Рабочая программа по изо для 6 класса (общеобразовательное обучение) на 2012-2013 учебный год Составитель: учитель изо



Скачать 252.65 Kb.
НазваниеРабочая программа по изо для 6 класса (общеобразовательное обучение) на 2012-2013 учебный год Составитель: учитель изо
Дата08.07.2013
Размер252.65 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углубленным изучением математики

Невского района Санкт-Петербурга

им. Героя России В.Е.Дудкина



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей


ГБОУ СОШ № 625

протокол №________

от «____» ________ 2011 г.

Утверждена

педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 625


Протокол №________

от «_______» ____ 2011 г.


«Утверждаю»

___________


Директор школы

Бежунская К.И.


Приказ №________

от «_____» ______ 2011 г.




Рабочая программа

по ИЗО для 6 класса

(общеобразовательное обучение)

на 2012-2013 учебный год


Составитель: учитель ИЗО

Кузьменко Елена Ивановна


Санкт-Петербург

2012

Пояснительная записка


Количество недельных часов: 1

Количество часов в год: 35

Уровень программы: базовый.

Тип программы: типовая.


Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования: «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» 5-7 классы (базовый уровень) и авторской программы: В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. для общеобразовательных учреждений 5-9 классы - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.


Цели и задачи учебной дисциплины

  1. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности в рисунке, живописи, декоративно-прикладном искусстве помочь детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, формировать свои эстетические потребности и развивать художественные способности.

  2. Сформировать духовную культуру личности, помочь овладеть национальным культурным наследием, приобщить к человеческим ценностям.

  3. Развивать визуально-пространственное мышление учащихся, как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

  4. Сформировать опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.

  5. Помочь овладеть учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства, сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, и по представлению, ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества, лепки и аппликации.

  6. Развивать у детей изобразительные способности, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетическое чувство и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

  7. Помочь овладеть средствами художественного изображения и основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

  8. Воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды.

  9. Развивать творческий опыт, предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности.


Учебно-методический комплект для учащихся

Обучение ИЗО в 6 классе осуществляется по авторской программе В.С.Кузина для общеобразовательных учреждений 5-9 классов.

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе основной школы отводится всего 35 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю. Это достаточное количество уроков для того, чтобы выполнить поставленные ею учебно-воспитательные задачи. Программой предусмотрены основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.

В основу программы положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам патриотического, нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности и потребности;

  • единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

  • яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

  • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

  • система межпредметных связей (литература, история, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков ИЗО, их связь с жизнью;

  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся 5 классов;

  • направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально- эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, акрил, темперу, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо и др.

К данной авторской программе В.С. Кузина Министерством образования и науки Российской Федерации допущен новый учебно-методический комплект для 6 класса: С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев. – М.: Дрофа, 2009.

  • Изобразительное искусство.

  • Учебник. В 2 частях.

  • Рабочая тетрадь.

На уроках учащиеся могут использовать журналы, книги, альбомы и энциклопедии по искусству, имеющиеся в библиотечном фонде школы.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:


  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004.

  • Примерные программы по ИЗО, подготовленные в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию: проект.-2-е изд. – М.; Просвещение, 2011.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом ГУО от 06.04.2005 № 155.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. Утвержден приказом Минобразования РФ № 822 от 23.12.2009.


Формы организации образовательного процесса:

  • традиционные уроки;




  • беседы;




  • тестовая работа;

  • практикум по графике;

. урок- экскурсия

  • урок- путешествие

  • урок-игра.


Виды и формы контроля

Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.


^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения ИЗО в основной школе:

  • осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

  • понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

  • освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

  • воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

  • овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

  • овладение средствами художественного изображения;

  • развитие способности наблюдать реальный мир, воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе эмоционально-нравственной оценки;

  • формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.


Метапредметные результаты освоения ИЗО в основной школе:

  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

  • умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

  • обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;

  • умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

  • развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

  • формирование способности к целостному восприятию мира;

  • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

  • получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.


Предметные результаты освоения ИЗО в основной школе:

  • эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и приятие системы общечеловеческих ценностей;

  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

  • активное отношение к традициям культуры, как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

  • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы в процессе создания художественных образов;

  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

  • умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;

  • диалогический подход к освоению произведений искусства;

  • понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

  • умение применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности: работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т.д.



Учебно-тематический план (6 класс)


Четверть

Примерные

сроки

Тема программы

Часов по теме

Первая

01.09-02.11

Вводный урок.

1

Рисование с натуры (по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Живопись. Рисунок.

6

Декоративное

рисование.

2

Вторая

12.11-27.12

Беседа.

1

Рисование с натуры.

2

Тематическое рисование.

2

Декоративная работа.

2

Третья

09.01-22.03

Беседа.

2

Тематическое рисование.

3

Рисование с натуры.

2

Декоративная работа.

4

Четвёртая

01.04-31.05

Беседа.

1

Рисование с натуры.

4

Декоративное рисование.

3

Итого:




5 тем

35



Содержание тем учебного курса

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп(натюрмортов с натуры), а так же по памяти и по представлению с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции.

Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению фигуры человека, животных. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым предметам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду и результатам труда человека.

Тематическое рисование

Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений. Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача характерного, главного в сюжете, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому мотиву. Использование в тематических рисунках простейших законов перспективы, композиции, конструктивного строения предметов. Использования цвета, как средства передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами, осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.

Продолжение обучения школьников передачи движения в рисунке. Развитие умения изображать пейзаж по литературному описанию.

Дальнейшее развитие знаний, навыков и умения, сформированных в предыдущие годы.


Декоративное рисование

Систематизация знаний о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие декоративного творчества учащихся, углубление представления о народном изобразительном искусстве как специфичном типе народного творчества в системе культуры.

Сопоставление с целью выявления общих национальных черт двух типов творчества – профессиональных русских художников в области живописи и народных мастеров.

Введение в художественно-содержательный анализ произведений декоративно-прикладного искусства понятия ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы. Элементов народного костюма.

Совершенствование умения самостоятельно составлять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед:

- картины русской жизни в произведениях художников 19 века

- значительные события русской истории в произведениях русских художников;

- образы русского фольклора в творчестве В.Васнецова и М.Врубеля;

- красота пейзажа в русской живописи;

- натюрморт в русской и советской живописи;

- красота спорта в изобразительном искусстве.


Декоративная работа (лепка и аппликация)

Лепка фигуры человека в движении. Лепка тематических композиций на свободную тему.

Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием. Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно.


^ Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата

Примечание

I четверть

Рисование с натуры

5










1/1

Вводный урок. Летние впечатления.













2/2

Рисование осенних цветов с натуры (в вазе)













3/3

Рисование ветки рябины с натуры (в вазе)













4/4

Рисование с натуры. Натюрморт «Овощи» (в тонких линиях).













5/5

Натюрморт «Овощи» (акварель).
















Декоративное рисование

2










1/6

Красота подводного мира.













2/7

Эскиз русского народного костюма в цвете.
















Беседа

1










1/8

«Золотая осень». Рисунок осеннего дерева.
















Рисование с натуры

1










1/9

Рисунок домашнего животного в движении.













II четверть




Беседа

1










1/10

« Значительные события русской истории в произведениях В.И.Сурикова, В.И.Васнецова и др. русских художников»
















Рисование с натуры

2










2/11

Рисование фигуры человека.













2/12

Рисование гипсового орнамента.
















Тематическое рисование

2










2/13

Космический город.













2/14

Иллюстрирование сказок П.П.Бажова «Каменный цветок» или «Серебряное копытце».
















Декоративное рисование

2










2/15

Стенгазета к Новому году.













2/16

Эскиз новогодней маски, костюма.













^ III четверть




Рисование с натуры (по представлению).

1










1/17

Зимние впечатления.
















Беседа

1










1/18

«Красота пейзажа в русской живописи»
















Тематическое рисование

2










1/19

Рисование на тему «900 тяжелых дней».













2/20

Рисунок зимнего пейзажа в акварели.
















Декоративное рисование

4










1/21

Стилизация форм животного мира. Дымковсая и Филимоновская игрушка.













2/22

Выполнение эскиза крестьянской избы.













3/23

Стенгазета к празднику «8 марта».













4/24

Лепка декоративной игрушки.
















Рисование с натуры

1










1/25

Натюрморт из предметов труда художника.
















Тематическое рисование

2










1/26

Туристический поход.













2/27

На спортивных соревнованиях.













^ IV четверть




Рисование с натуры

1










1/28

Рисование птиц с натуры, по памяти, по представлению.
















Беседа

1










1/29

«Натюрморт в русской и советской живописи»
















Рисование с натуры

4










1/30

Натюрморт. Мягкая игрушка- животное и двуцветный мяч (эскиз).













2/31

Натюрморт. Мягкая игрушка-животное и двуцветный мяч (акварель).













3/32

Пейзаж на весеннюю тему.













4/33

Рисование весенних цветов(по сырому)
















Декоративное рисование

2










1/34


Элементы книги «Буквица» к русской народной сказке.













1/35

Обобщение форм растительного мира. Фантастический цветок.















Требования к уровню усвоения учебного материала.

  1. Знание причин возникновения изобразительного искусства и понимание роли искусства в освоении человеком мира.

  2. Умение высказывать собственное отношение к произведениям изобразительного искусства и в простых, условных формах передавать сложное содержание.

  3. Узнавание знакомых произведений русских и зарубежных художников и наиболеее известные произведения из коллекции ведущих музеев мира.

  4. Овладение основами культуры практической творческой работы, работы различными творческими материалами и инструментами.

  5. Знание и применение на практике свойства изменения цвета при смешивании, умение создавать при этом необходимые оттенки цветов.

  6. Овладение основными выразительными средствами рисунка и творческое использование их при работе различными материалами (карандашом, гуашью, акварелью и др.) в собственной работе.

  7. Понимание и применение в своей работе приемов композиции (ритм, симметрия и асимметрия) и средства композиции (формат, пространство, равновесие, контраст, динамика и статика, открытость и замкнутость, целостность)

  8. Умение применять правило перспективы и передавать освещение предметов в выполнении работ с натуры и по представлению.

  9. Умение создавать средствами живописи образ человека в различных ситуациях и передавать его характер и настроение.

  10. Умение изображать пейзаж, натюрморты, наброски предметов (костюм, мебель, посуда, оружие и т.д.) и отдельные элементы природного мира (деревья, цветы, животные и т.д.) в живописи и графике.

  11. Умение создавать собственные композиции на различные темы и видеть в обычном, будничном - необыкновенное, особенное и оригинальное.


Требования к знаниям и умениям

Знать:

  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

  • различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью и другими художественными материалами;

  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

  • особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;

  • отдельные произведения выдающихся мастеров изобразительного искусства прошлого и настоящего времени;


Уметь:

  • видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

  • выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

  • анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

  • пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т.д. в процессе рисования с натуры и на темы;

  • передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

  • применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.



Учебно-методическое обеспечение.


Учебный комплект для учащихся.

С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев. – М.: Дрофа, 2009.

  • Изобразительное искусство. 6 класс. Учебник. В 2 частях.

Рабочая тетрадь.


Учебный комплект для учителя.


1) С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев. – М.: Дрофа, 2009.

Изобразительное искусство. 6 класс .Учебник. В 2 частях

^ 2) С.П. Дроздова Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина.-Волгоград, Учитель, 2008

3) Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство,.5-9 кл. В.С.Кузин, с.П. Ломов, Е.В.Шорохов и др.-3-е изд.,стереотип. –М.:Дрофа, 2010

4) Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство., 5-7 классы:проект.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2011


^ Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа , рабочие программы.

Учебники, рабочие тетради, методические журналы, альбомы, энциклопедии и пособия по искусству.

Портреты русских и зарубежных художников. Набор таблиц по цветоведению, перспективе, стилям архитектуры, одежды, предметам быта.

Набор схем по правилам рисования предметов, растений , животных, птиц, человека

Дидактический раздаточный материал.

Мультимедийные обучающие художественные программы, электронные учебники.

Музыкальный центр. Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением.

Слайд-проектор.

Мультимедиапроектор.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.

Экран (на штативе или навесной).

Фотоаппарат, видеокамера.

Графический планшет.

Аудиозаписи по музыке и DVD фильмы.


Презентации на CD или DVD дисках по ИЗО.

Мольберты.

Комплекты необходимых материалов и инструментов ( краски, гуашь, тушь, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, ручки с перьями, пастель, сангина, уголь, бумага А3, А4, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, емкости для воды, палитра)

Комплект муляжей фруктов, овощей, гербарии.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Гипсовые геометрические тела и орнаменты.

Керамические изделия, предметы быта, драпировки

Специализированная учебная мебель: столы рисовальные, стулья, стеллажи для книг и оборудования, мебель для хранения проекционного оборудования, таблиц и плакатов, стенды для выставок рисунков и полки для поделок.







Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru