Скачать 215.13 Kb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 625 с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга им.Героя России В.Е.Дудкина
Рабочая программа по учебному курсу «История Санкт – Петербурга» для учащихся 8-х классов Разработчик: учитель истории и культуры Санкт - Петербурга ГБОУ СОШ № 625 Невского района Санкт-Петербурга Маврина Ольга Юрьевна 2012 г. ^ Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле. Очевидно, что изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адоптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно. Непростая задача знакомить учащихся с родным городом в современных условиях. Можно бесконечно долго воспевать на уроках красоту архитектурных сооружений, скульптурных памятников Петербурга. Однако ребенок, гуляя по городу или идя в школу, встречается с другим городом: неубранным и темным подъездом, грязным и неухоженным двором, припаркованными на тротуарах машинами, вытоптанными газонами, разрисованными фасадами зданий. И в сознании ребенка существуют два города: один – нарядный, сказочный, далекий от повседневности, о котором рассказывается на уроках, другой – реальный и зачастую некрасивый, который ребенок видит каждый день. Такое двойственное восприятие мешает осознанию у ребенка собственной сопричастности с изучаемым городом. Получается, что ребенок изучает один город, а живет в другом. Предмет истории и культуры Петербурга как раз и направлен на то, чтобы сблизить два столь разных образа города в сознании ребенка. Поэтому дети в этом курсе изучают современный город, в котором живут. Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга в 19 веке: трудовой, культурной, административной; поведением и отношением петербуржцев к своему городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни. При таком подходе город станет для детей развивающей средой, благодаря которой петербуржец в течение всей жизни может открывать новые для себя памятники, стороны жизни города, расширять свой кругозор. Поскольку 8-ые классы шли по разной программе ( 8-а не изучал предмет в начальной школе), то планирование трехгодичного курса «История Санкт – Петербурга»на этот класс пересмотрено на два года обучения. Программа учебного курса «История Санкт - Петербурга» для учащихся 8-х классов Программа рассчитана на 35 часов Количество часов в неделю 1 Программа разработана в соответствии с программой Л.К. Ермолаевой «История и культура Петербурга» Базовый уровень ^ Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя, хранителя, разрушителя, создателя наследия. ^ Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать: • городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как значимое наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими; • себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования. ^ 1. Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу, предоставив каждому ученику возможность анализировать процесс формирования петербургского наследия, объяснять его уникальные особенности, видеть проблемы сегодняшнего дня и перспективы дальнейшего развития. 2. . Способствовать пониманию учащимися значимости (ценности) петербургского наследия для современных петербуржцев, для чего необходимо углубить и расширить имеющиеся у ребенка знания: - об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга, что необходимо для понимания непрерывности этого процесса; - о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия (истории, экономике, образовании, науке и т.д.), что необходимо для понимания значимости городских объектов, петербургских традиций; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных эпох, разных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина (петербуржца), что необходимо школьникам для понимания традиционности некоторых проблем городской жизни; понимания роли каждого горожанина как носителя городской (петербургской) культуры; - о специфике Петербурга, как города особого статуса (бывшей столицы, «культурной столицы», «города музея», крупного экономического центра и т.д.), что необходимо подростку для восприятия себя петербуржцем, гражданином города; - о значении города как центра края, отечественной, а затем и мировой культуры, что необходимо для понимания его роли в жизни региона (Ленинградской области), России, мира 3. . Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни: • ориентироваться в культурном пространстве города, • понимать особенности городских объектов как источников информации о разных исторических периодах, о различных сторонах городской жизни, о разных петербуржцах; • применять полученные знания в учебной и повседневной ситуации; 4. Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся 5. Содействовать выражению учащимися собственного впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению. ^ «История Санкт - Петербурга» часть 2. Выпускники 8 класса - грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе; -называют важнейшие для XVIII-XIX веков исторические события; соотносят их с памятниками наследия; - называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой грани или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.), объясняют их ценность (утилитарную, историко-культурную, общественную значимость или др.) для современников и в настоящее время; - называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны; - называют фамилии знаменитых петербуржцевXIX века, соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности; высказывая свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга; - разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава; указывают условия жизни горожан; перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства; рассказывают об особенностях быта горожан, которые определяли повседневную культуру всех остальных жителей Петербурга - объясняют на конкретных примерах (памятниках, традициях, судьбах конкретных людей) возможности, предоставляемые городом - «ареной» истории, центром экономики, образования, просвещения, художественной культуры для реализации жизненных планов людей; - узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; - объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга; - указывают основные периоды развития нашего края, роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира.. Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая и др.), рекомендованным учителем: - находят на карте нужные объекты; - прокладывают оптимальные маршруты; - читают карты как источник информации; Ориентируются в реальном городском и музейном пространстве; (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по картам); - объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения; - регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам Умеют - извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета); - узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); описывать объект как памятник всемирного и петербургского культурного наследия; - самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки); - обращаться к родственникам, знакомым и незнакомым горожанам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью); Умеют - используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить роль конкретных памятников, людей и их значение для развития культуры города; - применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т.д.); Умеют - сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения; готовить сообщения по дополнительной литературе (по 2 и более источникам); работать над ученическим рефератом; - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы; Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся частично выражается - в их оценках и суждениях о культурном потенциале города, его роли в жизни России, о проблемах города; - в их повседневной жизни; - в оценочных суждениях о конкретных объектах, традициях, а также исторических периодах развития города; современности ^ «История и культура Санкт-Петербурга» Часть 2 – 19 век Введение Объекты изучения. Методы и приемы изучения. Тема 5. Наследие Петербурга с 1801 по 1854г.г. Петербург – столица Российской империи. Императоры Александр1 и Николай 1. Памятники им. Царские и великокняжеские дворцы. Здания Сената и Синода, Главного штаба. Создатели этих памятников. Главные православные соборы России, роль религии в жизни петербуржцев. Петербург – военная столица: топонимы и памятники, напоминающие об этом. События в жизни города и памятники этим событиям. Празднование 100-летнего юбилея СПБ, победа в Отечественной войне 1812 года, наводнение 1824 года, восстание декабристов, открытие Царскосельской и Николаевской железной дороги. Открытие Эрмитажа для посетителей. Петербург – среда обитания горожан. Карта Петербурга к 1854 году. Облик города и горожан по изобразительным источникам, по сохранившимся ансамблям. Состав населения столицы. Благоустройство города (мост через Неву, торцовые мостовые, первые тротуары, газовые фонари, общественные кареты). Петербург – центр образования и науки. Царскосельский лицей, гимназии, Горный институт, Технологический институт, РНБ. Мемориальные доски, памятники, рассказывающие о жизни и деятельности ученых первой половины 19 века. Петербург – центр культуры. Петербургские особняки-памятники дворянской культуры. Увлечение античностью, салоны. Балы, маскарады в особняках. Петербург – торгово- промышленный центр России. Александровский завод, ансамбль Стрелки Васильевского острова, Пассаж, Московский вокзал. ^ Петербург – столица империи. Императоры Александр 2, Александр 3. Памятники императорам, царские дворцы. События в жизни города и памятники этим событиям. Террористические акты. Первая конка, первый полуденный выстрел. Открытие катков, спортивные соревнования. Первое фотоателье, телеграф, электрические фонари. Город - среда обитания петербуржцев. Карта города к 1894г. Связь между островами. Многоликий образ города по изобразительным источникам, фото. Состав населения. Благоустройство города: первое асфальтовое покрытие, первый водопровод, телефон. Места отдыха горожан. Петербург – экономический центр России. Обуховский завод. Новый торговый порт на Гутуевском острове, новые ж.д. вокзалы, банки. Предприниматели. Петербург – центр образования, науки. Политехнический институт, Электротехнический институт; реальные и коммерческий училища; Высшие Бестужевсий курсы. Петербург – центр художественной культуры. Музеи-квартиры Некрасова, Достоевского, Римского-Корсакова. Композитор Чайковский, балетмейстер М. Петипа. Выставки художников-передвижников. ^ Петербург – столица империи. Николай 2. Памятные места города, связанные с его жизнью и деятельностью. События в жизни города и памятники этим событиям. Празднование 200-летия СПБ, последний костюмированный бал в Зимнем дворце, 200-летие победы под Полтавой. Автомобиль, трамвай. Изобретение радио. Открытие музея императора Александра 3. Русско-японская война и ее «отголоски» в СПБ. Революция 1905-1907годов, Февральская революция. Памятные места, связанные с этими событиями. Город - среда обитания петербуржцев. Карта города к 1917 году. Облик города и горожан по фотографиям, сохранившимся городским объектам. Благоустройство города, места отдыха и развлечений. Петербург – экономический центр России. Промышленное развитие города. Банки. Предприниматели, инженеры. Промышленные предприятия в условиях войны. Петербург – Петроград – центр образования и науки. Памятные места города, напоминающие о сложившейся системе образования, и жизни и деятельности выдающихся людей (И. Павлов, В. Вернадский, Ф. Эрисман). Петербург – центр художественной культуры. Памятные литературные места города (А. Блок, А. Куприн, Н. Гумилев). Разнообразие театров, петербургские зрители. Первый сеанс в «Аквариуме». Кинотеатры города. Петербургские художники, скульпторы. Петербург – центр архитектурного искусства. Стиль модерн. Архитекторы Лидваль, А.Гоген, Васильев. Влияние Петербурга на губернию. Формирование дачных районов. Курорты на территории нашего края. ^
^
Учебно-методический комплекс ^ Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга
2.Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.М., Шейко Н.Г., Кораблина Ю.А. История и культура Санкт – Петербурга. Часть 2.— СПб., СМИО Пресс, 2009. – 212с. Справочники, словари, путеводители
Литература общего характера Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. – СПб., 1996.
|