Рабочая программа по музыке для 5 классов (общеобразовательное обучение) на 2012-2013 учебный год Составитель: учитель музыки



Скачать 116.78 Kb.
НазваниеРабочая программа по музыке для 5 классов (общеобразовательное обучение) на 2012-2013 учебный год Составитель: учитель музыки
Дата08.07.2013
Размер116.78 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углубленным изучением математики

Невского района Санкт-Петербурга

им.Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей


ГБОУ СОШ № 625

протокол №________

от «____» ________ 2012 г.

Утверждена

педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 625


протокол №________

от «_______» ____ 2012 г.


«Утверждаю» ___________


Директор школы

К.И.Бежунская

приказ №________

от «_____» ______ 2012 г.




Рабочая программа

по музыке для 5 классов

(общеобразовательное обучение)

на 2012-2013 учебный год


Составитель: учитель музыки

Терентьева Людмила Леонидовна


Санкт-Петербург

2012


^ Пояснительная записка


Количество недельных часов: 1

Количество часов в год: 35

Уровень программы: базовый

Тип программы: типовая

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов – музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.


^ Цели и задачи учебной дисциплины:

Целью музыкального образования в школе является развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

^ Задачи музыкального образования учащихся 5 классов:

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Для более полного формирования прочных представлений о жизненном содержании, стилях, жанрах, художественных направлениях прошлого и настоящего разных стран широко используются межпредметные связи с историей (историческая характеристика эпохи создания музыкального произведения, формирования мышления композитора), литературой (литературная основа музыкальных произведений), изобразительным искусством (зрительные ассоциации музыкальных произведений).

Методы музыкального образования и воспитания отражают цель, задачи и содержание данной программы:

Метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки;

Метод интонационно – стилевого постижения музыки;

Метод эмоциональной драматургии;

Метод концентричности музыкального материала;

Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному»;

Метод создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.)

Метод игры;

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Метод моделирования художественно – творческого процесса.

Форма работы: классно – урочная.


В целях воспитания у школьников любви к родному краю, тематический материал расширяется национально – региональным компонентом. В рамках темы урока вводится музыкальный и теоретический материал, знакомящий с истоками, традициями, культурой саамского и поморского народов. В песенный репертуар включены песни русских современных композиторов .

Программа направлена на постижение того, что музыка является важной частью жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Урок музыки трактуется как урок искусства, и изучение музыки опирается на закономерности самой музыки. Обстоятельное изучение тем, раскрывающих многообразные жизненные связи музыки, рассматриваются с тем или иным жизненным или историческим фактом. Чем больше различных жизненных связей музыки на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь. Важнейшей особенностью программы является ее тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. В основе различных форм приобщения школьников к музыке лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитывающую роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Неумеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнить (петь, играть, дирижировать). Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моментах, требующих наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы. стремление сделать что – то свое, новое, лучшее. Развитие творческих способностей учащихся осуществляется через исполнительскую деятельность: хоровое и сольное пение, импровизация, пластическое интонирование, драматизация песен, сочинение попевок.


^ Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Примерные программы по музыке, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ. 2004 г.;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год".

Формы организации образовательного процесса:

  • традиционные уроки,

  • лекция,

  • тестовая работа,

  • игровые методы.

Виды и формы контроля:

Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.


^ Учебно-тематический план для 5 класса

Четверть

Сроки

(прим.)

Тема программы

Часов

по теме

Первая

01.09-31.10

Раздел 1 «Музыка и литература»

8

Вторая

08.11-28.12

Раздел 1 «Музыка и литература»

8

Третья

11.01-23.03

Раздел 2 «Музыка и ИЗО»

10

Четвёртая

01.04-31.05

Раздел 2 ««Музыка и ИЗО»

9

Итого







35



Содержание тем учебного курса для 5 класса


  • Первое полугодие: «МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА»

1четверть: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

Программа музыкальных занятий в 5 классе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Учащиеся должны почувствовать, что эти три искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями. Первое полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и литературой. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего, такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера.

2 четверть: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»?

Учащиеся постигают значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Учащимся предлагается целый ряд произведений, в которых нашли отражение незабываемые образы выдающихся музыкальных сочинений или жизнь и творчество знаменитых композиторов,

музыкантов – исполнителей. Еще одной важной линией реализации темы «Музыка и литература» становится выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

  • Второе полугодие «МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

3 четверть: «Можем ли мы увидеть музыку»

Задача этой четверти – выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. В результате изучения материала этой четверти ребята должны почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение, способность мысленно, внутри себя, услышать то, что в действительности в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности в данный момент они не видят.

Развитие этих чувств - основа творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он ни работал. Работа по этой теме направлена на формирование у учащихся умения вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ.

4 четверть: «Можем ли мы услышать живопись»

Продолжается развитие умения внимательно всматриваться в произведения живописи, а всматриваясь, услышать в своем воображении ту или иную музыку; выявлять сходство и различие жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения (сходные и отличительные черты в средствах выразительности обоих искусств).

Наряду с этим продолжается процесс формирования исполнительских навыков учащихся: совершенствование выразительности звучания голоса, свободное дирижирование, различного рода импровизации. В 5 классе расширяются интонационно – жанровые, образно – стилевые представления учащихся. Это осуществляется путем повторения уже знакомых сочинений (концентрический принцип) на уровне темы и включения новых содержательных линий, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего.


^ Календарно-тематическое планирование для 5 класса


урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Гимн России

1

2

Рахманинов .Биография и творческое наследие.

1

3

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

1

4

Чайковский.Биография.Творчество.

1

5

Глинка.Биография.Творчество.

1

6

Увертюра "Руслан и Людмила"

1

7

Фредерик Шопен "Фантазия-экспромт"




8

Этюд № 12 (революционный)

1

9

Заключительный урок

1

10

"Прощайте,голуби"

1

11

"Мы-маленькие дети"

1

12

"Прекрасное далеко"

1

13

"Море-море"

1

14

Огромное небо

1

15

Заключительный урок

1

16

Бах .Биография

1

17

Клавесин-предшественник фортепиано

1

18

Клавирное и органное творчество Баха

1

19

Токката,фуга

1

20

Полонез Огинского

1

21

Григ Пер Гюнт

1

22

Шуман «Грезы»

1

23

Тест по прослушиванию музыки

1

24

Лист Рапсодия№2

1

25

Чайковский «Лебединое озеро»

1

26

Заключительный урок

1

27

Римский-Корсаков «Снегурочка»

1

28

Моцарт «Маленькая ночная серенада»

1

29

Моцарт «Соната ля-мажор»

1

30

Свиридов :увертюра

1

31

Свиридов Вальс,романс.

1

32

Шопен Вальсы

1

33

Лист

1

34

Концерт по заявкам

1

35

Заключительный урок-концерт






^ Требования к уровню усвоения учебного материала.


В результате изучения музыки пятиклассник должен:

  • - понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • - знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • - знать основоположника русской классической музыки, композиторов «Могучей кучки»;

  • - уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • - размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • - уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • - уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

  • - развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;

  • - проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально – эстетической жизни класса, школы, поселка.


^ Учебно-методическое обеспечение

Учебный комплект для учителя


Программа «Музыка» 1 – 8 классы. Москва «Просвещение» 2007 Автор: Д.Б.Кабалевский.

Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский;

«Музыка» 5 класс, поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского,

Волгоград. Издательство «Учитель», 2005.

Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 5 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

Программа «Музыка» 1 – 7 классы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

Г.П.Сергеева Е.Д.Критская «Уроки музыки» 5 – 6 классы. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 2007.

Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский;

«Музыка» 8 класс, поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского,

Волгоград. Издательство «Учитель», 2005.

Музыка: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение, 2003

Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 8 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 8 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.


Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

  1. Набор таблиц и карточек..

  2. Магнитофон

  3. Музыкальный центр,

  4. Фортепиано

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru