Элективный курс «Путь в профессию, или в поисках призвания»



НазваниеЭлективный курс «Путь в профессию, или в поисках призвания»
страница1/4
Дата22.04.2013
Размер0.82 Mb.
ТипЭлективный курс
источник
  1   2   3   4

Жижова Ольга Владимировна, педагог –психолог,

средняя школа №18 г. Мичуринска Тамбовской области

Элективный курс «Путь в профессию, или В поисках призвания».


Краткая аннотация.

Проблема выбора профессии стара как мир. Специфика психологических проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимостью, освоения нового социально-экономического опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.

^ Для профессионального самоопределения учащимся необходимо знать:

- свои ценностные ориентации и установки;

-свои ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения;

- уровень сформированности представлений о профессии;

- уровень развития самооценки;

- способности, склонности и интересы;

- уровень развития профессиональной мотивации;

- личностные особенности;

- реальные жизненные условия.

Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном стремлении оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии.

Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте.

Характерные для юношеского возраста психологические особенности –

повышенное внимание к своему внутреннему миру, попытки разобраться в себе, своих переживаниях и мыслях, в своих отношениях к миру и другим людям, застенчивость, нередко встречающееся обостренное чувство одиночества – актуализируются на фоне важнейшей для старшеклассников проблемы – профессионального самоопределения, которое неразрывно связано с личностным самоопределением и самореализацией. Поэтому с особенной силой юношей и девушек тревожит целый спектр животрепещущих вопросов, относящихся к сфере профессионального самосознания.

Программа элективного курса составлена для работы с учащимися 9-х классов по предпрофильной подготовке. Элективный курс учащиеся выбирают самостоятельно и добровольно, из числа предложенных. Предлагаемая программа тренинговых занятий для старшеклассников преследует: развитие представлений о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях, осознание своей личностной позиции, своих возможностей в профессиональном самоопределении.

В период ориентации в мире профессий, профессионального самоопределения, «ненавязчивые» тренинговые занятия, проводимые во внеурочное время, в совершенно новой форме, могут дать сильный толчок школьнику в выборе профессии.

Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся.

В группе, в атмосфере моральной поддержки и защищенности, подростки получают возможность на равных, без какого-либо давления высказывать свои мнения и обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим; учатся аргументировано выражать свои мысли; моделируют различные профессиональные роли и т.д.

Опыт переживаний в группе становится важным эмоциональным компонентом социально-психологической активности учащихся в выборе профессии…

Можно рекомендовать выполнение ряда упражнений не в устной, а в письменной форме. Введение письменных заданий настраивает учащихся на работу по анализу своих увлечений, качеств, переживаний после такой подготовительной работы становится легче вести дискуссию в группе.

Данные конспекты, прежде всего, служат опорой для самостоятельного творческого поиска, ориентирами для проведения курса. В то же время существует план-основа, обязательный для выполнения: разминка, диагностический блок, информационный блок, игровой блок, рефлексия.

Наполнение данной основы конкретным содержанием во многом зависит от личности ведущего, его опыта работы, профессиональных предпочтений и т.д. Описанные занятия – их тематика, последовательность и прочее – прошли неоднократную проверку в 9-х классах и были положительно оценены учителями, присутствующими на занятиях и самими учащимися.

Обоснование.

Проблемы, связанные с профессиональным выбором:

- рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии;

- представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах;

- рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора;

- неадекватная самооценка;

- отсутствие ответственности за свой профессиональный выбор и желание перенести ее на взрослых.

^ Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Задачи: 1) формирование ответственного отношения к выбору

профессионального пути через расширение границ

самопознания и получение информации о мире профессий;

2) формирование представлений о современном мире профессий;

3) формирование первичных навыков ориентации на рынке труда.

^ Целевые группы: учащиеся 9-11 классов, которые выбирают элективный курс, оптимальное количество участников в группе -10-15 человек.

Идея: формирование готовности учащихся к непрерывному самовоспитанию и саморазвитию в течение всей жизни;

социальная мобильность в профессиональном самоопределении.

Ресурсы.

Кадры: педагог-психолог или педагог с опытом работы в тренинговых группах.

Оборудование: класс или любое другое просторное помещение; стулья; доска с мелом; ручки и тетради для записи учащимися информации; столы.

Материалы: тестовые методики; опросники; лекционные и игровые материалы; дидактические материалы; карточки с памятками и условиями выполнений упражнений; тренинговые упражнения.

Время: Программа рассчитана на 17 занятий, которые могут проводиться 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 40-60 минут в зависимости от сложности предполагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

^ Во время тренинговых занятий молодые люди смогут:

- изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;

- развить коммуникативную компетентность;

- освоить разные формы и методы общения;

- получить подробную информацию об учебных заведениях и различных

профессиях ;

- получить информацию о правилах выбора профессии;

- развить представления о себе, своем месте в мире, своих правах и обязанностях;

- осознать свою личностную позицию, возможности в профессиональном

самоопределении.

^ Форма проведения: тренинговые занятия.

Методы обучения: игра, упражнения, беседа, диагностика.

Учебно – тематический план.

Тема занятия Количество часов

1. Введение. 1

1). Знаете ли Вы себя? 1

2. Изучение личностных особенностей 3

2). Трудно быть собой 1

3). Не доводи меня до совершенства 1

4). Ключи в мой внутренний мир 1

3. Секреты общения 4

5). Вектор совместных усилий 1

6). Создай себе настроение 1

7). Формула удачи 1

8). Точки пересечения 1

4. Ковер мира. 5

9).Смирять себя или линия конфликта 1

10). Мысль изреченная 1

11). Учимся сотрудничать 1

12). На тропе доверия 1

13). Проверка на гуманизм 1

5. Муки выбора 3

14). В мире профессий 1

15). Палитра слагаемых 1

16). Желания и возможности 1

6. Итоговое занятие 1

17). Философия преуспевающих 1

Итого: 17.

Критерии оценки эффективности.

Результаты входного и итогового анкетирования, выполнение творческих заданий в виде коллажей, самопрезентаций, рекламы по изученным темам.

^ Путь в профессию, или в поисках призвания.


Найти свою дорогу,

Узнать свое место –

В этом все для человека,

Это для него значит

Сделаться самим собой.

( Белинский В.Г.)

1. Введение.

Занятие № 1. Знаете ли вы себя?

Задачи: организация деятельности, направленной на активизацию механизмов рефлексии с целью выявления интересов подростков, понимания ими себя на основе самоанализа внутренней свободы.


^ 1. Упр. «Самопрезентация».

Учащиеся называют по очереди самые любимое и нелюбимое дело в жизни.

2. «Устойчивость интересов».

За 3 мин. учащиеся пишут как можно больше слов, относящихся к любимому занятию. Большое количество слов указывает на осознанность выбора занятия.

^ 3. Обсуждение и принятие правил поведения на занятиях.

Любая группа людей, собирающихся совместно проделать определенную работу и достичь цели, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить возможный результат. Для того чтобы занятия проходили эффективно, необходимо договориться о правилах, поэтому сначала ознакомимся с теми правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Мы их сейчас обсудим и внесем необходимые коррективы. Каждый пункт правил принимается голосованием.

^ Правила поведения на занятиях.

1). Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение.

2). Лучше помолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто лгать.

3). Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

4). Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на

занятиях и то, как разные участники ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

5). Слушать говорящего, не перебивать.

6). Право на личное мнение есть у каждого.

7). Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе группы.


^ 4. Беседа о психологии.

- Что такое психология? Кто такой психолог?

Психология – это наука о внутреннем мире человека, который проявляется в его мыслях, чувствах и поступках при взаимодействии с внешним миром. Психология помогает нам разобраться в наших делах, неудачах, ошибках, изъянах характера, привычках, понять, как совершаются научные открытия, создаются великие произведения искусства. Как бы ни складывалась наша дальнейшая жизнь, от нас зависит, будем ли мы с оптимизмом смотреть в будущее, попытаемся ли найти себя в любимом деле, захотим ли оставить что-то хорошее о себе на Земле. Попробуем ли не пассивно плыть по волнам жизни, а создавать собственную судьбу!

Психолог помогает человеку самому найти выход из затруднительных ситуаций, преодолевать внутренние преграды. Психология учит понимать самого себя, своих чувств и желаний, своих поступков и поведения других людей – друзей, родителей, учителей. Знание своих слабых сторон помогает воспитанию характера, развитию своих способностей. Познание себя дает возможность принять более правильное решение в таком важном вопросе как выбор профессии. Сделать его надо самостоятельно и разумно. А что для этого необходимо учитывать, станет ясно на наших занятиях. Психолог рассказывает о структуре программы, о том, чем будут заниматься ребята на занятиях, что они узнают о себе и как этим воспользоваться при выборе будущей профессии.

^ 5. Упр. «Моя линия жизни».

Нарисуйте на листе бумаги вектор произвольной длины. Начало вектора в точке рождения. Обозначьте крестиком место, где вы чувствуете, ощущаете себя в данный момент, в данное время. Укажите возраст. Кружочек поставьте там, где вам хотелось бы быть. Это – предпочитаемый возраст («золотой»). Напишите – почему. В промежутке от рождения до настоящего времени укажите все наиболее значимые для вас события, поступки, может быть какие-то периоды, этапы жизни. А сейчас спланируйте свою будущую жизнь. Что вы хотите, чтобы сбылось в вашей судьбе? Обозначьте эти события на «линии жизни».

\ Указать наиболее значимые события от рождения до настоящего времени и спланировать свою жизнь. \

^ 6. Рисование «Моя планета»

На альбомном листе изобразите большой круг – это ваша планета. Материки – основные виды вашей деятельности: учеба, общение, мечты, развлечения, интересы и т.д. Нарисуйте материки и дайте им названия видов деятельности.

Материки омываются океанами и морями. В нашей жизни ими являются наши чувства и эмоции. Это то, что создает настроение. Вспомните, что вы испытываете, когда у вас плохое настроение. А когда хорошее? Какими из них вы назовете океаны и моря на вашей планете.

Картина будет более полной, если мы добавим в нее ваши достижения, умения, способности – пусть это будут острова. На островах напишите свои самые сильные умения, способности, дарования – это названия островов.

Оживим нашу планету. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стали растением. Внимательно присмотритесь, кто вы: цветок, дерево? Запомните это. А какие растения вокруг вас? Какие из вас затеняют, а какие излучают тепло и свет? Поверните ваши листочки веточки к солнцу, подставьте их под теплый дождик. А теперь вернитесь в группу. Потянитесь, откройте глаза. А теперь заселим и оживим нашу «планету». Нарисуйте растение, которое вы представляли, там, где ему более всего удобно, комфортно, где бы оно чувствовало себя обласканным и озаренным светом.

В вашей жизни есть люди, которые вам нравятся, которые вам помогают, сочувствуют, радуются, переживают за вас. Это « спутники» вашей жизни. Напишите их имена на спутниках, которые изобразите вокруг планеты.

Ваша планета живет! Она дышит, действует, радуется, огорчается и стремится к новым достижениям. Но без озарения ее вашими самыми лучшими качествами жизнь на ней не была бы вполне успешной. Нарисуйте звездочки и на них напишите свои качества вокруг вашей планеты, оставив и озарив ее.

\ Изобразить: материки – основные виды деятельности;

океаны, моря – чувства которые чаще испытывают;

острова – достоинства, умения, способности.

спутники – люди, которые нравятся

звездочки – свои качества личности.\

Приложение №1,4.

7. Анкета.

1). Мои представления об элективном курсе при записи на него.

2). Чему хотел бы научиться, узнать.

8. Рефлексия

- Что нового узнали о себе?

- Что понравилось больше, что меньше?

^ Домашнее задание: составить коллаж « Я и мой мир».

II. Изучение личностных особенностей

Занятие № 2. Трудно быть собой.

Задача: Создание условий для формирования положительного самоотношения личности.

^ 1. Упр. «Зато»

По кругу учащиеся продолжают предложенную фразу.

- Я устала, зато…

- Я небольшого роста, зато…

- Я иногда несдержан, зато…

- Я ленива, зато…

-Я застенчива, зато…

-Я криклив, зато…

- Я молчалив, зато…

- Я слишком уступчива, зато…

- Я не умею печь пироги, зато…

- Я зануда, зато…

- Я школьник, зато…

- Я написал контрольную работу на «2», зато…

- У меня нет домашнего телефона, зато…

- Я не очень хорошо успеваю по математике, зато…

- Я не люблю слушать классическую музыку, зато…

- Я слишком часто фантазирую, зато…

- Я не очень хорошо пою, зато…

- Я иногда слишком много ворчу, зато…

- Я несколько легкомысленна, зато…

- Меня легко рассмешить, зато…

- Я бываю капризна, зато…

^ 2. Тест «Как у тебя с самооценкой».

Проведение диагностики и обработка результатов.

Укажите, как часты для тебя перечисленные ниже состояния по такой шкале: очень часто – 4 балла

часто - 3 балла

иногда - 2 балла

редко -1 балла

никогда - 0 баллов.

1). Я часто волнуюсь понапрасну.

2). Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

3). Я боюсь выглядеть глупцом.

4). Я беспокоюсь за свое будущее.

5). Внешний вид других куда лучше, чем мой.

6). Как жаль, что многие не понимают меня.

7). Чувствую, что я не умею, как следует разговаривать с людьми.

8). Люди ждут от меня очень много.

9). Чувствую себя скованым.

10). Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

11). Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.

12). Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.

13). Я не чувствую себя в безопасности.

14). Мне не с кем поделиться своими мыслями.

15). Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Обработка. Подсчитайте баллы.

-Меньше 10 баллов – тебе нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек сам или помог зажечь;

- от 10 до 30 баллов – ты психологически зрелая личность, что проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил и возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела, дерзай!

- Больше 30 баллов – ты недооцениваешь себя.

^ 3. Беседа «Как развить уверенность в себе».

Каждый делится своим жизненным опытом, а психолог дополняет и обобщает сказанное.

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств, недостатков. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Низкая самооценка – свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя на «коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требует отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.

Как же обрести уверенность в себе и повысить уровень самооценки? Необходимо самому приложить максимум усилий. (Мнения выписываются на доске и дополняются ведущим).

-Улучшить внешность (прическа, макияж, следить за фигурой).

-Заниматься самообразованием, развитием своих талантов.

-Достигаем успеха в каком-то деле.

-Обесцениваем других людей.

-Выигрываем конкурсы, соревнования.

-Помогаем другим людям (похвала).

-Украшаем свой уголок плакатами с надписями: «Ты лучший!»…

-«Нарываемся» на комплимент.

-Не ставим глобальных целей.

-Имеем хобби, как способ выделиться из толпы.

-Усилием воли стараемся себя перебороть.

-Сделать что-то на грани возможного.

^ Правила поднятия самооценки.

1).Утром приложи максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед взгляните в зеркало, чтобы проверить по своему отражению в нем, все ли в порядке.

2). Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех! Помните, что большинство окружающих вас людей этих недостатков не замечают, либо не догадываются об их существовании.

3). Помните, что люди больше всего любят слушателей. Вам совершенно не обязательно «выдавать» фейерверк остроумных, блестящих мыслей, чтобы вызвать расположение к себе. Внимательно слушайте других, и они будут вам благодарны.

4). Найдите кого-нибудь в своем окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания, и тогда вы окажетесь одинокими в любой компании, в любом обществе. Сами подойдите к тому, кого вы избрали, от этого вы оба выиграете.

5). Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если с вами кто-то резко разговаривает, не думайте, что виноваты в этом только вы. Может для этого человека это единственный способ побороть смущение. И главное – не пользуйтесь сами подобными способами самоутверждения.

6). Постарайтесь понять и простить тех, кто вас обидел, кто не помог, когда вы в этом нуждались. Простите себе свои ошибки, грехи, неудачи и прошлые колебания.

7). Избегайте ситуации, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться. Если вы не можете изменить положение дел или скорректировать собственную реакцию, уходите, пока в вас не начал развиваться комплекс неполноценности.

Вывод. Человек способен к различным вариантам самонастроя, он может настраиваться как на успех, так и на неудачу. Оптимист настраивается только на то, что ему полезно, на то, что ему необходимо, на то, что приведет его к желаемому жизненному успеху.

^ 4. Упр. «Комплимент».

Поставьте два стула в центре круга друг напротив друга. Желающий участник занимает один из двух стульев, все остальные по очереди садятся на свободный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание. Каждый участник должен занять место слушателя.

^ 5. Упр. «Хвастовство»

По кругу каждый по очереди говорит: « Я лучше всего знаю (умею) …», до тех пор, пока не останется самый большой хвастунишка.

6. Рефлексия.

- Поделимся своими ощущениями, переживаниями.

- Что вы почерпнули для себя?

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru