Рабочая программа по учебному курсу «История Санкт Петербурга» для учащихся 7-х классов



Скачать 179.78 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному курсу «История Санкт Петербурга» для учащихся 7-х классов
Дата08.07.2013
Размер179.78 Kb.
ТипРабочая программа
источник



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углубленным изучением математики

Невского района Санкт-Петербурга

им.Героя России В.Е.Дудкина



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей


ГБОУ СОШ № 625

протокол №________

от «____» ________ 2012 г.

Утверждена

педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 625


протокол №________

от «_______» ____ 2012 г.

«Утверждаю» ___________


Директор школы

К.И.Бежунская

приказ №________

от «_____» ______ 2012 г.



Рабочая программа по учебному курсу

«История Санкт – Петербурга»

для учащихся 7-х классов


Разработчик:

учитель истории и культуры Санкт - Петербурга

ГБОУ СОШ № 625 Невского района Санкт-Петербурга


Маврина Ольга Юрьевна


2012 г.

^ Пояснительная записка

Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.

Очевидно, что изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адоптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.

Непростая задача знакомить учащихся с родным городом в современных условиях. Можно бесконечно долго воспевать на уроках красоту архитектурных сооружений, скульптурных памятников Петербурга. Однако ребенок, гуляя по городу или идя в школу, встречается с другим городом: неубранным и темным подъездом, грязным и неухоженным двором, припаркованными на тротуарах машинами, вытоптанными газонами, разрисованными фасадами зданий. И в сознании ребенка существуют два города: один – нарядный, сказочный, далекий от повседневности, о котором рассказывается на уроках, другой – реальный и зачастую некрасивый, который ребенок видит каждый день. Такое двойственное восприятие мешает осознанию у ребенка собственной сопричастности с изучаемым городом. Получается, что ребенок изучает один город, а живет в другом.

Предмет истории и культуры Петербурга как раз и направлен на то, чтобы сблизить два столь разных образа города в сознании ребенка. Поэтому дети в этом курсе изучают современный город, в котором живут. Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга в 18 веке: трудовой, культурной, административной; поведением и отношением петербуржцев к своему городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.

При таком подходе город станет для детей развивающей средой, благодаря которой петербуржец в течение всей жизни может открывать новые для себя памятники, стороны жизни города, расширять свой кругозор.


Программа учебного курса

«История Санкт - Петербурга»

для учащихся 7-х классов

Программа рассчитана на 35 часов

Количество часов в неделю 1

Программа разработана в соответствии с программой Л.К. Ермолаевой «История и культура Петербурга»

Базовый уровень

^ Идея содержания программы

Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя, хранителя, разрушителя, создателя наследия.

^ Цель программы:

Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:

• городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как значимое наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;

• себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.

^ Задачи программы:

1. Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу, предоставив каждому ученику возможность анализировать процесс формирования петербургского наследия, объяснять его уникальные особенности, видеть проблемы сегодняшнего дня и перспективы дальнейшего развития.

2. . Способствовать пониманию учащимися значимости (ценности) петербургского наследия для современных петербуржцев, для чего необходимо углубить и расширить имеющиеся у ребенка знания:

- об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга, что необходимо для понимания непрерывности этого процесса;

- о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия (истории, экономике, образовании, науке и т.д.), что необходимо для понимания значимости городских объектов, петербургских традиций;

- о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных эпох, разных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина (петербуржца), что необходимо школьникам для понимания традиционности некоторых проблем городской жизни; понимания роли каждого горожанина как носителя городской (петербургской) культуры;

- о специфике Петербурга, как города особого статуса (бывшей столицы, «культурной столицы», «города музея», крупного экономического центра и т.д.), что необходимо подростку для восприятия себя петербуржцем, гражданином города;

- о значении города как центра края, отечественной, а затем и мировой культуры, что необходимо для понимания его роли в жизни региона (Ленинградской области), России, мира

3. . Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

• ориентироваться в культурном пространстве города,

• понимать особенности городских объектов как источников информации о разных исторических периодах, о различных сторонах городской жизни, о разных петербуржцах;

• применять полученные знания в учебной и повседневной ситуации;

4. Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся

5. Содействовать выражению учащимися собственного впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.


^ Прогнозируемые результаты освоения программы

«История Санкт - Петербурга» часть1.

Выпускники 7 класса

- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

-называют важнейшие для XVIII века исторические события; соотносят их с памятниками наследия;

- называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой грани или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.), объясняют их ценность (утилитарную, историко-культурную, общественную значимость или др.) для современников и в настоящее время;

- называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны;

- называют фамилии знаменитых петербуржцевXVIII века, соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности; высказывая свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга;

- разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава; указывают условия жизни горожан; перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства; рассказывают об особенностях быта горожан, которые определяли повседневную культуру всех остальных жителей Петербурга

- объясняют на конкретных примерах (памятниках, традициях, судьбах конкретных людей) возможности, предоставляемые городом - «ареной» истории, центром экономики, образования, просвещения, художественной культуры для реализации жизненных планов людей;

- узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга;

- объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга;

- указывают основные периоды развития нашего края, роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира..

Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая и др.), рекомендованным учителем:

- находят на карте нужные объекты;

- прокладывают оптимальные маршруты;

- читают карты как источник информации;

Ориентируются в реальном городском и музейном пространстве;

(по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по картам);

- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения;

- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам


Умеют

- извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета);

- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); описывать объект как памятник всемирного и петербургского культурного наследия;

- самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

- обращаться к родственникам, знакомым и незнакомым горожанам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью);

• - Умеют

- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить роль конкретных памятников, людей и их значение для развития культуры города;

- применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т.д.);

• Умеют

- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

готовить сообщения по дополнительной литературе (по 2 и более источникам); работать над ученическим рефератом;

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы;

Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся частично выражается

- в их оценках и суждениях о культурном потенциале города, его роли в жизни России, о проблемах города;

- в их повседневной жизни;

- в оценочных суждениях о конкретных объектах, традициях, а также исторических периодах развития города; современности


^ Содержание программы

«История и культура Санкт-Петербурга»

Часть 1 – 18 век

Введение

Понятие «краеведение». Объекты изучения. Методы и приемы изучения.


^ Тема 1. Петербург до основания Петербурга.

История формирования Невы. Этапы заселения невских берегов с древнейших времен до наших дней. Памятники, напоминающие об этом (археологические, топонимы, летопись, саги). Памятник на берегу Невы на территории бывшей крепости Ниеншанц.


^ Тема 2. Основание города Санкт-Петербурга (1703-1725г.г.).

Причины основания города. Мифы и легенды об основании Петербурга.

Петербург – город, основанный во время войны, город оборонного значения. Памятники, рассказывающие об этом: Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Кроншлот.

Петербург – первый и единственный русский город на Балтике. Памятники, рассказывающие о создании военно-морского флота: топонимы – Адмиралтейство, Смольный и т.д. Памятники Петру-плотнику, 300-летию военно-морского флота. Мастера-корабелы, дворы, работавшие на верфь.

Петербург – торгово-промышленный город. Памятники, напоминающие об этом: топонимы – Монетная, Посадские, Пушкарская, Зелейная. Первый торговый порт, гостиный двор.

Петербург – новая столица Российского государства, город нового для России облика, светской культуры. Памятники, рассказывающие об этом: Домик Петра1, его Летний и Зимний дворцы. Градостроительный план Трезини. Типовые дома, линии Васильевского острова.

Город – среда обитания первых петербуржцев. Состав жителей Санкт-Петербурга. Управление городом. Благоустройство города за счет горожан. Карта города 1725 года.


^ Тема 3. Развитие города в середине XVIII века.

Памятники, созданные в этот период.

Основные события: переезд царя Петра 11 и двора в Москву. Запустение столицы.

Возвращение столицы в Петербург.

Столичный город. Императорский дворец. Окружение императрицы. «Невский трезубец» Ледяной дворец, топонимы. Памятник у Сампсониевского собора, скульптура в Русском музее.

Приход к власти Елизаветы Петровны. Петербург – столичный город, центр дворянской культуры. Дворцы Петербурга – памятники нравов, быта, развлечений придворных. Смольный собор – памятник, напоминающий о роли церкви в жизни царицы, творчество Растрелли.

Город – среда обитания петербуржцев. Состав населения. Благоустройство города и условия жизни горожан, их развлечения. Карта города к 1761 году

Торгово-промышленное значение города. Порт на Васильевском острове. Перестройка Адмиралтейства. Литейный двор.

Петербург – центр дворянского образования, культуры. Сухопутный шляхетский корпус, его выпускники. Рождение российского театра, Академия наук. Академик Ломоносов, памятные места города, связанные с его именем.

Петербург – город мастеров. Топонимы – Свечной, Кузнечный, Стремянная. Владимирская церковь. Памятники, рассказывающие о деятельности мастеров (уличные фонари на Одесской ул.; сани, посуда в музеях).

^ Тема 4. Наследие Петербурга второй половины 18 века

Приход к власти Екатерины2. Город – среда обитания петербуржцев.

Строительство набережных, мостов, общественных зданий. План Квасова и его реализация. Карта города к 1797г. Облик Петербурга по изобразительным источникам. Облик СПб (решетка Летнего сада, Мраморный дворец, установка Медного всадника).

Петербург – столица империи, центр дворянской культуры. Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр. Таврический и Мраморный дворцы и их хозяева. Архитектурный стиль классицизм (арх. Старов, Ринальди). Новые храмы (Троицкий собор, Чесменская церковь).

Петербург – центр образования и российской науки.. Памятники, рассказывающие об этом: Смольный институт, портреты смолянок, Морской кадетский корпус. Здание Академии наук (арх. Кваренги, мозаичист Ломоносов). Дом поэта Державина.

Петербург – центр российского искусства. Академия художеств. Работы мастеров в Русском музее.

Петербург – торгово- промышленный город. Буяны на берегах Малой Невы. Дом С. Яковлева (Садовая ул.) Гостиный двор на Невском пр.

Приход к власти Павла 1. Михайловский замок, Мальтийская капелла. Гатчина.


^ Поурочное планирование для 7-х классов




Тема урока

Деятельность учеников

1

Повторение пройденного материала

Игра, викторина

2

Из глубины веков…

Беседа

3

Наш край - Ленинградская область

Работа по карте-схеме

4

Древняя Ладога

Работа по карте-схеме

5

Александр Невский - святой покровитель нашего края

Сообщения, кроссворд

6

В составе Московской Руси

Беседа

7

Крепости нашего края

Работа по карте-схеме, виртуальная прогулка по крепостям

8

Торговый город Тихвин

Реклама товара

9

Русское деревянное зодчество

Работа с текстом

10

Под властью шведского королевства (Выборг, Ниен)

Работа по карте-схеме

11

Битвы на берегах Невы

Работа по карте-схеме

12

Повторительно-обобщающих урок по теме

Пров. Работа, твор. работы

13

Назло надменному соседу…

Работа по карте-схеме

14

Вырос город (Первая площадь СПб)

Схема площади

15

Новый город России

Сообщения

16

Первые петербуржцы

Сообщения

17

Заводы петровского времени

Сообщения

18

Первый архитектор Петербурга, его постройки

Работа по карте СПб

19

Санкт - Петербург - город новой культуры

Рисунки

20

Мода петровского времени

Рисунки

21

Повторительно-обобщающий урок по теме

Пр. работа, кроссворд

22

Петербург после смерти Петра

Беседа

23

Анненский Петербург

Сообщения

24

Наследие причудливого века

Рисунок

25

Наследие причудливого века

Работа по карте СПб

26

Во главе российского образования, просвещения, науки

Сообщения

27

Рядовые жители Петербурга

Сочинение «Я житель 18 века»

28

Столичный город при Екатерине2

Поездка к памятнику Ек 2

29

Императорский двор - законодатель моды в России

Рисуют

30

Центр просвещения умов

Беседа

31

«Три знатнейших искусства" в Петербурге

Сообщения

32

Повседневная культура петербуржцев

Диспут

33

Петербург времен Павла

Виртуальная экскурсия в Михайловский замок

34

Жемчужное ожерелье Петербурга

Виртуальная экскурсия, сообщения

35

Итоговый урок или экскурсия

Презентации учеников



Учебно-методический комплекс


^ Учебники, допущенные к использованию

Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга

  1. Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб., СМИО Пресс.

Дидактически е материалы к курсу

  1. Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».

  2. История и культура Санкт-Петербурга. «Средневековье» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1999

Справочники, словари, путеводители

  1. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.

  2. Детские энциклопедии.

  3. Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.

  4. Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999.

  5. Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. – М., 1992.

  6. Путеводители по Эрмитажу.

  7. Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. – М., 1993.



Литература общего характера

  1. Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. – Л.-М., 1965.

  2. Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. – М., 1983.

  3. Голубева О. Д. Хранители мудрости. – Л., 1988.

  4. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997.

  5. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.

  6. Каминская Н. М. История костюма. – М., 1986.

  7. Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.

  8. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.

  9. Литература к разделу III

«Наследие Средневековья и наследие Петербурга»

  1. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. – СПб., 1996.

  2. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи / Сост. П. П. фон Винклер. – М., 1990 (репринтное воспроизведение издания 1899 года).

  3. Дворянские роды Российской империи. Т. 1. – СПб., 1993.

  4. Кепп Е. Е. Архитектурные памятники Выборга. – Л., 1977.

  5. Лебедев Г. С. Археологические памятники Ленинградской области. – Л., 1977.

  6. Памятные места Ленинградской области. – Л., 1973.

  7. Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. – Л., 1990.

  8. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. – СПб., 1994.



Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru