«Согласовано» «Утверждаю» Председатель пк посаженникова С. А. Директор Г. Н. Кувшинова



Название«Согласовано» «Утверждаю» Председатель пк посаженникова С. А. Директор Г. Н. Кувшинова
страница1/6
Дата09.03.2013
Размер0.98 Mb.
ТипПояснительная записка
источник
  1   2   3   4   5   6

«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель ПК Посаженникова С.А. Директор Г.Н. Кувшинова




Государственное бюджетное образовательное учреждение

начальная школа – детский сад компенсирующего вида №1853


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(дошкольное отделение)


«Принято на заседании педагогического совета от 25 мая 2012 года протокол №5»



2012год


Оглавление

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………….2

I. Обязательная часть Программы…………………………………………………………………………………………………………………………4

1.Организация режима пребывания детей в ГБОУ…………… ………………………………………………………………………………………4

2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей………………………..………………………………9

3.Содержание коррекционной работы…………………………………………………………………………………….............................................36

4.Система мониторинга………………………………………………………………………………………………………………………………….42

II. Часть Программы……………………………………………………………………………………………………………………………………….44

1.Особенности организации воспитательно – образовательного процесса в ГБОУ №1853 дошкольного отделения…………………………….44

1.1. Группы для детей с ЗПР (полный день)……………………………………………………………………………………………………………..44

1.2. Группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», «С отклонениями в развитии»...………………………………………….………51

1.3. Структурные подразделения СРП, Лекотека……………………………………………………………………………………………………….54

2. Условия реализации образовательной программы…………………………………………………………………………………………………...58


^ Пояснительная записка

Образовательная программа ГБОУ Начальная школа- детский сад компенсирующего вида №1853 (детский сад для детей с ЗПР) строиться на основе личностно-ориентированного и дифференцированного подхода при реализации коррекционно-образовательных и воспитательных задач. Дошкольное отделение для детей с ЗПР, в образовательной программе, использует несколько основных комплексных программ, т. к. это связано с тем, что в структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости, но основной контингент - это дети с задержкой церебрально-органического генеза. Состояние детей часто осложнено энцефалопатическими и невротическими расстройствами, такими как гидроцефально-гипертензионный синдром, синдром моторной возбудимости, нарушение активного внимания, эмоциональные расстройства и др. (Певзнер М.С., 1966; Власова Т.А., Лебединская К.С., 1975, 1980; Иванов Е. С., 1971; Ковалев В.В., 1973; Марковская И.Ф., 1993). Образовательная программа разработана на основе комплексных программ («От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, утвержденной Министерством просвещения РСФСР, 2011г.; Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книги 1, 2 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003; Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии.  Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. СПб.: Каро, 2008) и внутренних документов, регламентирующих работу педагогов учреждения. Данные документы определили развивающую среду, адаптированную к психофизическим особенностям детей с ЗПР, сформулировали задачи повышения компетентности специалистов и воспитателей по проблеме ЗПР. Эффективность коррекционно-развивающей и образовательной работы зависит от профессиональной компетентности педагогов. Специалисты, работающие с детьми с ЗПР, имеют квалификацию: учитель - дефектолог и учитель-логопед. Специалисты и воспитатели обязательно имеют курсы повышения квалификации по вопросам обучения и воспитания детей с ЗПР. Все эти составляющие образуют модель коррекционно-педагогического процесса в ГБОУ компенсирующего вида, которая гибко и быстро меняться в зависимости от изменяющегося контингента детей и социального заказа.

Приоритетным направлением ГБОУ №1853 дошкольного отделения является осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Основной целью учреждения (дошкольного отделения) является обучение, воспитание и всестороннее развитие личности каждого ребенка с проблемами развития с раннего возраста с 2 месяцев до 7 лет с учетом его психофизического здоровья.

Задачами деятельности педагогического коллектива является адаптация и интеграция детей с проблемами интеллектуального, речевого, психофизического развития в среду нормально развивающихся детей, коррекционная работа по развитию речи, интеллекта и других психических процессов, максимальная реализация возможностей и способностей каждого ребенка, обеспечение индивидуального пути его развития на всех этапах обучения и воспитания, расширения творческого потенциала детей с указанными недостатками развития.

Задачи учреждения определяют его структуру и особенность образовательного процесса дошкольного отделения (для детей с задержкой психического развития) где учтены принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников:

  • структурное подразделение «Служба ранней помощи» с 2-х месяцев до 3-х лет;

  • структурное подразделение «Лекотека» с 2-х месяцев до 7 лет;

  • группы полного дня для детей с задержкой психического развития с 3-х до 7 лет;

  • группы кратковременного пребывания для детей «Особый ребенок» с 2-х до 7 лет;

  • группы кратковременного пребывания для детей « С отклонениями в развитии» с 2-х до 7 лет.

В основу организации коррекционно - образовательного процесса определен комплексный тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Коррекционно-образовательная работа с дошкольниками с ЗПР строится с учетом индивидуально-типологических и психологических особенностей ребенка.

Специфика коррекционно-образовательной работы:

- чем меньше возраст детей, тем больше внимания уделяется задачам развивающего характера, если работа с ребенком начинается в старшем дошкольном возрасте, то коррекционные и развивающие задачи решаются в комплексе;

-учитываются все факторы, которые позитивно или негативно могут влиять на развитие ребенка (состояние физического здоровья, состояние центральной нервной системы (ЦНС), воздействие на ребенка микросоциальной среды);

- выбирается и дозируется учебная нагрузка;

-индивидуальные и подгрупповые коррекционно - развивающие занятия планируются с опорой на данные диагностического обследования особенностей развития детей и уровня сформированности у них знаний, представлений и умений;

- осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом их индивидуальных особенностей.
Педагоги знают нормативные документы, регламентирующие педагогический процесс, владеют знаниями из области смежных с педагогикой дисциплин - общей и специальной психологии, нейропсихологии, медицины, социальной педагогики.

Содержание коррекционно - образовательной программы ГБОУ №1853 (дошкольное отделение) соответствует основным положениям возрастной психологии, коррекционной и дошкольной педагогике и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка с ЗПР и обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.


^ 1 ЧАСТЬ (обязательная)

Раздел 1.1.

Организация режима пребывания детей в ГБОУ.


В детском саду определен 10,5 -часовой режим пребывания детей. Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психологического и гармоничного развития детей, является организация режима дня, соответствующего возрастным психофизиологическим потребностям ребенка.

Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, обязательных видов образовательной деятельности, прогулок и самостоятельной деятельности детей, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей определенного возраста.

В режим входят условия проведения и содержание каждого из указанных процессов. Количественные и качественные показатели соответствуют как возрастным, так и индивидуальным особенностям ребенка и содействуют укреплению его физического и психического здоровья.

Обеспечение правильного режима достигается за счет распределения детей по возрастным группам. Каждая группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности дошкольников данного возраста.

Утренний отрезок времени (с 7.30 до 9.00) включает традиционные режимные моменты, которые организует воспитатель группы, при этом в каждый момент общения с детьми им решаются определенные задачи воспитания и обучения. В этот же период проводятся индивидуальная работа с детьми, которым требуется уделить отдельное внимание в той или иной образовательной области или по рекомендации специалистов. Основная задача образовательной работы в утренний отрезок времени состоит в создании у детей бодрого, жизнерадостного настроения.

В 9.00 проводятся различные виды непрерывной образовательной деятельности по учебному плану. Формой организации детей являются подгрупповая и групповая .

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста составляет:

  • в первой младшей группе (2-3 года) – 10 периодов образовательной деятельности, в соответствии с образовательными областями общеобразовательной программы;

  • во второй младшей группе (3-4 года) – 11 периодов образовательной деятельности;

  • в средней группе (4-5 лет) - 12 видов образовательной деятельности, продолжительность каждого составляет 20 минут, организованное обучение проводится в первую половину дня, перерыв - 10 минут;

  • в старшей группе (5-6 лет) – 15 периодов образовательной совместной деятельности воспитателя с детьми;

  • в подготовительной к школе группе (6-7 лет) – 17 периодов образовательной деятельности

Максимально допустимое количество видов образовательной деятельности в первой половине дня:

  • в первой младшей группе (2-3 года) – 2 периода образовательной совместной деятельности педагога с детьми, их продолжительность составляет 10 минут, проведение их возможно как в первой, так и во второй половине дня;

  • во второй младшей группе (3-4 года) – 2 периода организованного обучения, их продолжительность составляет 15 минут, проводится обучение в первую половину дня, перерыв - 10 минут;

  • в средней группе (4-5 лет) - 2 периода образовательной совместной деятельности, их продолжительность составляет 20 минут, организовывается обучение в первую половину дня, перерыв - 10 минут;

  • в старшей группе (5-6 лет) – 3 периода образовательной совместной деятельности воспитателя с детьми, продолжительность каждого вида обучение составляет 25 минут, проводится в первую половину дня, перерыв - 10 минут;

  • в подготовительной к школе группе – 3 периода образовательной совместной деятельности, их продолжительность 30 минут, проводится обучение в первой половине дня, перерыв - 10 минут.

В старшей и подготовительной группе совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми может проводиться во второй половине дня 2-3 раза в неделю продолжительностью 25 - 30 минут соответственно.

Расписание организованного обучения в совместной деятельности воспитателя с детьми составляется в соответствии с комплексной общеобразовательной программой по дошкольному воспитанию и на основании Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях (СанПиН 2.4.1.2660-10). Количество видов совместной образовательной деятельности в месяц распределяется следующим образом:



Виды образовательных областей

Продолжительность непрерывной образовательной деятельности в неделю




Образовательные области

2-я младшая группа

Средняя

группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Познание: формирование целостной картины мира

7.5

10

25

30

Познание: формирование элементарных математических представлений

15

20

25

60

Познание: конструирование

7.5

10

25

30

Коммуникация

7.5


10

25

30

Чтение художественной литературы

7.5

10

25

30

Художественное творчество: рисование

15

20

50

60

Художественное творчество: лепка

7.5


10

12.5

15

Художественное творчество: аппликация

7.5

10

12.5

15

Физическая культура

30

60

75

90

Физическая культура (организация плавания)

30

40

50

60

Музыка

30

40

50

60

Общее количество часов по непрерывной образовательной деятельности



45

мин



6ч15мин




Реализация дополнительных образовательных программ

-

-

-

30

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности



45

мин



6ч15мин



30мин



Оставшееся до прогулки время заполняется организованной воспитателем игрой или предоставляется детям для занятий по интересам.

На прогулке решаются как оздоровительные, так и специальные коррекционно-образовательные задачи. Оздоровительные задачи решаются за счет специально отобранных игр и упражнений. Подвижные игры предусмотрено проводить в конце прогулки перед возвращением детей в помещение. Коррекционно-образовательные задачи решаются главным образом за счет целенаправленно организованных наблюдений.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет 4-4,5 часа. Прогулка организуется два раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15оС и скорости ветра более 7м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15оС и скорости ветра более 15м/с для детей до 4 лет, для детей 4-7 лет при температуре воздуха ниже -20оС и скорости ветра более 15м/с.

После прогулки дети готовятся к обеду, обедают, а затем организуется дневной сон. Этот период времени используется для выработки правильных социальных и гигиенических навыков.

Общая продолжительность дневного сна для детей дошкольного возраста 2 - 2.5 часа. Детей с трудным засыпанием и чутким сном предусмотрено укладывать первыми и поднимать последними. Во время сна присутствие воспитателя или помощника воспитателя обязательно. После пробуждения проводится «гимнастика пробуждения», позволяющая разогреть мышцы и поднять настроение.

Далее распорядок дня строится следующим образом: игры, полдник, организованное обучение (если предусмотрено расписанием совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми), игры, самостоятельная деятельность детей, вечерняя прогулка.

Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к организованному обучению, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

В теплое время года (июнь-август) увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе за счет организации разнообразных видов детской деятельности и характера занятий на участке. В этот период дневной сон удлиняется за счет сокращения ночного сна.

Режим устанавливается на сутки и согласовывается с режимом ребенка в домашних условиях.


^ Распределение основных режимных моментов:


^ Элементы режима

Время начала основных элементов режима дня







^ 2-я младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Дома




Подъем, утренний туалет

630 - 730

630 - 730

630 - 730

630 - 730

В детском саду




Сбор детей

7.30

7.30

7.30

7.30

Завтрак

8.20

8.25

8.30

8.30

Игры

8.55

8.55

8.55

8.55

1-ый период непрерывной образовательной деятельности

9.20

9.10

9.00

9.00

2-ой период непрерывной образовательной деятельности

9.45

9.40

9.35

9.40

3-ий период непрерывной образовательной деятельности

-

-

10.10

10.20

Второй завтрак

10.00

10.00

10.00

10.10

Игры, прогулка

10.00

10.00

10.35

10.50

Игры

12.00

12.10

12.25

12.35

Обед

12.20

12.15

12.40

12.45

Чтение художественной литературы

12.40

12.40

13.00

13.05

Дневной сон

12.50

12.50

13.10

13.15

Гимнастика пробуждения

15.00

15.00

15.00

15.00

Полдник

15.25

15.25

15.25

15.25

Игры

15.50

15.50

15.40

15.40

Совместная образовательная деятельность

16.15

16.15

16.15

16.15

Игры

16.30

16.30

16.30

16.30

Чтение художественной литературы

16.20

16.20

16.20

16.20

Прогулка

16.45

16.45

16.45

16.45

Уход домой

18.45 – 18.00

18.45 – 18.00

18.45 – 18.00

18.45 – 18.00

Дома




Прогулка с детьми

до 20.00

до 20.00

до 20.00

до 20.00

Легкий ужин

Спокойные игры, гигиенические процедуры

20.00

20.00

20.00

20.00

Ночной сон

20.30

20.30

20.45

20.45



Решающим условием успешного протекания педагогического процесса является его проектирование, способствующее развивать способности педагогов к самоанализу содержания своей педагогической деятельности и включающее в себя следующие компоненты:

  • целевой (определение задач образовательной работы);

  • содержательный (отбор средств и способов решения поставленных задач);

  • диагностический (диагностика полученных результатов);

Смысл проектирования педагогической деятельности заключается в обеспечении систематического развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными возможностями и индивидуальными особенностями.

Проектирование педагогического процесса осуществляется с ориентацией на воспитанников: группу в целом и каждого воспитанника в отдельности в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, позволяющее обеспечить равный старт развития для всех детей.


2. ^ Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

В данный раздел включены материалы по проектированию, планированию и организации текущей образовательной деятельности по всем образовательным областям.

Образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения; в ходе режимных моментов; в самостоятельной деятельности детей и при взаимодействии с семьями детей, по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru