Руководство по качеству «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»



Скачать 92.66 Kb.
НазваниеРуководство по качеству «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Дата09.07.2013
Размер92.66 Kb.
ТипРуководство
источник


РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»


Страница из 7



«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор


_____________Костенко М.И..


«___» ______________ 200_ г.


ВНУТРИВУЗОВСКИЙ СТАНДАРТ


система качества


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Дата введения: <Дата введения документа>


«СОГЛАСОВАНО»

Ответственный представитель

руководства по качеству – проректор по УР


_____________


Содержание



  1. Назначение и область применение стандарта……………………..……3

  2. Нормативные документы..........................………………………………..3

  3. Термины и определения ..................................……………………...........4

  4. Общие положения………………………………………….……………..4




  1. ^ НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТА


Реформирование системы образования требует модернизации учебного процесса, эффективных форм и методов работы со студентами. Государственные образовательные стандарты ориентируют высшие учебные заведения на более высокий уровень качества подготовки специалистов. Для этого требуется решение двух взаимосвязанных задач – повышение эффективности аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

Данный стандарт устанавливает единые требования к организации самостоятельной работы студентов и обязателен для сотрудников всех структурных подразделений ДВГГУ (кафедр, факультетов, институтов), отвечающих за организацию учебного процесса.

Настоящий стандарт входит в состав документов, обеспечивающих функционирование процессов организации и обеспечения образовательной деятельности в ДВГГУ; разрабатывается учебно-методической комиссией университета и утверждается ученым советом. Изменения в данный стандарт вносятся по рекомендации учебно-методической комиссии университета


^ 2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ


2.1. Организация самостоятельной работы студентов регулируется:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании», «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании»;

  • типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации;

  • государственными образовательными стандартами;

  • Уставом ДВГГУ;

  • концепцией ДВГГУ;

  • стандартом предприятия (система менеджмента качества ДВГГУ);

  • письмом Рособрнадзора от 17.04.2006 № 02-55-77ин/ак по вопросам, связанным с Приказом Рособрнадзора от 30.09.2005 № 1938 в части новых критериев показателя государственной аккредитации «Методическая работа» («Процент учебных дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных учебно-методическими комплексами») и «Использование инновационных методов в образовательном процессе».

2.2. Содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, программами учебных дисциплин, учебно-методическими комплексами по дисциплинам.

2.3. Способы, виды и временные затраты на самостоятельную работу студентов конкретной специальности (специализации) устанавливаются учебным планом специальности, программами каждой из учебных дисциплин.


^ 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


3.1. Самостоятельная работа студентов – это способ целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.

3.2. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине – работа, которая выполняется на учебных занятиях под руководством преподавателя и по его заданию.

3.3. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняется во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.


^ 4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


4.1. Цель самостоятельной работы студентов – развитие навыков самостоятельной работы.

4.2. Организация самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных возможностей студентов и условий учебной деятельности.

4.3. Количество часов, отводимое на самостоятельную работу, определяется ГОС ВПО.

4.4. Самостоятельная работа студентов планируется преподавателем в программах каждой из учебных дисциплин в виде отдельного раздела тематического плана. В этом разделе должны быть указаны количество часов и результат (продукт) самостоятельной работы.

4.5. Распределение времени на самостоятельную работу студента регламентируется расписанием.

4.6. Самостоятельная работа конкретна по своей предметной направленности и сопровождается непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

4.6.1. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:

  • самоконтроль и самооценка студента;

  • контроль и оценка со стороны преподавателей.

4.6.2. Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине (не более 10 % от аудиторных занятий).

4.7. Для осуществления самостоятельной работы каждый студент должен быть обеспечен:

  • методикой выполнения теоретических (расчетных, графических и т.п.) и практических (лабораторных, учебно-исследовательских и др.) работ;

  • информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банк индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.);

  • методическими материалами (указания, руководства, практикумы и т.п.);

  • контролирующими материалами (тесты);

  • материальными ресурсами (ПЭВМ, измерительное и технологическое оборудование и др.);

  • временными ресурсами;

  • консультациями (преподаватели, сотрудники лабораторий и др.).

Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер носят вариативный и дифференцированный характер; учитывается специфика специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.

4.8. Рекомендуемые виды заданий для самостоятельной работы студентов.

Для овладения знаниями:

  • чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

  • составление плана текста;

  • графическое изображение структуры текста;

  • конспектирование текста;

  • выписки из текста;

  • работа со словарями и справочниками;

  • ознакомление с нормативными документами;

  • поиск информации в Интернете и др.


Для закрепления и систематизации знаний:

  • работа с конспектом лекций (обработка текста);

  • повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

  • составление плана и тезисов ответа;

  • составление таблиц для систематизации учебного материала;

  • ответы на контрольные вопросы;

  • аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);

  • подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

  • подготовка рефератов, докладов;

  • эссе;

  • составление библиографии, тематических кроссвордов;

  • тестирование и др.;

Для формирования умений:

  • решение типовых задач и выполнение упражнений по образцу;

  • решение вариативных задач и выполнение упражнений;

  • выполнение чертежей, схем;

  • выполнение расчетно-графических работ;

  • решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;

  • подготовка к деловым играм;

  • проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

  • подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);

  • экспериментально-конструкторская работа;

  • опытно-экспериментальная работа;

  • упражнения на тренажере;

  • упражнения спортивно-оздоровительного характера;

  • рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

4.9. Организацию и руководство самостоятельной работой студентов осуществляют преподаватели, учебно-методическое управление, деканаты факультетов, кафедры и другие субъекты учебного процесса университета.

4.9.1. Преподаватель:

  • информирует студентов о цели, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, формах отчетности и контроля самостоятельной работы.



Разрабатывает:

  • методические рекомендации, пособия по организации самостоятельной работы студентов;

  • элективные курсы по научной организации труда студентов, основам научного исследования;

  • критерии оценки качества самостоятельной работы студентов;

  • включает виды, формы, продукты (результаты) самостоятельной работы студентов в программу дисциплины;

  • обеспечивает контроль качества выполнения самостоятельной работы студентов;

  • составляет график самостоятельной работы для студентов каждого курса с указанием форм контроля по дисциплинам и срок выполнения работ и представляет его в деканат факультета;

  • осуществляет мониторинг развития навыков самостоятельной работы студентов, анализирует эффективность самостоятельной работы студентов, вносит коррективы, направленные на ее совершенствование;

  • организует работу по комплектованию учебных кабинетов научной и учебной литературой, периодическими изданиями, учебными материалами и пособиями, необходимой техникой;

  • предоставляет студентам сведения о наличии в ДВГГУ учебно-методической литературы, современных программных средств по дисциплине, необходимых для выполнения самостоятельной работы.

4.9.2. Учебно-методическое управление:

  • разрабатывает методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;

  • изучает и обобщает опыт работы по организации самостоятельной работы студентов на факультетах и в институтах;

  • анализирует результаты контроля организации самостоятельной работы студентов.

4.9.3. Деканат:

  • планирует самостоятельную работу студентов на факультете по семестрам; выделяет в расписании учебных занятий день самостоятельной работы;

  • составляет график самостоятельной работы и ее контроля по факультету в целом;




  • информирует студентов и преподавателей о графике самостоятельной работы на семестр;

  • контролирует деятельность кафедр факультета по организации самостоятельной работы студентов.

4.9.4. Кафедра:

  • утверждает конкретное содержание, объем материала, подлежащий самостоятельному изучению по каждой дисциплине, в соответствии с учебным планом;

  • рекомендует способы организации самостоятельной работы студентов;

  • определяет требования и условия выполнения заданий; критерии оценки самостоятельной работы студентов.

4.9.5. Библиотека университета:

  • обеспечивает самостоятельную работу студентов литературой в соответствии со стандартом специальности (комплектует библиотечный фонд учебной, методической, научной, периодической, справочной и художественной литературой, в том числе на электронных носителях);

  • обеспечивает доступ к информационным образовательным ресурсам, возможность выхода в Интернет;

  • в соответствии с учебным планом, утвержденным УМУ, организует обучение студентов с целью развития навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных;

  • оказывает студентам помощь в поиске информации по заданию преподавателя.


4.9.6. Информационно-вычислительный центр обеспечивает информационную поддержку организации самостоятельной работы студентов.


Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru