Скачать 87.61 Kb.
|
Семь металлов древности (факты, истории, легенды). Элективный курс для учеников 9 класса Учитель химии школы №853 Костюк И.В. Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Направленность курса - общеразвивающая и носит межпредметный характер. Учащиеся получат не только более глубокие знания по теме «Металлы», что может понадобиться при дальнейшем обучении в профильных классах с расширенным или углубленным изучением химии, но и значительно расширяет свой кругозор и повысят эрудицию в области культуры и истории развития мировых цивилизаций. Содержание курса знакомит учащихся с историей алхимии, поисками и разгадками «философского камня», с семью металлами древности: железом, золотом, серебром, медью, свинцом, ртутью и оловом. В курсе достаточно подробно рассматриваются физические и химические свойства выше указанных металлов, их применение на основании свойств историческом аспекте, показывается роль металлов а развитии человечества (бронзовый век, железный век и т.д.). При изучении курса акцентируется внимание школьников на связь химии с литературой, историей, географией. Для создания положительной мотивации к обучению приводится обширный историко-искусствоведческий материал (иллюстрации, гравюры, фотографии произведений искусств, изготовленных из металлов и их сплавов). ^ интеллектуальная сфера: расширение кругозора, формирование представлений о причинно-следственных связях явлений, о познаваемости мира явлений; формирования на многочисленных исторических фактах сознания единства всех наук, повышение мотивации к изучению предмета; эмоционально- волевая сфера: развитие эмоциональной сферы и эстетического чувства на многочисленных примерах историко-искусствоведческого материала курса; действенно-практическая сфера: обогащение словарного запаса, развитие эмоций, творческих способностей, развитие умения выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать изученные факты. ^ - Показать, что развитие химии явилось результатом взаимодействия со смежными науками ( физикой, минералогией, биологией), а также практической необходимостью получения веществ с полезными свойствами. - Ознакомить с основными направлениями развития химии. - Ознакомить с особенностями свойств изучаемых в курсе металлов, свойств, обуславливающих применение данных металлов в той или иной области. - Закрепить приемы безопасной экспериментальной работы в химической лаборатории. - Способствовать развитию речи и дикции школьников. - Дать представление об использовании металлов и сплавов в создании памятников мировой художественной культуры. - Показать, что получе6нные знания можно и нужно применять в повседневной жизни. Предполагаемый результат: В конце изучения данного курса учащиеся должны - уметь характеризовать основные направления исторического развития химии как науки; - знать наиболее важные свойства изученных металлов, уметь приводить примеры применения металлов и их сплавов в технике, безопасного применения в быту; - проводить качественные реакции по определению ионов металлов в растворах; - производить расчеты по определению содержания металлов в рудах; - закрепить навыки экспериментальной работы, правила техники безопасности при работе с химическими веществами; - уметь отбирать материал из информационных источников для подготовки сообщений, кратко и четко излагать информацию; - приводить примеры исторических памятников, произведений искусства, созданных из металлов. Формы работы и итоговый контроль. Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды и формы деятельности: Лекции, беседы, сообщения учащихся, демонстрационные и лабораторные опыты, решение кроссвордов, ребусов, проведение викторины. Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические занятия и материал для закрепления в занимательной игровой форме. Итоговое занятие представляет собой конкурс газет с материалами, найденными учащимися в разных информационных источниках в период времени изучения курса, и заключительную игру «Брейн-ринг», где участвуют все слушатели курса. ^ Семь металлов древности (факты, истории, легенды) 20 часов
Краткое содержание элективного курса Семь металлов древности ( факты, истории, легенды) ^ Теория 1час. Лекция. Алхимия и алхимики. Характеристика уровня знаний в области химии в период алхимии. «Философский камень», алхимические знаки. Век медный, век бронзовый. Открытия алхимиков. ^ Изучение рисунков – репродукций с изображением мастерских алхимиков с целью ознакомления с лабораторным оснащением и производимыми химическими операциями. Работа с коллекциями «Металлы и сплавы», «Горные породы и минералы», шкалой твердости. Лабораторная работа «Изучение некоторых физических свойств сплавов» ^ Теория 1час. Общая характеристика металлов, строение кристаллических решеток, особенности металлической связи. Физические и химические свойства металлов. ^ Изучение кристаллических решеток металлов на моделях. Изучение физических свойств металлов на образцах. Лабораторная работа «Электрохимический ряд металлов». Занятие ^ Теория 1час. Железо – «небесный металл». Железо в древней мифологии. Самородное железо, железосодержащие минералы. Железный век. История развития металлургии. Краски на основе железа. Железо и здоровье человека. ^ Лабораторная работа «Исследование свойств руд железа (магнитный, бурый, красный железняки)». Качественное определение ионов железа. ^ Теория 1час. Золото в природе. Золото – металл ювелиров и банковских кладовых. Особенности физических и химических свойств золота. Черное и разноцветное золото. Древняя профессия золота связана с медициной (имплантанты). ^ Работа с печатными материалами по современному применению золота. Мини-конференция. Лабораторная работа: 1) приготовление «алхимического золота», 2) растворение золота в «царской водке». ^ Теория 1час. Медный век. Особенности свойств меди и ее сплавов. Художественная бронза ( царь-колокол, царь-пушка, бронзовые памятники). «Певкая медь» - колокольная бронза. Малахит, «Ярьмедянка». ^ Лабораторная работа: 1) закладка опыта по выращиванию кристаллов медного купороса; 2) чернение меди; 3) «медная шуба» -реакция замещения; 4) качественные реакции на ион меди. ^ Теория 1 час. Применение свинца в древнем мире. Свинцовые водопроводы возможно явились причиной гибели Римской империи, свинец – яд! Свинец - лучший радиопротектор. Почему чернеют со временем шедевры мировой живописи и не только? Свинцовые письма, Хрусталь. ^ Решение задач на получение металлов из руд. Занятие 7. Металл, болеющий чумой, а также повелитель консервной банки – олово. 2 часа. Теория 1час. Особенности физических и химических свойств. Аллотропные видоизменения. Белое и серое олово. Почему погибла полярная экспедиция Роберта Скотта. Проделки «оловянной чумы». Проблема консервных банок. Оловянная бронза. «Сусальное золото». ^ Лабораторная работа «Изучение перехода олова из одной аллотропной модификации в другую». Занятие 8. Ртуть- «растворитель» металлов. 2часа. Теория 1час. Ртуть в природе. Самородная ртуть. Амальгамы металлов. «Гремучая ртуть». Ртуть- яд, она же- лекарство. Почему Иван был Грозным? ^ Работа с информационными источниками, консультации по подбору материала для оформления газет. Занятие 9. «Доктор» от металлов - серебро. 2 часа. Теория 1час. Серебро в природе, физические и химические свойства. Аргентина и аргентум. Серебро - лучший проводник тепла и электрического тока. «Гремучее серебро». О зеркалах. Фотография началась с серебра. Почему армия Александра Македонского была «вооружена» серебряными ложками и кубками. «Серебряная» вода. Практика 1час. Лабораторная работа: 1) проведение реакции «серебряного зеркала»; 2) качественные реакции на ион серебра. ^ Выставка газет по теме «Многоликие металлы». Проведение игры «Брейн-Ринг» по теме «Металлы». Методическое обеспечение курса. Формы учебных занятий: Лекция, семинар, мини-конференция, практические занятия расчетные и экспериментальные, просмотр. Техническое обеспечение.
Образовательные ресурсы к курсу. Литература.
|