Доклад на семинар, конференцию, международный семинар, курсовая работа (проект), дипломный проект (работа), кандидатская и докторская диссертации



Скачать 82.63 Kb.
НазваниеДоклад на семинар, конференцию, международный семинар, курсовая работа (проект), дипломный проект (работа), кандидатская и докторская диссертации
Дата13.03.2013
Размер82.63 Kb.
ТипДоклад
источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО ДВГГУ)


ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________ / С. П. Машовец

«_____» ____________ 2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ

«МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»


Направление подготовки

^ 050100.62 «Педагогическое образование»


Профиль подготовки

«История»


Квалификация (степень) выпускника

«Бакалавр»


Форма обучения

Очная


Хабаровск

2012


^ 1. Пояснительная записка

В современных условиях совершенствования российского законодательства, увеличения научной информации, быстрого обновления исторических и иных знаний серьезное значение приобретает подготовка преподавателей, имеющих высокую профессиональную и теоретическую подготовку, способных к самостоятельной творческой исследовательской работе. В связи с этим учебные планы вузов, осуществляющих подготовку студентов и бакалавров по профилю «История», предусматривают написание студентами курсовых и выпускных квалификационных работ по различным отраслям истории.

Учебно-методический комплекс «Методика научного исследования» ориентирует студентов на знакомство с базовыми принципами научного исследования и научного знания, его места в общественной организации, изучение функций и особенностей его в современных условиях и способов написания основных видов научного исследования: научный доклад на семинар, конференцию, международный семинар, курсовая работа (проект), дипломный проект (работа), кандидатская и докторская диссертации.


^ 2. Цели освоения дисциплины

Сформировать у студентов общие научные представления о структуре научно-исследовательской работы и способах их выполнения, а именно уделить внимание следующим аспектам:

  • теоретическим и логическим основам научного исследования: рефератам, докладам, курсовым и дипломным проектам (работам), кандидатской и докторской диссертациям;

  • методическим основам научного исследования и методике оформления научных работ.


^ 3. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл (вариативная часть) ООП. Базой для изучения дисциплины «Методика научного исследования» являются знания, полученные студентами при изучении курсов: философия, социология, политология. В свою очередь, «Методика научного исследования» дает знания необходимые для выполнения и научного задания. Полученные в результате изучения дисциплины знания используются при написании докладов, курсовых проектов, дипломном проектировании и в последующей практической деятельности выпускника.


^ 4. Структура и содержание дисциплины

Программа предполагает чтение лекций и семинарских занятий, предусматривающих практические формы проведения занятий, в количестве 36 аудиторных часов (лекции – 18 ч., семинары – 18 ч.); самостоятельное изучение студентами теоретического материала с помощью рекомендуемой учебно-методической литературы. Форма контроля: зачет.


Модуль № 1. «Восточный вопрос» - краеугольный камень европейской политики

Номера компетенций

Трудоемкость в ЗЕТ

Контрольные задания*

Семестр

Виды учебной работы в часах

Виды

Стоимость в баллах

Лк.

Пр.

Лаб.

Из них в интер. формах

СРС

ОК-1; ОК-7; ОК-8;

ОК-13;

ОК-14;

ОК-15;

ОК-16.

ОПК-2; ОПК-3;

ПК-2; ПК-4; ПК-9.


2 ЗЕ







IV

18

12

4

2

39

* Контрольные задания смотреть в п. 5.


4.1. Цель модуля «Методика научного исследования»: формирование у студентов представления о научном исследовании, принципах исторического познания и методах научного исследования; формирование навыков и умений написания и оформления научных работ.


4.2. Содержание модуля «Методика научного исследования»:

Введение в курс «Методика научного исследования.». Понятие методика, метод, методология научного исследования. Тема научно-исследовательской работы. Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Темати­ка работ. Темы выпускных квалификационных работ. Актуальность.

Особенности исторического познания. Три ведущих принципа: историзм, объективность, причинность. Понятие историзма историками. Отсутствие историзма до нового времени. Принцип объективности. Позиция сторонников партийности. Принцип причинности. Исторический факт. Типология исторического факта.

Понятие метода исследования. Методы научного исследования: всеобщие (философские), общенаучные, частные, специальные.

Классификация методов исследования. Анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Аксиоматический метод. Гипотетический метод. Абстрагирование. Обобщение. Системный метод. Наблюдение. Описание. Счет. Измерение. Сравнение. Конкретно-социологические методы и конкретно-исторические методы.

Структура учебно-научной работы. Титульный лист. Оглавление. Введение. Актуальность исследования. Проблема исследования. Цель исследования. Объект исследования. Предмет исследования. Задачи исследования. Методологическая база исследования (методы). Научная новизна исследования. Практическая значимость исследования.

Основная часть. Заключение. Список литературы (библиография). Приложения. Рубрикация. Сокращения слов. Оформление таблиц. Графический способ изложения материала. График. Схема.

Оформление библиографического аппарата. Оформление библиографических ссылок. Требования к печатанию работы.

Способы написания текста. Язык и стиль исторической речи. Проблема образности. Компоненты увлекательности. Жанры. Исторический жанр. Конкретно-исторические труды. Учебные публикации (учебники и учебные пособия). Историзм языка. Старая, новая, заимствованная лексика. Понятия и термины. Цитирование и пересказ источников.

Особенности подготовки рефератов и докладов. Реферат. Доклад. Особенности подготовки и защиты курсовых работ. Курсовая работа. Структура курсовой работы. Правила допуска к защите.

Особенности подготовки и защиты выпускных квалификационных работ. Выпускная квалификационная работа. ГОСТ. Дипломная работа. Этапы выполнения квалификационной и дипломной работы. Тематика работ. Руководство дипломной работой. Выполнение и оформление дипломных работ.

Отзыв научного руководителя. Правила допуска к защите. Рецензирование. Текст выступления. Защита выпускной квалификационной работы.


4.3. В результате изучения дисциплины студент должен:

знать науку как специфическую форму общественной деятельности, виды квалифицированных научных работ студентов: научный доклад на семинар, конференцию, международный семинар, курсовая работа, дипломный проект (работа), кандидатская и докторская диссертации; теоретические и методические основы исследования; основную методику выполнения и написания исследовательских проектов.

уметь самостоятельно анализировать политико-правовые источники, применять методы и принципы научного исследования при написании научных работ;

обладать навыками применения полученных знаний в практической деятельности.


^ 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


5.1. Основная литература

  1. Афанасьев, О.Н. Историзм против эклектики. Французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии / О.Н. Афанасьев. – М, 1980.

  2. Бизюк, А.П. Дипломная работа - содержание и оформление. В помощь выпускнику / А.П. Бизюк. – СПб., 2002. – 134 с.

  3. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV -XVIII вв.: В 3 т. / Ф. Бродель. – М., 1986—1992.

  4. Волков, Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2001. – 160 с.

  5. Гуревич, А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов» / А.Я. Гуревич. – М., 1993.

  6. Кузин, Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М.: «Ось-89», 2001. – 224 с.

  7. Мазур, Л.Н. Методы исторического исследования : учеб. пособие / Л. Н. Мазур. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. – 606 с.

  8. Могильницкий, Б.Г. История исторической мысли XX века / Б.Г. Могильницкий. – Томск. 2001—2003. Вып. 1, 2.

  9. Павлова, Е.П. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: практическое руководство по подготовке, изложению и защите: научное пособие / Е.П. Павлова. – М.: «Книга сервис», 2003. – 156 с.

  10. Папковская, П.Я. Методология научных исследований: Курс лекций / П.Я. Папковская. – Мн.: ООО «Информпресс», 2002. – 176 с.

  11. Румянцева, М.Ф. Теория истории / М.Ф. Румянцева. – М, 2002.

  12. Сабитов, Р.А. Основы научных знаний: Учеб. пособие / Р.А. Сабитов. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2002. – 138 с.

  13. Споры о главном: Дискуссия о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М., 1993.


5.2. Дополнительная литература

  1. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А.Ф. Ануфриев. – М.: «Ось-89», 2002. – 112 с.

  2. Басаков, М.И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста: Учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Баскаков. – Ростов-на-Дону, 2001.

  3. Безрукова, В.С. Как писать реферат, курсовую, дипломную / В.С. Безрукова. – СПб.: Питер, 2004. – 176 с.

  4. Бородкин, Л.И. Контент-анализ в исторических исследованиях / Л.И. Бородкин. – М., 1984.

  5. Бородкин, Л.И. Многомерныйстатистический анализ в исторических исследованиях / Л.И. Бородкин. – М., 1986.

  6. Ганс Селье. От мечты к открытию: Как стать ученым. М.: Прогресс, 1987. – 368 с.

  7. Захаров, А. Как написать и защитить диссертацию / А. Захаров, Т. Захарова. – СПб.: Питер, 2003. – 157 с.

  8. Ковальченко, И. Д. Место истории в системе общественных наук / И.Д. Ковальченко // Вопросы истории. 1987. № 7.

  9. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. – М., 1987.

  10. Количественные методы в исторических исследованиях. Учебник. – М., 1984.

  11. Марков, Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании / Ю.Г. Марков. – Новосибирск, 1982.

  12. Математические модели исторических процессов. – М., 1996.

  13. Могильницкий, Б. Г. Введение: О пользе истории / Б.Г. Могильницкий // Историческая наука и историческое познание. Томск, 2000.

  14. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. Пособие / Челяб. гос. Ун-т. – Челябинск, 2002. – 138 с.

  15. Сенкевич, М.П Литературное редактирование / М.П. Сенкевич, М.Д. Феллер / Учебное пособие. – М.: издательство «Высшая школа», 1968, –85 с.

  16. Сенкевич, М.П. Литературное редактирование научных произведений / М.П. Сенкевич. – М.: Издательство «Высшая школа», 1970. – 144 с.

  17. Сорокин, Н.А. Дипломные работы в педагогических вузах / Н.А. Сорокин. – М.: Просвещение, 1986. – 98 с.

  18. Эко Умберто Как писать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Эко Умберто. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 240 с.


5.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

    1. Научно-образовательный портал: http://www. eup.ru

    2. Образовательный портал: http://www. informika.ru


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО


Автор(ы): к.и.н., ст. преподаватель Астанина Е.А.


Рецензент(ы):

Декан факультета __________________________________

Завкафедрой ______________________________________

Уполномоченный по качеству кафедры ________________


Программа одобрена на заседании кафедры Отечественной истории


от «____» ______________ 2012 года, протокол № ____

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru