Рабочая программа по учебному курсу «История Санкт Петербурга» для учащихся 8-х классов



Скачать 215.13 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному курсу «История Санкт Петербурга» для учащихся 8-х классов
Дата08.07.2013
Размер215.13 Kb.
ТипРабочая программа
источник



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углубленным изучением математики

Невского района Санкт-Петербурга

им.Героя России В.Е.Дудкина



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей


ГБОУ СОШ № 625

протокол №________

от «____» ________ 2012 г.

Утверждена

педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 625


протокол №________

от «_______» ____ 2012 г.

«Утверждаю» ___________


Директор школы

К.И.Бежунская

приказ №________

от «_____» ______ 2012 г.



Рабочая программа по учебному курсу

«История Санкт – Петербурга»

для учащихся 8-х классов


Разработчик:

учитель истории и культуры Санкт - Петербурга

ГБОУ СОШ № 625 Невского района Санкт-Петербурга


Маврина Ольга Юрьевна


2012 г.

^ Пояснительная записка

Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.

Очевидно, что изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адоптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.

Непростая задача знакомить учащихся с родным городом в современных условиях. Можно бесконечно долго воспевать на уроках красоту архитектурных сооружений, скульптурных памятников Петербурга. Однако ребенок, гуляя по городу или идя в школу, встречается с другим городом: неубранным и темным подъездом, грязным и неухоженным двором, припаркованными на тротуарах машинами, вытоптанными газонами, разрисованными фасадами зданий. И в сознании ребенка существуют два города: один – нарядный, сказочный, далекий от повседневности, о котором рассказывается на уроках, другой – реальный и зачастую некрасивый, который ребенок видит каждый день. Такое двойственное восприятие мешает осознанию у ребенка собственной сопричастности с изучаемым городом. Получается, что ребенок изучает один город, а живет в другом.

Предмет истории и культуры Петербурга как раз и направлен на то, чтобы сблизить два столь разных образа города в сознании ребенка. Поэтому дети в этом курсе изучают современный город, в котором живут. Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга в 19 веке: трудовой, культурной, административной; поведением и отношением петербуржцев к своему городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.

При таком подходе город станет для детей развивающей средой, благодаря которой петербуржец в течение всей жизни может открывать новые для себя памятники, стороны жизни города, расширять свой кругозор.

Поскольку 8-ые классы шли по разной программе ( 8-а не изучал предмет в начальной школе), то планирование трехгодичного курса «История Санкт – Петербурга»на этот класс пересмотрено на два года обучения.


Программа учебного курса

«История Санкт - Петербурга»

для учащихся 8-х классов

Программа рассчитана на 35 часов

Количество часов в неделю 1

Программа разработана в соответствии с программой Л.К. Ермолаевой «История и культура Петербурга»

Базовый уровень

^ Идея содержания программы

Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя, хранителя, разрушителя, создателя наследия.

^ Цель программы:

Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:

• городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как значимое наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;

• себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.

^ Задачи программы:

1. Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу, предоставив каждому ученику возможность анализировать процесс формирования петербургского наследия, объяснять его уникальные особенности, видеть проблемы сегодняшнего дня и перспективы дальнейшего развития.

2. . Способствовать пониманию учащимися значимости (ценности) петербургского наследия для современных петербуржцев, для чего необходимо углубить и расширить имеющиеся у ребенка знания:

- об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга, что необходимо для понимания непрерывности этого процесса;

- о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия (истории, экономике, образовании, науке и т.д.), что необходимо для понимания значимости городских объектов, петербургских традиций;

- о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных эпох, разных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина (петербуржца), что необходимо школьникам для понимания традиционности некоторых проблем городской жизни; понимания роли каждого горожанина как носителя городской (петербургской) культуры;

- о специфике Петербурга, как города особого статуса (бывшей столицы, «культурной столицы», «города музея», крупного экономического центра и т.д.), что необходимо подростку для восприятия себя петербуржцем, гражданином города;

- о значении города как центра края, отечественной, а затем и мировой культуры, что необходимо для понимания его роли в жизни региона (Ленинградской области), России, мира

3. . Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

• ориентироваться в культурном пространстве города,

• понимать особенности городских объектов как источников информации о разных исторических периодах, о различных сторонах городской жизни, о разных петербуржцах;

• применять полученные знания в учебной и повседневной ситуации;

4. Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся

5. Содействовать выражению учащимися собственного впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.


^ Прогнозируемые результаты освоения программы

«История Санкт - Петербурга» часть 2.

Выпускники 8 класса

- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

-называют важнейшие для XVIII-XIX веков исторические события; соотносят их с памятниками наследия;

- называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой грани или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.), объясняют их ценность (утилитарную, историко-культурную, общественную значимость или др.) для современников и в настоящее время;

- называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны;

- называют фамилии знаменитых петербуржцевXIX века, соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности; высказывая свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга;

- разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава; указывают условия жизни горожан; перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства; рассказывают об особенностях быта горожан, которые определяли повседневную культуру всех остальных жителей Петербурга

- объясняют на конкретных примерах (памятниках, традициях, судьбах конкретных людей) возможности, предоставляемые городом - «ареной» истории, центром экономики, образования, просвещения, художественной культуры для реализации жизненных планов людей;

- узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга;

- объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга;

- указывают основные периоды развития нашего края, роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира..

Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая и др.), рекомендованным учителем:

- находят на карте нужные объекты;

- прокладывают оптимальные маршруты;

- читают карты как источник информации;

Ориентируются в реальном городском и музейном пространстве;

(по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по картам);

- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения;

- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам

Умеют

- извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета);

- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); описывать объект как памятник всемирного и петербургского культурного наследия;

- самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

- обращаться к родственникам, знакомым и незнакомым горожанам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью);

Умеют

- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить роль конкретных памятников, людей и их значение для развития культуры города;

- применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т.д.);

Умеют

- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

готовить сообщения по дополнительной литературе (по 2 и более источникам); работать над ученическим рефератом;

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы;

Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся частично выражается

- в их оценках и суждениях о культурном потенциале города, его роли в жизни России, о проблемах города;

- в их повседневной жизни;

- в оценочных суждениях о конкретных объектах, традициях, а также исторических периодах развития города; современности


^ Содержание программы

«История и культура Санкт-Петербурга»

Часть 2 – 19 век

Введение

Объекты изучения. Методы и приемы изучения.

Тема 5. Наследие Петербурга с 1801 по 1854г.г.

Петербург – столица Российской империи. Императоры Александр1 и Николай 1. Памятники им. Царские и великокняжеские дворцы. Здания Сената и Синода, Главного штаба. Создатели этих памятников. Главные православные соборы России, роль религии в жизни петербуржцев. Петербург – военная столица: топонимы и памятники, напоминающие об этом.

События в жизни города и памятники этим событиям. Празднование 100-летнего юбилея СПБ, победа в Отечественной войне 1812 года, наводнение 1824 года, восстание декабристов, открытие Царскосельской и Николаевской железной дороги. Открытие Эрмитажа для посетителей.

Петербург – среда обитания горожан. Карта Петербурга к 1854 году. Облик города и горожан по изобразительным источникам, по сохранившимся ансамблям. Состав населения столицы. Благоустройство города (мост через Неву, торцовые мостовые, первые тротуары, газовые фонари, общественные кареты).

Петербург – центр образования и науки. Царскосельский лицей, гимназии, Горный институт, Технологический институт, РНБ. Мемориальные доски, памятники, рассказывающие о жизни и деятельности ученых первой половины 19 века.

Петербург – центр культуры. Петербургские особняки-памятники дворянской культуры. Увлечение античностью, салоны. Балы, маскарады в особняках.

Петербург – торгово- промышленный центр России. Александровский завод, ансамбль Стрелки Васильевского острова, Пассаж, Московский вокзал.


^ Тема 6. Наследие Петербурга (1854-1894г.г.)

Петербург – столица империи. Императоры Александр 2, Александр 3. Памятники императорам, царские дворцы.

События в жизни города и памятники этим событиям. Террористические акты. Первая конка, первый полуденный выстрел. Открытие катков, спортивные соревнования. Первое фотоателье, телеграф, электрические фонари.

Город - среда обитания петербуржцев. Карта города к 1894г. Связь между островами. Многоликий образ города по изобразительным источникам, фото. Состав населения. Благоустройство города: первое асфальтовое покрытие, первый водопровод, телефон. Места отдыха горожан.

Петербург – экономический центр России. Обуховский завод. Новый торговый порт на Гутуевском острове, новые ж.д. вокзалы, банки. Предприниматели.

Петербург – центр образования, науки. Политехнический институт, Электротехнический институт; реальные и коммерческий училища; Высшие Бестужевсий курсы.

Петербург – центр художественной культуры. Музеи-квартиры Некрасова, Достоевского, Римского-Корсакова. Композитор Чайковский, балетмейстер М. Петипа. Выставки художников-передвижников.


^ Тема 7. Наследие Петербурга (1894-1917г.г.)

Петербург – столица империи. Николай 2. Памятные места города, связанные с его жизнью и деятельностью.

События в жизни города и памятники этим событиям. Празднование 200-летия СПБ, последний костюмированный бал в Зимнем дворце, 200-летие победы под Полтавой. Автомобиль, трамвай. Изобретение радио. Открытие музея императора Александра 3.

Русско-японская война и ее «отголоски» в СПБ. Революция 1905-1907годов, Февральская революция. Памятные места, связанные с этими событиями.

Город - среда обитания петербуржцев. Карта города к 1917 году. Облик города и горожан по фотографиям, сохранившимся городским объектам. Благоустройство города, места отдыха и развлечений.

Петербург – экономический центр России. Промышленное развитие города. Банки. Предприниматели, инженеры. Промышленные предприятия в условиях войны.

Петербург – Петроград – центр образования и науки. Памятные места города, напоминающие о сложившейся системе образования, и жизни и деятельности выдающихся людей (И. Павлов, В. Вернадский, Ф. Эрисман).

Петербург – центр художественной культуры. Памятные литературные места города (А. Блок, А. Куприн, Н. Гумилев). Разнообразие театров, петербургские зрители.

Первый сеанс в «Аквариуме». Кинотеатры города. Петербургские художники, скульпторы.

Петербург – центр архитектурного искусства. Стиль модерн. Архитекторы Лидваль, А.Гоген, Васильев.

Влияние Петербурга на губернию. Формирование дачных районов. Курорты на территории нашего края.


^ Поурочное планирование для 8-б класса




Тема урока

Деятельность учеников

1

Повторение пройденного материала

Ребусы, кроссворды, игры

2

Викторина "Петербург в 18 веке"

По командам

3

Карта и облик Петербурга 1-ой половины 19 века

Работа по карте города

4

Имперский город

Виртуальная прогулка, обсуждение

5

История, запечатленная в памятниках

Сообщения

6

Столица - центр управления империей

Беседа

7

Город - центр российского образования и просвещения

Диспут об образовании современном и прошлом

8

Город - центр российской науки

Сообщения

9

Пушкинский Петербург

Работа со стихами

10

Театральный и музыкальный Петербург

Сообщения

11

Город мастеров кисти и резца

Сообщения

12

Город архитектурных шедевров

Сообщения

13

Деловой Петербург

Игра «Банкир»

14

Повседневная жизнь петербуржцев

Рассуждение о жизни в нач 19 века

15

Петербуржские традиции

Сохранение традиций

16

Итоговый урок по теме

Пр. работа, презентации учеников

17

Изменения на карте и в облике города во второй половине 19 века

Работа по карте СПб

18

Столица империи в период перемен

Беседа

19

С-Петербург - промышленный центр России

Работа с рекламой продукции

20

С-Петербург -финансовая и торговая столица

сообщения

21

Город учебных заведений и центров просвещения

Сообщения

22

Город технических новинок и научных открытий

Кроссворд

23

Петербургский театральный, музыкальный мир и…кино

Сообщения

24

Центры художественной культуры и литературные места в столице

Сообщения

25

Многоликий архитектурный облик Петербурга

Работа по карте СПб

26

Петербургские жители,многоликий Петербург

Рисунки, презентации

27

Зарождение авиации в России

Подобрать топонимы

28

Празднование 200-летия Петербурга и Полтавской битвы

Соотнести памятники

29

Последний бал в Зимнем дворце. Русский стиль

Рисуют

30

Памятники, посвященные японской войне и Кровавому воскресению

Соотнести памятники

31

Памятники революциям

Сообщения

32

Вокруг Петербурга

Виртуальная прогулка по пригородам

33

Жизнь нашего края в 19 веке


Как ты добираешься до дачи

34

Итоговый урок по теме



Виртуальная экскурсия, сообщения

35

Итоговый урок или экскурсия


Презентации учеников



^ Поурочное планирование для 8 –а класса



Тема урока

Деятельность учеников

1

Повторение пройденного материала

Викторина по командам

2

Введение из глубины веков

Беседа

3

Александр Невский - святой покровитель нашего края

кроссворд

4

Битвы на берегах Невы

Работа по карте-схеме

5

Назло надменному соседу…

Работа по карте СПб

6

Вырос город , город порт

Схема площади, работа по карте

7

Новый город России. Первые петербуржцы

Сообщения

8

Санкт - Петербург - город новой культуры

Рисунки

9

Повторительно-обобщающий урок по теме

Пр. работа, кроссворд, презентации

10

Петербург после смерти Петра

Беседа

11

Анненский Петербург

Кроссворд

12

Наследие причудливого века (пышное барокко)

Работа по карте города

13

Во главе российского образования, просвещения, науки

Сообщения

14

Повторительно-обобщающий урок по теме

Пр. работа, кроссворд, презентации

15

Столичный город при Екатерине 2

Посещение сквера на пл. Островского

16

Императорский двор - законодатель моды в России

Рисунки

17

Петербург - центр просвещения умов

Сообщения

18

Три знатнейших искусства" в Петербурге

Сообщения

19

Повседневная культура петербуржцев

Беседа

20

Петербург времен Павла

Виртуальная экскурсия

21

Жемчужное ожерелье Петербурга

Сообщения

22

Повторительно-обобщающий урок по теме

Пр. работа, кроссворд, презентации

23

Карта и облик Петербурга 1-ой половины 19 века

Работа с картой города

24

Имперский город. Стиль классицизм

Соотнести здания и стили

25-26

История, запечатленная в памятниках

Сообщения

27

Город - центр российского образования и просвещения




28

Город - центр российской науки




29

Театральный, музыкальный и литературный Петербург

Сообщения

30

Город мастеров кисти и резца

Виртуальное путешествие в музеи

31

Деловой Петербург

Работа с картой города

32

Повседневная жизнь петербуржцев и петербургские традиции

Ты хранитель петербургских традиций?

33

Вокруг Петербурга

Виртуальная экскурсия по пригородам

34

Итоговый урок по теме

Пр. работа, кроссворд

35

Итоговый урок или экскурсия

Презентации учеников



Учебно-методический комплекс


^ Учебники, допущенные к использованию

Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга

  1. Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.М., Шейко Н.Г., Кораблина Ю.А. История и культура Санкт – Петербурга. Часть 1. (С древнейших времен до конца 18 века)— СПб., СМИО Пресс, 2008. – 212с.

2.Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.М., Шейко Н.Г., Кораблина Ю.А. История и культура Санкт – Петербурга. Часть 2.— СПб., СМИО Пресс, 2009. – 212с.

Справочники, словари, путеводители

  1. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.

  2. Детские энциклопедии.

  3. Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999.

  4. Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. – М., 1992.



  1. Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. – М., 1993.



Литература общего характера

Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. – СПб., 1996.

  1. Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. – М., 1983.



  1. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.

  2. Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.

  3. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.



  1. Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. – Л., 1990.

  2. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. – СПб., 1994.



Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru