Элективный курс для учеников 9 класса Учитель химии школы №853 Костюк И. В



Скачать 87.61 Kb.
НазваниеЭлективный курс для учеников 9 класса Учитель химии школы №853 Костюк И. В
Дата14.04.2013
Размер87.61 Kb.
ТипЭлективный курс
источник

Семь металлов древности (факты, истории, легенды).

Элективный курс для учеников 9 класса


Учитель химии школы №853

Костюк И.В.


Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов.

Направленность курса - общеразвивающая и носит межпредметный характер. Учащиеся получат не только более глубокие знания по теме «Металлы», что может понадобиться при дальнейшем обучении в профильных классах с расширенным или углубленным изучением химии, но и значительно расширяет свой кругозор и повысят эрудицию в области культуры и истории развития мировых цивилизаций.

Содержание курса знакомит учащихся с историей алхимии, поисками и разгадками «философского камня», с семью металлами древности: железом, золотом, серебром, медью, свинцом, ртутью и оловом. В курсе достаточно подробно рассматриваются физические и химические свойства выше указанных металлов, их применение на основании свойств историческом аспекте, показывается роль металлов а развитии человечества (бронзовый век, железный век и т.д.). При изучении курса акцентируется внимание школьников на связь химии с литературой, историей, географией. Для создания положительной мотивации к обучению приводится обширный историко-искусствоведческий материал (иллюстрации, гравюры, фотографии произведений искусств, изготовленных из металлов и их сплавов).

^ Основные цели курса:

интеллектуальная сфера: расширение кругозора, формирование представлений о причинно-следственных связях явлений, о познаваемости мира явлений; формирования на многочисленных исторических фактах сознания единства всех наук, повышение мотивации к изучению предмета;

эмоционально- волевая сфера: развитие эмоциональной сферы и эстетического чувства на многочисленных примерах историко-искусствоведческого материала курса;

действенно-практическая сфера: обогащение словарного запаса, развитие эмоций, творческих способностей, развитие умения выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать изученные факты.

^ Задачи курса:

- Показать, что развитие химии явилось результатом взаимодействия со смежными науками ( физикой, минералогией, биологией), а также практической необходимостью получения веществ с полезными свойствами.

- Ознакомить с основными направлениями развития химии.

- Ознакомить с особенностями свойств изучаемых в курсе металлов, свойств, обуславливающих применение данных металлов в той или иной области.

- Закрепить приемы безопасной экспериментальной работы в химической лаборатории.

- Способствовать развитию речи и дикции школьников.

- Дать представление об использовании металлов и сплавов в создании памятников мировой художественной культуры.

- Показать, что получе6нные знания можно и нужно применять в повседневной жизни.

Предполагаемый результат:

В конце изучения данного курса учащиеся должны

- уметь характеризовать основные направления исторического развития химии как науки;

- знать наиболее важные свойства изученных металлов, уметь приводить примеры применения металлов и их сплавов в технике, безопасного применения в быту;

- проводить качественные реакции по определению ионов металлов в растворах;

- производить расчеты по определению содержания металлов в рудах;

- закрепить навыки экспериментальной работы, правила техники безопасности при работе с химическими веществами;

- уметь отбирать материал из информационных источников для подготовки сообщений, кратко и четко излагать информацию;

- приводить примеры исторических памятников, произведений искусства, созданных из металлов.

Формы работы и итоговый контроль.

Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды и формы деятельности:

Лекции, беседы, сообщения учащихся, демонстрационные и лабораторные опыты, решение кроссвордов, ребусов, проведение викторины. Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические занятия и материал для закрепления в занимательной игровой форме.

Итоговое занятие представляет собой конкурс газет с материалами, найденными учащимися в разных информационных источниках в период времени изучения курса, и заключительную игру «Брейн-ринг», где участвуют все слушатели курса.


^ Учебно-тематический план курса

Семь металлов древности (факты, истории, легенды)

20 часов




занятия



Тема занятия

Количество


теория

Часов


практика

1

Введение. «Алхимия- древнейший прообраз химии»

Практическая работа с коллекциями.

1


1

2

Общие свойства металлов.

Практическая работа по теме: «Электрохимический ряд металлов»

1

1

3

Главный металл современности - железо.

Лабораторная работа: «Исследование свойств руд железа»

1

1

4

«Царь металлов» - золото.

Лабораторная работа «Растворение золота в царской водке»

1

1

5

Музыкальный металл с острова Кипр – медь.

Лабораторная работа: «Выращивание кристаллов медного купороса»

1

1

6

«Хрустальный» металл – свинец.

Решение расчетных задач на получение металлов и руд.

1

1

7

Металл, болеющий чумой, а также повелитель консервной банки – олово.

Лабораторная работа: « Изучение перехода олова из одной аллотропной модификации в другую». Решение задач.

1

1

8

Ртуть – «растворитель» металлов.

Работа с информационными источниками.

1

1

9

«Доктор» от металлов – серебро.

Лабораторная работа: «Проведение опытов с соединением серебра»

1

1

10

Итоговый урок. Выставка газет.

Игра-зачет «Брейн-ринг» между командами по теме «Металлы»

2







^ Итого 20 часов

12

8



Краткое содержание элективного курса

Семь металлов древности ( факты, истории, легенды)


^ Занятие № 1. Введение. «Алхимия – древнейший прообраз химии». 2часа

Теория 1час.

Лекция. Алхимия и алхимики. Характеристика уровня знаний в области химии в период алхимии. «Философский камень», алхимические знаки. Век медный, век бронзовый. Открытия алхимиков.

^ Практика 1час. Изучение рисунков – репродукций с изображением мастерских алхимиков с целью ознакомления с лабораторным оснащением и производимыми химическими операциями.

Работа с коллекциями «Металлы и сплавы», «Горные породы и минералы», шкалой твердости.

Лабораторная работа «Изучение некоторых физических свойств сплавов»

^ Занятие 2. Общие свойства металлов. 2часа.

Теория 1час.

Общая характеристика металлов, строение кристаллических решеток, особенности металлической связи. Физические и химические свойства металлов.

^ Практика 1час.

Изучение кристаллических решеток металлов на моделях.

Изучение физических свойств металлов на образцах.

Лабораторная работа «Электрохимический ряд металлов».

Занятие ^ 3. Главный металл современности – железо. 2часа.

Теория 1час.

Железо – «небесный металл». Железо в древней мифологии. Самородное железо, железосодержащие минералы. Железный век. История развития металлургии. Краски на основе железа. Железо и здоровье человека.

^ Практика 1час.

Лабораторная работа «Исследование свойств руд железа (магнитный, бурый, красный железняки)».

Качественное определение ионов железа.

^ Занятие 4. «Царь металлов» - золото. 2часа.

Теория 1час.

Золото в природе. Золото – металл ювелиров и банковских кладовых.

Особенности физических и химических свойств золота. Черное и разноцветное золото. Древняя профессия золота связана с медициной (имплантанты).

^ Практика 1час.

Работа с печатными материалами по современному применению золота. Мини-конференция.

Лабораторная работа: 1) приготовление «алхимического золота»,

2) растворение золота в «царской водке».

^ Занятие 5. Музыкальный металл с острова Кипр – медь. 2часа.

Теория 1час.

Медный век. Особенности свойств меди и ее сплавов. Художественная бронза ( царь-колокол, царь-пушка, бронзовые памятники). «Певкая медь» - колокольная бронза. Малахит, «Ярьмедянка».

^ Практика 1час.

Лабораторная работа: 1) закладка опыта по выращиванию кристаллов медного купороса;

2) чернение меди;

3) «медная шуба» -реакция замещения;

4) качественные реакции на ион меди.

^ Занятие 6. «Хрустальный» металл – свинец. 2часа.

Теория 1 час.

Применение свинца в древнем мире. Свинцовые водопроводы возможно явились причиной гибели Римской империи, свинец – яд! Свинец - лучший радиопротектор. Почему чернеют со временем шедевры мировой живописи и не только? Свинцовые письма, Хрусталь.

^ Практика 1час.

Решение задач на получение металлов из руд.

Занятие 7. Металл, болеющий чумой, а также повелитель консервной банки – олово.

2 часа.

Теория 1час.

Особенности физических и химических свойств. Аллотропные видоизменения. Белое и серое олово. Почему погибла полярная экспедиция Роберта Скотта. Проделки «оловянной чумы». Проблема консервных банок. Оловянная бронза. «Сусальное золото».

^ Практика 1час.

Лабораторная работа «Изучение перехода олова из одной аллотропной модификации в другую».

Занятие 8. Ртуть- «растворитель» металлов. 2часа.

Теория 1час.

Ртуть в природе. Самородная ртуть. Амальгамы металлов. «Гремучая ртуть». Ртуть- яд, она же- лекарство. Почему Иван был Грозным?

^ Практика 1час.

Работа с информационными источниками, консультации по подбору материала для оформления газет.

Занятие 9. «Доктор» от металлов - серебро. 2 часа.

Теория 1час.

Серебро в природе, физические и химические свойства. Аргентина и аргентум. Серебро - лучший проводник тепла и электрического тока. «Гремучее серебро». О зеркалах.

Фотография началась с серебра. Почему армия Александра Македонского была «вооружена» серебряными ложками и кубками. «Серебряная» вода.

Практика 1час.

Лабораторная работа: 1) проведение реакции «серебряного зеркала»;

2) качественные реакции на ион серебра.

^ Занятие 10. Подведение итогов. 2часа.

Выставка газет по теме «Многоликие металлы».

Проведение игры «Брейн-Ринг» по теме «Металлы».


Методическое обеспечение курса.

Формы учебных занятий:

Лекция, семинар, мини-конференция, практические занятия расчетные и экспериментальные, просмотр.

Техническое обеспечение.

  1. Коллекция «Металлы и сплавы», «Горные породы и минералы», шкала твердости Моста.

  2. Модели кристаллических решеток металлов.

  3. Реактивы: металлы (магний, цинк, железо, медь, свинец, олово) кислоты (серная, азотная, соляная, фосфорная), соли (сульфаты, хлориды, нитраты выше указанных металлов, нитрат серебра, ацетат свинца, тиоцианат калия).

  4. Оборудование: спиртовки, штативы, пробирки, мерная посуда.

  5. Иллюстрации, рисунки, репродукции картин, фотографии с изображениями мастерских алхимиков, художественными изделиями из металлов.


Образовательные ресурсы к курсу.

Литература.

  1. Малышкина В.А. Занимательная химия. С.-П., Тригон, 2001.

  2. Штемплер Г.И. Химия в досуге.М., Просвещение, 1993.

  3. Габриэлян О.С., Остороумов И.Г. Настольная химия учителя. М. Дрофа, 2002.

  4. Книга для чтения по неорганической химии. Сост. Крицман В.А. М., Просвещение, 1984.

  5. Николаев Л.А. Первые в рядах элементов. М., Просвещение, 1983.

  6. Гофман К. можно ли сделать золото? Л., Химия, 1987.

  7. Потемкин С.В. 79-й. Благородный. М., Недра, 1988.

  8. Венецкий С.И. В мире металлов. М., Металлургия, 1988.

  9. Хомченко Г.П., Хомченко и. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы. М., Высшая школа, 1995.

  10. Габриэлян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя, М, Дрофа, 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru