Московский институт открытого образования



Скачать 196.67 Kb.
НазваниеМосковский институт открытого образования
Дата13.04.2013
Размер196.67 Kb.
ТипРеферат
источник

Московский институт открытого образования

Кафедра педагогики и методики начального образования


Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе


Реферат слушателя группы НО-17,

учителя начальных классов

ГОУ прогимназии №1717

Зеленоградского округа

Моховой Ольги Николаевны


Москва

2010


Оглавление

Введение

3


Глава I Лингвистические основы работы над приставкой и предлогом в начальной школе

1.1. Предлог как часть речи 4

1.2. Понятие о приставке 8


Глава II Психолого-педагогические основы изучения приставки и предлога

2.1. Роль анализа и сравнения в процессе обучения младших школьников 9

2.2. Принцип наглядности как один из важнейших дидактических принципов в системе обучения младших школьников 11


Глава III Приёмы работы над приставками и предлогами в начальной школе

3.1. Формирование представлений о предлоге у младших школьников 13

3.2. Особенности работы над приставкой 17


Заключение 20

Библиография 21


Введение

Формирование всесторонне развитой личности – ориентир в работе школы. Перед учителем стоит задача – поиск новых способов интенсификации обучения, повышение его качества и процента обученности. В настоящее время общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания.

Учителям начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке младших школьников к усвоению русского языка. Чем раньше учащиеся приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают объём знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования родного языка.

Для изучения в начальных классах отобраны знания, которые являются базовыми для сознательного владения языком и формирования графических и орфографических навыков.

Младшие школьники, начиная с 1 класса, на разных уровнях изучают части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог. В 3 классе знакомятся с местоимениями и наречиями. В программу включены знания о предложении как единице речи, о связи слов в предложении. Знания о морфемном составе слова представлены в объёме, необходимом для того, чтобы младшие школьники могли осознать существенные признаки каждой морфемы, их роль и взаимодействие в слове.

Учебные пособия по русскому языку предлагают ряд упражнений по морфемному составу и предлогам. Учитывая сложность этой темы для младших школьников, я обратилась к теме: «Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе». Перед собой поставила цель – найти наиболее эффективные приёмы работы, которые бы способствовали лучшему усвоению этого материала младшими школьниками.


3


^ Глава I Лингвистические основы работы над приставкой и предлогом в начальной школе

1.1.Предлог как часть речи

Предлоги – это служебные слова, которые в сочетании с именем в косвенном падеже выражают зависимость данного имени от других слов в предложении или словосочетании, передают различные отношения между зависимым именем и другими словами в предложении или словосочетании.[8,256]

Например: Книга лежит на столе; яблоня в цвету, вид из окна.

Современная система русских предлогов сложилась на основе той предложной системы, которая была унаследована древнерусским языком. Русский язык сохранил такие древние предлоги как в, без, за, из, к, на, над, о, об, от, до, для, по, под, перед, про, при, ради, с, через, у.

В лингвистической науке предлоги рассматриваются как одно из средств выражения синтаксических отношений между членами предложения, иначе говоря, как одно из средств организации слов в словосочетании. Указанное свойство предлогов составляет их грамматическое значение.[33,39]

Предлоги, как и другие служебные части речи, принадлежат к неизменяемым словам. Следовательно, у них нет флексий и вопрос о морфемной структуре предлогов должен был бы быть предметом словообразования, однако и он по традиции рассматривается в морфологии.[33,358]

Классификация предлогов

В зависимости от происхождения предлоги делятся на непроизводные и производные.

Непроизводными считаются все предлоги, которые потеряли живую связь с теми словами, от которых они образованы. Это сравнительно небольшая группа слов, куда входят предлоги без, в, до, для, за, из, к, над, о,

4

об, от, по, под, перед, при, про, ради, с, у, через.

Производных предлогов значительно больше. Их классификация производится в зависимости от того, с какой частью речи сохраняется связь производного предлога. Таким образом, выделяются наречные, отыменные и отглагольные предлоги.

К наречным относятся предлоги вблизи, вдоль, вне, внутри, возле, вокруг, впереди и др. С ними сближаются предлоги, происхождение которых связано с прилагательными: согласно, соответственно, соразмерно, относительно и др.

С глагольными формами связаны своим происхождением предлоги от деепричастий (благодаря, включая, исключая, кончая, начиная, спустя), а также из сочетаний деепричастия с первообразным предлогом (несмотря на, смотря по, начиная с).[26,483]

С точки зрения морфемного состава предлоги делятся на простые и сложные. К простым относятся предлоги, состоящие из одной корневой морфемы (без, о, об, про, через и др.), а к сложным – имеющие в своём составе две или более корневые морфемы одного уровня, т.е. фактически состоящие из двух или более предлогов, например: из-за, из-под, промеж, промежду и др.

При проведении наблюдений над семантикой предлогов необходимо учитывать, что они не обладают той самостоятельностью, которая свойственна знаменательным словам, и только в сочетании с последними употребляются в речи.

Словосочетание – это тот конкретный материал, который позволяет раскрыть функцию предлога на наглядно – чувственной основе. Пропуск предлога в предложении нарушает связь между двумя знаменательными словами и затрудняет понимание смысла.


5

Значение предлогов

Между компонентами словосочетания устанавливаются самые разнообразные виды отношений: пространственные, временные, объективные, причинные и проч. В выражении этих отношений предлоги принимают непосредственное участие, поэтому определение таких отношений является и определением функционального значения предлогов.

В современном русском языке сложились следующие группы функциональных значений предлогов.

1.Широко выражаются пространственные отношения, в частности:

а) местонахождение предмета, его положение по отношению к другому предмету (у реки, перед школой, за городом, под горой);

б) положение по отношению к предмету, до которого совершается перемещение (подвинь до шкафа, поставь у стола, в стол, перед столом)

в) пространство, по которому совершается передвижение (ехали через лес, по степи).

2.Обозначение времени выражается при сочетании с существительными, называющими промежутки времени или процессы, длящиеся во времени (сделал за день, занимается по вечерам).

3.Обозначение образа действия выражаются рядом конструкций, включающих более или менее широкий круг отвлечённой лексики, а также отдельные фразеологические обороты (шёл с усилием, говорил с подъёмом, работал с увлечением, смотрел с удовольствием).

4.Указания на причину даются рядом конструкций в зависимости от значения подчиняющего и подчинённого слова. Эти конструкции немногочисленны. Среди них немало фразеологических оборотов (не пришёл на работу по болезни, по уважительной причине, ушёл с досады, дрожа от холода).

5. Указания на цель даются конструкциями такого же характера, как и обозначение причины (сделали остановку для отдыха, машина остановилась

6

для набора воды и т.д.)

6. Сравнительно редко предложные конструкции выражают отношения к предметам без осложнения обстоятельственными значениями, Сюда относятся:

а) обозначение предмета речи, сообщения (рассказать о поездке, напомнить о времени занятий и др.);

б) обозначение материала, который употребляется для производства тех или иных вещей (строить из камня, сооружать из бетона);

в) обозначение той структуры или того состояния, в которое превращается предмет в результате процессов (от жары земля превратилась в камень, ветер перешёл в ураган и др.);

г) орудие действия (смотреть в бинокль, видеть через очки и др.) [8,417-418]

В синтаксической конструкции предлог обычно занимает место после главного и перед зависимым компонентом, причём связь его с зависимым компонентом, как правило, значительно более тесная. Такая связь с зависимым компонентом позволяет предложно – падежному сочетанию «отрываться» от главного компонента и более или менее свободно размещаться в предложении.[27,345]

Употребление предлогов с формами косвенных падежей

Связывая главный и зависимый компоненты словосочетания в единое целое – в словосочетание, предлог вместе с падежным окончанием зависимого компонента играет роль показателя грамматической формы всего словосочетания.

Преимущественное большинство предлогов употребляется с формами одного падежа. Так, родительного падежа требуют предлоги: без, до, для, из, из-за, из-под, мимо, кроме и др. Дательного падежа требуют предлоги: к, по, благодаря, вопреки, вслед и др. Винительного падежа требуют предлоги: про, через, сквозь и др. С формой творительного падежа употребляются предлоги: с, за, над, перед и др.

7

Отдельные предлоги могут сочетаться с формами двух или даже трёх падежей.[8, 417]

^ 1.2. Понятие о приставке

Слово, как единица словообразовательной системы, имеет определённую структуру, т.е. состоит из морфем.

Все морфемы современного русского языка разграничиваются в зависимости от их роли в словоформе и в слове. По этому признаку они делятся на корневые и служебные, или аффиксальные. По месту расположения по отношению к корню словообразовательные аффиксы делятся на префиксы (или приставки), суффиксы, постфиксы.[8, 132]

Префиксом или приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов.

Приставки русского языка могут присоединяться к словам разных частей речи. Приставкам несвойственна закреплённость за определёнными частями речи. Так, приставка со-, выражающая значение «совместимость», возможна в составе существительных ( со-товарищ, со-участник ); глаголов (со-существовать, со-переживать ); прилагательных (со-звучный, со-предельный и др.).

Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Так, глаголы у-бежать, при-бежать, по существу, обозначают то же действие, что и глагол бежать. Приставки показывают лишь разное направление этого действия.

Основное значение большинства приставок заключается в указании направления или характера действия: входить – выходить, приходить – уходить, подходить – отходить; запереть, приоткрыть. Приставка без- указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: безземельный, бесшумный, беспомощный, а приставка не-, присоединяясь к слову, придаёт

8

ему противоположное значение: неприятель (враг), невесёлый (грустный).

Одна и та же приставка может употребляться в разных значениях. Например, приставка за- указывает: 1) на распространение действия дальше определённого предела (залетел за черту), 2) на доведение действия до крайней степени (закормить, захвалить), 3) на попутное действие (зайти к товарищу), 4) на начало действия (запеть, заплясать).

Одни приставки встречаются в большом количестве слов и легко используются для образования новых слов, например: в-, на-, под-; другие встречаются в относительно немногих словах и почти не используются для производства новых слов, например: па- (паводок, пасынок, падчерица), пра- (прадед, прабабушка), су- (сумрак, суглинок) и др.[12, 93,94]


^ Глава II Психолого-педагогические основы изучения приставки и предлога

2.1.Роль анализа и сравнения в процессе обучения младших школьников

Полноценное усвоение знаний предполагает формирование таких познавательных действий, которые составляют специфические приёмы, характерные для той или иной области знаний. При этом мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.[13, 325]

В психологии сравнение рассматривается как сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. К.Д.Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он подчёркивал, что познать любой предмет можно только, приравнивая его к чему-либо и отличая от чего-то.

В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную

9

роль. Сравнивая, например, приставку и предлог, школьники глубже познают особенности данных языковых явлений.

Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно целенаправленно, т.е. происходит с определённой точки зрения, ради ответа на какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на установление сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно.

Учащиеся должны усвоить следующее: успешное овладение русским языком невозможно без овладения специфическими языковыми приёмами мышления. Нередко учащиеся, изучая части речи, члены предложения, не понимают их языковой сущности, а ориентируются на их место в предложении или учитывают лишь формальные признаки.[34,25-29]

Одной из важных операций мышления является анализ. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нём отдельных частей, признаков и свойств, Анализ неразрывно связан с синтезом. Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.[35,288]

Анализ и синтез в единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ даёт знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

Для понимания морфемного состава слова ученик выделяет и рассматривает отдельные его части: приставку, корень, суффикс, окончание.

Всякий анализ начинается с предварительного общего ознакомления с предметом или явлением и затем переходит в более глубокое и деятельное анализирование. Процессы анализа и синтеза часто возникают вначале в практическом действии.

Анализ учебников и программ показывает, что действие сравнения необходимо учащимся уже в 1 классе. Дети далеко не всегда понимают, что

10

значит сравнивать. Начинать работу по формированию приёма сравнения надо с выделения слагающих его действий. Сравнение предполагает умение выполнять следующие действия:

  1. выделение признаков и объектов;

  2. установление общих признаков;

  3. выделение основания для сравнения;

  4. сопоставление объектов по данному основанию.

Если учитель уже научил детей выделять в предметах или словах общие и

существенные признаки, то новыми будут лишь два последних компонента.[21, 112]

Для формирования навыка правильного написания предлогов большое значение имеет участие в работе различных анализаторов: и речи, и зрения, и слуха, и движения руки.

Ещё К.Д.Ушинский указывал, что, «чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем точнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются».[38,251]

Во втором классе основное внимание уделяется развитию у учащихся умения различать предлоги и приставки. Распознавание осуществляется на основе сравнения предлога и приставки в языке.


2.2. Принцип наглядности как один из важнейших дидактических принципов в системе обучения младших школьников

Трудно переоценить роль наглядности в формировании мыслительных процессов у младших школьников. сущность наглядности в том, что она не есть какое-то свойство или качество реальных объектов, предметов или явлений, а она есть особенность

11

психических образов этих объектов.[39,214]

Наглядность, для данного человека, есть показатель простоты и понятности того психического образа, который он создаёт в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения.

Наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребёнком под руководством учителя в процессе овладения знаниями.

У первоклассников самостоятельный анализ наблюдаемого объекта проводится беспорядочно, отсутствует плановость, системность наблюдения, нет попыток отделить существенного от несущественного. Начав рассматривать одно, и не рассмотрев его, ребёнок переходит к рассмотрению другого.[8,129]

Восприятие отдельной детали может заслонять собой целое, о целом ребёнок может даже вообще забыть.

Надо учить детей рассматривать наглядные пособия в определённом порядке, определённой последовательности, отделять в них главное, существенное от второстепенного.

Важным регулятором процесса восприятия младших школьников является установка, Она оказывает огромное влияние, как на процесс, так и на результат восприятия, от него зависит, какие объекты, детали будут восприниматься, насколько ясным и ярким будет восприятие объектов. Хорошим средством формирования установки является словесная инструкция. При демонстрации наглядных пособий, приведении большого количества фактического материала в младших классах следует решить, на что в первую очередь нужно обратить внимание. Причём, установка не обязательно является средством сильной мотивации и эмоциональных переживаний, её формированию может способствовать частота или привычность появления объекта в данных условиях.[40,41-43]

Осмысленные, структурированные, обобщённые знания не только

12

помогают ускорить процессы различения и опознания объектов, но и определяют их точность.


^ Глава III Приёмы работы над приставками и предлогами в начальной школе


3.1. Формирование представлений о предлоге у младших школьников

Целесообразность работы над предлогами в первом классе обусловлена потребностями самой учебной практики. Уже в букварный период дети составляют схемы предложений. Это ставит учителя перед необходимостью познакомить детей с раздельным написанием предлогов, наиболее употребительных в речи первоклассников.

Среди ошибок, встречающихся в письменных работах младших школьников, слитное написание предлога с последующим словом занимает далеко не последнее место. Рядом с такими ошибками зачастую обнаруживаются ошибки в написании приставок: «Ветер поморю гуляет и кораблик под гоняет».

В процессе речевой практики, наблюдая и усваивая пространственное расположение предметов, дети учились называть эти соотношения, но они не осознавали средства, при помощи которых эти отношения выражаются, т.е. осмысленно предлоги не выделяют. Если ещё учесть не совсем сформированное пространственное мышление детей, то станет ясно, что усвоение предлогов требует серьёзной и продолжительной работы. Необходимо целенаправленно формировать умения слышать предлоги в спонтанной речи и понимать их значение, роль в языке.

Перед учителем стоят следующие задачи:

13

1.Помочь младшим школьникам осознать предлог как средство выражения пространственных отношений между предметами.

2.Сформировать представление о предлоге как отдельном самостоятельном слове.

3.Научить детей выделять предлоги в потоке речи и писать их отдельно от следующего слова.

4.Показать зависимость между предлогом и падежной формой связанного с ним существительного, т.е. раскрыть значение предложного управления.

Приступить к решению обозначенных задач можно следующим образом.

Учитель предлагает ученикам взять ручки.

- Внимание! Помещайте ручки туда, куда я укажу: на стол… под стол… у стола… над столом… за столом.

Эти сочетания он произносит, слегка выделяя голосом предлоги. Затем даётся ещё несколько заданий, которые помогают уяснить, насколько хорошо ученики понимают и различают смысл различных предлогов.

После нескольких подобных заданий учитель снова предлагает детям взять в руки карандаш и выполнять даваемые инструкции:

- Положите карандаш на стол… под стол… за стол… стол.

Последнее слово неизбежно вызовет у детей затруднение: куда же положить карандаш?

- Но вы не сказали нам, куда надо положить карандаш!

Как только прозвучит подобная фраза, можно начинать выяснение того, что же именно не было сказано, какое слово не прозвучало. Таким образом внимание учеников привлекается к маленькому слову, указывающему пространственное положение предмета.

После этого ученики приступают к упражнениям на выделение предлога сначала из сочетания слов, потом из предложения.

14

В ходе выполнения упражнений учитель знакомит учеников с термином «предлог».

Привлекая внимание учеников к «маленькому» слову – предлогу, требуя подчёркивать его голосом или, отвечая, называть только предлог, учитель тем не менее не сообщает им, что предлог – это отдельное слово. К такому заключению ученики должны прийти самостоятельно.


Предлог как отдельное слово


Учитель предлагает ученикам определить количество слов в предложении ^ На ветке сидит синица. Выполнение этого задания показывает, сформировалось ли в их сознании представление о том, что предлог – это отдельное слово. Далее учитель предлагает начертить схему предложения. Аналогично проводится работа и с другими предложениями. В заключение ученики делают вывод: «Предлог – это отдельное слово».

После такого вывода задаётся провокационный вопрос:

- А почему вы решили, что предлог – это слово? Разве оно обозначает предмет, действие предмета или рассказывает, какой предмет? Слово должно иметь какое-то значение. А какое значение имеет на, или под, или в?

Возникает дискуссия, в которой участвуют все ученики. В беседе выясняется, что предлоги – это всё-таки слова, потому что у них тоже есть своё значение.


Наблюдение связи предлогов в предложении со словами, называющими предметы

Познакомив учеников с предлогом как частью речи, следует показать и его роль в предложении. Учитель организует наблюдение над смысловой взаимосвязью предлогов с другими словами. При этом следует пользоваться

15

не формальными терминами «имя существительное», «глагол», «имя прилагательное», а их смысловыми заменителями – «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак».

Рассмотрим такую работу на примере анализа предложения ^ Миша смотрит в окно.

Сначала выделяется действие – смотрит, затем предмет, который выполняет это действие, - Миша. Далее составляются пробные сочетания слов: Миша в, смотрит в, в окно – и из них выбирается то, которое имеет самую тесную смысловую связь: в окно. Затем по заданию учителя дети вставляют в предложение слово-признак (Миша смотрит в освещенное окно) и проверяют, изменилась ли связь предлога. В результате наблюдений делается вывод: «Предлог связан по смыслу со словом-предметом, даже если между ними появляется другое слово. Предлог «не дружит» со словами-действиями и со словами-признаками».

После этого ученики приступают к выполнению упражнений на выделение предлогов и слов, с которыми они связаны по смыслу. В ходе выполнения упражнений учитель обращает внимание детей на то, что предлог связан по смыслу не со всяким словом-предметом в предложении, а только с тем, которое стоит после него.


Наблюдение предложного управления

Когда ученики усвоят, что предлог является отдельным словом, научатся выделять его в предложении, поймут, что он связан только со словом-предметом, стоящим после него, можно переходить к рассмотрению предложного управления.

Вначале учитель, как обычно, создаёт ситуацию, благодаря которой ученики могут наблюдать новое языковое явление. Предъявив им предложение Лиса живёт в норе, просит составить его схему, выделить

16

предлог и связанное с ним слово-предмет. После этого в схеме предлог в заменяется предлогом из. Выясняется, что предложение потеряло смысл: «Лиса живёт из норе».

Делается промежуточный вывод: «При изменении предлога необходимо изменить и другие слова в предложении».

При обсуждении нового языкового явления возникают вопросы: Какие слова должны измениться? Что в них изменяется?

Прежде всего меняется окончание связанного с предлогом слова-предмета: в нореиз норы. Кроме того, изменение предлога влечёт за собой замену слова-действия, поскольку прежнее действие не подходит по смыслу: нельзя жить из чего-то, из чего-то можно выйти, вылезти, достать и т.п. Учитель побуждает детей подобрать как можно больше слов-действий, соответствующих ситуации, а затем выбрать из них одно.

Чтобы дети хорошо поняли рассматриваемое явление, такая же работа проделывается ещё с несколькими подобными предложениями.[17,144-149]


3.2.Особенности работы над приставкой

Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения, т.е. научить их мыслить. В настоящее время чувствуется снижение интереса у младших школьников к уроку русского языка. Это вызвано прежде всего тем, что при обучении родному языку используется в основном репродуктивный тип деятельности и работа по заданному алгоритму, что не даёт простора для творчества, не способствует развитию мышления.

Благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся является словообразование. Владение словообразовательными моделями позволяет расширить словарный запас

17

учащихся, вооружить их активным способом понимания значения новых слов, а для учителя – это эффективное средство объяснения значения производных слов.[10,132]

Приставки вносят в смысл слова что-то своё, это создаёт своеобразие лексического значения каждого из однокоренных слов, отличает их друг от друга. Исследования и школьная практика убеждают в том, что усвоение младшими школьниками словообразовательной роли приставок происходит наиболее успешно при условии раскрытия их семантического значения.

С семантической ролью приставок удобнее всего познакомить учащихся на примере глаголов, поскольку для глаголов префиксальный способ образования является наиболее типичным. При этом приставочные глаголы образуются от бесприставочных. Последнее обстоятельство имеет большое дидактическое значение: возникает возможность сравнения однокоренных глаголов без приставки и с приставкой и, таким образом, создаются условия, в которых семантическая роль приставок выступает особенно отчётливо (например: везти, но вывезти за город, перевезти с одного берега на другой).[10, 132]

В начальных классах не ставится задача специального изучения смыслового значения приставок, а тем более систематизация и обобщение знаний о многообразном значении приставок. Здесь важно знание того, что приставка не механически присоединяется к слову, а «включает» в его лексическое значение свой смысловой оттенок и вследствие этого создаётся новое слово.[24,159]

Для осознания учащимися словообразовательной роли приставок в единстве с их смысловым значением работу можно построить следующим образом.

Фрагмент урока

Учитель: Для того чтобы вам было понятно, что такое приставка, выполните

18

следующее упражнение: выпишите из предложений слова, обозначающие действия.

«Мы ехали по городу на машине. Потом выехали из города и поехали по просёлочной дороге. Мы заехали в небольшое село и подъехали к домику моей бабушки».

Запись на доске:

ехали

выехали

поехали

заехали

подъехали

Учитель: Внимательно прочитайте записанные слова. Что общего в этих

словах?

( У них общий корень. Это однокоренные слова.)

Учитель: Выделите корень. Чем отличаются эти слова?

(Перед корнем есть часть слова, которая в каждом случае звучит и пишется по-разному)

Учитель: Эта часть слова называется приставкой. Приставка служит для образования новых слов. Подумайте, получившиеся слова одинаковые по значению или чем-то отличаются?

В результате дети подводятся к выводу, что каждая приставка имеет своё значение и при образовании нового слова вносит в лексическое значение слова свой смысловой оттенок.

Материал закрепляется при выполнении упражнения на различение приставок антонимов.

Выехать – въехать

Взбежать – сбежать

Входить – выходить

19

Завязать – развязать

Уплыть – приплыть

Унести – принести и др.

Значения слов с разными приставками сравниваются.

Формирование навыка правописания приставок сочетается с углублением знаний о приставке как морфеме слова, с развитием умения осознанно и точно употреблять в речи слова с приставками.

Упражнения по закреплению навыка правописания приставок проводятся на протяжении всего курса обучения в начальной школе.


Заключение

Для того чтобы процесс усвоения материала по теме «Приставки и предлоги» был успешным и дал положительные результаты, необходимо стремиться к использованию самых разнообразных методов и приёмов в работе. Учитывая возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства наглядности и рационально использовать их. Кроме того, работу по данной теме нужно проводить не только на уроках русского языка, но и на уроках чтения.


20

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru