Шевелева Елена Владимировна старший воспитатель Содержание. Актуальность темы Нормативно-правовое обеспечение Цель и задачи работы Условия Принципы Содержание сценарий



Скачать 183.92 Kb.
НазваниеШевелева Елена Владимировна старший воспитатель Содержание. Актуальность темы Нормативно-правовое обеспечение Цель и задачи работы Условия Принципы Содержание сценарий
Дата05.04.2013
Размер183.92 Kb.
ТипСценарий
источник


Международная педагогическая олимпиада

Номинация «Знаем! Помним! Гордимся!


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №17 «Радуга»

Сокольского муниципального района

Вологодской области


Методическая разработка

«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

на основе героических событий

Великой Отечественной войны

средствами музыкально-ритмической деятельности».


Груздева Мальвина Александровна

музыкальный руководитель

Колосова Татьяна Александровна

воспитатель

Шевелева Елена Владимировна

старший воспитатель


Содержание.

  1. Актуальность темы

  2. Нормативно-правовое обеспечение

  3. Цель и задачи работы

  4. Условия

  5. Принципы

  6. Содержание

  7. Сценарий праздника «Памяти павшим будьте достойны!»

  8. Авторская композиция танца «Аты, баты, шли солдаты»

сл. и муз. Л. Агутина «Граница»

8. Литература


1. Актуальность


     Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»)

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что воздействует на их эмоции, чувства.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к Родине, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как патриотизм, любовь к своему дому, чувство гордости за свою страну постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

        Говоря о защитниках нашей Родины, большое внимание необходимо уделить теме Великой Победы. Здесь мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.

^ 2. Нормативно-правовое обеспечение

В проекте «Национальной доктрины образования о РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить <…> воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе является Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации:

«Об образовании»;

«О высшем послевузовском образовании»;

«О воинской обязанности и военной службе»;

«О ветеранах»;

«О днях воинской славы»;

«Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов»;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».

Поиск и разработку изменений в дошкольном образовании закрепил ряд методических рекомендаций и нормативно-правовых документов, вышедших в последние годы. В частности, Закон РФ “Об образовании”, Концепция дошкольного образования (Петровский В.А., Давыдов В.В. и др., 1989), Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ (Стеркина Р.Б.), проекты содержания государственных образовательных стандартов для дошкольных образовательных учреждений и др.

Ссылаясь на вышеуказанные документы, мы пришли к выводу, что знакомство с музыкальными произведениями, посвященными Великой Отечественной войне может помочь реализовать на практике принцип государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ “Об образовании” – воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Отечеству.

^ 3. Цель и задачи работы:


Исходя из вышеизложенного, целью работы является формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе героических событий Великой Отечественной войны средствами музыкально-ритмической деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить детей с музыкальными произведениями, посвященными Великой Отечественной войне.

  2. Подвести к пониманию, что с помощью различных средств музыкальной выразительности достигается то или иное настроение, выражаются патриотические чувства.

  3. Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в годы войны.

  4. Способствовать обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.



4. Условия

В нрав­ственно-патриотическом воспита­нии дошкольников через музыкально-ритмическую деятельность необходимо учитывать следующее:

• Ознакомление дошкольников с музыкальными произведениями военной тематики должно «входить» в целостный образователь­ный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей ба­зовой программы с учетом возраста детей.

  • Решение поставленных задач осуществляется в процессе музыкальных занятий различных видов (традиционных, тематических, комплексных, интегрированных), а также в совместной деятельности воспитателя и детей в познавательной и продуктивной деятельности .

  • Привлечение детей к участию в го­родских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмо­сферу гордости за свою Родину, за подвиги своих соотечественников.

  • Осознанный отбор методов, прежде всего повышающих их познава­тельную и эмоциональную активность.

  • Наличие в детском саду видео и аудиотеки музыкального репертуара военно-патриотической тематики.

5. Принципы

  • отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка дошкольного возраста;

  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

  • сочетание научности и доступности исторического материала;

  • наглядность;

  • рациональное сочетание разных видов музыкальной деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  • принцип системности, который предполагает взаимосвязь работы с познавательной, изобразительной деятельностью;

  • принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю;

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.


^ 6. Содержание работы


Виды музыкальной деятельности

задачи

репертуар

Восприятие музыки

1.Обогащать детей музыкальными впечатлениями. Обобщать и закреплять музыкальный материал.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

3.Воплощать настроение прослушанной музыки в творческих двигательных этюдах и танцах, игре на детских музыкальных инструментах, в рисунке.

1. «Священная война» муз. А.В. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.

( 1, стр. 21)

2. «День Победы» муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов сборник «День Победы»

(1, стр 5)

3. «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова . (2, стр. 27)

4. «Награды находят героев» муз. А Афанасьева, сл. М. Садовского ( 8 )

5. «Несовместимы дети и война» муз. О. Хромушина сл. М. Садовского ( 8 )

Музыкальное движение

1.Учить детей свободному, естественному и выразительному движению.

2.Уточнять и отрабатывать умение ориентироваться в пространстве, вводя новые, и более сложные способы передвижения.

3.Развивать пружинность, легкость и координацию движений.

4.Сохранять ритмический рисунок в танцевальных движениях, исполняемых под музыку с более широким ритмическим звучанием.

5.Самостоятельно воплощать в творческих движениях настроение, характер, жанр музыкальных произведений; создавать этюды – сюжеты, этюды – настроения; свободные танцы.

1. «Композиция с цветами и флажками»

Муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова, Н. Гребнева.

( 2, стр. 27)

2. Танец «Синий платочек» ст. Я. Галицкого, М. Максимова, муз. Петербургского. (3, стр. 26)

3. «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского (4, стр. 8.)

4. Танец «Сказка белых голубей» муз. И. Дунаевского, сл. И. Лебедева «летите голуби» (4, стр. 11)

5. Танец «Аты, баты, мы солдаты» муз. и сл. Л. Агутина «Граница» авторская композиция Груздевой М.А.

Пение

1.Формировать певческие навыки, используя игровые приемы и известные детям образы.

2.Продолжать учить детей петь музыкально, интонационно чисто и выразительно.

3.Развивать не только вокальные, но и музыкальные, и актерские способности.

1. «Победный марш» сл. и муз. Е. Никоновой (3, стр. 23)

2. «День победы» муз. М. Еремеевой, сл. С. Еремеева. (5, стр. 56.)

3. «Вечный огонь» сл. Д. Чи-бисова, муз. А. Филиппенко. (6, стр. 100)

4. «Ты не бойся, мама» муз. Ию Протасова, сл. Е. Шковского. ( Кассета «Поздравляем с 23 февраля» № 7.)

5. «Моя Россия» сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве (7, стр. 21)

6. «Большой хоровод» муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта книга (1, стр. 32)

Игра на детских музыкальных инструментах

1.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку в процессе исполнения более сложных произведений в ансамблях и оркестре.

2.Развивать у детей тембровый и динамический слух в игре на ударных и звуковых инструментах.

3.Добиваться овладения детьми метро ритмической пульсацией, как основой ритмического рисунка и организующим началом музыкальной импровизации.

4.Развивать творческую активность, музыкальное мышление и воображение в процессе инструментальной импровизации.

1. «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин») муз. М.И. Глинки, сл. С. Городецкого. (1, стр. 23)

Игра - драматизация

1.Продолжать учить детей вхождению в реальную и воображаемую игровую ситуацию; умению «удерживать» образ до конца сценического действия.

2.Формировать сценическую речь и сценическое движение. Учить пользоваться интонациями, выражающими не только ярко контрастные, но и более тонкие и разнообразные эмоциональные состояния (произносить текст или петь удивленно, восхищенно, жалобно, тревожно, осуждающе и т.д.)

3.Учить сохранять на протяжении всей игры «состояние импровизационности»

Сценка «Мы тоже воины» ст. С. Михайлова. (5, стр.37)



^ 7. Сценарий праздника





( с детьми старшей и подготовительной групп)





Зал празднично украшен. Под песню «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова) в зал входят дети с флажками и цветами. Обходят круг, от центральной стены перестраиваются четверками, идут вперед, образуя четыре колонны. Дети подготовительной группы образуют полукруг.

^ Звучит песня «Журавли» ст. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля.

Дети выполняют композицию с цветами и флажками. Заканчивают в двух полукругах.





Ведущая: Дорогие гости! Мы рады видеть вас на празднике, посвященном Дню Великой Победы. 65 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Но каждый год снова и снова в преддверии 9 мая мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в том страшном испытании. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний праздник.

1 ребенок: За давностью лет не забыты

Страницы листов наградных

Везде они ищут по свету

Былых адресатов своих

2 ребенок: В седых переулках Арбата

В заснеженных далях страны

Живут ветераны солдаты

Никем не забытой страны

3 ребенок: Ветеранам мы дарим цветы

Вспоминаем отважных бойцов

Не забудем их подвиг великий

Подвиг дедов и наших отцов

4 ребенок: Как все устали от войны

Врагов – фашистов разгромили

Как все хотели тишины

Чтоб жить, любить в свободном мире!

5 ребенок: И вот пришел победный день

Улыбки, слезы, все смешалось

Защитники родной земли

Как птицы к дому возвращались

6 ребенок: О них мы память сохраним

Ведь годы подвиг не состарят

Салюта яркие огни

Солдат победы нынче славят.

^ Песня «Победный марш» сл. и муз. С. Никоновой.

7 ребенок: Майский праздник – день Победы

Отмечаем вся страна

Надевают наши деды

Боевые ордена

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят

8 ребенок: День Победы! День Победы!

Ярче солнце светит мне

Потому что наши деды

Победили в той войне.

9 ребенок: День Победы! День Победы!

На парад мы все идем

День Победы! День Победы!

Красные флажки несем.

День Победы! День Победы!

Отмечает вся страна

День Победы! День Победы!

Ведь она у нас одна.

Мы несем флажки с цветами

В самый мирный день в году

Никогда не знайте дети

Про войну, и про беду.

^ Песня «День Победы» сл. С. Еремеева, муз. М. Еремеевой.

Дети садятся на места. Ведущая предлагает почитать стихи. Чтение стихов.

Ведущая: Пускай назад история листает

Страницы легендарные свои.

И память через годы пролетая

Ведет опять в походы и бои.

^ Звучит грамзапись песни «Не думай о секундах свысока» из кинофильмах «Семнадцать мгновений весны»

Ведущая: Со славной даты 9 мая 1945 года прошло уже много времени, но мы знаем и помним имя победителя – народ, многие сыны и дочери которого отдали свои жизни за великую землю свою.

Сегодня будет день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов

Сегодня будет день воспоминаний

О подвиге и доблести отцов.

^ Звучит грамзапись «Священная война» ( взрослые подпевают – 1 куплет)

Ведущая: Нарушив мирную жизнь, внезапно, без объявления войны,

фашистская Германия 22 июня 1941 года, напал на нашу страну.

Грустные ивы склонились к пруду

Месяц плывет над рекой

Там у границы стоял на посту

Ночью боец молодой

Черные тени в тумане росли

Туча на небе темна

Первый снаряд разорвался вдали

Так началась война

^ Грамзапись – раскаты грома - театральный шум.

Дети инсценируют стихотворение С. Михалкова «Мы тоже воины»

Дети размещаются по всему залу, надевают элементы костюмов, берут необходимые атрибуты (связист, медсестра, моряк, 2 летчика, автоматчик)





Связист: сидит на стуле, на голове – наушники, в руках микрофон или телефон

Алло, Юпитер!? Я Алмаз

Почти совсем не слышу вас

Мы с боем заняли село

А как у вас? Алло! Алло!

Медсестра (перевязывает раненого, сидящего на стульчике, он стоит)

Что вы ревете, как медведь?

Пустяк осталась потерпеть

И рана ваша так легка

Что заживет наверняка

Моряк (смотрит в бинокль на небо)

На горизонте самолет

По курсу – полный ход вперед!

Готовься к бою экипаж!

Отставить – истребитель наш.

^ Два летчика рассматривают карту в раскрытом планшете.

1-й летчик: Пехота здесь, а танки тут

Лететь до цели семь минут

2-й летчик: Понятен боевой приказ

Противник не уйдет от нас

Автоматчик (ходит вдоль центральной стены, в руках автомат)

Вот я забрался на чердак

Быть может, здесь таится враг?

За домом очищаем дом

Все вместе: Врага повсюду мы найдем.

Ведущая: И за честь своей Отчизны

Встали все – и стар и млад

До конца до Дня Победы –

Только вперед! Не могу назад.

Т
анец «Граница» мальчики подготовительной группы.



Ведущая: Наши солдаты отмечались большой смелостью и храбростью.

Они готовы были за свою родную Отчизну жизнь отдать.

А каким должен быть солдат ребята?

(сильным, ловким, смелым, всегда быть первым, не бояться трудностей и никого, как в песне «Ты, не бойся мама» муз. М. Протасова.)


Звучит музыка.

. В редкие часы отдыха солдаты писали письма свои родным и любимым, читали стихи, пели песни, старались не унывать. Любимая песня в минуты отдыха согревала бойцов.

^ Танец «Синий платочек» (девочки подготовительной группы)





Ведущая: Любили бойцы и веселый танец


^ Мальчики старшей группы станцуют танец «Капитан»


Ведущая: А сейчас давайте вспомним одну из самых любимых песен

. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша

из песни, которую знают все и взрослые и дети.

«Катюша» - 1 куплет муз. М. Блантера Сл. М. Исаковского.

Ведущая: Без малого четыре года

Гремела грозная война

И вот долгожданная победа

^ Театральный шум «Салют», «Ура». Музыкальный фон «Друзья – однополчане»

Ведущая: Но многие не вернулись с поля боя и геройски погибли.

Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников,

отстоявших мир в жестокой битве.

Дети называют поименно своих родных – участников Великой Отечественной войны, о которых узнали в период подготовки к празднику.

Ребенок: Отстояли наши деды

Труд и счастье на земле

Ярко светят в честь Победы

Звезды мира на кремле

Ребенок: За страну родную люди

Отдавали жизнь свою

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

^ Песня «Вечный огонь» муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисова.

Ведущая: У стен кремля горит Вечный огонь славы героям, павшим в боях

Давайте встанем и почтим минутой молчания всех героев,

павших за мир и счастье на земле.

^ МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Грамзапись «Поклонимся великим тем годам»

Ведущая: Если в вашей семье и в вашем доме живут ветераны те,

кто участвовали в боях с фашистами, не забудьте поздравить их

с праздником Победы.

Ребенок: День Победы! Солнце мая!

Озаряет все вокруг

И взлетает белокрылый

Голубь мира с наших рук.

Ты лети, лети по свету

Голубь наш из края в край

Слово мира и привета

Всем народам передай.

^ Танец «Летите голуби» муз. Дунаевского. Сл. Лебедева – Кумача.

Ведущая: В честь дня Победы на улицах играют оркестры, звучит музыка.

Дети подготовительной группы сыграют музыкальное произведение М.И. Глинки хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» (оркестр детских музыкальных инструментов)

Ведущая: День победы отмечают как большой всенародный праздник,

потому что он принес нашему народу и всем людям мир,

а детям – спокойное, радостное детство. И поэтому мы говорим

Все вместе: Нам нужен мир! А не война!

Ребенок: В небе синем, в небе синем

Солнышко горит огнем

Мы сегодня о России

Нашей Родине поем

«Песня о России» муз. Г. Струве.

Ребенок: Мир и дружба всем нужны

Мир важней всего на свете

На земле, где нет войны

Ночью спят спокойно дети

Там, где пушки не гремят

В небе солнце ярко светит

Нужен мир для всех ребят

Нужен мир на всей планете.

^ Танец в 2 кругах «Большой хоровод» Муз. В. Савельева. Сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта.

Ведущая: Пусть наши дети подрастают

И в военные игры только играют!

Пусть будет мир на всей земле:

«Да» - скажем миру!

«Нет» - войне!

Праздник продолжается на улице, дети идут к обелиску.


^ 8. Авторская композиция танца Груздевой М.А. «Аты, баты, шли солдаты» сл. и муз. Л. Агутина «Граница»


Участвует любое количество мальчиков.

Вступление.

1 фигура - Мальчики бегут по кругу, ноги взахлест, руки сжаты в локтях. Обегают круг, и через центр четверками встают в 3 колонны.

1 куплет: Руки сжаты в кулачки, поставлены на пояс

1 муз. фраза – наклонный вправо – правая рука над головой (2 раза)

2 муз. фраза – Два наклона влево, левая рука над головой.

3-4 муз. фраза – повторение 1 – 2 музыкальной фразы.

5 муз. фраза – выпады вправо на правое колено (2 раза приседают, руки на край колена)

6 муз. фраза – выпады влево.

7-8 муз. фраза – повторение 5-6 муз. фраз.

На слова «как все» - прыжок, руки вверх.

Припев:

1 муз. фраза – Поворот вправо, правая нога вприсяд, руки вперед (держат винтовку и стреляют ( постепенно приседают – 4 раза)

2 муз. фраза – повторяют в левую сторону.

3 муз. фраза – Направляют автомат вверх, с правой стороны.

4 муз. фраза – направляют автомат вверх с левой стороны.

2 куплет.

Отжимаются на руках (лежа) – 7 раз. На «8» садятся вприсяд в руках держат штангу.

«Ты пойми» на «1» поднимают штангу к плечам,

«мама» на «2» - на прыжке поднимаем штангу вверх (одна нога вперед, другая назад)

«что я был» на «3» - приставляем правую ногу к левой, руки опускаем к плечам.

«такой упрямый» на «4» - приседаем – руки опускаем к коленям.

5-8 муз. фраза – повторяют движения 1-4 муз. фраз.

На слова «как все» - прыжок. Руки вверх.

Припев.

Бегут по кругу и останавливаются полукругом.

Запев и припев танцуют солисты. Мальчики хлопают.

1 солисты – «Реп» стойка на лопатках

2 солисты – опираются на правую руку и делают 3 кругу вправо, затем влево.

3 солисты – «Колесо» - упор рук сзади, перекатываются на руках – по кругу.

Запев 3.

За ведущим бегут змейкой и останавливаются в две шеренги в шахматном порядке.

Припев

Повторяют движения как в 1 фигуре.

Окончание - На слова «Мы теперь солдаты» - правую руку приставляют к затылку и маршируют на месте до окончания музыки.


Литература.


  1. Сборник «День Победы» 1990 г. стр. 5. 21,23, 32

  2. Журнал «Дошкольне вихования» № 3 1990 г. стр 27

  3. Журнал «Музыкальная палитра» № 2 – 2005 год. Стр. 23, 26.

  4. Книга «Танцевальный калейдоскоп» автор З.Я. Роот стр. 8, 11

  5. Журнал «Музыкальный руководитель» № 2 2010 стр. 56, 37

  6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4 – 2001 год стр. 100

  7. Сборник «Песни Г. Струве» стр. 21.

  8. SolNet.EE Портал «Солнышко» 9 Мая – День Победы








Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru