РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» |
Страница из 7 |
«УТВЕРЖДАЮ» Ректор
_____________Костенко М.И..
«___» ______________ 200_ г.
ВНУТРИВУЗОВСКИЙ СТАНДАРТ
система качества
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Дата введения: <Дата введения документа>
«СОГЛАСОВАНО» Ответственный представитель руководства по качеству – проректор по УР
_____________
Содержание Назначение и область применение стандарта……………………..……3 Нормативные документы..........................………………………………..3 Термины и определения ..................................……………………...........4 Общие положения………………………………………….……………..4
^
Реформирование системы образования требует модернизации учебного процесса, эффективных форм и методов работы со студентами. Государственные образовательные стандарты ориентируют высшие учебные заведения на более высокий уровень качества подготовки специалистов. Для этого требуется решение двух взаимосвязанных задач – повышение эффективности аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. Данный стандарт устанавливает единые требования к организации самостоятельной работы студентов и обязателен для сотрудников всех структурных подразделений ДВГГУ (кафедр, факультетов, институтов), отвечающих за организацию учебного процесса. Настоящий стандарт входит в состав документов, обеспечивающих функционирование процессов организации и обеспечения образовательной деятельности в ДВГГУ; разрабатывается учебно-методической комиссией университета и утверждается ученым советом. Изменения в данный стандарт вносятся по рекомендации учебно-методической комиссии университета
^
2.1. Организация самостоятельной работы студентов регулируется: Законом Российской Федерации «Об образовании», «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании»; типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации; государственными образовательными стандартами; Уставом ДВГГУ; концепцией ДВГГУ; стандартом предприятия (система менеджмента качества ДВГГУ); письмом Рособрнадзора от 17.04.2006 № 02-55-77ин/ак по вопросам, связанным с Приказом Рособрнадзора от 30.09.2005 № 1938 в части новых критериев показателя государственной аккредитации «Методическая работа» («Процент учебных дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных учебно-методическими комплексами») и «Использование инновационных методов в образовательном процессе». 2.2. Содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, программами учебных дисциплин, учебно-методическими комплексами по дисциплинам. 2.3. Способы, виды и временные затраты на самостоятельную работу студентов конкретной специальности (специализации) устанавливаются учебным планом специальности, программами каждой из учебных дисциплин.
^
3.1. Самостоятельная работа студентов – это способ целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателя. 3.2. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине – работа, которая выполняется на учебных занятиях под руководством преподавателя и по его заданию. 3.3. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняется во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
^
4.1. Цель самостоятельной работы студентов – развитие навыков самостоятельной работы. 4.2. Организация самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных возможностей студентов и условий учебной деятельности. 4.3. Количество часов, отводимое на самостоятельную работу, определяется ГОС ВПО. 4.4. Самостоятельная работа студентов планируется преподавателем в программах каждой из учебных дисциплин в виде отдельного раздела тематического плана. В этом разделе должны быть указаны количество часов и результат (продукт) самостоятельной работы. 4.5. Распределение времени на самостоятельную работу студента регламентируется расписанием. 4.6. Самостоятельная работа конкретна по своей предметной направленности и сопровождается непрерывным контролем и оценкой ее результатов. 4.6.1. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателей. 4.6.2. Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине (не более 10 % от аудиторных занятий). 4.7. Для осуществления самостоятельной работы каждый студент должен быть обеспечен: методикой выполнения теоретических (расчетных, графических и т.п.) и практических (лабораторных, учебно-исследовательских и др.) работ; информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банк индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.); методическими материалами (указания, руководства, практикумы и т.п.); контролирующими материалами (тесты); материальными ресурсами (ПЭВМ, измерительное и технологическое оборудование и др.); временными ресурсами; консультациями (преподаватели, сотрудники лабораторий и др.). Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер носят вариативный и дифференцированный характер; учитывается специфика специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента. 4.8. Рекомендуемые виды заданий для самостоятельной работы студентов. Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; поиск информации в Интернете и др.
Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; эссе; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.; Для формирования умений: решение типовых задач и выполнение упражнений по образцу; решение вариативных задач и выполнение упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др. 4.9. Организацию и руководство самостоятельной работой студентов осуществляют преподаватели, учебно-методическое управление, деканаты факультетов, кафедры и другие субъекты учебного процесса университета. 4.9.1. Преподаватель: информирует студентов о цели, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, формах отчетности и контроля самостоятельной работы.
Разрабатывает: методические рекомендации, пособия по организации самостоятельной работы студентов; элективные курсы по научной организации труда студентов, основам научного исследования; критерии оценки качества самостоятельной работы студентов; включает виды, формы, продукты (результаты) самостоятельной работы студентов в программу дисциплины; обеспечивает контроль качества выполнения самостоятельной работы студентов; составляет график самостоятельной работы для студентов каждого курса с указанием форм контроля по дисциплинам и срок выполнения работ и представляет его в деканат факультета; осуществляет мониторинг развития навыков самостоятельной работы студентов, анализирует эффективность самостоятельной работы студентов, вносит коррективы, направленные на ее совершенствование; организует работу по комплектованию учебных кабинетов научной и учебной литературой, периодическими изданиями, учебными материалами и пособиями, необходимой техникой; предоставляет студентам сведения о наличии в ДВГГУ учебно-методической литературы, современных программных средств по дисциплине, необходимых для выполнения самостоятельной работы. 4.9.2. Учебно-методическое управление: разрабатывает методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; изучает и обобщает опыт работы по организации самостоятельной работы студентов на факультетах и в институтах; анализирует результаты контроля организации самостоятельной работы студентов. 4.9.3. Деканат: планирует самостоятельную работу студентов на факультете по семестрам; выделяет в расписании учебных занятий день самостоятельной работы; составляет график самостоятельной работы и ее контроля по факультету в целом;
информирует студентов и преподавателей о графике самостоятельной работы на семестр; контролирует деятельность кафедр факультета по организации самостоятельной работы студентов. 4.9.4. Кафедра: утверждает конкретное содержание, объем материала, подлежащий самостоятельному изучению по каждой дисциплине, в соответствии с учебным планом; рекомендует способы организации самостоятельной работы студентов; определяет требования и условия выполнения заданий; критерии оценки самостоятельной работы студентов. 4.9.5. Библиотека университета: обеспечивает самостоятельную работу студентов литературой в соответствии со стандартом специальности (комплектует библиотечный фонд учебной, методической, научной, периодической, справочной и художественной литературой, в том числе на электронных носителях); обеспечивает доступ к информационным образовательным ресурсам, возможность выхода в Интернет; в соответствии с учебным планом, утвержденным УМУ, организует обучение студентов с целью развития навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных; оказывает студентам помощь в поиске информации по заданию преподавателя.
4.9.6. Информационно-вычислительный центр обеспечивает информационную поддержку организации самостоятельной работы студентов.
|