Рабочая программа дисциплины (модуля)



Скачать 129.53 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля)
Дата09.07.2013
Размер129.53 Kb.
ТипРабочая программа
источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»


УТВЕРЖДАЮ


_______________________


"_____"__________________2011 г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)


Основы оказания психологической помощи


Направление подготовки

«Психолого-педагогическое образование»


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Хабаровск

2011

^ 1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Основы оказания психологической помощи» являются формирование четкого представления о сущности и содержании психологической помощи, профилактики и превенции проблем в русле разных методических подходов и направлений, стратегической задач и тактик специфических проблем образовательного пространства, организации психологически безопасной среды для осуществления образовательной деятельности.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина (модуль) «Основы оказания психологической помощи» включена в систему дисциплин направления специальной подготовки.

Для освоения данного модуля необходимы знания студентов по таким дисциплинам как общая, возрастная, педагогическая, специальная психология, психология личности, психологическая коррекция и др.


^ 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Основы оказания психологической помощи»

ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7

ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-19


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  1. Особенности консультативного, диагностического, коррекционного процессов, их организацию,;

  2. Основные, признанные научными мировым сообществом психологов-консультантов, направления психологического консультирования;

  3. Основные стандартизированные и отвечающие требованиям научного подхода методы и приемы диагностики;

  4. Основные специфические проблемы и трудности, возникающие в образовательном пространстве у всех его участников (педагоги, родители, ученики, студенты и т.д.) и примерные способы их разрешения в рамках различных подходов;



Уметь:

  1. Консультировать, проводить диагностические исследования и коррекционно-развивающую деятельность в рамках образовательного пространства;


Владеть:

  1. Навыками создания консультативного контакта, ведения консультативной беседы, вербального и невербального общения, диагностическими приемами и методами и формами коррекционно-развивающей работы, профилактики и превенции.



^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Основы оказания психологической помощи».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов (36 аудиторных).






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего

Аудиторных

СР

Л

ЛР

1

Понятие и содержание психологической помощи как психологическое сопровождение участников образовательного процесса

3




6

2

2

2

Конспект анализа и сравнение разных организационных схем оказания помощи

2

Специфические проблемы участников образовательного пространства.

3




6

2

2

2

Эссе на тему специфики образовательного пространства, понимания.

3

Проблема школьной готовности: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая деятельность

3




16

2

6

8

Диагностические комплексы и их особенности

4

Проблема адаптации в среднем звене школы: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая деятельность

3




6

2

2

2

Необходимые качества для успешности и их развитие

5

Проблема профессионального самоопределения в старшем звене школы: тренинг

3




6

2

2

2

Примерная диагностическая схема по выбору

6

Возможные конфликты и проблема безопасности образовательной среды

3




6

2

2

22

Эссе на тему безопасности образовательной среды, организация безопасности участников

7

Проблема выгорания преподавателей: групповое консультирование

3





6

2

2

2

Анализ факторов приводящих к выгоранию

8

Профилактические и превентивные мероприятия, связанные с более широким контекстом жизни участников образовательного процесса

3



12

4

4

4

Подготовка программы по выбранной тематике, например семьи и семейные отношения для старшекласников

9

Лабораторно-практическая деятельность

4




54




18

36

Организация, подготовка и осуществление психологического сопровождения в рамках выбранной специфической проблемы.

11

Экзамен

4













36




Итого










144

18

36

90





^ 5. Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины (модуля) «Основы оказания психологической помощи»» используются средства мультимедийной презентации данных, ролевые и деловые игры, социально-психологические тренинги, упражнения, направленные на развитие профессионально важных качеств консультанта.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Ссылки на цели курса

по тем.плану/Темы лабораторных занятий/Деятельность студентов.

1,2,3,4

^ 1. Модуль 1 (М.1.) Понятие и содержание психологической помощи как психологическое сопровождение участников образовательного процесса. Конспект анализа и сравнение разных организационных схем оказания помощи 0-5 б

1,2,3,4

^ 2. М.2. Специфические проблемы участников образовательного пространства.

Эссе на тему специфики образовательного пространства 0-5 б

1,2,3,4

^ 3. М.2 Проблема школьной готовности: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая деятельность Участвует в обсуждении основных вопросов, обсуждение эссе, самоотчетов и письменных заданий, интерпретирует результаты, решает задачи. 0-5 баллов

1,2,3,4

^ 4. М.2. Проблема адаптации в среднем звене школы: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая деятельность Участвует в обсуждении основных вопросов, обсуждение эссе, самоотчетов и письменных заданий, интерпретирует результаты, решает задачи. 0-5 баллов

1,2,3,4,5,6

5. М.2. Проблема профессионального самоопределения в старшем звене школы: тренинг Участвует в обсуждении основных вопросов, обсуждение эссе, самоотчетов и письменных заданий, интерпретирует результаты, решает задачи. 0-5 баллов

1,2,3,4

6. М.2. Возможные конфликты и проблема безопасности образовательной среды Практические упражнения или тренинг, описание своего опыта в эссе, обсуждение и интерпретация с использованием базовых представлений разных практик. 0-5 баллов

1,2,3,4,5,6


7. М.3. Проблема выгорания преподавателей: групповое консультирование

Миниконференция, обсуждение ведущих проблем, доклады 0-5 баллов.

1,2,3,4

8.М.3. Профилактические и превентивные мероприятия, связанные с более широким контекстом жизни участников образовательного процесса. Подготовка и обсуждение программ. Их проведение 0-10 б

1,2,3,4,5,6

^ 9. М.4. Лабораторно-практическая деятельность Организация, подготовка и осуществление психологического сопровождения в рамках выбранной специфической проблемы. 0-25б

1,2,3,4,5,6

^ 10. М.4. Экзамен Выполнение всех заданий и собеседование 0-20 б


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Основы оказания психологической помощи».

Основная литература:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: «Деловая книга», 1998г.

2. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс,2000

3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Издательство «Институт психотерапии», 2000

4. Бюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001

5. Айви А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия / А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймек-Даунинг /- М., 2000

6. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования - СПб.: Питер, 2002

7. Горшкова Е.Г. Коуч-наставничество как инструмент развития биз-неса. Практическое руководство. / Е.Г. Горшкова, О.В. Бухаркова. – СПб.: Речь, 2006

8. Квале Стейнар. Исследовательское интервью. – М.:Смысл, 2003

9. Кочунас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000

10. Кочунас Р. Основы психологического консультирования и группо-вой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. – М.: академический проект; ОППЛ, 2003

11. Мастерство психологического консультирования./ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2007

12. Мэй Р. Искусство психологическое консультирования.как давать и обретать душевное здоровье/ Пер с англ. М.Будыниной, Г. Пимоч-киной. – М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002

13. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер,2000

14. Роджерс К. Клиентцентрированная терапия. – М.: Рефл-бук, 1997

15. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000

16. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – СПб.: Речь - 2004


Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Графика в психологическом консультировании / Г.С. Абрамова; - М.: ПЕР СЭ, 2001

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. – СПб.: Пи-тер,2001.

3. Бойко В.В. . Энергия эмоций. В.В. Бойко. – СПб.:Питер, 2004.

4. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.,1988

5. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. //Вопросы психологии. – 1990. - №6. – С.

6. Берн Ш. Гендерная психология – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001

7. Братченко С.Л. Диалог /С.Л. Братченко, Д.А. Леонтьев // Экзистенци-альная традиция: философия, психология, психотерапия, 2007. №2 (11). С. 23-28

8. Василюк Ф.Е. Психология переживания – М.: Изд-во МГУ, 1984.

9. Гидденс Э. Трансформация интимности./ Э.Гидденс. – СПб.: Питер, 2004.

10. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти.- М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005

11. Киршбаум Э. И., Психологическая защита./ Э.И. Киршбаум, А.И. Ере-меева.– 3-е изд. – М.: Смысл, СПб.: Питер, 2005

12. Линде Н.Д. Что это такое – психологическая проблема //Психология в вузе, 2005. №2. С. 79-103

13. Ленгле А.Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей: Пер с нем.- М.: Генезис, 2005

14. Ленгле А. Эмоции и экзистенция. Пер. с нем. – Харьков: Изд-во Гума-нитарный центр, 2007г.

15. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 3-е изд. Доп.,- М.: Смысл, 2007

16. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности./ Д.А. Леонтьев. – М., 1993.

17. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самоде-терминации личности/ Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2000. – Т21. - №1, С. 15-25

18. Леонтьев Д.А. Симбиоз или адаптация или автономия и трасценденция выбор личности в непредсказуемом мире.// Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е.И. Яцуты. Кемерово: ИПК «Графика», 2002, С. 3 – 34

19. Лосева В.К. Психосексуальное развитие ребенка / В.К. Лосева, А.И. Луньков; - М.: А.П.О., 1995

20. Мадди С. Теории личности: Сравнительный анализ / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Речь», 2002

21. Малкина –Пых И.Г. Техники психоанализа и терапии Адлера. Спра-вочник практического психолога. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004

22. Маслоу А. Психология бытия/ А. Маслоу. – М., 1997

23. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы./ А.Маслоу. – СПб., 1997

24. Мэй Р. Сила и невинность. – М.: Смысл, 2001

25. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. Л., 1960

26. Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организу-ющих сознание и поведение. – М.: МГППУ, 2008

27. Папуш М. Психотехника экзистенциального выбоа. М.: Институт об-щегуманитарных исследований, 2001

28. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. Пер с англ. – М.: Изд-во Март, 1996

29. Психологическое пространство личности. Сборник статей.- Петр-Камч.: Изд-во КГПУ.-2004

30. Рагулина М.В. Ценностно-смысловое содержание понятия «аутентич-ность» как системного качества личности / Вестник Томского государ-ственного университета. – Томск, 2007г. - №296. – С. 206-212

31. Ревич И.М. Человечность как философско-антропологическая пробле-ма: учебное пособие /И.М. Ревич – Изд. 2-е перераб. И доп. – Хаба-ровск: Изд-во Дальневосточного гуманитарного университета,2005.

32. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека./К.Роджерс. – М., 1994

33. Робин Ж-М, Гештальт-терапия. Перевод с французского И.Я. Розенталь под редакцией Хломова Д.Н., Кедровой Н.Б.- М.:Институт Обще-гуманитарных Исследований, 2007

34. Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию. Учебное пособие. –М.: Издательство Московского психолого-социального ин-ститута; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003

35. Сандомирский М. Психосоматика и телесная психотерапия. Практиче-ское руководство.- М.:Независимая фирма «Класс», 2007

36. Семенов И.Н. Рефлексия: Философские и психологические аспекты изучения/ И.Н. Семенов, Е.Р. Новикова // Мысли о мыслях. - Новоси-бирск,1995. – Т.1

37. Тиллих П. Мужество быть / П. Тиллих; пер с англ. О. Седаковой; // Символ - №28,1992

38. Тхостов А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов; М.: Смысл, 2002

39. Ухтомский А.А. Доминанта /А. А. Ухтомский; - СПб: Питер,2002

40. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии.- М., 1991

41. Франкл В. Человек в поисках смысла./ В.Франкл. – М., 1990

42. Фрейд З. Психология бессознательного./ З.Фрейд. – М.: Просвещение, 1989

43. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни/ З.Фрейд //Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990

44. Фрейджер Р., Личность: теории, упражнения, эксперименты. / Р. Фрей-джер, Дж.Фейдимен.– СПб.: «Прайм – ЕВРОЗНАК», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2004


^ Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http:// www.ht.ru

http:// www.psytest.ru

http://koob.ru,

http://ihtik.lib.ru,

http://elibrary.ru,

http://vsetesti.ru

http://azps.ru

http://www.imaton.ru

http://petropal.narod.ru/ – Интернет-ресурсы для психолога.


^ Материально-техническое обеспечение дисциплины

DVD-плейеры, видеомагнитофон, коллекция видеоматериалов, видеокамера, фильмотека, методические пособия, литература, мультимедийный проектор, ноутбук, настенные экраны, телевизор, кабинет для проведения индивидуальной консультативной работы, кабинет, оборудованный для проведения групповых форм работы, в т.ч. социально-психологического тренинга (компьютер, принтер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон).


^ Модульно-балльная система аттестации студентов по дисциплине.

Баллы за семестр

Автоматическая оценка

86-100

отлично

зачтено

71-85

хорошо

зачтено

55-70

удовлетворительно

зачтено

35<

Не удовлетворит.

Не зачтено


Распределение балловых оценок по видам работ

Баллы

Виды работ

20

За оценку «отлично» на экзамене

15

За оценку «хорошо» на экзамене

10

За оценку «удовлетворительно» на экзамене

2

За присутствие на лекции, пр. занятии

8-10

За выступление на семинаре

8-10

За работу на пр. занятии, лаб. Работе

8-10

За выполнение 1 теста

8-10

За выполнение письменной контр. работы

10-20

За выполнение индив. творч. заданий

30-50

За выполнение научной работы, написание статьи по данной дисциплине


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 031000 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, профиль ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Автор – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Рагулина М.В.

Рецензент – доцент кафедры психологии ДВГГУ,

кандидат психологических наук Ткач Е.Н.


Программа одобрена на заседании УМК

от ____________ 2011 года, протокол № ___.









Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru