Министерство образования и науки российской федерации дальневосточный государственный гуманитарный университет утверждаю



Скачать 240.98 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации дальневосточный государственный гуманитарный университет утверждаю
Дата09.07.2013
Размер240.98 Kb.
ТипРабочая программа
источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Дальневосточный государственный гуманитарный университет


УТВЕРЖДАЮ


_______________________


"_____"__________________2011 г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)

Методы активного социально-психологического обучения

Направление подготовки

Социальная работа

040400.62


Профиль подготовки

Социальная работа


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная

(очная, очно-заочная и др.)


Хабаровск

2011 г.


1. Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины (модуля) «Методы активного социально психологического обучения» (МАСПО) являются: ознакомление студентов с теоретическими направлениями, в которых разрабатывались методы МАСПО, с подходами к их использованию в деятельности социального работника; формирование у студентов умений и навыков общения, достижение коммуникативной компетентности, усвоение ими социально-психологических знаний и умений в ситуации внутригруппового взаимодействия; овладение современными социально-психологическими технологиями работы с людьми.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина относится профессионального цикла ООП. Дисциплина в логике учебного процесса преподается после дисциплины «Социальная психология» и является методологической основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла «Социальная педагогика», «Общие технологии социальной работы».

^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля). Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями, формируемыми в процессе освоения дисциплины «Методы активного социально психологического обучения»:

  • владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ( Ок1);

  • быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовым нести за них ответственность (ОК-4);

  • стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

  • уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20);

  • быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);

  • быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);

  • быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);

  • быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6);

  • быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального "выгорания" (ПК-8);

  • быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17);

^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основные базовые методы активного социально-психологического обучения, используемые при работе с клиентами;

  • правила коммуникативного взаимодействия и закономерности межличностного общения в социально-психолого-педагогической работе с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Уметь:

  • эффективно взаимодействовать с различными категориями населения;

  • преодолевать стереотипы в восприятии людей и в общении с ними.

Владеть навыками:

  • социально-психологическими и психолого-педагогическими в сфере общения с клиентами;

  • выработки способности к адекватному познанию себя и других людей.

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Форма отчетности – зачет.

Разработчики: кафедра Теории и практики социально-гуманитарных технологий ^ ГОУ ВПО ДВГГУ






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)


ЛР ПР СРС

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)







3

18

-

36 ч.

36 ч.

Итоговый зачет по дисциплине

1.

^ Модуль 1. Общая характеристика активных форм группового взаимодействия. Специфика и назначение методов групповой работы.










14 ч.

16ч.




1.1

Методы активного социально-психологического обучения как учебная дисциплина




1





2

2





1.2

Общение как условие развития личности, Правила поведения в группе.




2




2

2




1.3

Групповая дискуссия: общая характеристика и условия успешности ее проведения.




3





2

2





1.4.

Практическое занятие: методика проведения групповой дискуссии




4




4

4





1.5

«Мозговой штурм»: технология организации и проведения.






5




2

2




1.6

Практическое занятие: «мозговой штурм»




6





2

4






Модуль 2.

Классификация имитационных игр.




7





8

6





2.1

Деловая, ролевая, имитационная игра и их роль в активном социально-психологическом обучении.




8





4

2





2.2

Практическое занятие: проведение имитационных, ролевых игр.




9,10






2

2





2.3

Практическое занятие: проведение деловых игр.




11, 12






2

2








Модуль 3.

Тренинг как основа социально-психологического обучения.









14

14





3.1

Методика проведения тренинга . Виды тренингов.




13,






2

2




3.2

Приемы и упражнения, используемые в групповых поведенческих тренингах.




14





2

2




3.3

Руководство тренинговой группой. Образ тренера. Этические аспекты работы тренера.




15




2

2




3.4

Тренинговое занятие по развитию коммуникативных умений и навыков.




16




2

2




3.5

Способы преодоления типичных трудностей при работе с группой

Программа тренинга. Особенности составления.




17,

18




6

6

Защита собственных программ.
















36

36



^

Приложение 1

Вариант 1. (ориентирована на дисциплины с большой практической составляющей).


По результатам работы в семестре студент может получить автоматическую оценку 5, 4 или 3 и может экзамен не сдавать. Если оценка его не удовлетворяет (4 или 3), он может сдать экзамен и, возможно, повысить свою оценку. Студент, не получивший автоматической оценки, обязан сдавать экзамен. Но если он не добрал минимального числа баллов в течение семестра (35), то он не получает зачет и не допускается к экзамену.


Таблица 1.


^ Баллы за семестр

Автоматическая оценка

Баллы за экзамен, зачтено

Общая сумма баллов

^ Итоговая оценка

91 – 100

5


Зачтено




100

5

76 – 90

4

0 – 20

76 – 90

91 – 100

4

5

55 – 75

3

0 – 20

55 – 75

76 – 90

91 – 74

3

4

5

35 – 54



0 – 20

55 – 74

3 / зачтено

< 35





< 35

2




  • максимальное число баллов в течение семестра – 100

  • максимальное число баллов за экзамен – 20

  • минимальное число баллов за семестр – 35

  • необязательная сдача экзамена для студентов, имеющих в течение семестра автоматические оценку 5, 4, 3


Вариант 2. Студент по каждому виду контрольных испытаний набирает определенное количество баллов, которые в итоге суммируются и переводятся в традиционную пятибалльную систему

от 81до100 баллов – отлично

от 66 до 80 баллов – хорошо

от 51до 65 баллов – удовлетворительно

от 50 баллов и менее – неудовлетворительно

от 51 до 100 – зачтено

от 0 до 50 – не зачтено


^ Ориентировочные виды деятельности и формы возможного контроля


Таблица 2.



Вид деятельности

Количество баллов

1

Посещение занятий

0 – 5

2.

Участие в работе семинарских и практических занятий

0 – 5

3.

Выполнение практических работ

0 – 10

4.

Подготовка сообщений, рефератов, докладов

0 – 10

5.

Подготовка выступлений, презентаций

0 – 10

6.

Выполнение практических заданий

0 -10



Таблица 3.




Форма контроля

Количество баллов

1

Устный опрос

0 – 5

2.

Тестирование

0 – 20

3.

Разработка и проведение тренинга, дискуссии, игровых технологий .

0 – 15







40




Таблица 4.

^ Примерный перечень выполняемых работ на семинарских занятиях и их оценка в баллах




Виды работ

Количество баллов



Успешное участие в олимпиаде или конкурсе научных студенческих работ регионального, российского и др. уровня (призовое место)

1 – 10



Успешное участие в вузовской научной конференции (призовое место)

1 – 10



Реферат

1 – 4



Реферативный обзор журнала

1 – 5



Доклад

1 – 5



Эссе по заданной теме

1 – 4



Выполнение дополнительных заданий преподавателя

1 – 4



Выступление на семинаре

1 – 4



Оппонирование по сообщениям докладчиков (реферат и др.)

1 – 3



Дополнения к выступлениям по плану семинара

1 – 2



Вопросы к выступающему по плану семинара

1



Контрольная работа (перед первой промежуточной аттестацией и перед зачетной неделей)

1 – 4



Решение социальных задач и проблемных ситуаций

1 – 4



Участие в написании и проведении тренинговых занятий

1 – 7



Активное участие в организации и проведении активных форм обучения с детьми в социальных учреждениях

1 – 4



Участие в социальном проектировании

7



Участие в научном исследовании под руководством преподавателя

1 – 6



^ 5. Образовательные технологии


  • Семинар;

  • Выездные занятия в социальные учреждениия;

  • Круглый стол;

  • Ролевые игры;

  • Проведение дискуссии;

  • Участие в тренингах;

  • Разработка и проведение тренинговых занятий со студентами ДВГГУ и молодежью города.



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Примерный перечень вопросов к зачету:


Тестовые задания по предмету: «Методы активного социально-психологического обучения»

^ I. Обведите кружком номер правильного варианта ответа:


1). Спор-это…

  1. словесное состязание, обсуждение между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение;

  2. публичный спор на научную или общественную тему;

  3. прения, обмен мнениями.

2). Полемика – это…

  1. публичный спор, цель которого выяснить различные точки зрения по обсуждаемому вопросу

  2. борьба противоположных мнений по тому или иному вопросу

  3. обмен мнениями

3). Тренинг – это…

  1. прения, обмен мнениями

  2. активное социально-психологическое обучение людей, направленное на формирование умений, навыков и развитие отдельных характеристик поведения

  3. модель жизни, способ конструирования реальности, похожей на настоящую

4) Психоанализ разработал:

  1. А. Маслоу

  2. А. С. Выготский

  3. Д. Б. Эльконин

  4. З. Фрейд

5) Метод имитации ситуаций, моделирование профессиональной деятельности путем игры называется:

  1. тренинг

  2. диспут

  3. деловая игра

  4. консилиум

6) Сензитивность – это:

  1. восприятие

  2. чувствительность

  3. воображение

  4. эмоции

7). Психодрама – это:

  1. метод, используемый для розыгрыша определенной ситуации

  2. метод психологического воздействия, в котором участники продолжают и завершают свои действия посредством ролевой игры и драматического самовыражения

  3. метод, используемый для работы с проблемами ограничений поведения


^ II. Обведите кружком все правильные варианты ответа:


1). К активным методам обучения относят:

  1. дискуссию

  2. лекция

  3. тренинг

  4. ролевая игра

2). К основным правилам проведения «мозгового штурма» относятся:

  1. четкая формулировка вопросов и заданий

  2. запись всех предложений, поступающих от участников

  3. возможность отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента

3). Эффективность тренинга оценивается:

  1. рефлексией

  2. анкетой

  3. любой обратной связью

  4. все варианты верны

4). К факторам, влияющим на эффективность тренинга, относят:

  1. точная и конкретная формулировка целей тренинга

  2. система посттренинговых мероприятий

  3. подбор группы участников и их мотивация

  4. количество времени, затраченного на проведение тренинга

5). К принципам проведения дискуссии относят:

  1. выступление участника только с разрешения ведущего

  2. подкрепление своих высказываний фактами

  3. аргументация мнения участника дискуссии

  4. все варианты верны

6). Дискуссионный метод обучения позволяет:

  1. увидеть проблему с другой стороны

  2. выработать групповое решение

  3. нивелировать скрытые конфликты

  4. доказать правильность выбранного решения


7). Активные методы обучения направлены:

1) на развитие творческих и интеллектуальных способностей

2) на развитие самостоятельного мышления

3) на способность квалифицированно решать нестандартные задачи

4) на развитие лидерских и коммуникативных способностей


8). ^ Выбор метода групповой работы зависи:

1) от цели занятия

2) от особенности группы и степени ее готовности

3) от возможностей тренера

4) все варианты правильные


^ КЛЮЧИ ОТВЕТОВ:

I. 1.(правильный ответ – 1).

2. (правильный ответ – 2).

3. (правильный ответ – 2).

4. (правильный ответ – 4).

5. (правильный ответ – 3).

6. (правильный ответ – 2).

7. (правильный ответ – 2).

II. 1. (правильные ответы – 1, 3, 4).

2. (правильные ответы – 1, 2)

3. (правильные ответы – 4)

4. (правильные ответы – 1, 2, 3).

5. (правильные ответы – 4)

6. (правильные ответы – 1-4)

7. (правильные ответы – 1-4)

8. (правильные ответы – 4).

^ 7. Перечень учебной литературы


Основная


  1. Абрамова, Г. С., Степанович, В.А. Деловые игры : Теория и организация./ Г. С. Абрамов. - Екатеринбург: Деловая кн.. 1999. - 195с.

  2. Бартышев, В. Психологические способности к общению или как определить организационные и коммуникационные качества личности. / В. Барышев. - Гуманитарный изд. центр: ВЛАДОС, 2001. – 175 с.

  3. Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Центр общественных ценностей, 1997г. – 198 с.

  4. Берн , Эрик. Трансакционный анализ и психотерапия. - СПб.: Братство, 1994. – 201 с.

  5. Бодалев, А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности./ А. А. Бодалев .- Л., 1970. - 133с.

  6. Большаков, В. Ю. Психотренинг: социодинамика игр, управления. / В. Ю. Большаков. - СПб.: Служба доверия, 1994. – 164 с.

  7. Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога / И.В. Вачков. - М.: «Ось - 89», 2002. - 224 с.

  8. Вильямс Крсандрия. Тренинг по управлению стрессом. ^ М.: ЭКСМО, 2002. - 167 с.

  9. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС. 2006.- 159 с.

  10. Вербицкий, А. А. Деловая игра как метод активного обучения./ А. А. Вербицкий. – М.: Академия, 1983.- 134 с.

  11. Гиппиус, С .В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники./ С. В. Гиппиус. - М., Просвещение, 1967.

  12. Глозман, Ж. М. Общение и здоровье личности: учебное пособие. Рекомендовано Советом по психологии УМО./ Ж. М. Глозман, - М.: Академия 2002. – 197 с.

  13. Гришинина, Н. В. Психология конфликта. / Н. В. Гришинина. - СПб.: Питер, 2000. – 156 с.

  14. Емельянов, Ю. Н. Обучение общению в учебно- тренировочной группе.// Психологический журнал. - т.8, 1987, №2.

  15. 3ахаров, В. П. Социально- психологический тренинг

Учебное пособие. / В. П. Захаров, Н. Ю. Хрящева . - Л.: ЛГУ , 1989. – 165 с.

16. 3инкевич - Евстигнеева, Т. Технология создания команды /

Т. Зинкевич - Евстигнеева, Д. Фролов, Т. Грабенко. - СПб.: Речь, 2002. – 216 с.

17. Каэс, Рене. Теория психоанализа групп / Р. Каэс. - М.: Астрель, 2005.- 158с.

18. Келли, Г. Тренинг принятия решений / Г. Келли, Р. Армстронг. – СПб.: Питер, 2001 - 224 с.

19. Козлов, Н. Лучшие психологические игры и упражнения. / Н. Козлов. -Екатеринбург : АРДЛТД, 1997. - 139с.

20. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. 302 с.

21. Макшалов, С. И. Психогимнастика в тренинге:

Каталог./ С. И. Макшалов, Н. Ю. Хрящева. - Санкт- Петербург. 1993.

22. Парыгин, Б.Д., Короткина Т.И. Социально-психологический тренинг в студенческой группе: опыт и результаты // Опыт гуманитарных наук. 1993. №1, с.55-57.

23. Петровская, Л. А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга./ Л. А. Петровская. - М., Владос, 1982. – 165 с.

24. Психодиагностика невербального поведения. / А. Меграбян. - СПб.: Речь, 2001. – 128 с.

25. Пезешкиан, Н. Психотерапия повседневной жизни: Тренинг разрешений конфликтов. / Н. Пезешкиан. - СПб.: Речь, 2001. 189 с.

26. Практикум по социально-психологическому тренингу/ Под ред. Б.Д. Парыгина. СПб.: 2000. – 352 с.

27. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг в школе./ А. С. Прутченков. - М.: Академия, 2001 . - 145 с.

28. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения./ А. С. Прутченков.- М.: Академия, 1991. – 173 с.

29. Смит, Мануэль. Тренинг уверенности в себе. / М. Смит. - СПб.: Речь, 2002. -244 с.

30. Смит, Г. К. Тренинг прогнозирования поведения: Тренинг сенситивности / Г.К. Смит. - СПб : Речь, 2001 . - 256 с.

31. Технология социально-психологических тренингов. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2001. - 178 с.

32. Торн, К. Тренинг. Настольная книга тренера./ К. Торн, Д. Маккей. – СПб.: Речь, 2001.- 218 с.

33. Цзен, Н. В., Пахомов Ю.В. Психотренинг : игры и упражнения ./ Н. В. Цзен, Ю, В. Пахомов. - М., Эксмо, 1988.- 178 с.

34. Шарипов, Э. И. Режиссура социальных игр / Э. И. Шарипов, С. Кронин. - М.: КСП, 2002. – 195 с.

35. Шмелев, А. Г. Психодиагностика личностных черт / А. Г. Шмелев. - СПб.: Речь, 2002. - 480 с.

36. Эйсенк, Х. Ю. Оцени свои способности: Пер. с англ./ Х. Ю. Эйсенк. - М.: Мир, 2000.- 189 с.

Дополнительная литература


1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация / Сб. науч. трудов НИИ ОПП АПН СССР. - Москва, 1983.

2. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. - Спб.: Питер, 2005.

3. Битянова, Н. Р. Психология личностного роста / Н. Р. Битянова. - Москва: Международная педагогическая академия, 1995.

4. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение/ Ю. Н. Емельянов. - Л.: 1985.

5. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского. - Москва: Новая школа, 1994.

6. Леви, В. П. Приручение страха/ В. П. Леви. – М. : Метафора, 2004.

7. Методы социальной психологии. / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. - Львов, 1997.

8. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. -М.: Просвещение, 2003.

9. Осипова, А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы / А. А. Осипова. - Москва - Воронеж, 2000.

10. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А. С. Прутченков. - Москва, 1999.

11. Психолог в начальной школе/ Под ред. Т. Ю. Андрюшко.- Волгоград, 1995.

12. Психолого- педагогический практикум: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Л. С. Подымова, Л. И. Духова, Е. А. Арина, О. И. Шиян.; под ред. В. А. Сластенина.-2-е изд.- М.: Издательский центр « Аадемия»,2006.

13. Петровская, Л. А. Компетентность в общении (социально-психологический тренинг) /Л. А. Петровская. - Москва, 1986.

14. Прутченков, А. С. Школа жизни: Методические разработки социально- психологических тренингов / А. С. Прутченков. - Москва: Новая школа, 2000.

15. Пряжников, Н. С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного роста / Н. С. Пряжников. - Москва - Воронеж, 1997.

16. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред. И.В. Дубровиной. - Москва: Академия, 1997.

17. амоукина, Н. В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг / Н. В. Самоукина. - Дубна: ООО «Феникс +» , 2000.

18. Самоукина, Н. В. Игровые методы в обучении и воспитании (психологические упражнения и коррекционные программы) / Н. В. Самоукина. - Москва, 1992.

19. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - Москва: Генезис, 2002.

20. Эскаккусто, Т. В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Для проведения занятий используются:

  • Мультимедийный проектор;

  • Ноутбук;

  • Интернет-ресурсы.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению и профилю подготовки 050400.62 -направление: психолого-педагогическое образование; профиль: психология образования.

Автор: Екимова С.Г., к.п.н, доцент кафедры теории и практики социально-гуманитарных технологий

Рецензент (ы) _________________________

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru