Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 625 с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга Имени Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
ГБОУ СОШ № 625 протокол №________ от «____» ________ 2012 г. | Утверждена педагогическим советом ГБОУ СОШ № 625
протокол №________ от «_______» ____ 2012 г.
| «Утверждаю» ___________
Директор школы К.И. Бежунская приказ №________ от «_____» ______ 2012 г.
|
Рабочая программа по литературе 6 класс. (общеобразовательное обучение, базовый уровень) на 2012-2013 учебный год
Составитель: Михайлова Светлана Юрьевна
Санкт-Петербург 2012
^ Рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса создана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., а также на основе Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 –9 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной, опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва, «Просвещение» 2006г) Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VI классе в объёме 70 часов (из них – 9 уроков внеклассного чтения), т.е. по 2 урока в неделю в течение 35 учебных недель. Компонент образовательного учреждения предполагает дополнительный час на изучение литературы в 6 классе. Данная программа является переработанным вариантом, необходимость редактирования которого была обусловлена добавлением еще одного часа. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. ^ в 6 классе в следующем: приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры; сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений; расширить читательский кругозор учащихся; повысить качество чтения; способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников; активизировать художественно-эстетические потребности детей; подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы; стимулировать творческую активность детей; формировать навык выразительного чтения; воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения. Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной прозы. ^ предлагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к литературе XVIII, XIX, XX веков и современной. Перед учениками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями; углубить первоначальное впечатление от прочитанного; раскрыть подтекст; усложнить анализ; раскрыть образ автора и др. Данная программа помимо уроков изучения, обсуждения произведений литературы предполагает проведение уроков внеклассного чтения, которые имеют целью не только расширение круга чтения учащихся, удовлетворение их читательского интереса, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, умений и навыков. Программой рекомендованы списки произведений для самостоятельного чтения. Рабочая программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Класс работает на уроке в среднем темпе, но несколько человек делают задания гораздо быстрее других, что делает необходимым подготовку для них либо большего числа заданий, либо заданий повышенного уровня сложности. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки ЗУНов, так и на этапе контроля. Большинство обучающихся класса в состоянии самостоятельно или под руководством учителя выполнять основные мыслительные операции: сравнивать, находя сходства и различия, выделять главное, обобщать, выстраивать алгоритмы действий. Наиболее хорошо развита у большинства кратковременная память. Наблюдается дефицит внимания, слабая его переключаемость. Дети быстро утомляются, поэтому им необходима частая смена видов деятельности. Технологии, используемые в работе: Чтение и письмо для развития критического мышления ИКТ Обучение в сотрудничестве Исследовательские методы обучения Здоровьесберегающие технологии Игровые методы обучения
^
Крылов И.А. Басня «Осел и Соловей» Пушкин А.С. «И.И.Пущину», «Зимнее утро». Лермонтов М. Ю. «Тучи», «Утёс». Фет. «Учись у них - у дуба, у берёзы...» Самойлов. «Сороковые». Стихи поэтов 20 века, по выбору учащихся
^
В результате изучения курса литературы ученики 6 класса должны уметь устно: правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть; осуществлять устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки; давать развернутый ответ на вопрос, составлять рассказ о литературном герое, характеристику героя или героев (в том числе групповую, сравнительную; составлять отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию; подготовить сообщение, доклад, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (воображаемых, на основа прочитанного); свободно владеть монологической и диалогическом речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщения, доклада и пр.); использовать словари (терминологические, энциклопедические, мифологические, словари имен и т. д.), каталоги; письменно: давать развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением; писать сочинение - миниатюру, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением. создавать рассказ-характеристику одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика); создавать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм спектакль; создавать план будущего сочинения, доклада (простой и сложный); создавать оригинальное произведение (поучение, наставление, сказку, былину, частушку, рассказ, стихотворение); свободно владеть письменной речью в объеме курса литературы; вести читательский дневник. Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются: Сочинение (отзыв, ответ на вопрос в форме рассуждения, по рисунку). Тест. Устное монологическое высказывание на заданную тему. Выразительное чтение текста (диктором, наизусть). Читательский дневник. Письменный анализ лирического произведения. Письменный анализ эпизода. Проверка техники чтения.
^
Авторская программа | учебники и учебные пособия | методические материалы дидактические материалы | материалы для контроля | медиаресурсы | Программы по литературе для обучающихся 5-11 классы под редакцией профессора Коровиной В.Я.(редакторский коллектив: Журавлев В.П.,Коровин В.И., И.С. Збарский, Полухина В.П.) опубликованы в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Москва «Просвещение», 2009
| Литература 6 кл. Учеб. хрестоматия для общеобразов. учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин др.13-е изд. – М.: «Просвещение», 2006 | Журавлёв В.П., Коровин В.И., Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы 6 кл. – М.: «Просвещение», 2003 | Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина – Волгоград: «Учитель», 2008 | Виртуальная школа КМ. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 6 класс. | | Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Книга для учителя. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» - РС», 2002 | Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. – М.: Эксмо, 2008 | электронное приложение к учебному пособию «Литература 6 кл. Учеб. - хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.П. Полухина и др. – М.: «Просвещение», 2006 |
^
№п./п. | Содержание | Кол-во часов | Развитие речи(в том числе) | Внеклассное чтение(в том числе) | Сочинение(в том числе) | Конкурсы, викторины(в том числе) | Тест (в том числе) | Контроль ные Работы (в том числе) | Наизусть (в том числе) | Проверка Техники чтения(в том числе) | 1 | Введение и подведение итогов | 3 | | | | 1 | | | | 2 | 2 | Устное народное творчество | 3 | | | | 1 | | | | | 3 | Древнерусская литература | 2 | | | | | | | | | 4 | Литература XIX века | 50 | 7 | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 | 5 | | 5 | Литература XX века | 33 | 1 | 2 | 2 | | | 1 | 2 | | 6 | Зарубежная литература | 14 | | 5 | 1 | | 1 | | | | ИТОГО: | 105 | 8 | 9 | 7 | 3 | 3 | 2 | 7 | 2 | |