Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 625 с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
ГБОУ СОШ № 625 протокол №________ от «____» ________ 2012т «____» ________ 2011 г. | Утверждена педагогическим советом ГБОУ СОШ № 625
протокол №________ от «_______» ____ 2012 г.
| «Утверждаю» ___________
Директор школы К.И. Бежунская приказ №________ от «_____» ______ 2012 г.
|
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (общеобразовательное обучение, базовый уровень) на 2012-2013 учебный год
Составитель: Кухаренок Надежда Викторовна
Санкт-Петербург 2012
^ Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., а также на основе Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Автор: Баранов М.Т. Составитель: Рыбченкова Л.М. – М. «Дрофа» 2006 г.) Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов. В том числе: в 10 классе – 35 часов. Региональный компонент предполагает дополнительный час на изучение русского языка в 10 классе. Поэтому рабочая программа составлена из расчета 2 часа в неделю, т. е. 70 часов в год. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы. Данная программа предполагает работу с учебником «Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. – М. «Просвещение», 2008 г.) Программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. ^ - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему. Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык». В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания. Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода. Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально - культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения. Цели обучения русскому языку Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; углубление знаний о языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Данная программа отличается от примерной тем, что в рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку: «Основные этапы работы над сочинением-рецензией по русскому языку», «Классификация ошибок», « Изобразительно - выразительные средства языка», «Повторение и обобщение изученного в начале и конце года» и ряд других тем.
Используемый учебно-методический комплект: ^ Для учителя 1. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 класс. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: «Просвещение», 2005 2. Введенская Л.А. Культура искусство речи. Современная риторика. /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов - на - Дону: «Феникс», 1999. 3. Власенков А.И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: «Просвещение», 2004. 5. Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 1978. 6. ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты 30 вариантов/ Под редакцией Цыбулько И.М. – М: «Национальное образование», 2011. 7. Единый государственный экзамен - 2010. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: «Интеллект-Центр», 2010. 8. Назарова Т.Н. ЕГЭ 2012. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 2 (В)/ Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. (Серия «ЕГЭ. Практикум») 9. Егораева. Г.Н. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3(С).- М.: Издательство «Экзамен», 2010. 10. Розенталь Д.З. Секреты стилистики. /Д.З. Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Ральф, 1996. Для учащихся Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 класс. Пособие по русскому языку в старших классах. /В.Ф. Греков, С.А. Крючков, А.А. Чешко – М.: «Просвещение». 2004 ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты 30 вариантов /Под редакцией Цыбулько И.М. – М: «Национальное образование», 2011. Мультимедийные пособия Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов, Тесты по пунктуации. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка» Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета» Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004; Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ. 2004 г.; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004; Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889 « О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312» Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 классы. Автор Баранов М.Т. Составитель Рыбченкова Л.М. –М.: «Дрофа», 2006 ^ В результате изучения курса русского языка ученик 10класса должен знать/понимать функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках; системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц; понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка; компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сфере общения; уметь проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы; проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов; аудирование и чтение использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста; говорение и письмо создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка; применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук; ^
№ п./п. | Темы | Часы на изучение | Контрольные работы, практикумы | Развитие речи | 1 | Введение. | 1 | - | - | 2 | Фонетика, графика, орфоэпия | 3 | 1 | | 3 | Лексика, фразеология, лексикография | 7 | 1 | 1 | 4 | Морфемика и словообразование. Орфография | 13 | 1 | 3 | 5 | Морфология и орфография. | 27 | 1 | 5 | 6 | Повторение и обобщение | 8 | 1 | 1 | | ^ | 55 | 5 | 10 |
Календарно-тематическое поурочное планирование по русскому языку 10 класс
№п./п. | Тема урока ^ | Дата | Домашнее задание | ЗУН |
| О русском языке | | | Привести примеры текстов разных стилей |
| Повторение. Лексика. | | | Уметь различать слова паронимы |
| Многозначные слова и их употребление. Омонимы | | | Определять значения слов, прямое значение, переносное |
| Употребление синонимов и антонимов | | | Подбирать синонимы и антонимы к словам |
| Употребление стилистически ограниченной лексики | | | Умение отличать тексты разных стилей речи, видеть приметы стиля |
| Заимствованные слова и их употребление | | | Употребление иноязычных слов |
| Употребление устаревших слов и неологизмов | | | Нахождение устаревших слов |
| Употребление фразеологизмов | | | Нахождение фразеологизмов |
| Контрольная работа | | | Навык самостоятельной работы |
| Р.Р. Сочинение в формате ЕГЭ (особенности) | | | Структура сочинения в формате ЕГЭ |
| Русская орфоэпия. Словари | | | Умение работать со словарем |
| Особенности произношения некоторых звуков | | | Работа над произношением |
| Употребление мягкого знака Административная работа. | | | |
| Морфемика. Состав слова. Однокоренные слова | | | Подбор однокоренных слов |
| Способы образования слов | | | Способы образования слов |
| Р.Р. Стили литературного языка | | | Урок развития речи. Умение определять стилевую принадлежность текста |
| Правописание безударных гласных корня слова | | | Применение правила |
| Чередование гласных в корне | | | Различение чередующихся гласных |
| Правописание глухих и звонких согласных | | | Умение применять правило |
| Двойные согласные | | | |
| Правописание приставок | | | |
| Приставки ПРЕ - и ПРИ- | | | |
| Р.Р. Сочинение-рассуждение | | | Урок развития речи, позиция автора, формулировка проблемы |
| Правописание на стыке приставки и корня | | | Умение применять правило |
| Общие правила правописания сложных слов | | | Умение применять правило |
| Правописание гласных после шипящих и Ц. | | | Умение применять правило |
| Контрольная работа | | | Навык самостоятельной работы |
| Анализ ошибок в работе
| | | Умение найти и объяснить ошибки |
| Правописание гласных после шипящих и Ц ^ | | | Умение применять правило |
| ^ | | | Умение находить аргументацию |
| ^ | | | Умение находить аргументацию |
| Части речи. | | | Умение различать части речи |
| Род и число имен существительных | | | |
| Р.Р. Сочинение о роли чтения и книг | | | Умение находить аргументацию |
| ^ | | | Навык определения речевых и грамматических ошибок |
| Правописание Е-И в падежных окончаниях | | | Умение применять правило |
| Р.Р. Изобразительные средства языка и из роль | | | Использование изобразительных средств языка в сочинении |
| ^ | | | |
| Именительный падеж множественного числа сущ. | | | |
| Правописание ь В род.п. мн. числа | | | Умение применять правило |
| Правописание суффиксов существительных | | | Умение применять правило |
| Правописание сложных существительных | | | |
| Употребление некоторых форм прилагательных | | | |
| Правописание суффиксов прилагательных | | | Умение применять правило |
| Правописание сложных прилагательных | | | Умение применять правило |
| Р.Р. Сочинение на публицистическую тему | | | Проблематика, позиция автора, аргументация в сочинении |
| Употребление числительных | | | |
| Значение и употребление местоимений | | | |
| Р.Р. Речевые ошибки, и пути их исправления | | | Навык определения речевых и грамматических ошибок |
| Спряжение глаголов | | | Умение применять правило |
| Спряжение глаголов | | | Умение применять правило |
| Спряжение глаголов | | | Умение применять правило |
| Спряжение глаголов | | | Умение применять правило |
| Правописание глаголов | | | Умение применять правило |
| Правописание и употребление причастий и деепричастий | | | |
| Правописание служебных частей речи | | | |
| Правописание наречий | | | |
| Урок – семинар «Слитное, раздельное и дефисное написание разных частей речи» | | | Умение применять алгоритм правописания |
| Урок – семинар «Слитное, раздельное и дефисное написание разных частей речи» | | | Умение применять алгоритм правописания |
| ^ | | | Умение применять ЗУН в практической работе над сочинением |
| НН и Н в разных частях речи | | | Умение применять алгоритм правописания |
| НН и Н в разных частях речи | | | Умение применять алгоритм правописания |
| Не с различными частями речи | | | Умение применять алгоритм правописания |
| Не с различными частями речи | | | Умение применять алгоритм правописания |
| ^ | | | |
| Анализ ошибок в контрольной работе | | | Урок повторения и обобщения |
| Повторение и обобщение | | | Урок повторения и обобщения |
| Повторение и обобщение | | | Урок повторения и обобщения |
| Повторение и обобщение | | | Урок повторения и обобщения |
| Повторение и обобщение | | | Урок повторения и обобщения |
|