Рабочая программа по музыке для 6 классов (общеобразовательное обучение) на 2012-2013 учебный год Составитель: учитель музыки



Скачать 132.37 Kb.
НазваниеРабочая программа по музыке для 6 классов (общеобразовательное обучение) на 2012-2013 учебный год Составитель: учитель музыки
Дата08.07.2013
Размер132.37 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углубленным изучением математики

Невского района Санкт-Петербурга

им.Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей


ГБОУ СОШ № 625

протокол №________

от «____» ________ 2012 г.

Утверждена

педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 625


протокол №________

от «_______» ____ 2012 г.


«Утверждаю» ___________


Директор школы

К.И.Бежунская

приказ №________

от «_____» ______ 2012 г.




Рабочая программа

по музыке для 6 классов

(общеобразовательное обучение)

на 2012-2013 учебный год


Составитель: учитель музыки

Терентьева Людмила Леонидовна


Санкт-Петербург

2012


^ Пояснительная записка


Количество недельных часов: 1

Количество часов в год: 35

Уровень программы: базовый

Тип программы: типовая

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов – музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.


^ Цели и задачи учебной дисциплины:

Целью музыкального образования в школе является развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

^ Задачи музыкального образования учащихся 6 классов:

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Для более полного формирования прочных представлений о жизненном содержании, стилях, жанрах, художественных направлениях прошлого и настоящего разных стран широко используются межпредметные связи с историей (историческая характеристика эпохи создания музыкального произведения, формирования мышления композитора), литературой (литературная основа музыкальных произведений), изобразительным искусством (зрительные ассоциации музыкальных произведений).

Методы музыкального образования и воспитания отражают цель, задачи и содержание данной программы:

Метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки;

Метод интонационно – стилевого постижения музыки;

Метод эмоциональной драматургии;

Метод концентричности музыкального материала;

Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному»;

Метод создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.)

Метод игры;

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Метод моделирования художественно – творческого процесса.

Форма работы: классно – урочная.


В целях воспитания у школьников любви к родному краю, тематический материал расширяется национально – региональным компонентом. В рамках темы урока вводится музыкальный и теоретический материал, знакомящий с истоками, традициями, культурой саамского и поморского народов. В песенный репертуар включены песни русских современных композиторов .

Программа направлена на постижение того, что музыка является важной частью жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Урок музыки трактуется как урок искусства, и изучение музыки опирается на закономерности самой музыки. Обстоятельное изучение тем, раскрывающих многообразные жизненные связи музыки, рассматриваются с тем или иным жизненным или историческим фактом. Чем больше различных жизненных связей музыки на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь. Важнейшей особенностью программы является ее тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. В основе различных форм приобщения школьников к музыке лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитывающую роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Неумеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнить (петь, играть, дирижировать). Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моментах, требующих наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы. стремление сделать что – то свое, новое, лучшее. Развитие творческих способностей учащихся осуществляется через исполнительскую деятельность: хоровое и сольное пение, импровизация, пластическое интонирование, драматизация песен, сочинение попевок.

^ Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Примерные программы по музыке, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ. 2004 г.;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год".

Формы организации образовательного процесса:

  • традиционные уроки,

  • лекция,

  • тестовая работа,

  • игровые методы.

Виды и формы контроля:

Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.


^ Учебно-тематический план для 6 класса


Четверть

Сроки

(прим.)

Тема программы

Часов

по теме

Первая

01.09-31.10

Раздел 1 Преобразующая сила музыки

8

Вторая

08.11-28.12

Раздел 1 Преобразующая сила музыки

8

Третья

11.01-23.03

Раздел 2 «В чем сила музыки

10

Четвёртая

01.04-31.05

Раздел 2 «В чем сила музыки

9

Итого







35



^ Содержание тем учебного курса для 6 класса


1 полугодие «Преобразующая сила музыки»

На протяжении пяти лет обучения, ребята учились слышать в каждом произведении частицу жизни. Музыка, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях, выражает их чувства и мысли, рисует их характеры.

Музыка отражает жизнь и рождена самой жизнью: музыка о школе рождена

самой школьной жизнью, музыка революции – самой революцией, музыка о войне – самой войной, спортивная музыка – самим спортом. Музыка веселая,

радостная – отражение человеческих радостей и веселья, музыка печальная,

грустная – отражает человеческую грусть и печаль. В 6 классе вопрос ставится глубже: если жизнь рождает музыку, то, как музыка воздействует на жизнь? Музыка сама по себе, непосредственно, не может оказывать какое – либо воздействие на жизнь. Но она способна с большой силой влиять на человека. Рождать в нем те или иные чувства и мысли, воспитывать в нем высокие человеческие качества или, наоборот, возбуждает низкие, примитивные чувства. Влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его отношение к миру, к людям, на его труде, на том, как он сам влияет на жизнь, как воздействует на нее. Значит, музыка воздействует на жизнь через человека и в этом ее огромная преобразующая сила. На новом и знакомом музыкальном материале усваивается основная мысль о связи музыки с жизнью – жизнь рождает музыку и музыка воздействует на жизнь. Хорошо усвоенное ребятами представление о жизненном содержании музыки значительно обогатится пониманием ее преобразующей роли. Во много раз расширится представление учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества.

2 полугодие «В чем сила музыки»

После того, как ребята усвоили о влиянии музыки на человека, надо выяснить, в чем же заключается способность музыки оказывать это влияние.

Прежде всего, в самой музыке, в красоте ее звучания, которая определяется средствами музыкальной выразительности, а также ее правдивостью. Противоположность красоты – уродство, противоположность правды – ложь.

Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, успокоить или наоборот, подбодрить, развеселить человека. А что может сделать музыка уродливая и лживая? Только лишь вред принести человеку, изуродовать его духовный мир. Ребята учатся понимать и чувствовать жизненное содержание, правдивость музыки и красоту ее художественной формы в разных музыкальных жанрах: в вокальном сочинении, где важным помощником становится слово, а также и в симфонической музыке без «программных» заголовков, то есть учимся воспринимать содержание самого музыкального образа, сопоставляя его с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков


^ Календарно-тематическое планирование для 6 класса


урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Гимн России

1

2

Понятие "Опера"

1

3

Певческие голоса

1

4

Глинка.Увертюра "Руслан и Людмила"

1

5

Бетховен «Эгмонт»

1

6

Могучая кучка

1

7

Свиридов.Романс




8

Глинка "Вальс-фантазия"

1

9

Чайковский "Щелкунчик"

1

10

Заключительный урок

1

11

Бетховен .Биография.

1

12

Симфония №5

1

13

Фортепианное творчество.Сонаты №8,14

1

14

Бородин "половецкие пляски"

1

15

Римский-Корсаков "Песня индийского гостя"

1

16

Полет шмеля

1

17

Шахерезада

1

18

Заключительный урок

1

19

Чайковский Биография

1

20

Балет «Щелкунчик»

1

21

Мусоргский «Картинки с выставки»

1

22

Гендель Аллегро

1

23

Альбиони адажио

1

24

Брамс Концерт № 2

1

25

Бах «Бранденбургский концерт»

1

26

Тест по прослушиванию музыки

1

27

Прощание славянки

1

28

Глинка Увертюра

1

29

Глинка Вальс-фантазия»

1

30

Бетховен «Эгмонт»

1

31

Шопен.Вальсы.Полонезы

1

32

Шопен.Ноктюрны

1

33

Шопен Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

1

34

Григ «пер Гюнт»

1

35

Заключительный урок-концерт.Слуховой анализ






^ Требования к уровню усвоения учебного материала.


В результате изучения музыки шестиклассники должны:

  • - понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • - иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

  • - знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

  • - различать полифоническую и гомофонную музыку;

  • - уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;

  • - владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений

  • - анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • - уметь раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусств.

  • - развивать навыки исследовательской художественно – эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • - совершенствовать умения и навыки самообразования



^ Учебно-методическое обеспечение


Учебный комплект для учителя


Программа «Музыка» 1 – 8 классы. Москва «Просвещение» 2007 Автор: Д.Б.Кабалевский.

Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский;

«Музыка» 5 класс, поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского,

Волгоград. Издательство «Учитель», 2005.

Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 5 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

Программа «Музыка» 1 – 7 классы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

Г.П.Сергеева Е.Д.Критская «Уроки музыки» 5 – 6 классы. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 2007.

Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский;

«Музыка» 8 класс, поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского,

Волгоград. Издательство «Учитель», 2005.

Музыка: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение, 2003

Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 8 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 8 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.


Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

  1. Набор таблиц и карточек..

  2. Раздаточный материал.

  3. Магнитофон

  4. Музыкальный центр,

  5. Фортепиано






Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru