Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Муниципальное образование Октябрьский район поселок Унъюган Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение



Скачать 158.91 Kb.
НазваниеХанты-Мансийский автономный округ – Югра Муниципальное образование Октябрьский район поселок Унъюган Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Протасевич
Дата15.03.2013
Размер158.91 Kb.
ТипДокументы
источник




Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное образование Октябрьский район

поселок Унъюган

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»





Участники дети старшей группы


Составитель: Протасевич

Ольга Александровна

педагог дополнительного образования





^ Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы по формированию целостной картины мира.


Тема: Удивительный мир пустыни.

^ Программное содержание: Познакомить детей с климатической зоной пустыни, с растительным и животным миром. Перечислить приспособленность растений и животных к условиям жизни в пустыне. Формировать познавательно-исследовательскую деятельность при помощи опытов и экспериментов, изучая свойства песка. Воспитывать интерес к природе разных климатических зон.

^ Оборудование и материал: Ёмкость с песком; картина песчаной пустыни с изображением её обитателей и растительностью; веточка верблюжьей колючки; тарелочки с песком, лупы, салфетки сухие и влажные, картон (для каждого ребёнка); весы, два стакана, две чаши, колба с водой.




^ Принцесса Назир: Здравствуйте ребята, я принцесса Назир, моё имя означает яркое солнце. Живу я на юге в великой пустыне. Скажите мне, пожалуйста, как называется это замечательное место, где живёте вы?

^ Ответ детей: Посёлок Унъюган

Принцесса Назир: А где находится ваш посёлок Унъюган: на севере или на юге?

Ответ детей: На севере

Принцесса Назир: А хотели бы вы сейчас оказаться на юге, там, где тепло и всегда светит солнце? Тогда закрывайте глаза и при помощи волшебных слов мы полетим в путешествие.

По горам, по лесам,

Полетим по облакам,

Через реки и моря,

Через зелёные луга,

Лишь коснёмся мы земли

Будь по – нашему вели.

Зашагали дружно мы.

^ Звучит аудиозапись песни «Вместе весело шагать по просторам»




Принцесса Назир: Посмотрите, мы попали с вами в уголок на земном шаре,

который называется пустыня, место, где кругом один песок. А как вы думаете, почему у пустыни такое название?

^ Ответ детей: Потому что там пусто.

Принцесса Назир: Пусто в пустыне. Камни почернели от солнца, почва потрескалась от жары. Посмотрите, в пустыне кругом один песок, его очень много, он так и манит к себе поиграть с ним. Я присяду, а вы встаньте так, чтобы вам было удобно. Давайте опустим наши ладошки в песок, поперебираем его пальчиками, какой он?

^ Ответ детей: Сухой, мягкий и т.д.

Принцесса Назир: Запустите ваши пальчики глубоко в песок и пошевелите ими. Как быстро наши руки освободились от песка, он легко ссыпался с них он сухой, сыпучий. А сейчас сделайте небольшую песчаную горку. Такие горы из песка в пустыне называются барханами. Повторите все вместе, как называются песчаные горы в пустыне?

^ Ответ детей: Барханы

Принцесса Назир: Теперь насыпьте правой рукой песок на левую ладошку. Пересыпаем его из одной ладошки в другую. Сухой песок легко пересыпается, приятно нашим ладошкам.

Ответ детей: Да

Принцесса Назир: Покатаем указательным пальчиком песок по ладошке, что вы чувствуете? Песок твёрдый, немного покалывает и царапает нашу ладошку. Пересыплем песок на другую ладошку, покатаем на ней. Песок как будто щекочет нашу ладошку. Высыпьте песок с ладошки. Представим, что наши пальчики – это лапки, ноги животных, и повторим движения обитателей пустыни по песку. Повторяйте движения за мной. Наши пальчики это лапки паука, которые быстро передвигаются по песку, то вправо, то влево. Быстро бегает паук, вскоре он убежал далеко, далеко за барханы. Никого не видно в пустыне, но это только на первый взгляд.

Смотрите, вот змея кобра. Покажите, как она ползёт. Кобра ползёт по песку медленно, медленно, осторожно передвигается в поисках добычи. Тут встретила она свою подружку – ещё одну кобру зашипели «ш-ш-ш», так приветствуют кобры друг друга. Поползли они вместе, осторожно ползут кобры, и скрылись из виду. Посмотрите, какие интересные следы от них остались. Подул ветерок и от следов ничего не оставил.

^ Принцесса Назир: А вот идёт караван верблюдов. Караван длинный, верблюдов много, они тяжёлые, глубоко проваливаются их мозолистые ноги в песок. Верблюды вскоре тоже скрылись за горизонтом. И опять в пустыне стало пусто. Очистите ваши руки от песка.





Возьмите ребята салфетки и хорошо вытрите свои руки. Мы играли с сухим песком, он рыхлый, легко сыплется, он сыпучий. Кладите салфетки на край стола. Наши пальчики побегали по песку, а сейчас и мы с вами отправимся в путешествие по пустыне.

Физкульминутка.

Зашагаем друг за другом

По пустыне ровным кругом.

Крылья пёстрые мелькают

Это беркуты летают.

По песку ползёт змея

Это кобра злющая.

Верблюжонок пробежал

Ноги выше поднимал.

Суслик выглянул из норки,

Быстро он скатился с горки.

Скрылся лихо за бархан

Затаился, тихо там.

Суслика пугать не станем

Дружно дальше зашагаем.

Звучит аудиозапись из песни «Вместе весело шагать по просторам»

^ Принцесса Назир: Присаживайтесь ребята на песчаный холм. Посмотрите, друзья, перед вами пустыня, здесь не встретишь, ни многоэтажных домов, ни широких быстрых рек. Здесь не живут ни медведи, ни лисы, ни зайцы. Но зато в пустыне обитает самое выносливое животное – верблюд. Верблюда называют «кораблём пустыни», потому что идёт он по песку очень медленно и издалека, кажется, что он не идёт, а плывёт по пустыне. Это животное очень сильное и довольно высокое, почти два метра в высоту. У него длинная шея и короткая голова. В пустыне летом не выпадает ни капли дождя, ветер дует жаркий, а песок раскалён так, что по нему нельзя пройтись босиком. Поэтому ноги верблюдов имеют толстые мозоли, которые защищают его от горячего песка. В пустыне редко, где встретишь водоём, поэтому не каждое животное





может обойтись несколько дней без воды. Верблюды - это очень выносливые животные и могут обходиться без воды неделю, а когда им попадается водоём, то могут за раз выпить около десяти вёдер. На спине у верблюдов находится один или два горба, которые служит водяным складом. Выпитое верблюдом большое количество воды превращается в его организме в жир и откладывается в горбы. Когда верблюд путешествует долгое время по пустыне, этот жир не даёт погибнуть животному от жажды. Чем выше горбы у верблюда, тем дольше он может обходиться без воды. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут, и будут напоминать пустые мешки.

Верблюд покрыт шерстью, она очень густая, волнистая, мягкая. Как вы думаете, зачем верблюду нужна шерсть?

^ Ответы и предположения детей

Принцесса Назир: Шерсть верблюду нужна для того, чтобы согревать его ночью, потому что в пустыне жаркий день, а ночь очень холодная.

^ Принцесса Назир: А как вы думаете, ребята, что-нибудь растет в пустыне?

Ответы детей

Принцесса Назир: В пустыне можно встретить маленький кустарник, который называется верблюжья колючка. Расти в пустыне, верблюжьей колючке помогают длинные корни, уходящие глубоко в почву. Посмотрите, вот как выглядит верблюжья колючка. Листья растения жёсткие, колючек очень много.

^ Принцесса Назир показывает детям ветку верблюжьей колючки

Принцесса Назир: Как вы думаете, ребята, почему этот кустарник получил, такое интересное называется?

^ Ответы детей

Принцесса Назир: Чтобы выжить в пустыне верблюду приходится питаться сухими и жёсткими растениями, даже если на них много колючек и шипов. Интересно то, что верблюжья колючка не съедобна для других животных, из-за острых колючек, находящихся по всему стволу растения. У верблюда губы толстые, грубые и поэтому их не прокалывают острые колючки, они кажутся ему вкусными.

В пустыне нет ни железных, ни автомобильных дорог, потому что песчаные бури переносят песок из одного места в другое, заметают следы, заносят всё кругом





песком. Поэтому дороги не строят, после бури от них бы ничего не осталось, их занесло бы песком. По пустыне мы местные жители, любим, передвигаться на верблюдах. Это животное служит транспортом для нас, перевозит грузы, продукты. Когда караван с грузом приходит в населённый пункт жители радуются, устраивают праздники, танцуют. Я хочу, чтобы и вы научились танцевать, так как умею я. Встаньте, пожалуйста, смотрите внимательно и повторяйте движения за мной.

^ Звучит аудиозапись «Арам зам-зам»

Принцесса Назир: Вам понравилось танцевать вместе со мной? А сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию «Хочу все знать». Лаборатория это место, где проводятся различные опыты и эксперименты. Поэтому когда мы войдём в лабораторию, вы должны соблюдать правила. Заняв места за столами, вы не должны ни чего брать в руки, пока вам не скажут.

Выполнять действия, которые вам говорят, одно за другим, иначе опыт может не получиться. Все запомнили правила? Тогда друг за другом отправляемся в путь.

^ Переход под песню «Вместе весело шагать по просторам»

Принцесса Назир: Проходите, занимайте свои места. Посмотрите, ребята на тарелочки, которые находятся перед вами. Пододвиньте их к себе. В тарелочках песок. Какого он цвета?

^ Ответ детей

Принцесса Назир: Что бы рассмотреть песок лучше мы воспользуемся волшебным увеличительным стеклом, то есть лупой. Возьмите лупы в правую руку и опустите её на песок. Затем медленно подымайте её. Лупа увеличивает песок. Рассмотрите, из чего состоит песок?

^ Ответ детей: Из песчинок

Принцесса Назир: Песок состоит из песчинок. Отличаются ли песчинки друг от друга, или они все одинаковые?

^ Ответы детей: Разного размера

Принцесса Назир: Песчинки все разные, одни большие другие поменьше. А ещё, чем различаются песчинки?

Ответы детей: Отличаются по форме

Принцесса Назир: Песчинки по форме все разные и ровные круглые, и есть с острыми углами. Скажите, а по цвету отличаются песчинки друг от друга.

^ Ответ детей: Все разного цвета





Принцесса Назир: Одни песчинки жёлтые, другие серые, некоторые чёрные, а самые меленькие прозрачные. Отложите ребята лупы на стол.

^ Принцесса Назир: Теперь правой рукой аккуратно насыпьте немного песка в ладошку. Давайте попробуем из него, что-нибудь слепить. Получается? Нет, из-за чего?

^ Ответ детей: Нет, песок сухой рассыпается

Принцесса Назир: Действительно, песок рассыпается, он сухой и сыпучий и из него ни чего не слепишь. Ребята, а из какого песка можно лепить?

^ Ответ детей: Из сырого, мокрого

Принцесса Назир: А как сделать его мокрым?

Ответ детей: Добавить воды

Принцесса Назир: Высыпьте песок из ладони на тарелочку и очистите руки. Посмотрите на меня внимательно. У меня две чаши, в которых находится сухой песок, он легко пересыпается. В одну чашу с песком я добавлю воды. Каким стал песок?

^ Ответ детей: Влажным, мокрым.

Принцесса Назир: Посмотрите, куда же исчезла вода?

Ответ детей: Впитался в песок

Принцесса Назир: Можно сказать, что вода «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Если я возьму теперь песок в руку смогу ли его также высыпать струйкой из ладони?

^ Ответ детей: Нет, он слипся

Принцесса Назир: Песок слипся в комочки. Можно из песка теперь слепить что-нибудь?

Ответ детей: Да

Принцесса Назир: Сейчас я попробую что-нибудь вылепить. Скажите на что похоже вылепленная фигура.

^ Ответы детей

Принцесса Назир: Почему же из мокрого песка мы можем лепить, а из сухого нет?

Ответы детей

Принцесса Назир: Действительно, когда песок намокает, песчинки слипаются друг с другом и песок остаётся в той форме, которую мы ему придали, и напоминает нам «тесто». Пройдёт время и песочная фигурка высохнет. Как вы думаете, что с ней произойдёт?

^ Ответ детей: Рассыплется

Принцесса Назир: Когда песок высохнет, он опять

рассыплется на множество песчинок.

^ Принцесса Назир: Ребята, если мы возьмём чашу с сухим и мокрым песком, скажите, какая чаша будет тяжелее?

Ответы детей

Принцесса Назир: Давайте проверим, взвесим сухой и мокрый песок. В один стакан я мерной ложкой наберу сухого песка, а в другой мокрый и поставлю оба стакана на весы. Какой песок тяжелее?

^ Ответы детей

Принцесса Назир: Опыт показал, что мокрый песок тяжелее сухого. Потому что в сухом песке между песчинками находится лёгкий воздух, а внутри мокрого песка находится тяжёлая вода.

Теперь, изучив песок, мы можем с уверенностью сказать, что песок состоит из песчинок, которые имеют разный размер, разную форму, отличаются по цвету и они непохожи друг на друга. Мы с вами доказали, что сухой песок легче мокрого, потому что в нём нет воды.

Сегодня я хочу раскрыть Вам тайну и научить рисовать картины ни красками и не карандашами, а песком. Хотите научиться этому таинственному мастерству и стать песочными художниками?

^ Принцесса Назир: Посмотрите, ребята у меня есть лист картона. Я отклеиваю за уголки тёмные полоски бумаги и откладываю их в сторону. Затем посыпаю всю появившуюся белую поверхность песком, который находится в тарелочке. Затем слегка прижимаю пальчиками песок, разглаживаю ладонью. Лишний не прилипший песок я встряхиваю обратно в тарелочку. Посмотрите, у меня появился замечательный рисунок, на котором изображён верблюд. Сейчас вы возьмёте по листу картона, и посмотрим, кого же нарисуете вы, какое животное получится у вас.

^ Дети приступают к работе под музыкальное сопровождение «Восточные композиции»

Принцесса Назир: У каждого на столе лежит прямоугольный лист картона. Положите его рядом с собой. Левой рукой, придерживая край картона, правой рукой аккуратно уберите темную пленку, т.е. отклейте ее. Белую поверхность, аккуратно засыпайте песком из тарелочек. Затем прижмите пальчиками песок к вашей картине. А не прилипший песок встряхнёте обратно в тарелочки.

^ Принцесса Назир: Молодцы, у всех получились замечательные картины, на которых изображён верблюд – гордое и сильное животное. Эти прекрасные, сделанные вашими




руками картины вы возьмёте с собой и дома вместе с родителями, показав свою картину, сможете попутешествовать по пустыне вместе. Теперь возьмите ваши картины и поверните их друг к другу, представьте, что наши верблюды ожили и стали медленно двигаться. Вместе встанем весело зашагаем караваном по бескрайним просторам пустыни, уходя далеко, далеко. Вам ребята пора возвращаться в детский сад.

По пустыне мы шагали,

Много о песке узнали.

Путешествие прошло,

Было всем вам хорошо?

Зашагаем друг за другом

По пустыне ровным кругом.

Превратимся в быстрый ветер

И помчимся по планете.

Шар земной мы облетим

И на север прилетим.

В детский сад мы все вернулись

Мы друг другу улыбнулись

Попрощаться нам пора,

До свиданья детвора!





^ Самоанализ занятия «Удивительный мир пустыни»

Интеграция образовательных областей

«Коммуникация». Беседа с детьми о климате северной местности и климате жарких стран (пустыни). Рассказ воспитателя: «Песчаная пустыня», «Обычаи жителей пустыни». Рассматривание картины с изображениями флоры и фауны пустыни. Обучение ответам на вопросы в краткой и распространенной форме.

«Познание». Закрепление представления о предметах и явлениях окружающей действительности: растительном и животном мире. Развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе общения с детьми.

«Здоровье». Динамическая пауза «Мы шагаем друг за другом», смена статических поз. Повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

«Безопасность». Подведение представлений детей к тому, что жизнь человека зависит от окружающей среды. Формирование навыков безопасного поведения при работе в лаборатории.

«Социализация». Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей. Воспитание умения детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

«Музыка» и «Художественное творчество». Расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства. Продолжение обогащения музыкальных впечатлений детей. Приобщение к музыкальной культуре, воспитание художественного вкуса. Совершенствование ритмического слуха при исполнении танца «Арам-зам-зам». Обучение нетрадиционным практическим навыкам рисования.

Все знают, что для детей игра в песок – одно из любимых занятий. С наступлением лета дети, строят различные города, дома, пекут пирожки во дворе в песочнице или где-нибудь на побережье.

Песок в группе – это необычно, нетрадиционно, у детей блестят глаза при виде песка. Им интересно и очень хочется поиграть в нем. Вот так, подобрав незатейливый материал для опытнической деятельности, я перевоплотила девчонок и мальчишек в маленьких исследователей и экспериментаторов. Детям нравилось незатейливо играть, выполнять простые действия с песком и незаметно для себя уточнять, узнавать и закреплять свойства песка. Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.





Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.

Интегрированное занятие «Удивительный мир пустыни» это специально организованное занятие, цель которого достигается лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющие добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.

Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.

На занятии развивался потенциал самих воспитанников. Я лишь побуждала их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения занятий нестандартна, интересна, а использованные различные виды деятельности в течение занятия поддерживали внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

^ Технологию занятия я выстраивала по следующим принципам:

Принцип развивающего обучения направлен на развитие личности ребёнка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, экспериментировать, проводить опыты, видеть и понимать красоту окружающего мира на совершенствование речи дошкольников, их мышления.

^ Принцип эксперимента – это основа данного занятия. При экспериментировании дети не просто усваивали знания, которые давал взрослый, - они активно привносили в этот процесс собственный опыт. В процессе занятия дети узнавали о том, что всё вокруг нас, даже песок, имеет свои свойства, многообразие и занимает важное место в нашей жизни.

^ Принцип вариативности. Данный принцип предполагает развитие у детей «вариативного мышления», то есть понимания возможности различных вариантов решения. Так дети, имея простой песок, уточнили не только его свойства, но и узнали и сделали из него картины.

^ Принцип целостного представления о мире. На протяжении занятия речь шла не только о песке, но и о пустыне, как климатической зоне, со своим животным и растительным миром,





образом жизни местных жителей, музыкой и танцами.

^ Принцип психологической комфортности. Мною были созданы условия для погружения в атмосферу сотрудничества, дети чувствовали комфорт, с желанием шли на контакт.

^ В процессе реализации программного содержания занятия я использовала многообразие методов и приемов:

Наглядный метод – это специально созданное учебно-развивающее пространство, включающее в себя: пейзаж песчаной пустыни, показ растения; показ способов действий при рассмотрении песка.

^ Словесный метод состоял из рассказа главного персонажа о климатической зоне пустыни; в течение занятия использовалась вопросно-ответная форма ведения диалога, констатирующая факты и побуждающая к мыслительной деятельности.

^ Практический метод связан с исследовательской деятельностью детей при рассмотрении песка и действенной деятельностью при его детальном изучении, а также при выполнении картины.

^ Игровой метод имел место при игре с песком в большой емкости; дети при помощи главного персонажа - Назир, легко принимали предлагаемые роли: путешественники, исследователи.

^ На занятии я использовала следующие приёмы обучения:

Показ и демонстрация способов действия в сочетании с объяснением, этот приём являлся ведущим и носил на занятии наглядно-практический действенный характер. Выполнялись следующие требования: чёткость показа действия и согласованность действий со словесным пояснением.

^ Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений – данный приём связан с показом педагога способов действия и прослеживался во время игр в песке, обыгрывания стихотворения собственного сочинения, танцевальной паузы, работы с исследовательским оборудованием – лупой, изготовление картины.

^ Пояснения, указания – эти приёмы связаны между собой и проводились мной с целью предупреждения ошибок, они были конкретными и лаконичными (короткими).

Контроль и оценка – названные приёмы взаимосвязаны. Контроль и ненавязчивая корректировка осуществлялись на всех этапах занятия

Занятие проводилось с учетом возрастных особенностей старших дошкольников.





Единая линия сюжета и специально созданная атмосфера сделали процесс обучения ненавязчивым и интересными.

Занятие прошло на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме. В результате у меня возникло чувство удовлетворения от совместной деятельности с детьми, а у педагогов, надеюсь, - желание повторить и упрочить опыт работы с песком. Поставленные задачи программного содержания реализованы в полном объеме, дошкольники получили хороший стимул к самостоятельной познавательной и опытно-экспериментальной деятельности.


Литература

  1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, 2003.

  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009.

  3. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / подред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

  4. Гаврилова О.Н. Перспективное планирование наблюдений на прогулках в детском саду: Методическое пособие для педагогических работников ДОУ; под общ.ред. Г.Н Гребенюк. Издание 2 – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.

  5. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  6. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий.М.: ТЦ Сфера, 2010.

В конкурсной работе «Удивительный мир пустыни» использованы фотографии из личного архива педагога дополнительного образования Протасевич Ольги Александровны.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru