровье специалиста.




9,

10

2

2*

6

Подготовить буклеты по данной теме.

2

Социальная поддержка как один из факторов профессионального здоровья специалистов.




11

2

2

4

Подготовить листовки по данной теме.

3

Личностно-профессиональное саморазвитие, как одно из условий сохранения профессиональногоздоровья.





12

2**

2

8

Подобрать тренинговые упражнения на развитие коммуникативных способностей специалиста.

4

Личностные, поведенческие и социальные ресурсы и их взаимодействие с выгоранием.

Профессиональные деформации и их профилактика.




13

2**

2

4

Разработать и провести презентацию проекта:

«Условия, способствующие продлению профессиональной молодости».

5

Особенности профессиональной подготовки взрослого человека.




14

2

2

4

Подобрать пословицы и поговорки о здоровье, труде и оформить в буклет.

^ Общая трудоемкость, часы







18

18

36

Зачет

^ Общая трудоемкость, ЗЕ

2

-

-

-

-

-


* Мультимедийная презентация.

** Использование активных методов обучения (АМО).

*** Показ в/фильма


^ 5. Содержание дисциплины и образовательные технологии

5.1. Тематический план лекционных занятий


МОДУЛЬ 1. Профессиональное здоровье как системное понятие. Значение здоровья и подходы к его определению .

Тема 1 Профессиональное здоровье и его составляющие компоненты.

^ Содержание темы лекции.

История становления и современное состояние изучения феномена «здоровье».

Понятие «здоровье», «профессиональное здоровье и его составные компоненты. Основные подходы к изучению здоровья, составные компоненты здоровья.


^ Образовательные технологии. Вводная мотивационная лекция. Назначение данной лекции состоит в том, чтобы вызвать интерес к дисциплине «Здоровьесберегающие условия работы специалиста социальной сферы», побудить студентов к самостоятельному мышлению и поиску ответов на поставленные вопросы, дать общую ориентировку в предмете дисциплины, определение места дисциплины в общей системе подготовки социальных работников, увязать ее с другими дисциплинами учебного плана.


5.2. Тематический план практических занятий

Занятие 2.

Тема: Понятие физическое, психическое, сексуальное и социальное здоровье. Адаптационные резервы организма

Цели занятия: Рассмотреть понятия физическое, психическое, сексуальное и социальное здоровье, показать их взаимосвязь. Раскрыть адаптационные резервы организма и их характеристику.

^ Форма занятия: практическая.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие отличительные характеристики вы можете выделить при рассмотрении психического и социального здоровья?

  2. Идентичны ли понятия психическое и психологическое здоровье? Докажите, используя труды разных авторов.

  3. Какие адаптационные механизмы вы знаете и как они «работают» в зависимости от пола и возраста?


План проведения:

  1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентами.

  2. Подготовить словарь терминов по теме.

  3. Составить кроссворд по данной теме.


^ Методические указания студентам по изучению темы и выполнение практических заданий: изучение данной темы позволяет студентам увидеть взаимосвязь физического и психического, от которых зависит качество их жизни. Кроме этого, материал этого занятия поможет студентам грамотно относиться к своему здоровью и профилактике различных заболеваний. Все понятия и определения являются ключом для дальнейшего успешного освоения дисциплины.

^ Образовательные технологии:

Составление кроссворда и словаря, предназначен для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины и использования его при изучении других тем.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа студентов является одной из обязательных составляющих учебного процесса в вузе наряду с лекционными и практическими занятиями. Она предполагает закрепление знаний полученных на лекциях, умений и навыков, приобретенных на практических занятиях.

Самостоятельная работа отражает процессуальную и методическую стороны учебной деятельности студентов. Она основана на том, что знания, умения и навыки не передаются от одного человека к другому как материальные объекты. Каждый обучающийся овладевает ими путем самостоятельного познавательного труда, как в ходе учебных занятий, так и в часы самоподготовки.

Таким образом, самостоятельная работа студентов способствует не только овладению знаниями по определенной дисциплине, но и активно развивает аналитическое мышление, владение письменной и устной речью. Кроме этого она помогает осознанию межпредметных и внутрипредметных знаний, формирует профессиональное творчество.

Общее количество часов на самостоятельную работу по дисциплине «Основы гендерологии» отводится 36 часов, которое предусматривает:

  • Закрепление лекционного материала;

  • Подготовку студентов к практическим занятиям;

  • Самостоятельную подготовку к экзамену;

  • Выполнение курсовых работ, выпускных квалификационных работ;

  • Выполнение творческих заданий;

  • Подготовка и участие в научных и научно-практических конференциях.



Задания для самостоятельной работы:

  1. Разработать и провести презентацию проекта:

«Условия, способствующие продлению профессиональной молодости».

2. Подготовить презентацию по теме: «Возрастные кризисы и их роль в гармоничном развитии личности».

3. Сделать тезисные выписки из указанных источников.

4. Представить цитатные выписки, из предложенных в списке литературы, журнальных статей.

5. Составить библиографический список по данной дисциплине за последний год.

6. Составить буклеты и листовки о вредных привычках и профилактике различных заболеваний (на выбор студента).

7. Подобрать пословицы и поговорки о здоровье и оформить в буклет (книжку).

8. Оформить кроссворд (тема на выбор студента).

9. Подготовить рекомендации по профилактике профессиональных деформаций.

10. Подобрать тесты по определению успешности в профессиональной деятельности.

11. Составить библиографический список по теме «Здоровье и карьера».

12. Составить конспект первоисточников, указанных в перечне литературы.

13. Подобрать тренинговые упражнения на развитие коммуникативных способностей специалиста.


^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»


  1. Покажите взаимосвязь саморазвития и самореализации со здоровьем.

  2. Охарактеризуйте основные этапы становления психологии здоровья и ее современное состояние.

  3. Какие факторы, влияющих на отношение к здоровью вы знаете, раскройте их?***

  4. Какие методы диагностики и самодиагностики вы можете использовать при изучении социального здоровья?

  5. Какая социально-психологическая помощь оказывается людям пожилого возраста?

  6. Дайте характеристику когнитивным факторам; факторам социальной среды и демографическим факторам, как они влияют на здоровье человека?

  7. Приведите известные подходы к определению психологии здоровья как нового научного направления. ***

  8. Дайте анализ психологических факторов здоровья.

  9. Какие условия необходимо учитывать при обучении взрослых людей?

  10. Перечислите и охарактеризуйте различные аспекты гармонии личности.

  11. Покажите взаимосвязь духовного бытия и развитие личности.

  12. Как вы понимание термин «психологически устойчивая личность», какое отношение это имеет к здоровью?***

  13. Что повышает и что снижает психологическую устойчивость личности?

  14. Охарактеризуйте доминанты активности, выступающие как опоры психологической устойчивости личности.

  15. Как вы понимаете «ассертивное поведение», покажите взаимосвязь со здоровьем.

  16. Какой вклад вносит психологический тип, с одной стороны, и акцептуации — с другой, в общее психическое здоровье специалиста?

  17. Раскройте сущность психологических проблем при истероидной акцентуации личности и определите пути их психокоррекции.

  18. Перечислите факторы, влияющие на здоровье человека. Опишите факторы, влияющие на здоровье мужчин и женщин в течение жизненного пути. ***

  19. Как влияют на здоровье образование, материальное положение, должностная позиция?

  20. Охарактеризуйте влияние семьи на здоровье мужчин и женщин. В чем причины различий в этом влиянии?

  21. Охарактеризуйте показатели здоровья гендерных групп. Назовите теоретические модели, объясняющие различия в состоянии здоровья в зависимости от пола. ***

  22. Каковы основные механизмы влияния возраста на здоровье? Покажите соотношение влияния социальных и биологических факторов на процесс старения.


*** Подготовить мультимедийную презентацию.


^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ


***Критерии подготовленности студентов к семинарскому занятию:


  • знание темы, рекомендованной основной и дополнительной литературы;

  • выполнение предлагаемых заданий;

  • подготовка по каждому вопросу плана и выбор проблемы для развернутого индивидуального выступления или дополнения, обобщения материалов, над которыми работала группа;

  • психологическая готовность каждого участника семинара к выступлению и участию в общей дискуссии.

****Тезисы представляют собой кратко сформулированные основные положения статьи, работы, книги, трактата. Тезисы, кратко передавая содержание материала, расшифровывают основные идеи и мысли автора. Составление тезисов требует определенных умений, среди которых наиболее важным является способность к обобщению и систематизации идей и мыслей, сформулированных в работе.

При составлении тезисов необходимо освоить прочитанный материал, осознать основные положения, развить материал на части и в краткой форме расшифровать каждый структурный раздел. Возможна нумерация тезисов.

Тезисы подразделяются на текстуальные (цитатные) и свободные. При составлении свободных тезисов особенно важно придерживаться стиля и терминологии автора для более точной передачи сути текста. При цитировании необходимо обязательно указать авторство цитаты, название работы, издательство, год издания и страницу, откуда взята цитата.

Характер тезисов зависит также от особенностей выполняемой работы:

  • тезисы как обобщение и вывод из изученного и проанализированного материала;

  • тезисы как основные положения и их обоснование, используемые при подготовке устного доклада или сообщения.


****Выписки являются дополнением к тезисам, позволяющие дополнить их фактами и аргументами. Выписки делают, как правило, на отдельных карточках. Текст выписки берется в кавычки, полностью указывается источник. При составлении выписок и ведении записей, рекомендуется использовать красную строку, выделение цветом, римские и арабские цифры, буквы алфавита и т.д.


**** Конспект – один из основных видов работы с первоисточниками, представляет собой краткий очерк, обзор, изложение материала и включает основные мысли и идеи работы, изложенные в порядке их взаимосвязи. Конспектирование текстов проводится после их тщательного анализа и полного изучения (прочтения). Конспектирование способствует логизации мышления студентов, позволяет научиться точному краткому выражению мыслей.

Конспект произведения должен отвечать ряду требований:

  • краткости, т.к. сам термин «конспект» означат краткое изложение какого-то выступления, произведения и т.д. (размер конспекта составляет 7 – 10% от размера первоисточника);

  • ясности, которой при сокращении изучаемого произведения в процессе конспектирования необходимо добиваться. Для этого необходимо некоторые положения автора формулировать своими словами;

  • полноты и точности, которые не должны противоречить требованиям краткости и ясности. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений произведения, воспроизводящих авторскую логику изложения. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках, терминологии и стилистике автора, делая ссылки на страницу, откуда была взята цитата.

При конспектировании немаловажно делать определенные записи и пояснения, отражающие собственное отношение к тем или иным идеям и мыслям, высказанным в тексте; возможна формулировка возникающих по мере конспектирования вопросов и замечаний. Оформлять записи рекомендуется по такой форме. Лист тетради делят на две части: слева 1/3 листа, где записывается план конспектируемого произведения; справа 2/3 листа, где записываются тезисные ответы к этим пунктам плана. Такая форма записи дает возможность впоследствии делать дополнения, исправления, замечания, уточнения.

Различают два вида конспекта. ^ Простой конспект представляет собой сплошную запись без оценки и анализа текста. Составление сложного конспекта требует более высоких аналитических умений работы с первоисточниками, так как необходимо расчленить текст на отдельные смысловые части, критически проанализировать и обобщить представленный материал.

Возможно составление конспекта сразу по нескольким источникам. Подобный вид работы называется сводным (тематическим) конспектом. Этот вид конспекта необходим для подготовки к проблемным семинарам, когда рекомендуется проанализировать несколько источников по одному вопросу. При составлении тематического конспекта следует первоначально ознакомиться с планом семинарского занятия, выделить логику и последовательность в изучении нескольких источников, составить план каждого из них и приступить непосредственно к конструированию, следуя единому плану.

**** Романюк Л.В., Онищенко Э.В. практикум по истории общей и дошкольной педагогики. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. –С. 25 – 27.


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)


а) основная литература:

  1. Ананьев, В.А.Практикум по психологии здоровья /В.А. Ананьев. – СПб.: Речь,2007. – 320с.

  2. Андреева, М.П. Профессиональные задачи социальной психологи в новой ситуации / М.П. Андреева // Психологический журнал. – Том 26. – 2005. – № 5. – С. 9-11.

  3. Асмаковец, Е.С. Психологические факторы и условия развития эмоциональной гибкости учителя Автореф. дисс. … канд. психол. наук/Е.С. Асмаковец. - М.:РГБ, 2000. – 123с.

  4. Бехтерев, В. М. Личность и условия ее развития и здоровья / В.М. Бехтерев // Психология личности в трудах отечественных психологов; сост. А.В. Куликов - СПб: Издательство «Питер», 2000. –С.68-99.

  5. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно.- 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект, 2006. –432 с.

  6. Вайнер, Э.Н. Валеология: учеб.для вузов /Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта; Наука, 2001. – 416с.

  7. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов – М.: Академия, 2001. – 352с.

  8. Васильева, Т.Г. Психофизические аспекты жизнедеятельности человека. Энергетический ресурс человеческого организма / Т.Г.Васильева. – М.: Слово и дело, 2001. – 128с.

  9. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала / В.Р. Веснин. – М.: Юристъ, 2001. – 496с.

  10. Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова .-2-е изд. – СПБ.:Питер, 2009.- 339с

  11. Глухова, Т.Г. Актуализация восприятия профессионального здоровья педагогов средствами арт – терапии: Дисс…канд. психол. наук/ Т.Г. Глухова. – М.: РГБ, 2003 – 180с.

  12. Гончарова, Н.В. Формирование культуры профессионального здоровья будущего учителя: Дис...канд.пед.наук/ Н.В. Гончарова.– М.: РГБ, 2005.- 202с.

  13. Грабе, М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени/ М.Грабе. Пер. с нем. – СПб.: Речь, 2008. – 96с.

  14. Грачева, Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала / Л.В. Грачева. – СПб.: Речь, 2003. – 168с.

  15. Дудченко, З.Ф. Психологические особенности поддержания профессионального здоровья: на примере преподавателей вузов: Дис…канд.психол.наук / З.Ф. Дудченко. – М.: РГБ, 2003. – 187с.

  16. Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога / Н.Н. Ежова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314с.

  17. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев – СПб.Питер, 2003.- 560с.

  18. Зайцев, Г.К. Валеологическое образование учителей: научное обоснование и программное обеспечение / Г.К. Зайцев // Школа. – 2002. - №3. С.- 8 – 16.

  19. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. – М.: Владос, 2000. – 192с.

  20. Кипнис, М. Тренинг коммуникации / М. Кипнис – М. Ось -89,2007 – 128с.

  21. Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения / В.В. Колбанов. – СПб.: Деан, 2000. – 256с.

  22. Лобанов, А.А. Основы профессионально – педагогического общения / А.А. Лобанов. – М.: Академия, 2002. – 192с.

  23. Малкина – Пых, И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / И.Г. Малкина – Пых. – М.: Эксмо, 2004. – 416с.

  24. Митина, Л. М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец.– М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001.– 192 с.

  25. Мучински П. Психология, профессия, карьера /П.Мучински. – 7-е изд.- СПб.: Питер, 2004. – 539с.

  26. Никифоров, Г.С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья; Под ред. Г.С. Никифорова. –СПб.: Изд-во С.- Петерб.ун-та, 2000 – С.128-189.

  27. Никифоров, Г.С. Психология здоровья. /Г.С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2002.-256с.

  28. Пигуль, Г.И. Образовательная среда и профессиональное здоровье педагогов (союз или конфликт)//Гуманитарность современного образования:психолого - педагогические парадоксы: сборник научных трудов; под ред. Л.Ф.Вязниковой, Г.П.Звенигородской. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2009. – С.168 – 174.

  29. Полякова, О.Б. Психология и профилактика профессиональных деформаций личности/О.Б.Полякова. – М.:НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 304с.

  30. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАМ - М», 2007. -672 с.

  31. Розин, В.М. Здоровье как философская и социально – психологическая проблема / В.М. Розин // Мир психологии. – 2000.-№ 1(21).– С. 12 – 30.

  32. Розин, В.М.Психика и здоровье человека / В.М.Розин. – Изд. 2-е.-М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 224с.

  33. Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов /Э.Э.Сыманюк.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 320с.

  34. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь.– Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 808 с.

  35. Эксакусто, Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры / Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. -339с.


б) дополнительная литература:

  1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – Брест: Брестский государственный педагогический институт им. А.С. Пушкина, 1993. – 144 с.

  2. Абрамова, Г.С. Психология в медицине / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М.: Кафедра, 1998. – 272с.

  3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. / А. Адлер; Вступ. ст. А. М. Боковикова.– М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.– 296 с.

  4. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья /В.А. Ананьев.- СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. – 148с.

  5. Батаршев, А.В. Психодиагностика способностей к общению или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Владос, 1999. – 176.

  6. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.:Мысль, 1988. – 304с.

  7. Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентом в гуманистической психиатрии / Дж. Бъюдженталь– М., 1995.

  8. Виленский, М.Я. Физическая культура работников умственного труда / М.Я. Вилеский, В.И. Ильинич. – М.: Знание, 1987. – 96с.

  9. Водопьянова, Н.Е. Психология здоровья / Н.Е. Водопьянова, Н.В. Ходырева// Вестник Ленингр.ун-та Сер.6.-1991.-Вып.4.-С.50-58.

  10. Ганнушкин, П.Б. Постановка вопроса о границах душевного здоровья / П.Б. Ганнушкин // Избр. Труды. – М.: Медицина, 1964. – С. 97 – 108.

  11. Гурвич, И.Н. Социальная психология здоровья / И.Н. Гурвич. – СПб.: Изд-во С.- Петерб.ун-та, 1999.-212с.

  12. Даниленко, О.И. Душевное здоровье как культурно– исторический феномен / О.И. Даниленко// Психолог. журнал. – Т. 9. – № 2. – 1988. – С.18-26.

  13. Калитеевская, Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию / Е.Р. Калитеевская // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии; под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. – М.: Смысл, 1997. – С.231-238.

  14. Калью, П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация / П.И. Калью.– М.: Наука, 1988. – 247с.

  15. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова.– М., Просвящение,1996.– 308 с.

  16. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова.– М.: Просвещение, 1993.– 192 с.

  17. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу; Пер. с англ. А. М. Татлыбаевой; науч. ред., вступ. ст. и коммент. Н. Н. Акулиной.– СПб.: Евразия, 1999.– 432 с.

  18. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Флинта: Московский психолого – социальный институт, 1998. – 200с.

  19. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал / Л. М. Митина.– М.: Дело, 1994.– 216 с.

  20. Попов, М. Здоровье как социальная ценность / М. Попов, П. Михайлова // Философские аспекты учения о здоровье и болезни. – М.: Медицина, 1975. – 51с.

  21. Популярная медицинская энциклопедия / Гл.ред. Б.В. Петровский. В 1-м томе. Аборт – Ящур. – М.: «Советская энциклопедия», 1987 -704 с.

  22. Разумов, А.Н. Здоровье здорового человека / А.Н. Разумов, В.А. Пономаренко, В.А. Пискунов - М.: Медицина, 1996. – 413с.

  23. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: [пер. с англ.] / К. Р. Роджерс; Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной.– М.: Изд. группа «Прогресс»: Универс, 1994.– 480 с.

  24. Сарториус, Н. Охрана психического здоровья в рамках первичной медико – санитарной помощи/ Н. Сарториус // Журн.невропат. и психиатр. – 1990. Т.90. - №3. - С. 150-152.

  25. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / К. Хорни // Психоанализ и культура: Избр. труды Карен Хорни и Эриха Фромма. - М.: Академический проект, 1995. – 224 с.

  26. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах / Гл. ред. Б.В. Петровскй. – М.: Сов. Энциклопедия. – Т.1, 1982. – 385с.



в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

www.koob.ru – библиотека:


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) :

Ноутбук, проектор, диски с видеофильмами по дисциплине.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ .


Автор (ы) ПИГУЛЬ Г.И., доцент кафедры «Теории и практики социально-гуманитарных технологий», к.п.н., доцент.


Рецензент (ы) _________________________


Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru