Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2012/2013. Школьный этап. 9 Класс



НазваниеВсероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2012/2013. Школьный этап. 9 Класс
Дата12.04.2013
Размер65.7 Kb.
ТипДокументы
источник

Всероссийская ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.


Фамилия, имя__________________________________________ Класс ____________________


Задание 1. Выполните тест. Ответ занесите в таблицу.

1.1. К тоталитарному режиму можно отнести следующую основу взаимоотношения власти с обществом:

а) гражданам запрещено все, что фактически не разрешено властью;

б) гражданам запрещено все, что не разрешено законом;

в) гражданам разрешено все, что не запрещается законом;

г) органам власти разрешено только то, что предусмотрено законом.

1.2. К невербальному общению относятся:

а) беседа по телефону;

б) подбадривающая улыбка;

в) общение посредством СМС;

г) диалог драматических персонажей;

1.3. К произведениям массовой культуре относится:

а) рекламный ролик;

б) самодеятельная песня;

в) древнерусская былина;

г) оперная партитура.

1.4. Какую из перечисленных ниже функций не должно выполнять государство в рыночной экономике:

а) обеспечение правовой основы экономической деятельности;

б) поддержка незащищенных слоев населения;

в) установления максимально допустимых объемов производства для частных фирм и контроль за выполнением этих требований;

г) выпуск в обращение денежных знаков.


1.1

1.2

1.3

1.4















Задание 2. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже, объединяющее их. (Оно может быть выражено одним словом или словосочетанием).

2.1.Питание, безопасность, общение, достижение власти, творчество.

Ответ _______________________________________________________________________________

2.2. Зарплата, рента, алименты, гонорар.

Ответ _______________________________________________________________________________


Задание 3. Заполните пропуск в ряду.

3.1. Буддизм, ________________________________________, ислам.

3.2. Неолитическая революция (появление земледелия и скотоводства) – возникновение аграрного общества; ________________________________________ – возникновение индустриального общества; научно-техническая революция – возникновение постиндустриального общества.


Задание 4. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

4.1. Пол, возраст, профессия.

Ответ _______________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________

4.2. Нехватка калорийного и рационального питания; истощение разрабатываемых месторождений угля, нефти, газа; нестабильность политической ситуации в ряде стран; значительный прирост населения Земли, опережающий рост экономического благосостояния.

Ответ _______________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________

Задание 5. Найдите в приведенных перечнях признаки названных понятий и выпишите их буквенные обозначения.

5.1. Понятие «культура»:

а) она немыслима без человека, он ее создал;

б) она есть часть природы;

в) она направлена на создание и сохранение ценностей;

г) ее освоение предполагает научение, позволяющее пользоваться вещами так, как это было задумано их создателями;

д) она всегда материальна, вещественна;

е) возникает вместе с появлением государства;

ж) она - совокупный духовный опыт человечества.

Ответ ___________________________________________________

5.2. ^ Понятие «мораль»:

а) изменяется вместе с развитием общества

б) отражает базовые общественные ценности

в) содержит четкие и однозначные предписания

г) нарушение ее норм ведет к наложению санкций со стороны государства

д) формируется в результате воспитания

е) направлена на снижение конфликтности в обществе

ж) всегда основана на религиозных представлениях

Ответ ___________________________________________________


Задание 6. Найдите и выпишите порядковые номера общественных явлений, относящихся к: а) форме правления, б) политическому режиму, в) государственному устройству.

1. Территориальное единство государства

2. Соблюдение прав и свобод человека

3. Политический плюрализм

4. Передача власти главы государства по наследству

5. Наличие системы сдержек и противовесов

6. Отсутствие разделения властных полномочий между центральной властью и регионами властью

7. Всеобщие выборы законодательного органа власти при тайном голосовании

8. Власть и личность связывают партнерские отношения

9. Формирование органов власти находится в компетенции главы государства

10. Наличие у регионов органов законодательной власти

а

б

в










Задание 7. Проанализируйте данное высказывание и ответьте на поставленные к нему вопросы.

«Впервые в человеческой истории все может быть сделано где угодно и продано кому угодно». (Л. Туроу)

А. Иллюстрацией какого мирового процесса служат слова экономиста?

Ответ ______________________________________________________________________________

Б. Дайте определение этому процессу.

Ответ ______________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________

Задание 8. Решите правовые задачи.

8.1.Игорь привлечен к уголовной ответственности по статье, предусматривающей возможность конфискации имущества. В связи с этим на имущество Игоря был наложен арест. Игорь проживает вместе с матерью, поэтому при составлении описи арестованного имущества в нее были внесены и вещи, принадлежащие его матери. 1)Какое право матери Игоря нарушено в данном случае?_______________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


2)Какие действия она может предпринять для защиты своего права?____________________


____________________________________________________________________________________

8.2. В отдел кадров кондитерской фабрики обратился 13-летний Андрей. Он подал заявление с просьбой принять его на работу в свободное от учебы время. Родители Андрея согласны, чтобы их сын работал. Будет ли в данном случае подросток принят на работу? Свой ответ поясните.


____________________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________

Задание 9. Решите обществоведческий кроссворд.

По горизонтали:

1. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

3. Единичный представитель человеческого рода.

5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям.

8. добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость.

9. Особое средство,  которое выполняет  роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг.

11. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера

12. Элемент социальной структуры

13. Доход, не связанный с предпринимательской деятельностью

По вертикали:

2. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.

4.Наука о наиболее  общих закономерностях развития природы, общества, познания.

6. Ценная бумага, которая дает право  ее владельцу на получение части прибыли акционерного общества .

7. Человек, находящийся вне своей социальной группы.

10. Сфера человеческой деятельности, функция которой  выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.





Задание 10. Перед вами диаграмма, составленная по данным опроса, проведенного ВЦИОМом в сентябре 2005 г. Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.

10.1. Чем старше люди, тем менее они склонны доверять друг другу.

10.2. Большинство людей не склонны доверять друг другу в принципе.

10.3. Самыми недоверчивыми являются люди, чье поколение окончило школу в конце 70-х – первой половине 80-х гг. прошлого столетия.

Ответы.

13.1. ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. 2. ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.3. ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 11. Уважаемые участники! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей и писателей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными. Ваша работа будет оцениваться жюри по следующим критериям:

^ 1.Раскрытие проблемы, затронутой автором, представление различных ее аспектов.

2.Представление вашей собственной точки зрения при раскрытии темы.

^ 3.Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

4.Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (опора на научные теории, владение понятиями курса).

^ 5.Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

6.Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам (см. п. 4).


1. «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели» (Дж. Б. Шоу).

2. «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить» (Л. Бернэ).

3. «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей

природы». И.И. Мечников

4. Будучи социальной, личность в то же время индивидуальна, неповторима. (И.С. Кон).

5. Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция. (Л.Эрхард).

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru