Рабочая программа по изо для 5 класса (общеобразовательное обучение) на 2012-2013 учебный год Составитель: учитель изо



Скачать 258.3 Kb.
НазваниеРабочая программа по изо для 5 класса (общеобразовательное обучение) на 2012-2013 учебный год Составитель: учитель изо
Дата08.07.2013
Размер258.3 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углубленным изучением математики

Невского района Санкт-Петербурга

им. Героя России В.Е.Дудкина



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей


ГБОУ СОШ № 625

протокол №________

от «____» ________ 2011 г.

Утверждена

педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 625


Протокол №________

от «_______» ____ 2011 г.


«Утверждаю»

___________


Директор школы

Бежунская К.И.


Приказ №________

от «_____» ______ 2011 г.




Рабочая программа

по ИЗО для 5 класса

(общеобразовательное обучение)

на 2012-2013 учебный год


Составитель: учитель ИЗО

Кузьменко Елена Ивановна


Санкт-Петербург

2012

Пояснительная записка


Количество недельных часов: 1

Количество часов в год: 35

Уровень программы: базовый.

Тип программы: типовая.


Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования: «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» 5-7 классы (базовый уровень) и авторской программы: В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. для общеобразовательных учреждений 5-9 классы - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.


Цели и задачи учебной дисциплины

  1. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности в рисунке, живописи, декоративно-прикладном искусстве помочь детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, формировать свои эстетические потребности и развивать художественные способности.

  2. Сформировать духовную культуру личности, помочь овладеть национальным культурным наследием, приобщить к человеческим ценностям.

  3. Развивать визуально-пространственное мышление учащихся, как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

  4. Сформировать опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.

  5. Помочь овладеть учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства, сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, и по представлению, ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества, лепки и аппликации.

  6. Развивать у детей изобразительные способности, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетическое чувство и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

  7. Помочь овладеть средствами художественного изображения и основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

  8. Воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды.

  9. Развивать творческий опыт, предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности.


Учебно-методический комплект для учащихся

Обучение ИЗО в 5 классе осуществляется по авторской программе В.С.Кузина для общеобразовательных учреждений 5-9 классов.

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе основной школы отводится всего 35 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю. Это достаточное количество уроков для того, чтобы выполнить поставленные ею учебно-воспитательные задачи. Программой предусмотрены основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.

В основу программы положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам патриотического, нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности и потребности;

  • единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

  • яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

  • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

  • система межпредметных связей (литература, история, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков ИЗО, их связь с жизнью;

  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся 5 классов;

  • направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально- эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, акрил, темперу, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо и др.

К данной авторской программе В.С. Кузина Министерством образования и науки Российской Федерации допущен новый учебно-методический комплект для 5 класса: С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев. – М.: Дрофа, 2009.

  • Изобразительное искусство.

  • Учебник. В 2 частях.

  • Рабочая тетрадь.

На уроках учащиеся могут использовать журналы, книги, альбомы и энциклопедии по искусству, имеющиеся в библиотечном фонде школы.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:


  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004.

  • Примерные программы по ИЗО, подготовленные в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию: проект.-2-е изд. – М.; Просвещение, 2011.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом ГУО от 06.04.2005 № 155.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. Утвержден приказом Минобразования РФ № 822 от 23.12.2009.


Формы организации образовательного процесса:

  • традиционные уроки;




  • беседы;




  • тестовая работа;

  • практикум по графике;

  • урок-сказка;

  • урок-путешествие;

  • урок-игра.


Виды и формы контроля

Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.


^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения ИЗО в основной школе:

  • осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

  • понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

  • освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

  • воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

  • овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

  • овладение средствами художественного изображения;

  • развитие способности наблюдать реальный мир, воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе эмоционально-нравственной оценки;

  • формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.


Метапредметные результаты освоения ИЗО в основной школе:

  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

  • умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

  • обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;

  • умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

  • развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

  • формирование способности к целостному восприятию мира;

  • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

  • получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.


Предметные результаты освоения ИЗО в основной школе:

  • эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и приятие системы общечеловеческих ценностей;

  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

  • активное отношение к традициям культуры, как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

  • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы в процессе создания художественных образов;

  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

  • умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;

  • диалогический подход к освоению произведений искусства;

  • понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

  • умение применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности: работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т.д.



Учебно-тематический план (5 класс)


Четверть

Примерные

сроки

Тема программы

Часов по теме

Первая

01.09-02.10

Вводный урок.

1

Рисование с натуры (по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Живопись. Рисунок.

6

Декоративное

рисование.

2

Вторая

12.11-27.12

Беседа.

1

Рисование с натуры.

2

Тематическое рисование.

2

Декоративная работа.

2

Третья

09.01-22.03

Беседа.

1

Тематическое рисование.

4

Рисование с натуры.

2

Декоративная работа.

4

Четвёртая

01.04-31.05

Беседа.

2

Рисование с натуры.

4

Декоративное рисование.

2

Итого:




5 тем

35



Содержание тем учебного курса

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Изображение с натуры отдельных предметов и их групп (натюрморт) с передачей перспективного сокращения объемных форм. Предметы ставятся как во фронтальной, так и в угловой перспективе – изображение с одной и двумя точками схода. Рисование с натуры фигуры человека, животных.

Передача в рисунках пропорций, конструктивного строения, пространственного расположения, объема, светотеневых отношений изображаемых объектов, их композиция на листе бумаги, развитие пространственных представлений и зрительных образов.

Работа в цвете над рисунками с натуры отдельных предметов и их групп (натюрмортов), фигуры человека, зверей и птиц, передача в рисунках гармонии цветовых тонов натуры, его пространственных и объемных отношений средствами цвета.

Передача эмоционально – эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски.

Воспитание уважения к труду, бережного отношения к хлебу и ко всему, что создается трудом людей.

Тематическое рисование

С целью патриотического, трудового, нравственного и эстетического воспитания детей – рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению.

Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок, загадок, былин). Иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из повестей и поэм.

Усилия должны направляться на формирование у учащихся умения самостоятельно выбирать для рисования наиболее выразительные сюжеты из предложенных тем и литературных произведений, передавать художественно-выразительными средствами свое отношение к изображаемому сюжету, к его персонажам; на развитие милосердия, сопереживания, чувства справедливости, нетерпимости к злу и насилию.

Использование цвета как важнейшего средства художественной выразительности в тематической композиции.

Дальнейшее изучение законов композиции. Совершенствование у учащихся умения выделять композиционный центр. Школьники продолжают изучение особенностей симметричной и асимметричной композиции и учатся передавать с помощью композиционных средств состояние покоя или движения в рисунке, соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов, тона и цвета.

Декоративное рисование

Дальнейшее развития умения самостоятельно исполнять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира. Развитие умения выразительно строить декоративную композицию, творчески используя цвет, тон, колорит, форму и другие изобразительные элементы декоративного обобщения.

Углубление знаний школьников о народном декоративно-прикладном искусстве путем сопоставления предметов народной керамики, Гжели, Скопина, Опошни с образцами устного фольклора. Формирование умения самостоятельно выполнять декоративную композицию на основе художественных особенностей произведений народного искусства.

Воспитание у школьников любви и интереса к русскому народному декоративно-прикладному искусству, к искусству родного края, бережного отношения к традициям своего народа.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед:

- искусство народов России;

- героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства;

- Великая Отечественная война в произведениях художников;

- мирный труд людей в изобразительном искусстве;

- виды изобразительного искусства;

- жанры изобразительного искусства;

- портрет и его разновидности;

- русская сказка в произведениях художников.


Декоративная работа (лепка и аппликация)

Лепка фигуры человека в движении. Лепка тематических композиций на свободную тему.

Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием. Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно.


^ Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата

Примечание

I четверть

Рисование с натуры

5










1/1

Вводный урок. Что изучает ИЗО. Летние впечатления.













2/2

Рисование цветов с натуры (астры).













3/3

Рисование ветки рябины с натуры.













4/4

Рисование с натуры. Натюрморт «Овощи» (в тонких линиях).













5/5

Натюрморт «Овощи» (акварель).
















Декоративное рисование

2










1/6

Рисунок осенних листьев.













2/7

Сетчатый узор.
















Беседа

1










1/8

«В осеннем лесу, в парке».
















Рисование с натуры

1










1/9

«Мой пушистый друг»













II четверть




Беседа

1










1/10

«Портрет и его разновидности».
















Рисование с натуры

2










2/11

Рисование фигуры человека.













2/12

Рисование гипсового орнамента.
















Тематическое рисование

2










2/13

Космический город.













2/14

Иллюстрирование отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
















Декоративное рисование

2










2/15

Открытка к Новому году.













2/16

Эскиз новогодней маски, костюма.













^ III четверть




Рисование с натуры (по представлению).

1










1/17

Зимние впечатления.
















Беседа

1










1/18

«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях ИЗО».
















Тематическое рисование

2










1/19

Рисование на тему «900 тяжелых дней».













2/20

Былины и русские народные сказки.
















Декоративное рисование

4










1/21

Сказочный город (эскиз в карандаше).













2/22

Сказочный город (акварель).













3/23

Открытка к празднику «8 марта».













4/24

Лепка декоративной игрушки.
















Рисование с натуры

1










1/25

Рисование игрушек: планетоходов, ракет и др.
















Тематическое рисование

2










1/26

Полет в космос (эскиз в карандаше).













2/27

Полет в космос (акварель).













^ IV четверть




Декоративное рисование

2










1/28

Реклама (эскиз в карандаше).













2/29

Реклама (в цвете).
















Беседа

1










1/30

«Великая отечественная война в произведениях советских художников».
















Рисование с натуры

4










1/31

Натюрморт. Игрушечная птица и одноцветный мяч (эскиз).













2/32

Натюрморт. Игрушечная птица и одноцветный мяч (акварель).













3/33

Пейзаж на весеннюю тему.













4/34

Рисование весенних цветов.
















Беседа

1










1/35

«Русская сказка в произведениях художников».















Требования к уровню усвоения учебного материала.


  1. Знание причин возникновения изобразительного искусства и понимание роли искусства в освоении человеком мира.

  2. Умение высказывать собственное отношение к произведениям изобразительного искусства и в простых, условных формах передавать сложное содержание.

  3. Узнавание знакомых произведений русских и зарубежных художников и наиболеее известные произведения из коллекции ведущих музеев мира.

  4. Овладение основами культуры практической творческой работы, работы различными творческими материалами и инструментами.

  5. Знание и применение на практике свойства изменения цвета при смешивании, умение создавать при этом необходимые оттенки цветов.

  6. Овладение основными выразительными средствами рисунка и творческое использование их при работе различными материалами (карандашом, гуашью, акварелью и др.) в собственной работе.

  7. Понимание и применение в своей работе приемов композиции (ритм, симметрия и асимметрия) и средства композиции (формат, пространство, равновесие, контраст, динамика и статика, открытость и замкнутость, целостность)

  8. Умение применять правило перспективы и передавать освещение предметов в выполнении работ с натуры и по представлению.

  9. Умение создавать средствами живописи образ человека в различных ситуациях и передавать его характер и настроение.

  10. Умение изображать пейзаж, натюрморты, наброски предметов (костюм, мебель, посуда, оружие и т.д.) и отдельные элементы природного мира (деревья, цветы, животные и т.д.) в живописи и графике.

  11. Умение создавать собственные композиции на различные темы и видеть в обычном, будничном - необыкновенное, особенное и оригинальное.



Требования к знаниям и умениям.

Знать:

- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

-первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах, их роль в эстетическом восприятии произведений;

-особенности симметричной и асимметричной композиции;

-простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

-основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

- общие художественные приемы устного и изобразительного народного творчества на примерах фигурной керамики Скопина и Опошни;

-памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края.

Уметь:

-проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

-рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов;

-изображать фигуру человека с натуры карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции и объем.

_сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замечанные ошибки;

-использовать цвет, как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;

-самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;

-использовать в рисунках особенности традиций искусства родного края;

-соблюдать последовательность графического и живописного изображения.


Учебно-методическое обеспечение.


Учебный комплект для учащихся.

С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев. – М.: Дрофа, 2009.

  • Изобразительное искусство. 5 класс. Учебник. В 2 частях.

Рабочая тетрадь.


Учебный комплект для учителя.


1) С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев. – М.: Дрофа, 2009.

Изобразительное искусство. 5 класс .Учебник. В 2 частях

^ 2) С.П. Дроздова Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина.-Волгоград, Учитель, 2008

3) Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство,.5-9 кл. В.С.Кузин, с.П. Ломов, Е.В.Шорохов и др.-3-е изд.,стереотип. –М.:Дрофа, 2010

4) Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство., 5-7 классы:проект.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2011


^ Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа , рабочие программы.

Учебники, рабочие тетради, методические журналы, альбомы, энциклопедии и пособия по искусству.

Портреты русских и зарубежных художников. Набор таблиц по цветоведению, перспективе, стилям архитектуры, одежды, предметам быта.

Набор схем по правилам рисования предметов, растений , животных, птиц, человека

Дидактический раздаточный материал.

Мультимедийные обучающие художественные программы, электронные учебники.

Музыкальный центр. Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением.

Слайд-проектор.

Мультимедиапроектор.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.

Экран (на штативе или навесной).

Фотоаппарат, видеокамера.

Графический планшет.

Аудиозаписи по музыке и DVD фильмы.


Презентации на CD или DVD дисках по ИЗО.

Мольберты.

Комплекты необходимых материалов и инструментов ( краски, гуашь, тушь, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, ручки с перьями, пастель, сангина, уголь, бумага А3, А4, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, емкости для воды, палитра)

Комплект муляжей фруктов, овощей, гербарии.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Гипсовые геометрические тела и орнаменты.

Керамические изделия, предметы быта, драпировки

Специализированная учебная мебель: столы рисовальные, стулья, стеллажи для книг и оборудования, мебель для хранения проекционного оборудования, таблиц и плакатов, стенды для выставок рисунков и полки для поделок.






Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru