Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 625 с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга им. Героя России В.Е.Дудкина
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
ГБОУ СОШ № 625 протокол №________ от «____» ________ 2012 г. | Утверждена педагогическим советом ГБОУ СОШ № 625
протокол №________ от «_______» ____ 2012г.
| «Утверждаю» ___________
Директор школы К.И. Бежунская приказ №________ от «_____» ______ 2012г.
|
Рабочая программа по геометрии для 11 класса (углубленное обучение) на 2012-2013 учебный год
Составитель: учитель математики Радикова Ирина Петровна
Санкт-Петербург 2012г.
Пояснительная записка.
Количество недельных часов: 3 Количество часов в год: 102 Уровень программы: углубленный Тип программы: типовая. Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 10-11 классов с углубленным изучением математики общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и Л.С. Киселевой.
Цели и задачи учебной дисциплины.
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном информационном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; приобретение конкретных знаний о пространстве.
Учебно-методический комплект для учащихся:
Изучение геометрии в 11 классе осуществляется по учебнику А.В. Атанасяна «Геометрия10-11». Обучение ведётся по программе рассчитанной на 3 часа в неделю. Общее число часов по учебному плану за год составляет 102 часов. В рамках учебного предмета «Геометрия» традиционно изучается евклидова геометрия, элементы векторной алгебры, геометрические преобразования.. Данный курс предполагает проведение 5 контрольных работ, которые дают возможность контроля практических знаний учащихся и проверки умения решать задачи по предмету, 3 зачетов, которые дают возможность контроля теоретических знаний учащихся, а также проведение тестирования по геометрии, которое дает возможность подготовки к ЕГЭ. Геометрия как наука о свойствах геометрических фигур - один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Гуманитарное значение геометрии как составной части общего образовании состоит в том, что она развивает логическое мышление и формирует понятия доказательства. Знание геометрических понятий необходимо для изучения химии, биологии, географии, технологии, ОБЖ. Программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004, примерной программой среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень), базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004; Примерные программы по геометрии, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ. 2004; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004; Учебный план образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы общего образования. Распоряжение Комитета по образованию №1023-р от 11.04.2012; Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Минобразования РФ №2885 от 27.12.2011.
Формы и методы организации образовательного процесса:
традиционные уроки, лекция, семинар, тестовая работа, зачеты, презентации, практикумы по решению задач, групповые и парные формы работы, исследовательские проекты.
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль. Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный: блиц-опрос, математические диктанты, тестирование, самостоятельные и контрольные работы.
Учебно-тематический план.
Полугодие | Примерные сроки | Тема программы | Часов по теме | Зачетов и тестов | Контроль-ных работ | Первое | 01.09-27.12 | Метод координат в пространстве. Движения. | 26
| 1
| 2
| 2)Цилиндр, конус и шар.
| 27 | 1 | 1
| Второе | 09.01-25.05 | 3) Объемы тел.
| 33 | 1 | 2 |
|
| 4) Заключительное повторение курса планиметрии и стереометрии для подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
| 15
| 4теста
|
|
|
| Итоговое тестирование | 1 | 1 тест
|
| Итого |
| 3 темы | 102 | 3+5теста | 5 |
Содержание тем учебного курса
Глава № 5. Метод координат в пространстве. Движения. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками Уравнение плоскости. Координаты вектора. Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Параллельный перенос.
Глава № 6. Цилиндр, конус, шар. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. Площадь поверхности цилиндра и конуса. Шар и сфера, их сечения. Взаимное расположение сферы и плоскости, двух сфер. Уравнение сферы и неравенство шара. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы. Сфера, вписанная в многогранник. Сфера, описанная около многогранника.
Глава № 7. Объемы тел . Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел. Объемы куба, параллелепипеда, призмы, цилиндра. Объемы пирамиды и конуса. Объем шара.
Глава № 8.Некоторые сведения из планиметрии. Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение треугольников. Эллипс, гипербола и парабола.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Виды контроля | Дом. зад. | Дата | Примечание | Повторение курса 10 класса | 3 часа |
|
|
| Прямоугольная система координат в пространстве | |
|
|
|
| Координаты вектора | |
|
|
|
| Связь между координатами векторов и координатами точек | |
|
|
|
| Простейшие задачи в координатах | |
|
|
|
| Простейшие задачи в координатах | |
|
|
|
| Вопросы и задачи | |
|
|
|
| Контрольная работа № 1 | Контрольная работа |
|
|
|
| Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | |
|
|
|
| Скалярное произведение векторов | |
|
|
|
| Вычисление углов между прямыми | |
|
|
|
| Вычисление углов между прямыми и плоскостями | |
|
|
|
| Уравнение плоскости | |
|
|
|
| Уравнение плоскости | |
|
|
|
| Решение задач | |
|
|
|
| Решение задач | |
|
|
|
| Решение задач | |
|
|
|
| Самостоятельная работа | Сам раб |
|
|
|
| Центральная симметрия. Осевая симметрия | |
|
|
|
| Зеркальная симметрия. Параллельный перенос | |
|
|
|
| Преобразование подобия. | |
|
|
|
| Задача Эйлера. | |
|
|
|
| Решение задач | |
|
|
|
| Вопросы к главе Y | |
|
|
|
| Дополнительные задачи | |
|
|
|
| Контрольная работа № 2 | Контрольная работа |
|
|
|
| Зачет № 1 | зачет |
|
|
|
| Понятие цилиндра | |
|
|
|
| Площадь поверхности цилиндра | |
|
|
|
| Решение задач | |
|
|
|
| Самостоятельная работа | Сам раб |
|
|
|
| Понятие конуса | |
|
|
|
| Площадь поверхности конуса | |
|
|
|
| Усеченный конус | |
|
|
|
| Решение задач | |
|
|
|
| Самостоятельная работа | Сам раб |
|
|
|
| Сфера и шар. Уравнение сферы | |
|
|
|
| Взаимное расположение сферы и плоскости | |
|
|
|
| Касательная плоскость к сфере | |
|
|
|
| Площадь сферы. Взаимное расположение сферы и прямой | |
|
|
|
| Сфера, вписанная в цилиндрическую поверхность | |
|
|
|
| Сфера, вписанная в коническую поверхность | |
|
|
|
| Сечения цилиндрической поверхности. Эллипс | |
|
|
|
| Сечения конической поверхности. | |
|
|
|
| Гипербола | |
|
|
|
| Парабола | |
|
|
|
| Решение задач | |
|
|
|
| Самостоятельная работа | Сам раб |
|
|
|
| Вопросы к главе YI | |
|
|
|
| Дополнительные задачи | |
|
|
|
| Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар | |
|
|
|
| Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар | |
|
|
|
| Контрольная работа № 3 | Контрольная работа |
|
|
|
| Зачет № 2 | зачет |
|
|
|
| Понятие объема | |
|
|
|
| Объем прямоугольного параллелепипеда | |
|
|
|
| Решение задач | |
|
|
|
| Самостоятельная работа | Сам раб |
|
|
|
| Объем прямой призмы | |
|
|
|
| Объем цилиндра | |
|
|
|
| Решение задач | |
|
|
|
| Вопросы и задачи | |
|
|
|
| Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла | |
|
|
|
| Объем наклонной призмы | |
|
|
|
| Объем пирамиды | |
|
|
|
| Объем конуса | |
|
|
|
| Решение задач | |
|
|
|
| Повторение теории и решение задач | |
|
|
|
| Решение задач | |
|
|
|
| Контрольная работа № 4 | Контрольная работа |
|
|
|
| Объем шара | |
|
|
|
| Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора | |
|
|
|
| Площадь сферы | |
|
|
|
| Вопросы и задачи | |
|
|
|
| Вопросы к главе YII | |
|
|
|
| Дополнительные задачи | |
|
|
|
| Дополнительные задачи | Тестирование ЕГЭ В (геом) |
|
|
|
| Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар | |
|
|
|
| Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар | |
|
|
|
| Задачи для повторения | |
|
|
|
| Задачи для повторения | |
|
|
|
| Задачи повышенной трудности | |
|
|
|
| Задачи повышенной трудности | |
|
|
|
| Задачи повышенной трудности | |
|
|
|
| Задачи повышенной трудности | |
|
|
|
| Контрольная работа № 5 | Контрольная работа |
|
|
|
| Зачет № 3 | зачет |
|
|
|
| Заключительное повторение курса геометрии | |
|
|
|
| Заключительное повторение курса геометрии | |
|
|
|
| Заключительное повторение курса геометрии | |
|
|
|
| Заключительное повторение курса геометрии | Тестирование ЕГЭ В (геом) |
|
|
|
| Заключительное повторение курса геометрии | |
|
|
|
| Заключительное повторение курса геометрии | |
|
|
|
| Заключительное повторение курса геометрии | |
|
|
|
| Заключительное повторение курса геометрии | Тестирование ЕГЭ С 2 |
|
|
|
| Подготовка к итоговой аттестации | |
|
|
|
| Подготовка к итоговой аттестации | |
|
|
|
| Подготовка к итоговой аттестации | Тестирование ЕГЭ С 4 |
|
|
|
| Подготовка к итоговой аттестации | |
|
|
|
| Подготовка к итоговой аттестации | |
|
|
|
| Подготовка к итоговой аттестации | |
|
|
|
| Подготовка к итоговой аттестации | |
|
|
|
| Итоговое тестирование | тестирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Требования к уровню усвоения учебного материала. Знание основ математических теорий (понятий, теорем и их доказательств). Умение обобщать и систематизировать научную информацию. Умение строить и исследовать математические модели для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин. Умение решать простейшие задачи на основные темы. Умение оценивать погрешности измерений и определять цену деления измерительных математических приборов. Умение пользоваться справочными таблицами. Умение применять приемы доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и убедительных суждений в повседневной жизни. Умение выполнять и самостоятельно составлять алгоритмические предписания и инструкции на математическом материале выполнения расчетов практического характера и использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента. Требования к знаниям и умениям. Знать: Основные понятия и определения геометрических тел по программе; Формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий; Возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения; Формулы для вычисления объемов тел; Роль аксиоматики в геометрии; Значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; Универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности. Уметь: Соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур; Изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи; Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат; Проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса; Вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций; Применять координатно - векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов; Строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для : - исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; - вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Учебно-методическое обеспечение.
Учебный комплект для учащихся. Л.С. Атанасян , В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. Поздняк. Геометрия. 10-11: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни.– 15-е издание. – М.: Просвещение, 2006. – 255с.: ил. 2) Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии для 7-11 классов Просвещение, 2004 3) Зив Б.Г., Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. М.: Просвещение, 2004 4) Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 11 класса М.: Просвещение,2009. 5) Л.Э. Генденштейн, А.П. Ершова Наглядный справочник по геометрии для 7-11 классов. ООО « Издат - школа» 1996-96с. 6) СD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» (www.school.ru).
Учебный комплект для учителя.
Л.С. Атанасян , В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. Поздняк. Геометрия. 10-11: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни.– 15-е издание. – М.: Просвещение, 2006. – 255с.: ил. Профильное обучение: темат. Планирование по математике для10-11 кл.: пособие для учителя /сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2006.-144 с. 3) С.М.Саакян, В.Ф.Бутузов Изучение геометрии в 10-11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2003 4) П.И.Алтынов Геометрия 10-11 классы. Тесты :Учебно-методическое пособие -М.: Дрофа, 2000. 5) Л.Э. Генденштейн, А.П. Ершова Наглядный справочник по геометрии для 7-11 классов . ООО « Издат - школа»1996-96с. ^ Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский, Е.В. Такуш Новые контрольные и проверочные работы по геометрии 10-11 классы. М.: Дрофа,2002. 7) Е.М. Рабинович Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10-11 классы. Геометрия. М.: Илекса.2006.-80с. ^ Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. www.uroki.ru ; www.metodiki.ru ; http://scearist.boom.ru.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечении 1. Набор таблиц по геометрии. 2. Раздаточный материал. 3. Доска магнитная с координатной сеткой. 4. Комплект чертежных инструментов (линейка, транспортир, угольник (30 , 60 ) , угольник (45 , 45 ), циркуль. 5. Комплекты стереометрических тел (демонстрационных). |