Рабочая программа по изо для 7 класса (общеобразовательное обучение) на 2012-2013 учебный год Составитель: учитель изо



Скачать 259.39 Kb.
НазваниеРабочая программа по изо для 7 класса (общеобразовательное обучение) на 2012-2013 учебный год Составитель: учитель изо
Дата08.07.2013
Размер259.39 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углубленным изучением математики

Невского района Санкт-Петербурга

им. Героя России В.Е.Дудкина



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей


ГБОУ СОШ № 625

протокол №________

от «____» ________ 2011 г.

Утверждена

педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 625


Протокол №________

от «_______» ____ 2011 г.


«Утверждаю»

___________


Директор школы

Бежунская К.И.


Приказ №________

от «_____» ______ 2011 г.




Рабочая программа

по ИЗО для 7 класса

(общеобразовательное обучение)

на 2012-2013 учебный год


Составитель: учитель ИЗО

Кузьменко Елена Ивановна


Санкт-Петербург

2012

Пояснительная записка

Количество недельных часов: 1

Количество часов в год: 35

Уровень программы: базовый.

Тип программы: типовая.


Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования: «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» 5-7 классы (базовый уровень) и авторской программы: В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. для общеобразовательных учреждений 5-9 классы - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.


Цели и задачи учебной дисциплины

  1. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности в рисунке, живописи, декоративно-прикладном искусстве помочь детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, формировать свои эстетические потребности и развивать художественные способности.

  2. Сформировать духовную культуру личности, помочь овладеть национальным культурным наследием, приобщить к человеческим ценностям.

  3. Развивать визуально-пространственное мышление учащихся, как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

  4. Сформировать опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.

  5. Помочь овладеть учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства, сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, и по представлению, ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества, лепки и аппликации.

  6. Развивать у детей изобразительные способности, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетическое чувство и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

  7. Помочь овладеть средствами художественного изображения и основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

  8. Воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды.

  9. Развивать творческий опыт, предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности.


Учебно-методический комплект для учащихся

Обучение ИЗО в 7 классе осуществляется по авторской программе В.С.Кузина для общеобразовательных учреждений 5-9 классов.

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе основной школы отводится всего 35 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю. Это достаточное количество уроков для того, чтобы выполнить поставленные ею учебно-воспитательные задачи. Программой предусмотрены основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.

В основу программы положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам патриотического, нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности и потребности;

  • единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

  • яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

  • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

  • система межпредметных связей (литература, история, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков ИЗО, их связь с жизнью;

  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся 5 классов;

  • направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально- эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, акрил, темперу, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо и др.

К данной авторской программе В.С. Кузина Министерством образования и науки Российской Федерации допущен новый учебно-методический комплект для 7 класса: С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев. – М.: Дрофа, 2009. Изобразительное искусство: учебник (в 2-ух частях), рабочая тетрадь.

На уроках учащиеся могут использовать журналы, книги, альбомы и энциклопедии по искусству, имеющиеся в библиотечном фонде школы.


^ Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004.

  • Примерные программы по ИЗО, подготовленные в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию: проект.-2-е изд. – М.; Просвещение, 2011.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом ГУО от 06.04.2005 № 155.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. Утвержден приказом Минобразования РФ № 822 от 23.12.2009.


Формы организации образовательного процесса:

  • традиционные уроки;

  • лекции;

  • беседы;

  • семинары;

  • тестовая работа;

  • практикум по графике;

  • урок- экскурсия;

  • урок-игра.


Виды и формы контроля

Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.


^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения ИЗО в основной школе:

  • осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

  • понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

  • освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

  • воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

  • овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

  • овладение средствами художественного изображения;

  • развитие способности наблюдать реальный мир, воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе эмоционально-нравственной оценки;

  • формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.


Метапредметные результаты освоения ИЗО в основной школе:

  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

  • умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

  • обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;

  • умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

  • развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

  • формирование способности к целостному восприятию мира;

  • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

  • получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.


Предметные результаты освоения ИЗО в основной школе:

  • эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и приятие системы общечеловеческих ценностей;

  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

  • активное отношение к традициям культуры, как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

  • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы в процессе создания художественных образов;

  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

  • умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;

  • диалогический подход к освоению произведений искусства;

  • понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

  • умение применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности: работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т.д.



Учебно-тематический план (7 класс)


Четверть

Примерные

сроки

Тема программы

Часов по теме

Первая

01.09-02.11

Вводный урок.

1

Рисование с натуры (по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Живопись. Рисунок.

6

Декоративное

рисование.

2

Вторая

12.11-27.12

Беседа.

1

Рисование с натуры.

3

Тематическое рисование.

1

Декоративная работа.

2

Третья

09.01-22.03

Беседа.

2

Тематическое рисование.

3

Рисование с натуры.

2

Декоративное рисование


Рисование с натуры

3


1

Четвёртая

01.04-31.05

Беседа.

2

Рисование с натуры.

3

Декоративное рисование.

3

Итого:




5 тем

35



Содержание тем учебного курса


Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Изображение с натуры, а также по памяти и по представлению отдельных предметов быта, природы, деталей архитектуры, изделий народного творчества с национальным орнаментом, школьного оборудования и групп предметов (натюрмортов), развитие умения видеть их красоту.

Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры человека, зверей и птиц.

Архитектурные зарисовки.

Развитие умения предавать в рисунках конструкцию, пропорцию, пространственное расположение, перспективное сокращение, объем, тональные отношения изображаемых объектов, а также художественную образность предметов.

Использование цвета как средства выражения переживания от встречи с прекрасным.


Тематическое рисование

Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений. Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Дальнейшее изучение композиционных закономерностей – формирование у учащихся умения передавать цельное сочетание всех частей рисунка с использованием изученных ранее средств.

Обучение изображению многофигурной композиции в закрытом и открытом пространстве, сравнительной характеристике двух героев изобразительными средствами.

Особое внимание обращается на развитие у учащихся умения самостоятельно выбирать и использовать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от замысла рисунка.

Развитие воображения, фантазии у детей, умения передавать в рисунках художественный образ, последовательно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией.


Декоративное рисование

Дальнейшее развитие эстетических знаний и декоративного творчества учащихся средствами народного и современного декоративно-прикладного искусства на основе углубления представления о народном искусстве как особом типе творчества в системе современной культуры.

Систематизация знаний и умений в области русского народно-прикладного искусства, сформированных в предшествующих классах на уровне школ народного мастерства, промысла региона, в целом национального искусства.

Формирование понимания тесной взаимосвязи национального и интернационального, взаимообогащение культур разных народов.

Расширение представлений о художественно-содержательном анализе произведений декоративно-прикладного искусства, введение новых разнообразных связей с трудовой деятельностью, бытом, природой, культурой, произведениями устного и музыкального народного творчества.


Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед:

- красота вокруг нас;

- народ - творец прекрасного;

- изобразительное искусство зарубежных стран - сокровище мировой культуры;

- памятники искусства родного края;

- местные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Декоративная работа (лепка и аппликация)

Лепка фигуры человека. Лепка тематических композиций на свободную тему. Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием. Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.

^ Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата

Примечание

I четверть




Рисование с натуры

5










1/1

Вводный урок. «Красота вокруг нас». Летние впечатления.













2/2

Рисование натюрморта осенних цветов в вазе с цветным фоном.













3/3

Рисование ветки рябины с натуры (в вазе) и яблока.













4/4

Рисование с натуры. Натюрморт «Овощи» на фоне драпировки (в тонких линиях).













5/5

Натюрморт «Овощи» (акварель).
















Декоративное рисование

2










1/6

«На дне морском».













2/7

Витражи.
















Беседа

1










1/8

«Золотая осень». Рисунок осеннего леса, парка.
















Рисование с натуры

1










1/9

Рисунок домашнего животного (лошади) в движении.













II четверть




Беседа

1










1/10

«Народ - творец прекрасного» (народное декоративно-прикладное искусство)
















Рисование с натуры

3










2/11

Рисование с натуры головы человека. Автопортрет.













2/12


Рисование с натуры фигуры человека в движении.

Рисование с натуры гипсового орнамента (семилистник).
















Тематическое рисование

1










2/14

Космический город.
















Декоративное рисование

2










1/15

Плакат к Новому году.













2/16

Эскиз новогоднего карнавального костюма.













^ III четверть




Рисование с натуры

(по представлению).

1










1/17

Зимние впечатления.
















Беседа

1










1/18

«Труд в изобразительном искусстве».
















Тематическое рисование

3










1/19

Иллюстрирование литературного произведения, прочтенного на каникулах.













2/20



Иллюстрирование произведения О. Берггольц «Говорит Ленинград»













3/20

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения с зимним пейзажем.
















Декоративное рисование

4










1/21

Городецкая роспись.













2/22

Эскиз росписи хозяйственной доски или подноса.













3/23

Стенгазета к празднику «8 марта».













4/24

Лепка декоративной фигурки.
















Рисование с натуры

1










1/25

Натюрморт из учебных предметов (кисти, книги, краски и др.)
















Тематическое рисование

1










1/26

Туристический поход, сборы.













^ IV четверть




Рисование с натуры

2










1/28


1/29

Рисование птиц с натуры, по памяти, по представлению.

Весенний натюрморт.
















Беседа

1










1/30

«Изобразительное искусство зарубежных стран - сокровище мировой культуры»
















Декоративное рисование

з










1/31

Эскиз архитектурных деталей фрагментов украшений русской северной избы.













2/32

Эскиз русской избы- памятника деревянной архитектуры дерева.













3/33

Эскиз русской избы в цвете.
















Рисование с натуры

2










1/34


Рисование с натуры букета весенних цветов.













1/35

Обобщение форм растительного мира. Фантастический цветок.















Требования к уровню усвоения учебного материала

  1. Знание причин возникновения изобразительного искусства и понимание роли искусства в освоении человеком мира.

  2. Умение высказывать собственное отношение к произведениям изобразительного искусства и в простых, условных формах передавать сложное содержание.

  3. Узнавание знакомых произведений русских и зарубежных художников и наиболее известные произведения из коллекции ведущих музеев мира.

  4. Овладение основами культуры практической творческой работы, работы различными творческими материалами и инструментами.

  5. Знание и применение на практике свойства изменения цвета при смешивании, умение создавать при этом необходимые оттенки цветов.

  6. Овладение основными выразительными средствами рисунка и творческое использование их при работе различными материалами (карандашом, гуашью, акварелью и др.) в собственной работе.

  7. Понимание и применение в своей работе приемов композиции (ритм, симметрия и асимметрия) и средства композиции (формат, пространство, равновесие, контраст, динамика и статика, открытость и замкнутость, целостность).

  8. Умение применять правило перспективы и передавать освещение предметов в выполнении работ с натуры и по представлению.

  9. Умение создавать средствами живописи образ человека в различных ситуациях и передавать его характер и настроение.

  10. Умение изображать пейзаж, натюрморты, наброски предметов (костюм, мебель, посуда, оружие и т.д.) и отдельные элементы природного мира (деревья, цветы, животные и т.д.) в живописи и графике.

  11. Умение создавать собственные композиции на различные темы и видеть в обычном, будничном - необыкновенное, особенное и оригинальное.


Требования к знаниям и умениям

Знать:

  • анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;

  • отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

  • отличительные особенности мемориала;

  • систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции;

  • основные средства художественной выразительности.


Уметь:

  • видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;

  • в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;

  • изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных отношений формы, объема;

  • при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

  • определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

  • при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи, ландшафта, интерьера и времени действия;

  • сопоставлять двух героев литературного произведения, используя средства художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького,

  • динамичного и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого и т.д.;

  • в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы, формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.



Учебно-методическое обеспечение.


Учебный комплект для учащихся.

С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев. – М.: Дрофа, 2009.

  • Изобразительное искусство. 7 класс. Учебник. В 2 частях.

Рабочая тетрадь.


Учебный комплект для учителя.


1) С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев. – М.: Дрофа, 2009.

Изобразительное искусство. 7 класс. Учебник. В 2 частях

^ 2) С.П. Дроздова Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина.-Волгоград, Учитель, 2008

3) Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство,.5-9 кл. В.С.Кузин, с.П. Ломов, Е.В.Шорохов и др.-3-е изд.,стереотип. –М.:Дрофа, 2010

4) Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство., 5-7 классы:проект.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2011

^ Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы.

Учебники, рабочие тетради, методические журналы, альбомы, энциклопедии и пособия по искусству.

Портреты русских и зарубежных художников. Набор таблиц по цветоведению, перспективе, стилям архитектуры, одежды, предметам быта.

Набор схем по правилам рисования предметов, растений , животных, птиц, человека

Дидактический раздаточный материал.

Мультимедийные обучающие художественные программы, электронные учебники.

Музыкальный центр. Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением.

Слайд-проектор.

Мультимедиапроектор.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.

Экран (на штативе или навесной).

Фотоаппарат, видеокамера.

Графический планшет.

Аудиозаписи по музыке и DVD фильмы.


Презентации на CD или DVD дисках по ИЗО.

Мольберты.

Комплекты необходимых материалов и инструментов ( краски, гуашь, тушь, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, ручки с перьями, пастель, сангина, уголь, бумага А3, А4, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, емкости для воды, палитра)

Комплект муляжей фруктов, овощей, гербарии.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Гипсовые геометрические тела и орнаменты.

Керамические изделия, предметы быта, драпировки

Специализированная учебная мебель: столы рисовальные, стулья, стеллажи для книг и оборудования, мебель для хранения проекционного оборудования, таблиц и плакатов, стенды для выставок рисунков и полки для поделок.







Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru