Рабочая программа дисциплины (модуля)



Скачать 138.66 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля)
Дата09.07.2013
Размер138.66 Kb.
ТипРабочая программа
источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дальневосточный государственный гуманитарный университет


УТВЕРЖДАЮ


_______________________


"_____"__________________2011 г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)


Основы консультативной психологии


Направление подготовки

«Психология»


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Хабаровск

2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Основы консультативной психологии» являются формирование четкого представления о сущности консультативного процесса, психодиагностического исследования для определения ведущей проблемы в русле разных методических подходов и направлений, стратегической задаче и тактике взаимодействия с клиентом, приемлемой для ее выполнения.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина (модуль) «Основы консультативной психологии» включена в систему дисциплин направления специальной подготовки.

Для освоения данного модуля необходимы знания студентов по таким дисциплинам как общая, возрастная, специальная психология, психология личности, психологическая коррекция и др.


^ 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Психологическое консультирование по вопросам развития детей».

ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7

ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-19


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  1. Особенности консультативного процесса, его организацию, основы терапевтических отношений, критерии доверия-недоверия, сотавления контракта с клиентом;

  2. Основные, признанные научными мировым сообществом психологов-консультантов, направления психологического консультирования;

  3. Основные специфические проблемы и трудности, возникающие в жизни человека и примерные способы их разрешения в рамках различных подходов;

  4. Диагностические приемы, выявления проблемы;



Уметь:

  1. Провести консультирование поэтапно, используя необходимые диагностические средства, консультативные навыки и др.


Владеть:

  1. Навыками создания консультативного контакта, ведения консультативной беседы, вербального и невербального общения.



^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Психологическое консультирование по вопросам развития детей».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов (36 аудиторных).






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего

Аудиторных

СР

Л

ЛР

1

Основные вопросы консультирования

5




16

2

6

8

Конспект анализа и сравнение разных определений консультирования

2

Психолог как профессия и как личность. Личностно-профессиональные требования. Проблема выгорания.

5




16

2

6

8

Эссе на тему этического кодекса

3

Понятие психологической проблемы. Психотерапевтические отношения как особый способ общения.

5




16

2

6

8

Эссе на тему эмоциональных переживаний как индикаторов проблемы

5

Типичные схемы и приемы консультирования в основных современных направлениях

5




16

2

6

8

Анализ любого направления по выбору

6

Необходимость диагно-стики в психологиче-ском консультировании



















Примерная диагностическая схема по выбору

7

Основные составляющие психотерапевтических отношений: осознавание и эмпатия.



















Эссе на тему эмпатии

8

Основы обучение пси-хологическому консуль-тированию. Супервизия. Основы коучинга



















Составление программы лекций для преподавателя -тренера

9

Групповое консульти-рование



















Практическое участие




зачет

7






































^ 5. Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины (модуля) «Основы консультативной психологии»» используются средства мультимедийной презентации данных, ролевые и деловые игры, социально-психологические тренинги, упражнения, направленные на развитие профессионально важных качеств консультанта.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Ссылки на цели курса

по тем.плану/Темы лабораторных занятий/Деятельность студентов.

1,2,3,4

^ 1. Модуль 1 (М.1.)Основные вопросы консультирования. Анализ теоретических источников по основным определениям и позициям психологического консультирования 0-10 б

1,2,3,4

^ 2. М.1. Психолог как профессия и как личность. Личностно-профессиональные требования. Проблема выгорания. Обсуждение эссе на тему этического кодекса. Миниконференция «Личностные и психологические качества консультанта» 0-10б

1,2,3,4

^ 3. М.2 Понятие психологической проблемы. Психотерапевтические отношения как особый способ общения. Участвует в обсуждении основных вопросов, обсуждение эссе, самоотчетов и письменных заданий, интерпретирует результаты, решает задачи. 0-10 баллов

1,2,3,4

^ 4. М.2. Типичные схемы и приемы консультирования в основных современных направлениях Участвует в обсуждении основных вопросов, обсуждение эссе, самоотчетов и письменных заданий, интерпретирует результаты, решает задачи. 0-10 баллов

1,2,3,4,5,6

5. М.2. Необходимость диагностики в психологическом консультировании Участвует в обсуждении основных вопросов, обсуждение эссе, самоотчетов и письменных заданий, интерпретирует результаты, решает задачи. 0-10 баллов

1,2,3,4

6. М.2. Основные составляющие психотерапевтических отношений: осознавание и эмпатия. Практические упражнения или тренинг, описание своего опыта в эссе, обсуждение и интерпретация с использованием базовых представлений разных практик. 0-10 баллов

1,2,3,4,5,6


^ 7. М.3.. Типичные схемы и приемы консультирования в основных современных направлениях Миниконференция, обсуждение ведущих проблем, доклады 0-10 баллов.

1,2,3,4

8.М.3. Основы обучение пси-хологическому консуль-тированию. Супервизия. Основы коучинга. Практическая работа

1,2,3,4,5,6

^ 9. М.3. Групповое консультирование. Практическая группа 0-20б


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Основы психологического консультирования».

Основная литература:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: «Деловая книга», 1998г.

2. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое кон-сультирование. – М.: Класс,2000

3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Издательство «Институт психотерапии», 2000

4. Бюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001

5. Айви А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия / А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймек-Даунинг /- М., 2000

6. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования - СПб.: Питер, 2002

7. Горшкова Е.Г. Коуч-наставничество как инструмент развития биз-неса. Практическое руководство. / Е.Г. Горшкова, О.В. Бухаркова. – СПб.: Речь, 2006

8. Квале Стейнар. Исследовательское интервью. – М.:Смысл, 2003

9. Кочунас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000

10. Кочунас Р. Основы психологического консультирования и группо-вой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. – М.: академический проект; ОППЛ, 2003

11. Мастерство психологического консультирования./ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2007

12. Мэй Р. Искусство психологическое консультирования.как давать и обретать душевное здоровье/ Пер с англ. М.Будыниной, Г. Пимоч-киной. – М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002

13. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер,2000

14. Роджерс К. Клиентцентрированная терапия. – М.: Рефл-бук, 1997

15. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000

16. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – СПб.: Речь - 2004


Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Графика в психологическом консультировании / Г.С. Абрамова; - М.: ПЕР СЭ, 2001

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. – СПб.: Пи-тер,2001.

3. Бойко В.В. . Энергия эмоций. В.В. Бойко. – СПб.:Питер, 2004.

4. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.,1988

5. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. //Вопросы психологии. – 1990. - №6. – С.

6. Берн Ш. Гендерная психология – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001

7. Братченко С.Л. Диалог /С.Л. Братченко, Д.А. Леонтьев // Экзистенци-альная традиция: философия, психология, психотерапия, 2007. №2 (11). С. 23-28

8. Василюк Ф.Е. Психология переживания – М.: Изд-во МГУ, 1984.

9. Гидденс Э. Трансформация интимности./ Э.Гидденс. – СПб.: Питер, 2004.

10. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти.- М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005

11. Киршбаум Э. И., Психологическая защита./ Э.И. Киршбаум, А.И. Ере-меева.– 3-е изд. – М.: Смысл, СПб.: Питер, 2005

12. Линде Н.Д. Что это такое – психологическая проблема //Психология в вузе, 2005. №2. С. 79-103

13. Ленгле А.Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей: Пер с нем.- М.: Генезис, 2005

14. Ленгле А. Эмоции и экзистенция. Пер. с нем. – Харьков: Изд-во Гума-нитарный центр, 2007г.

15. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 3-е изд. Доп.,- М.: Смысл, 2007

16. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности./ Д.А. Леонтьев. – М., 1993.

17. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самоде-терминации личности/ Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2000. – Т21. - №1, С. 15-25

18. Леонтьев Д.А. Симбиоз или адаптация или автономия и трасценденция выбор личности в непредсказуемом мире.// Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е.И. Яцуты. Кемерово: ИПК «Графика», 2002, С. 3 – 34

19. Лосева В.К. Психосексуальное развитие ребенка / В.К. Лосева, А.И. Луньков; - М.: А.П.О., 1995

20. Мадди С. Теории личности: Сравнительный анализ / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Речь», 2002

21. Малкина –Пых И.Г. Техники психоанализа и терапии Адлера. Спра-вочник практического психолога. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004

22. Маслоу А. Психология бытия/ А. Маслоу. – М., 1997

23. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы./ А.Маслоу. – СПб., 1997

24. Мэй Р. Сила и невинность. – М.: Смысл, 2001

25. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. Л., 1960

26. Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организу-ющих сознание и поведение. – М.: МГППУ, 2008

27. Папуш М. Психотехника экзистенциального выбоа. М.: Институт об-щегуманитарных исследований, 2001

28. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. Пер с англ. – М.: Изд-во Март, 1996

29. Психологическое пространство личности. Сборник статей.- Петр-Камч.: Изд-во КГПУ.-2004

30. Рагулина М.В. Ценностно-смысловое содержание понятия «аутентич-ность» как системного качества личности / Вестник Томского государ-ственного университета. – Томск, 2007г. - №296. – С. 206-212

31. Ревич И.М. Человечность как философско-антропологическая пробле-ма: учебное пособие /И.М. Ревич – Изд. 2-е перераб. И доп. – Хаба-ровск: Изд-во Дальневосточного гуманитарного университета,2005.

32. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека./К.Роджерс. – М., 1994

33. Робин Ж-М, Гештальт-терапия. Перевод с французского И.Я. Розенталь под редакцией Хломова Д.Н., Кедровой Н.Б.- М.:Институт Обще-гуманитарных Исследований, 2007

34. Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию. Учебное пособие. –М.: Издательство Московского психолого-социального ин-ститута; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003

35. Сандомирский М. Психосоматика и телесная психотерапия. Практиче-ское руководство.- М.:Независимая фирма «Класс», 2007

36. Семенов И.Н. Рефлексия: Философские и психологические аспекты изучения/ И.Н. Семенов, Е.Р. Новикова // Мысли о мыслях. - Новоси-бирск,1995. – Т.1

37. Тиллих П. Мужество быть / П. Тиллих; пер с англ. О. Седаковой; // Символ - №28,1992

38. Тхостов А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов; М.: Смысл, 2002

39. Ухтомский А.А. Доминанта /А. А. Ухтомский; - СПб: Питер,2002

40. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии.- М., 1991

41. Франкл В. Человек в поисках смысла./ В.Франкл. – М., 1990

42. Фрейд З. Психология бессознательного./ З.Фрейд. – М.: Просвещение, 1989

43. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни/ З.Фрейд //Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990

44. Фрейджер Р., Личность: теории, упражнения, эксперименты. / Р. Фрей-джер, Дж.Фейдимен.– СПб.: «Прайм – ЕВРОЗНАК», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2004


Вопросы для собеседования по дисциплине «Психологическое консультирование»


1.Что является, а что не является консультированием. Попробуйте дать собственное определение процессу консультирование.

2. Консультирование как особый вид практики и его связь с другими видами деятельности психолога.

3. Модель личности «идеального консультанта».

4. Зачем психологу-консультанту этический кодекс?

5. Система ценностей консультанта. Как она проявляется (проявляется ли) в процессе консультирования.

6. Что принято относить к специфическим техникам и приемам консультирования.

7. Как вы определите основные цели работы консультанта?

8. Основные этапы процесса консультирования. Проблема времени и оплаты клиентом услуг консультанта.

9. Терапевтический контакт, как он организуется?

10. Что такое эмпатия ? История понятия и его содержание. Необходимость эмпатии как личностного качества консультанта.

11. Основные опасности профессиональной деформации психолога-консультанта.

12. Возможно ли групповое консультирование? Чем оно отличается от групповой психотерапии?

13. Диагностика в консультировании.

14. Выбранное вами направление психологии и особенности консультативного процесса.

15.Консультирование кризисных клиентов (любые ситуации на ваш выбор)

16. Консультирование в разных производственных областях (основные проблемы)

17. Проблема организации диалога в работе консультанта.

18. Разные позиции психолога консультанта: «собака сверху, собака снизу».

19. Проблема ответственности в работе психолога консультанта.

20. Основные формы повышения профессионального мастерства психолога – консультанта.

21. Организация группового консультирования.

22. Основные этапы группового консультирования.

23. Требования к личности консультанта в групповом консультировании.

24. Классификация групп

25. Групповое психологическое консультирование и тренинг: сходство и различие.

25. Основные требования к организации супервизии и ее задачи.

26. Коучинг как форма инновационного консультирования.

27. Основные «ловушки» процесса консультирования и возможности их преодоления.

28. Возможные неудачи в групповом и индивидуальном консультировании и их причины.


^ Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http:// www.ht.ru

http:// www.psytest.ru

http://koob.ru,

http://ihtik.lib.ru,

http://elibrary.ru,

http://vsetesti.ru

http://azps.ru

http://www.imaton.ru

http://petropal.narod.ru/ – Интернет-ресурсы для психолога.


^ Материально-техническое обеспечение дисциплины

DVD-плейеры, видеомагнитофон, коллекция видеоматериалов, видеокамера, фильмотека, методические пособия, литература, мультимедийный проектор, ноутбук, настенные экраны, телевизор, кабинет для проведения индивидуальной консультативной работы, кабинет, оборудованный для проведения групповых форм работы, в т.ч. социально-психологического тренинга (компьютер, принтер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон).


^ Модульно-балльная система аттестации студентов по дисциплине.

Баллы за семестр

Автоматическая оценка

86-100

отлично

зачтено

71-85

хорошо

зачтено

55-70

удовлетворительно

зачтено

35<

Не удовлетворит.

Не зачтено


Распределение балловых оценок по видам работ

Баллы

Виды работ

20

За оценку «отлично» на экзамене

15

За оценку «хорошо» на экзамене

10

За оценку «удовлетворительно» на экзамене

2

За присутствие на лекции, пр. занятии

8-10

За выступление на семинаре

8-10

За работу на пр. занятии, лаб. Работе

8-10

За выполнение 1 теста

8-10

За выполнение письменной контр. работы

10-20

За выполнение индив. творч. заданий

30-50

За выполнение научной работы, написание статьи по данной дисциплине


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки

031000 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, профиль ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Автор – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Рагулина М.В.

Рецензент – доцент кафедры психологии ДВГГУ,

кандидат психологических наук Павлий Т.Н.


Программа одобрена на заседании УМК

от ____________ 2011 года, протокол № ___.






Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru