Всероссийская олимпиада школьников по истории 2012/2013. Школьный этап. 10 Класс



Скачать 71.08 Kb.
НазваниеВсероссийская олимпиада школьников по истории 2012/2013. Школьный этап. 10 Класс
Дата12.04.2013
Размер71.08 Kb.
ТипДокументы
источник

Всероссийская ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО истории 2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.


Фамилия, имя_____________________________________________Класс______

Задание 1. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ.

1.1. 1240, 1242, 1410 гг.______________________________________________________

1.2.Ликвидация совнархозов, восстановление отраслевых министерств, переход к хозрасчету, сокращение числа централизованно утверждаемых плановых показателей._______________________________________________________________________

1.3.П.И. Пестель, А.П. Юшневский, С.Г. Волконский, М.П. Бестужев-Рюмин.

_____________________________________________________________________________________


Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Дайте КРАТКИЙ ответ:

2.1. Скань, зернь, финифть, фреска; ___________________________________________

__________________________________________________________________________

2.2. Н.Х. Бунге, Д.А. Толстой, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте; ______________________

__________________________________________________________________________________

Задание 3. Соотнесите имена советских военачальников с событиями Великой Отечественной войны:

1) И.В.Панфилов, Л.М.Доватор А. Сталинградская битва

2) М.С. Шумилов, В.И.Чуйков Б. Битва за Москву

3) И.С.Конев, М.Ф.Лукин В. Смоленское сражение

4) Н.Ф.Ватутин, И.Д.Черняховский Г. Курская битва

5) Р.Я.Малиновский, М.А.Пуркаев


А

Б

В

Г















Задание 4. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ занесите в таблицу.

1. Захват Наполеоном герцогства Ольденбургского стал одной из причин дипломатических разногласий между Россией и Францией.

2. После соединения с П.И.Багратионом под Смоленском, М.Б.Барклай-де-Толли сформировал летучий партизанский отряд для действия против левого фланга французов.

^ 3. Накануне Бородинского сражения французская армия имела двукратный численный перевес.

4. Отступающая армия М.И. Кутузова вступила в Москву через Дорогомиловский мост.

^ 5. В сражении под Малоярославцем был смертельно ранен П.И.Багратион.

6. Здание Манежа в Москве было построено для торжественного празднования пятой годовщины победы России в Отечественной войне.

7. Среди полководцев - участников Отечественной войны 1812 г. полным кавалером Ордена Святого Георгия стал только М.И.Кутузов.


1

2

3

4

5

6

7
























Задание 5. Какие исторические события описаны ниже? Назовите не менее два известных исторических деятелей, с которыми связано каждое событие.

5.1. «Открылась в Кремле дума земская, или государственный собор для дела великого, небывалого со времен Рюрика: для назначения венценосца России, где доселе властвовал непрерывно, уставом наследия, род князей варяжских и где государство существовало государем. Казалось, что все желали одного: как сироты найти скорее отца – и знали, в ком его искать».__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. «Весной 1874 г. молодежь, принявшая программу движения, отправлялась по железным дорогам из центра в провинции. У каждого молодого человека можно было найти в кармане и за голенищем фальшивый паспорт на имя кого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке – поддевку или вообще крестьянскую одежду, если она уже не была на плечах пассажира, и несколько брошюр и листовок агитационного характера».___________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Задание 6. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином.

6.1. Наряду с такими методами борьбы, как агитация или стачки, эсеры признавали действенность планомерного физического устранение чиновников и полицейских с целью дезорганизации и ослабления самодержавия. ___________________________

6.2. С XIV—XV вв. в Русском государстве складывается система распределения служебных мест при назначении на военную, административную и придворную службу с учётом происхождения и служебного положения предков человека.________________________________


Задание 7. Проанализируйте документ и выполните задания к нему.

«Образование наше постановляет себе неуклонною целью развитие, национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состоя­ний для общей работы, на пользу дорогого нашего отечества — России единой и неделимой. Благо родины — в незыблемом сохранении право­славия, русского неограниченного самодержавия и народности. Русской народности, собирательнице земли Рус­ской, принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и государственном строи­тельстве. Государственная дума, чуждая всех ограничений верховной царской власти, должна быть националь­но-русской. Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требо­вания. Ныне предстоит уже не только заступаться за несправед­ливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав».


7.1. Датируйте данный документ._________________________________________________

7.2. Программным документом каких политических сил он является ___________________

_______________________________________________________________________________

7.3. Разъясните исторические обстоятельства, при которых появился этот документ.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Заполните пропуски в тексте. «Во время переговоров о мире, в ____1___ году, «страдая за Россию, читая горесть и на лицах бояр царевич ___2___ исполнился ревности благородной. Пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить _____3___ от войск короля ____4___, восстановить честь России». Царь ____5___в волнении гнева закричал: «Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!» - и поднял руку. ___6____, который позднее, на исходе века, будет избран царем, хотел удержать ее: царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию».


1.__________________________2.____________________________3.________________________

4.__________________________5.____________________________6.________________________


Задание. 9. Прочитайте предложенные ниже отрывки из приказов, писем, воспоминаний. Укажите год, к которому они все относятся. Запишите в таблицу буквенные обозначения отрывков в хронологической последовательности описанных в них событий.

А. «Первый кризис революции произошел в конце апреля, в результате конфликта между исполнительным комитетом Советов и Временным правительством по вопросу о внешней политике».

Б. «Ваше Императорское величество! Россия накануне катастрофы. Никогда это еще не чувствовалось так реально, как теперь. В стране нет доверия к власти, у Вас же нет доверия к стране, доверия настолько, чтобы дать ей то Правительство, которое она хочет и которому можно верить. Теперь ради счастья и спасения России все сошлись на одной мысли: перенести ответственность монарха на правительство и сам народ в лице Государственной думы».

В. «В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями: свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек, с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями».

Г. «Люди стояли и с вытянутыми шеями прислушивались к заявлению председателя Каменева, который выговаривал с особым весом: "Мы получили сейчас следующую телефонограмму. Зимний дворец взят войсками Военно-революционного комитета "».

Д. «Вместе с тем приказываю: 1.Генералу Корнилову сдать должность Верховного главнокомандующего генералу Клембовскому. 2.Объявить город Петроград и Петроградский уезд на военном положении».

Год ________________________


1

2

3

4

5

















Задание 10. Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. ^ Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.




  1. «Смута втянула в политическую борьбу тех, кто никогда ранее не помышлял об этом, породила, по сути, первое общенациональное общественное движение. «Государево дело»…оказалось доступным для простых «мужиков», осмелившихся думать о спасении «преславного Московского государства». (И.Л. Андреев)




  1. «Крепостное право – вопль отчаяния, испущенный государством» (В.О.Ключевский)




  1. «От кончины Петра I и чуть ли не до восшествия императрицы Елизаветы Петровны царствовало невежества собственная корысть и борствовалась склонность к старинным обрядам с неведением и нежеланием новых, введенных Петром» (Екатерина II)




  1. « Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей в Бородинском сражении. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву». (Б.С.Абалихин)




  1. «Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции». (Н.А. Троицкий)







Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru