Рабочая программа дисциплины (модуля) личностные расстройства



Скачать 146.18 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля) личностные расстройства
Дата09.07.2013
Размер146.18 Kb.
ТипРабочая программа
источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дальневосточный государственный гуманитарный университет


УТВЕРЖДАЮ


_______________________


"_____"__________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)


личностные расстройства


Направление подготовки

«Психология»


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Хабаровск

2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Личностные расстройства» являются формирование общих представлений и феноменологии, структуре и динамике «патологической организации личности», ознакомление студентов с основными моделями психоаналитической диагностики и психотерапии.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс можно охарактеризовать как проблемный, вводящий слушателей в множественность психоаналитически ориентированных парадигм и моделей личностных расстройств, позиций и стратегий психолога в контексте психодиагностической и психокоррекционной работы с такими расстройствами.

Для овладения дисциплиной (модулем) «Личностные расстройства» студент должен владеть знаниями по общей, возрастной, клинической, специальной психологии и др.


^ 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Личностные расстройства».

ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-9, ОК-14

ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать: теоретические основания понимания личностных расстройств;

    усвоить критерии нормы и патологии;

    основные концепции формирования патологической личности.

    Уметь: разграничивать норму и патологию используя диагностические методики

    Владеть: основными психодиагностическими средствами для определения аномальной личности;

    стратегиями психотерапии для реабилитации аномальной личности.




^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Личностные расстройства»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа (36 академических, 36 для самостоятельной работы).






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего

Аудиторных

СР

Л

Лаб/р

1

Понятия «личностные расстройства», «личностные психопатологии», «расстройства характера», «аффективные расстройства», «нарушения поведения». Критерии «патологичности» личностной сферы

8




8

2

2

4

конспект

2

Факторы формирования расстройств личности. Соотношение биологического и социального в природе личностных расстройств. Проблема личностных расстройств и особенностей индивидуального опыта и психопатологии.

8




16

4

4

8

Диагност. исследование семейн. воспитания, анализ результатов.

3

Основные классические и современные психоаналитические концепции происхождения личностных расстройств

8




8

2

2

4

Таблица;

Конспект;

Диагн. Исследование.

4

Вопросы диагностики личностных расстройств.

Описательный диагноз, критерии описательной диагностики DSM- IV, МКБ -10.

8




14

4

4

6

Составление интервью; диагн. исследование

5

Описательная и структурная характеристика основных форм и уровней личностной патологии, в частности симптоматических неврозов и неврозов характера», «нарциссической», «пограничной» и «психотической личности».

8




10

2

2

6

Таблица;

конспект

6

Задачи и принципы психопрофилактики нервно-психических заболеваний детей и подростков в образовательных учреждениях.

8




8

2

2

4

Превентивная программа;

План тренинга

7

Общие цели и задачи психотерапии в клинике личностных расстройств. Виды психотерапии в оказании психотерапевтической помощи людям, страдающим личностными расстройствами.

8




8

2

2

4


Конспект;

Таблица




Зачет

8




















^ 5. Образовательные технологии


В процессе освоения дисциплины (модуля) «Личностные расстройства» используются средства мультимедийной презентации данных, ролевые игры, социально-психологические тренинги, диагностические обследования, просмотр видеоматериалов по течению психических заболеваний.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Тематика контрольных работ.

Вариант №1

  1. Сравните медицинский и психологический подходы к психопатологии личности.

  2. Опишите поведение (или состояние) кого-либо из литературных героев, который страдал душевным расстройством. Укажите, какими событиями в жизни человека вызвано его поведение или состояние. На какие проявления или признаки болезни вы обратили внимание в первую очередь?

Вариант №2

  1. Проблема «нормальной личности» в трудах ученых (Фрейд, Кернберг,Ганнушкин, Братусь, Зейгарник, Руднев).

  2. Проанализируйте подходы к норме и патологии. Каким подходом должен руководствоваться практический психолог при работе в клинике?

Вариант №3

  1. Генетические (генные мутации, характеристики ВНД, особенности функционирования аффективной сферы) и органические факторы формирования личностных расстройств.

  2. Найдите клинические иллюстрации (примеры), отражающие влияние генетического и органического факторов на формирование патологической личности.

Вариант№4

  1. Социально-психологические (патологизирующее семейное воспитание, причины отклонений в семейном воспитании).

  2. Перечислите виды неправильно воспитания. С помощью опросника АСВ (Анализ семейных взаимоотношений) или PARY, других опросников выявите родительские установки у ваших знакомых, имеющих детей, или в вашей семье. Проанализируйте результаты.

Вариант №5

  1. Сопоставьте классификации типов личности Крепелина и Кречмера, найдите различие и общие черты. Какие критерии положены в их классификации?

  2. Изучите методику Дж. Олхэма и Л. Морриса. Проведите ее на себе или вашем знакомом. Проанализируйте результаты.

Вариант №6

  1. Сравните классификацию Ганнушкина П.Б. и Кербикова О.В. Каковы общие критерии классификации?

  2. Изучите методику Дж. Олхэма и Л. Морриса. Проведите ее на себе или вашем знакомом. Проанализируйте результаты.

Вариант №7

  1. Патохарактерологическое развитие личности и акцентуированные личности (типологии К. Леонгарда, А.Е. Личко, А. Лоуэна).

  2. Выявите свою акцентуацию характера с помощью методики Леонгарда. Личко, Прудченкова-Сиялова или проведите их на знакомом подростке. Составьте заключение по результатам обследования, дайте рекомендации.

Вариант №8

  1. Описательный диагноз, критерии описательной диагностики DSM- IV, МКБ -10. Сравните две классификации.

  2. Проанализируйте различные версии интервью. Составьте свою схему и перечень вопросов для первичного интервью.

Вариант №9

  1. Использование тестов в диагностике личностных расстройств.

  2. Самостоятельно изучите и познакомьтесь с проективными методами исследования: «Пятна Роршаха», «ТАТ» или «РАТ», «Сонди», метод цветовых выборов Люшера. Проведите одну или две из этих методик на себе, проанализируйте результаты, дайте рекомендации.

Вариант №10

  1. Задачи и принципы психопрофилактики нервно-психических заболеваний детей и подростков в образовательных учреждениях.

  2. Какие психопрофилактические цели преследуют массовые исследования детей? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.


Вариант № 12

  1. Опишите основные требования и принципы составления психокоррекционных и психопрофилактических программ.

  2. Обозначьте примерные направления работы в психопрофилактической программе для любого вида семьи с неправильным видом воспитания.

Вариант №13

  1. Проблема выбора адекватных психотерапевтических моделей и организация «терапевтического пространства» в работе с людьми, страдающими расстройствами личности.

  2. Совместная работа психотерапевта и психолога: границы пересечения деятельности специалистов.

Вариант № 14

  1. Роль психолога в психотерапии детей и подростков с нервно-психическими заболеваниями.

  2. Составьте тематический план или программу занятий для подростков. Какие формы лучше использовать? Какие темы для занятий лучше использовать? С какими трудностями может столкнуться психолог?



^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Личностные расстройства»

а) основная литература:

Холмс Д.

Анормальная психология

Ученое пособие

СПб.: Питер, 2003, - 304с.

Батаршев А.В.

Психодиагностика пограничных психических расстройств личности и поведения.

Учебник

М.: Изд-во Института Психотерапии. – 2004. – 320с.

Братусь Б.С.

Аномалии личности

Учебное пособие

М., 1988. – 256с.

Буянов М.И.

Беседы о детской психиатрии

Кн. Для учителей и родителей.

М.: Просвещение, 1992. – 255с.

Ганнушкин П.Б.

Психиатрия, ее задачи, объем и преподавание.

Избранные труды

М., 1964

Зейгарник Б.В.

Патопсихология

Учебное пособие

М.: «Академия», 2003. – 208с.

Леонгард К.

Акцентуированные личности

Монография

Киев, 1981. -260с.

Личко А.Е.

Психопатии и акцентуации у подростков

Руководство для врачей

Л.: «Медицина» 1985, 360с.

Личко А.Е.

Подростковая психиатрия

Руководство для врачей

Л.: Медицина, 1985. – 416с.

Кернберг О.Ф.

Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии

Учебное пособие

М.: «Класс», 2000. – 464с.

Бек А.

Когнитивная психотерапия расстройств личности

Учебное пособие

СПб.: «Питер», 2002. 0 540с.

Ушаков Г.К.

Пограничные нервно-психические расстройства

Учебник

М.: Медицина, 1987.

Фрейд А.


Психология «я» и защитные механизмы.

Учебное пособие

М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 135с.


б) дополнительная литература:

Батаршев А.В.

Психология индивидуальных различий.

Учебник

М.: «Владос», 2000. - 340с.


Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н.

Клиническая психология: Руководство для врачей и клинических психологов.


Учебник

М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – 512с.

Бортникова С.М., ЗубахинаТ.В.

Нервные и психические болезни.

Учебное пособие

М.: «Феникс», 2003. – 260с.

Бурлачук, А. Кочарян, М.Жидко

Психотерапия

Учебник

СПб: Питер, 2003. – 472с.

Эйдемиллер. Э.Г.

Детская психиатрия

Учебник

СПб.: Питер, 2005. – 1120с.

Кабанов М.М.

Реабилитация психических больных

Учебное пособие

Л., 1985. – 380с.


Карвасарский Б.Д.

Клиническая психология

Учебник

СПб.: Питер, 2006. – 960с.

Руднев В.

Характеры и расстройства личности: патография и метапсихология

Учебное пособие

М.:Независимая фирма «Класс», 2002.


Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.

Психология и психотерапия семьи.


Учебник

СПб.: Питер, 2001. – 656с.

Ясперс К.

Общая психопатология.

Учебник

М.: Практика, 1997. – 1056с.




^ Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http:// www.ht.ru

http:// www.psytest.ru

http://koob.ru,

http://ihtik.lib.ru,

http://elibrary.ru,

http://vsetesti.ru

http://azps.ru

http://www.imaton.ru

http://petropal.narod.ru/ – Интернет-ресурсы для психолога.


^ Материально-техническое обеспечение дисциплины

DVD-плейеры, видеомагнитофон, коллекция видеоматериалов, видеокамера, фильмотека, методические пособия, литература, мультимедийный проектор, ноутбук, настенные экраны, телевизор, кабинет для проведения индивидуальной консультативной работы, кабинет, оборудованный для проведения групповых форм работы, в т.ч. социально-психологического тренинга (компьютер, принтер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон).


^ Модульно-балльная система аттестации студентов по дисциплине.

Баллы за семестр

Автоматическая оценка

86-100

отлично

зачтено

71-85

хорошо

зачтено

55-70

удовлетворительно

зачтено

35<

Не удовлетворит.

Не зачтено


Распределение балловых оценок по видам работ

Баллы

Виды работ

20

За оценку «отлично» на экзамене

15

За оценку «хорошо» на экзамене

10

За оценку «удовлетворительно» на экзамене

2

За присутствие на лекции, пр. занятии

8-10

За выступление на семинаре

8-10

За работу на пр. занятии, лаб. Работе

8-10

За выполнение 1 теста

8-10

За выполнение письменной контр. работы

10-20

За выполнение индив. творч. заданий

30-50

За выполнение научной работы, написание статьи по данной дисциплине


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки

ПСИХОЛОГИЯ.


Автор – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Павлий Т.Н.

Рецензент – кандидат психологических наук, доцент Рагулина М.В.


Программа одобрена на заседании УМК

от ____________ 2011 года, протокол № ___.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru