Рабочая программа по музыке для 7 классов (общеобразовательное обучение) на 2012-2013 учебный год Составитель: учитель музыки



Скачать 116.2 Kb.
НазваниеРабочая программа по музыке для 7 классов (общеобразовательное обучение) на 2012-2013 учебный год Составитель: учитель музыки
Дата08.07.2013
Размер116.2 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углубленным изучением математики

Невского района Санкт-Петербурга

им.Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей


ГБОУ СОШ № 625

протокол №________

от «____» ________ 2012 г.

Утверждена

педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 625


протокол №________

от «_______» ____ 2012 г.


«Утверждаю» ___________


Директор школы

К.И.Бежунская

приказ №________

от «_____» ______ 2012 г.




Рабочая программа

по музыке для 7 классов

(общеобразовательное обучение)

на 2012-2013 учебный год


Составитель: учитель музыки

Терентьева Людмила Леонидовна


Санкт-Петербург

2012


^ Пояснительная записка


Количество недельных часов: 1

Количество часов в год: 35

Уровень программы: базовый

Тип программы: типовая

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов – музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.


^ Цели и задачи учебной дисциплины:

Целью музыкального образования в школе является развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

^ Задачи музыкального образования учащихся 7 классов:

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Для более полного формирования прочных представлений о жизненном содержании, стилях, жанрах, художественных направлениях прошлого и настоящего разных стран широко используются межпредметные связи с историей (историческая характеристика эпохи создания музыкального произведения, формирования мышления композитора), литературой (литературная основа музыкальных произведений), изобразительным искусством (зрительные ассоциации музыкальных произведений).

Методы музыкального образования и воспитания отражают цель, задачи и содержание данной программы:

Метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки;

Метод интонационно – стилевого постижения музыки;

Метод эмоциональной драматургии;

Метод концентричности музыкального материала;

Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному»;

Метод создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.)

Метод игры;

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Метод моделирования художественно – творческого процесса.

Форма работы: классно – урочная.


В целях воспитания у школьников любви к родному краю, тематический материал расширяется национально – региональным компонентом. В рамках темы урока вводится музыкальный и теоретический материал, знакомящий с истоками, традициями, культурой саамского и поморского народов. В песенный репертуар включены песни русских современных композиторов .

Программа направлена на постижение того, что музыка является важной частью жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Урок музыки трактуется как урок искусства, и изучение музыки опирается на закономерности самой музыки. Обстоятельное изучение тем, раскрывающих многообразные жизненные связи музыки, рассматриваются с тем или иным жизненным или историческим фактом. Чем больше различных жизненных связей музыки на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь. Важнейшей особенностью программы является ее тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. В основе различных форм приобщения школьников к музыке лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитывающую роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Неумеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнить (петь, играть, дирижировать). Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моментах, требующих наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы. стремление сделать что – то свое, новое, лучшее. Развитие творческих способностей учащихся осуществляется через исполнительскую деятельность: хоровое и сольное пение, импровизация, пластическое интонирование, драматизация песен, сочинение попевок.

^ Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Примерные программы по музыке, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ. 2004 г.;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год".

Формы организации образовательного процесса:

  • традиционные уроки,

  • лекция,

  • тестовая работа,

  • игровые методы.

Виды и формы контроля:

Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.


^ Учебно-тематический план для 7 класса

Четверть

Сроки

(прим.)

Тема программы

Часов

по теме

Первая

01.09-31.10

Раздел 1 «Музыкальный образ»

8

Вторая

08.11-28.12

Раздел 1 «Музыкальный образ»

8

Третья

11.01-23.03

Раздел 2 «Музыкальная драматургия»

10

Четвёртая

01.04-31.05

Раздел 2 «Музыкальная драматургия»

9

Итого







35



^ Содержание тем учебного курса для 7 класса

1 полугодие «Музыкальный образ»

Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальные образы, в которых воплощает то или иное содержание,

частицу жизни. Чем шире и значительнее жизненное содержание музыкального произведение, чем больше в нем музыкальных образов, тем сложнее их взаимоотношения и развитие. На протяжении шести лет, знакомясь с музыкой, слушая ее, исполняя и размышляя о ней, мы, в сущности, знакомились с различными музыкальными образами. Обращение к музыкальному образу является новым уровнем рассмотрения интонационной природы музыкального искусства, единства содержания и формы музыкального произведения. Благодаря своей интонационно – временной природе, музыка выражает переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями. Чтобы понять музыкальный образ в целом, нужно выявить выразительно – смысловую, содержательную сущность музыкального произведения, проследить за развитием музыкальных образов. Круг музыкальных образов, с которыми знакомятся шестиклассники в первом полугодии, весьма широк: лирические, драмати –

ческие, образы, раскрывающие картины народной жизни, романтические образы, героические. Содержание темы полугодия раскрывается на отечественной и зарубежной музыки.

2 полугодие «Музыкальная драматургия»

Во втором полугодии мы будем вслушиваться не только в характер, содержание и построение музыкальных образов, но и в то, как они связаны между собой, как друг на друга воздействуют, как при этом музыка развивается и к чему это развитие приводит. Так, от наблюдения за жизнью одного, самостоятельного музыкального образа мы придем к наблюдению за жизнью нескольких образов, взаимосвязанных в рамках одного, т. е. к тому, что называется музыкальной драматургией. В наблюдении за музыкальной драматургией очевидно раскрывается то, что законы развития музыки по существу своему тождественны законам развития жизни: явления контрастные, противоречивые приводят к возникновению качественно новых явлений. Музыкальный образ, не содержащий в самом себе никаких противоречий и не сопоставленный с другим контрастным образом, не может вызвать к жизни какие – либо сложные музыкальные формы. Такой образ обычно мы встречаем в одночастной форме (Прелюдии Шопена). Наоборот, острый контраст внутри одного или между несколькими музыкальными образами всегда приводит к развитию крупных, значительных событий и вызывает к жизни крупные музыкальные произведения – сонату, симфонию, ораторию, оперу, балет.


^ Календарно-тематическое планирование для 7 класса


урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Беседа о музыке и муз.впечателниях на летних каникулах

1

2

Понятие "Импрессионизм".Равель "Болеро"

1

3

Дебюсси "Лунный свет"

1

4

Чайковский.Концерт №1

1

5

Кружок "Могучая кучка"

1

6

Чайковский "Вальс цветов"

1

7

Свиридов "Метель"




8

Шопен.Ноктюрн.

1

9

Заключительный урок

1

10

Альбиони Адажио

1

11

Гендель Аллегро

1

12

Бах.Клавирное творчество

1

13

"Шахерезада"

1

14

"Токката и фуга"

1

15

Моцарт.Биография

1

16

Симфония № 40.

1

17

Заключительный урок

1

18

Чайковский «итальянское капричио»

1

19

Шуберт «Форель»

1

20

Шуберт Симфония «Неоконченная»

1

21

Лист «Грезы любви»

1

22

Бородин «Половецкие пляски»

1

23

«Князь Игорь»

1

24

Мусоргский «Картинки с выставки»

1

25

Тест по прослушиванию музыки

1

26

Заключительный урок-концерт

1

27

Хачатурян «Маскарад»

1

28

Бетховен.Рондо капричио,экосезы

1

29

Шопен.Концерт № 1

1

30

Скерцо.Шопен

1

31

Джаз.музыка

1

32

Джаз в России

1

33

Кантри-музыка

1

34

Бардовская музыка

1

35

Заключительный урок-концерт






^ Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения музыки семиклассники должны:

  • - понимать роль музыки в жизни человека;

  • - совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор, исполнитель, слушатель);

  • - понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

  • - иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

  • - знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

  • - выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.

  • - уметь исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • - уметь эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения и в ситуации выбора;

  • - уметь творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально – ритмического движения, импровизации, ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи

  • - уметь использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполняя творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • - иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;

  • - совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и др.



^ Учебно-методическое обеспечение


Учебный комплект для учителя


Программа «Музыка» 1 – 8 классы. Москва «Просвещение» 2007 Автор: Д.Б.Кабалевский.

Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский;

«Музыка» 5 класс, поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского,

Волгоград. Издательство «Учитель», 2005.

Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 5 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

Программа «Музыка» 1 – 7 классы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

Г.П.Сергеева Е.Д.Критская «Уроки музыки» 5 – 6 классы. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 2007.

Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский;

«Музыка» 8 класс, поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского,

Волгоград. Издательство «Учитель», 2005.

Музыка: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение, 2003

Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 8 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 8 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.


Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

  1. Набор таблиц и карточек..

  2. Раздаточный материал.

  3. Магнитофон

  4. Музыкальный центр,

  5. Фортепиано

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru