Программа по организации деятельности в каникулярное время для детей 7-11 лет



Скачать 391.14 Kb.
НазваниеПрограмма по организации деятельности в каникулярное время для детей 7-11 лет
страница1/2
Дата05.04.2013
Размер391.14 Kb.
ТипПрограмма
источник
  1   2


Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20

с углубленным изучением отдельных предметов»


ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА




по организации деятельности в каникулярное время

для детей 7-11 лет

на период 2007 – 2009 годы


Авторы программы:

Путенева О.Н.

директор лагеря

Горшкова Ю.В.

старший воспитатель лагеря


г. Бийск


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Обоснование актуальности проблемы 4

Цели и задачи 5

Сроки реализации программы «Мы – строители Наукограда» 6

Этапы реализации программы «Мы – строители Наукограда» 7

Первый этап программы «Экспедиция в Бийскую крепость» 8

Схема взаимосвязи лагеря с социальным окружением 10

Этапы по созданию условий эффективности реализации программы 11

Система соуправления жизнедеятельностью смены 13

План-сетка смены 14

Содержание жизнедеятельности смены 15

Механизм реализации программы 16

Условия успешной реализации программы первого этапа 17

- нормативно-правовое обеспечение

- программно-методическое обеспечение

- кадровое обеспечение

Механизм определения результативности 21

Ожидаемая результативность 21

Литература 22 Фотоальбом «Лето – это маленькая жизнь»(фото из личного архива) 23


ВВЕДЕНИЕ


С наступлением летних каникул перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль играют летние лагеря с дневным пребыванием детей. На сегодняшний день это наиболее дешевый и для многих единственный выход из положения. К тому же не каждый ребенок захочет провести все лето вне дома - без мамы и папы. Посещая же пришкольный лагерь, он не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни в кругу семьи.

Еще один немаловажный момент - это возможность общения ребенка с привычным кругом друзей (чаще всего одноклассников). Как показал опрос, эта причина указывается детьми, как одна из наиболее значимых при ответе на вопрос: «Почему именно в пришкольном лагере ты решил провести этот летний месяц?». Для родителей же наиболее важным является то, что большинство педагогов лично им хорошо знакомы, так как они являются работниками школы, в которой учится их ребенок. Отправляя ребенка в лагерь, мамы и папы спокойны за своих детей.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лето - время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. В Конвенции о правах ребенка записано: «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. И жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт». Если мы хотим, чтобы наши дети были культурными, трудолюбивыми, вежливыми, здоровыми, честными и заботливыми, то именно мы должны создать нравственно благоприятные условия в учреждениях дополнительного образования, каким и является детский пришкольный лагерь.

Лагерь - это временный детский коллектив. Пришкольный лагерь является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, пространством, созданным для оздоровления и развития творчества ребенка. Задача летнего лагеря - помочь детям разного уровня воспитания и развития обрести более глубокое понимание самого себя и своих взаимоотношений с окружающими. Основополагающий принцип деятельности - воспитание через вовлечение детей в программу, через погружение в мир творчества. Исходя из этого, выбирается стиль работы педагогического коллектива. Поэтому в руководстве детским коллективом необходимо соблюдать ценностное отношение к личности ребенка. Это проявляется в интересе к личности, способности почувствовать, понимать настроение ребенка, превратив общение в удовольствие. Главная функция в личностном подходе заключается в создании условий для самореализации и самоутверждения ребенка.

Ежегодно для учащихся 1–7 классов нашей школы организуется лагерь с дневным пребыванием с целью развития, физического и нравственного оздоровления и отдыха детей по месту жительства. Лагерь дневного пребывания функционирует на базе школы № 20.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Бийска – это типовое трехэтажное здание, расположено в центральной части города. Школа имеет спортивную площадку. В окружении школы - жилой сектор с многоэтажными домами. Рядом располагаются: два детских сада, гимназия иностранных языков, педагогический университет.

В школе обучаются учащихся. Из них детей – учащиеся начальной школы. Коллектив учителей школы стабильный, творчески работающий.

В школе имеется два спортивных зала, актовый зал, библиотека, медиатека, столовая.

Обязательным в работе лагеря является вовлечение детей-сирот, ребят из многодетных семей и малообеспеченных семей, учащихся с неадекватным поведением.

Современные условия функционирования лагерей с дневным пребыванием детей не в полной мере используют потенциал информационных и воспитательных возможностей исторического и краеведческого материала, которым располагают музеи и исторические памятники, расположенные на территории города и за его пределами. Анкетные данные и беседы с детьми и подростками говорят о недостаточности знаний подрастающего поколения о славных страницах истории «малой Родины», нелёгком пути их отцов и дедов, о необходимости сохранения традиций прошлого и передачи их последующим поколениям.

Нередко дети и подростки не знают и не интересуются родословной своей семьи, мало знают о трудовых и боевых подвигах своих родных и близких. Общение с родителями чаще всего имеет характер воспитательного воздействия в части школьных проблем, меньше всего это общение затрагивает возможности воспитания на собственном примере или примере дедушек и бабушек.

В наших семьях всё меньше остаётся участников Великой Отечественной войны, малоизвестны детям герои локальных войн, тех, кто сегодня защищает рубежи страны на суше и на море. Эти и другие факты проходят мимо, как будто их вовсе нет или же это даётся легко и незаметно. В то же время увеселительность проводимых мероприятий и беспечность становится нормой, а дети и подростки, пребывая в добываемом трудом благополучии, входят в социум с твёрдым убеждением, что всё за них сделают родители.

Становится очевидным, что резко падает читательский интерес подрастающего поколения, новые информационные технологии – притягательный, но не всегда эффективный конкурент, имеющий воспитательное воздействие,– занимает большую часть свободного времени детей и подростков.

Задача педагогов сегодня – совместить традиции и современность, увлечь воспитанников инновационными формами организации досуга, где найдут место и история и сегодняшний день. Решению этой задачи может служить долгосрочная программа «Мы – строители Наукограда».


^ Обоснование актуальности проблемы


Воспитание гражданских, патриотических качеств подрастающего поколения – одна их актуальнейших проблем современности. Молодёжи необходимо знать историю своей малой родины, беречь и преувеличивать духовный потенциал родного края, сохранить славные страницы истории следующим поколениям.

Воспитательные возможности пришкольного лагеря создают благоприятные условия для расширения знаний детей и подростков в различных областях, в том числе и истории родного города.

Между тем, родная земля и все, кто её населяет, обладают богатым потенциалом интеллектуальных, творческих, духовных возможностей. Этот потенциал позволил провинциальному городу стать научной лабораторией, выйти на мировую арену по ряду промышленных отраслей.

Город Бийск – Наукоград – один из крупных городов Алтайского края, имеющих славную историю, корни которой уходят в те времена, когда по указу Петра Первого на слиянии рек Бии и Катуни был основан острог, а затем крепость, с которой и ведёт свою историю наш город.

В 2009 году городу исполнится 300 лет. За это время он прошел славный путь и стал частью истории Государства Российского.

Страницы становления крепости – интересны и познавательны. Увлекательное путешествие от стен Бийской крепости к истокам Наукограда, станут долгосрочным путешествием и погружением детей во времена не столь известные, но наполненные историческими событиями, которые прошли через биографии наших земляков – мам и пап, бабушек и дедушек наших воспитанников, стали частью их жизни.

Родной дом, улица, где проходит детство, приведут детей к осознанию себя частицей мира, строителем которого является сам ребёнок. Завтрашний город строится руками, умом, душой сегодняшних поколений. Важно, чтобы подрастающее поколение понимало это и чувствовало себя созидателями будущего, которое они построят сами.

Уникальные возможности погружения детей в проблематику, связанную с личными ощущениями, личным опытом, с тем, что формирует их сегодня, представляет жизнедеятельность пришкольного лагеря.

Необходимо отметить, что реализация программы будет основана на игровых технологиях, с включением каждого участника жизнедеятельности в происходящие события. Важными элементами программы будут отслеживание активности каждого ребёнка и лидерская позиция педагогов (вожатых).

Постоянный анализ прожитых событий и рефлексия – помогут влиять на качество и его улучшение.

Эмоциональный фон коллективных творческих дел повысят интерес к предложенной тематике, расширят кругозор воспитанников, станут основой для укрепления таких личностных качеств как гражданственность и патриотизм. Понятие «малая родина» станет для детей и подростков более осмысленным, будет интериоризировано как ценность.

^ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ


Создание условий для формирования ценностных представлений детей и подростков о «малой родине», привития высоконравственных качеств личности на основе погружения в историю родного города и традиции семьи для осмысленного понимания своей сопричастности к созиданию будущего.


^ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Обучающие:

Познакомить детей и подростков с материалом об историческом прошлом родного города.

Научить изготовлению творческих композиций в соответствии с темой программы.

Познакомить с основами декоративно-прикладного творчества различных направлений.


Развивающие:

Развивать эмоциональное восприятие традиций предшествующих поколений;

– способность воспринимать искусство и его специфику образного отражения действительности;

– художественно-творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие;

– умение выражать свое собственное отношение к действительности в художественных и словесных образах;

– интуитивные ощущения у ребенка незримой связи между собой и других людей, единства человечества на Земле.


Воспитательные:

Воспитывать позитивное отношение к нравственным общечеловеческим ценностям, обобщенным в истории;

– потребность постоянного нравственного самосовершенствования;

– интерес и уважение к жизненным ценностям старших поколений;

– гордость носить звание «бийчанин».

Формировать творческий потенциал детей и подростков через включение каждого в жизнь коллектива, возможность выбора области применения своим возможностям и способностям, через успешность каждого в своей области.


^ СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МЫ – СТРОИТЕЛИ НАУКОГРАДА»


^ 2 этап «В поисках реликвий»

Цель
: Способствовать осмыслению нравственной ценности «традиции семьи» с целью приобретения социокультурного опыта саморазвития и самосовершенствования в гуманитарной практике жизнедеятельности детского коллектива и переносе этого опыта в своё жизнестроительство

^ Условия реализации программы:

- коллективная оценка и самооценка через КТД;

- система совершенство-вания знаний;

- помощь и поддержка;

- использование активных форм взаимодействия


^ Принципы отбора содержания методов работы

- личностная ориентация;

- ценностная ориентация;

- демократичность;

- принцип игры и приклю-чения;

- вариативность


Формы и методы организации жизнедеятельности участников реализации программы


^ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Задачи

Средства

Результат

1 этап «Экспедиция в Бийскую крепость»»

1. Создание условий для проявления личности, помощь в адекватной её оценке.

1. Дела организационного периода и начало основного периода смены

Понимание и принятие исторического аспекта смены. («принятие» означает личностную значимость для каждого подростка знаний истории родного города).

2. Раскрытие перспектив самосовершенствования для каждого подростка

2.Специфическая среда и стиль жизнедеятельности в условиях принятых законов жизнедеятельности и атрибутики смены.

3. Формирование положительного отношение педагогического коллектива к идее и средствам реализации смены

П этап «В поисках реликвий»

1.Включение воспитанников в деятельность по нравственному самосовершенствованию

1.Основные дела этого периода смены.

Готовность детей к адекватному восприятию звания «бийчанин». Желание подростка следовать примеру старшего поколения на примере своих родителей, бабушек и дедушек.

2.Создание условий для раскрытия и самореализации личности

2.Личный пример как основа взаимодействия детей и педагогов.

3.Активное общение педагогов и воспитанников с целью коррекции личностных качеств детей и подростков

^ Ш этап «Творцы Наукограда»

1. Оптимистическое подведение итогов работы каждого над самим собой, динамики детских коллективов и раскрытие перспектив дальнейшего роста

Дела итогового периода. Индивидуальный подход к личности каждого подростка.

Следование законам жизнедеятельности смены. Последующее самосовершенствование на основе обретенного опыта и работы над собой.


^ 1 этап:

«Экспедиция в Бийскую крепость».


Цель этапа:


Расширение кругозора детей и подростков в области знаний об истории города Бийска посредством освоения опыта народной игры и зрелища, направленных на формирование осмысленного отношения к традициям своего народа.


Задачи этапа:


1. Воспитывать гражданско-патриотические качества личности

2. Сплотить детей посредством игровых технологий.

3. Развивать эстетический вкус детей и подростков.

4. Повышать читательский интерес воспитанников.

4. Пропаганда здорового образа жизни.


^ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ:

– учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков;

– доступность программы для детей разного возраста, посещающих лагерь дневного пребывания;

– наглядность работы, демонстрация образцов жизнедеятельности детей и взрослых;

– принцип личностной ориентации, предусматривающий учет возрастных и индивидуальных особенностей развития, потребностей участников смены;

– принцип ценностной ориентации, предполагающий отбор ценностей, приобщение к которым будет способствовать решению целей и задач смены подростками;

– принцип демократичности, реализуемый через организацию соуправления педагогов и воспитанников в жизнедеятельности коллективов;

– принцип игры и приключения в организации деятельности как учет возрастных потребностей подростков;

– принцип вариативности, определяющей возможность изменения формы и содержания дел с учетом педагогической ситуации и действия других факторов при сохранении общей направленности на решение задач смены.


^ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ:


  1. Патриотическое направление

  • проведение акций памяти погибших в годы Великой Отечественной войны

  • встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн

  • благотворительные акции по месту жительства

  • знакомство с историей присвоения улицам имен героев ВОВ

  • изучение истории города и школы на основе материалов школьного музея

  1. Нравственно-эстетическое направление.

  • расширение представлений о культурно-эстетическом наследии предков

  • система бесед о нормах поведения

  • развитие художественных умений детей и подростков

  • создание условий для развития творческих задатков детей

  • пропаганда здорового образа жизни

  • формирование высоконравственной атмосферы, обучение рефлекcии и самокорректировке участников смены.

  1. Познавательное направление.

  • коллективные творческие дела на расширение кругозора

  • развитие читательского интереса детей и подростков

  • интеллектуальные марафоны

  • познавательные экскурсии

  • встречи с интересными людьми

  1. Военно-спортивное направление.

  • игровые программы

  • спортивные праздники

  • встречи с воинами Российской армии

  1. Спортивно-оздоровительное направление.

  • оздоровительные процедуры

  • спортивные соревнования

  • занятия в спортивных кружках и секциях

  1. Трудовое направление.

  • трудовые десанты по месту жительства

  • мероприятия по самообслуживанию

  • тимуровские акции во дворах микрорайона школы

  • проведение субботников в период летней смены

  • шефство над приусадебным участком и цветником

^ СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЛАГЕРЯ С СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ















^ Комитет по образованию г. Бийска





















































































БПГУ имени В.М. Шукшина




Лагерь дневного пребывания МОУ«Средняя общеобразовательная

школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов»




Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи



























































































Бийский драматический театр





Краеведческий музей имени В. Бианки





Городской выставочный зал




Воинская часть












^ ЭТАПЫ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ

эффективности реализации программы:


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (с ноября 2006 года по апрель 2007 года)


Формирование и обучение педагогического коллектива.

- Реализация авторского спецкурса «Современные формы и методы работы педагога по организации летнего отдыха детей» в рамках основных образовательных программ студентов бийского педагогического государственного университета имени В.М. Шукшина (к.п.н., доц. Н.Е. Четвергова).

- Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете и родительском собрании.

- Прохождение студентами заочных курсов организаторов летнего отдыха детей в рамках круглогодичного краевого педагогического отряда «Ювента».

- Участие студентов-вожатых в работе педагогического отряда университета «Земляки».

- Проведение выездных инструктивно-методических семинаров вожатых по вхождению в программу «Экспедиция в Бийскую крепость».

Результат: получение студентами-вожатыми знаний области истории Бийской крепости и подготовка методического сопровождения программы.

Получение удостоверений организаторов летнего отдыха детей.

Подготовка портфолио в соответствии с планом-сеткой смены.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1 – 2 день с начала смены)


  1. Формирование коллективов отрядов.

  2. Рекламная акция: знакомство с педагогическим отрядом вожатых и презентация программы с элементами игры и конкурсных заданий;

Результат: познакомить детей с программой, заинтересовать их выбранной тематикой, активизировать интерес к истории родного города.

  1. Планирование. Выбор органов самоуправления.

Результат: корректировка проекта с учетом интересов участников, включение лидеров в проект, организация деятельности органов самоуправления.

  1. Организационная работа.

Результат: определение ролей и видов деятельности.


^ ОСНОВНОЙ ПЕРИОД (2 - 15 дни с начала смены)


Характеризуется преемственностью между образовательным и воспитательным процессом, приобретением новых знаний в области истории, развитием творчества, укрепление здоровья.


^ Содержание основного периода реализуется через:

- Викторины, конкурсы, игры с целью расширения и углубления знаний об истории родного города и края.

Результат: развитие познавательного интереса, расширение знаний о городе и крае.

- Экологические акции, субботники.

Результат: формирование активной позиции жителя своего города.

- Работу творческих кружков по интересам.

Результат: развитие у детей организаторских способностей. Расширение кругозора, приобретение навыков прикладного характера, развитие эстетического вкуса детей.

- Функционирование органов самоуправления смены.

Результат: дети учатся активно участвовать в управлении, объективной оценке, воспитывают в себе принципиальность, справедливость, организаторские, коммуникативные качества.

- Интеллектуальные состязания: конкурсы кроссвордистов, разгадывание ребусов, познавательные программы.

Результат: диагностика уровня полученных знаний, выявление интеллектуальных лидеров. Демонстрация знаний.

- Патриотические акции.

Результат: формирование чувства гордости за своих предков, родителей.

- Физкультурно-оздоровительная работа.

Результат: активизация интереса к здоровому образу жизни, к занятиям спортом.


ИТОГОВЫЙ ПЕРИОД(16 - 18 дни смены)


- Подведение итогов

- Награждение активных участников.

- Самоутверждение детей в успешности.

- Подведение итогов диагностики.

Результат: исследовательский материал об эффективности программы, проектирование методов коррекции; определение степени удовлетворенности детей, родителей, педагогов, администрации организацией летнего отдыха в лагере дневного пребывания .


^ Система соуправления жизнедеятельностью смены «Экспедиция в Бийскую крепость»
Руководители экспедиции

(директор лагеря и старший воспитатель)

Начальник поискового центра «Бийчата»

(старший вожатый)

Сотрудники (консультант по спорту)

Сотрудники (консультант по музыке)


Сотрудники

(консультант по т ворчеству) творчеству)


Сотрудники (консультант по истории)


Проводник (вожатый)

Проводник (вожатый)

Проводник (вожатый)

Проводник (вожатый)

Проводник (вожатый)

Группа

«Пионеры»

Группа

«Последние герои»

Группа « Веселые путешественники»

Группа «Эдельвейс»

Группа «Первопроходцы»



«Экспедиция в Бийскую крепость»






Члены поисковых групп – «Бийчата» (дети)

План-сетка 1-го этапа смены «Экспедиция в Бийскую крепость»


7. Игрища

(играли деды – играем мы)

20 июня 21 июня

Игровая копилка Забавы Богатырские

предков (показа- (спортивно-развлека

тельные програм- тельная программа

мы игр прошлого) веселых забав)




4. К бабушкам на блины

(учимся у старших)

13 июня 14 июня

Вернисаж Посиделки у

Прошлого (встреча самовара (разго-

с художником, кон вор о хлебе с ба-

курс рисунков и бушками)

экскурсоводов)




3. За крепостными стенами

(дорогами наших предков)

8 июня 9 июня

Интеллект- Бикатунь-

шоу (конкурс ре- Бойярд (спортив-

бусов и кроссвор но-развлекатель-

дов) ная программа)















8. У святого огня

(дни памяти погибших в ВОВ)

22 июня 25 июня

У столба Памяти В гостях

( театрализован- у Теркина (кон-

ная акция с учас- курсная програм-

тием ветеранов ма с участием

ВОВ) солдат Российс-

кой армии




6. На нашей улице праздник

(улица и двор – территория нашего детства)

18 июня 19 июня

Манифистация «Нет Музыкальный базар

грязным улицам!» (танцевальный кон-

(экологическая три- курс детей и вожатых)

буна, экспромт-суб-

ботник)

2. Костер дружбы

(дни знакомства и сближения)

6 июня 7 июня

Крепость: Исторический

наша версия (кон- театр (экскурсия

курс архитекторов в прошлое, кон-

и реставраторов) курс девочек)













1. Подготовка к экспедиции

(знакомство с программой, определение символики)


4 июня 5 июня

Поход Экипировка

к истокам групп (презента-

(знакомство с ция программы,

педотрядом) оформление сим-

волики)







5. Город мастеров

(учимся быть творцами)

15 июня 16 июня

Золотых рук Купеческая

мастерские (кон- ярмарка (танце

курс декоратив- вально-музы-

но-прикладного кальное шоу с

творчества) элементами

ярмарки)




9. Письма на крепостной стене

(выход из программы, дни расставания

26 июня 27 июня

Из Бийска вчерашнего – Копилка добрых дел и

в Бийск сегодняшний слов (награждение участ-

(гала-концерт победителей ников смены, прощаль-

творческих проектов, под- ная линейка у стены

ведение итогов смены) Бийской крепости)













1 июня – начало работы лагеря. Праздник, посвященный Дню защиты детей «Здравствуй, лето!»



^ Содержание жизнедеятельности смены

«Экспедиция в Бийскую крепость»


На время смены детский коллектив превращается в членов поисковой экспедиции «Бийчата». Их цель – разыскать на территории пришкольного лагеря спрятанные части старой карты, воссоздающей вид Бийской крепости, такой, какой её заложил на слиянии рек Бия и Катунь в 18 веке Пётр Первый.

Чтобы найти карту, детям необходимо «зарабатывать» ключи, позволяющие идти в правильном направлении и, активно участвуя в коллективных творческих делах, получать групповые и индивидуальные «кирпичики» для формирования своей части крепостной стены.

Каждая группа будет иметь свою траекторию движения по 6 этапам (каждый из 6 этапов – это 6 конкурсных мероприятий, в которых будут определяться победители-группы и отдельные участники-дети.

Индивидуальные кирпичики будут иметь личный логотип участника жизнедеятельности (эмблему), таким образом, дети будут видеть личный вклад в общее дело. Отрядные дела будут иметь групповой логотип (эмблему отряда-группы).

18 дней смены будут иметь два дня развития событий: предысторию (подготовку) и само событие (дело). Для эффективного использования времени каждый ребёнок получит книжечку-малютку «Бийская крепость», где в краткой форме будет изложена история возникновения крепости, а так же схему движения экспедиции.

Кроме этого, члены поисковых групп («Бийчата» – дети) будут вести дневники участников «экспедиции в Бийскую крепость», в которых будут размещать своё творческое представление о событиях: рисунки, стихи, собственную версию истории крепости. В конце смены на основе представленных материалов будет издан журнал экспедиции.

Основными делами смены станут:

«Исторический театр» – заочная экскурсия по России 18 в. с видео и медиапрезентациями по теме «Одежда и этикет прошлого» (конкурсная программа для девочек); спортивно-развлекательная программа «Бикатунь-Боярд»; конкурс архитекторов и реставраторов «Крепость: наша версия»; встреча с художниками города Бийска и открытие выставки рисунков «Вернисаж прошлого» (конкурс экскурсоводов организованной выставки); патриотическая акция «У столба Памяти»; праздник на поляне «В гостях у Теркина» (конкурсная программа мальчиков); театрализованный праздник «Купеческая ярмарка»; спортивно-игровая программа «Забавы богатырские»; манифестация «Нет грязным улицам!»; творческий отчет «Музыкальный базар» и др.

Основой смены станут игровые программы, театрализованные действа, основанные на приобретаемых в период смены знаниях, творческом прочтении событий прошлых лет. Педагоги выступят в качестве консультантов и инициаторов коллективных творческих дел. Важное место займет костюмирование, оформление и использование внешних атрибутов России конца 17 – начала 18 веков.

Ведущей игрой смены станет поиск отрядами частей разрушенной временем карты Бийской крепости. Прохождение шести этапов смены по определенной для каждой группы траекториям с выполнением заданий разного порядка позволит выявить наиболее сплоченные коллективы и победителей смены.

На протяжении смены будут использоваться условные деньги «чудики», которые могут заработать дети, участвуя в делах смены. «Казну» отряда дети будут тратить в дни проведения ярмарочных мероприятий.

В смене будут соблюдаться традиции исполнения гимна смены, походной песни «бийчат», произнесение слоганов на утренних линейках, основных мероприятиях, выход с логотипами (эмблемами) поисковых групп.

Каждый участник жизнедеятельности имеет возможность выбора кружка, мастерской, творческой лаборатории и научиться делать что-то, чего раньше не умел, и что значимо для раскрытия творческих способностей. Для этого в течение 18 дней смены будут работать кружки по интересам :

  • «Секрет Оригами» – здесь каждый может научиться складыванию из бумаги различных фигур;

  • «Волшебная акварель» – для тех, кто любит рисовать, и кто хотел бы совершенствовать свое мастерство;

  • «Три погоды» – здесь можно научиться делать разнообразные прически;

  • «Подарок» – изготовление сувениров с изображением символики смены.

Мастерские:

  • «Игровых дел мастер» – разучивание и обучение методики проведения игровых программ;

  • «Хорошие манеры на живых примерах» – для тех, кто интересуется правилами и нормами поведения в области этикета;

  • «Кожаный мяч» – обучение правилам игры, спортивные командные игры;

  • «Музыкальная гостиная» – разучивание новых песен.

Организации жизнедеятельности смены и эффективному планированию коллективно-творческих дел будет способствовать реализация системы управления сменой:


оперативное управление деятельностью педагогического состава будет осуществляться руководителем экспедиции – директором лагеря;

управление содержательной стороной смены и взаимодействием вожатых и их воспитанников будет находиться в компетенции начальника поискового центра «Бийчата» – старшей вожатой;

оперативная связь с проводниками (вожатыми) будет осуществляться помощником начальника поискового центра – старшим проводником;

отряды получают статус поисковых групп, каждую из которых возглавляют руководители групп (командиры отрядов).

Каждая поисковая группа имеет свой логотип (эмблему), название, девиз и песню. За каждой поисковой группой закреплено помещение-штаб. В каждой группе выбирается актив: физорг, ответственный за порядок в штабе, культмассовик и пресс-секретарь.

Ежедневно в каждой группе проводятся летучки-собрания по планированию поисковых операций и коллективных творческих дел.

Итогами смены станут выставки творческих работ, творческих отчетов детей и вожатых.

Последний день смены будет знаменовать театрализованное действо – торжественное воссоздание карты Бийской крепости и чествование активных участников её поиска.


Смена пройдет под девизом: ГОРОД – КРЕПОСТЬ, ГОРОД – САД,

^ СТРОИМ МЫ – НАУКОГРАД!


МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:


В основу системы, образующей деятельность в ходе тематической смены, мы закладываем:

  • коллективную творческую деятельность, основанную на свободном самоопределении ребенка, и обеспечивающую широкое поле для самореализации личности на многовариативной основе;

  • образовательную деятельность в рамках познавательных программ, связанных с историей и современностью;

  • игровую деятельность, как оптимальный природосообразный способ вхождения детей в жизнь, их социальной адаптации.

План смены включает коллективные творческие дела, мастерские, клубы, соревнования и конкурсы. Каждый участник смены может попробовать испытать себя в разных делах и системах отношений, в разных социальных ролях и конкретных позициях.

Коллективно-творческие дела смены основаны на получении новых знаний и умений, на развитии чувства гордости за семью, свой город, край. Этапы программы позволят выстроить своеобразную лестницу саморазвития, – от страниц истории до наших дней и дней завтрашних, – по которой будут двигаться участники жизнедеятельности. Вместе с тем, жизнь смены будет содержать элементы приключения и романтики, что усилит интерес детей и подростков к содержательной стороне и ключевым понятиям, лежащих в основе целей и задач программы.

Итогом каждого этапа программы станет анализ произошедших изменений, которые будут фиксироваться педагогами в соответствии с критериальными показателями выбранной диагностики.


^ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:


– коллективно-творческие дела;

– театрализованные костюмированные действа;

– игровые программы с элементами приключения;

– поисковые операции с научным осмыслением;

–турниры интеллектуального, этического, экологического, спортивного содержания;

– творческая передача формируемых представлений в различных областях знаний;

– работа мастерских и клубов по интересам;

– рефлексия на всех этапах смены на коллективном и личностном уровнях.


^ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

– коллективная оценка и самооценка каждого подростка через непосредственное участие в коллективных делах;

– создание действенной системы овладения и дальнейшего совершенствования знаний, умений и навыков в области истории родного города, традиций прошлого и их трансформацию в собственную жизнедеятельность;

– помощь и поддержка в самосовершенствовании через приобщение к нравственным ценностям и развитие высоконравственных интересов;

– использование таких форм взаимодействия, которые развивают интерес к истории Отечества, родной природе, формируют умение глубоко чувствовать мир, заботиться о его сохранении, ощущать причастность ко всему, что происходит вокруг;

– методическое оснащение воспитательного процесса учебно-наглядным материалом: кроссворды, тексты песен, тематические подборки стихов, картинок, дидактический материал для индивидуальной работы с детьми;

- пошаговое планирование всех элементов программы;

- тесное взаимодействие субъектов социального окружения;

-сотворчество, сотрудничество, сопереживание участников жизнедеятельности смены;

- четкое следование в использовании выбранных методик и диагностики;

- корректировка программы;

- описание опыта в средствах массовой информации и СМИ.


^ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Нормативной базой для разработки комплексной программы «Каникулы в городе» стали:

  • Конституция Российской Федерации,

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»,

  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.),

  • Проект Федерального Закона «О дополнительном образовании»,

  • Федеральная программа «Дети России» на 2003-2006 годы,

  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы,

  • Конвенция о правах ребенка,

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей

  • Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»

  • Программа развития дополнительного образования детей Алтайского края на 2006-2010 годы (проект)

  • Краевая целевая программа «Сохранение и развитие системы летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в Алтайском крае на 2006-2008 годы»


^ ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


В школе имеются необходимые условия, информационно-методические материалы, специальная, справочная и информационная литература, материалы периодических изданий, аудио- и видеокассеты для разработки и реализации:

  • краткосрочных, вариативных, разноуровневых, личностно-ориентированных программ деятельности временных детских объединений по интересам на период каникул;

  • воспитательных программ, направленных на укрепление здоровья, развитие творческих способностей детей и подростков;

  • социальных проектов, направленных на совершенствование системы каникулярного отдыха;

  • сценариев досуговых программ;

  • методического сопровождения образовательно-оздоровительного процесса (инструктивно-технологические карт, образцов изделий, наглядных пособий, дидактических и иллюстративных материалов, художественного и музыкального оформления);

  • нормативно-правовых документов по организации каникулярного времени (должностные инструкции, инструкции по технике безопасности, охране труда и т.д.)


^ Кадровое обеспечение


Учреждение располагает штатом высококвалифицированных специалистов (методистов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, вспомогательного и обслуживающего персонала), способных на должном уровне организовать плодотворную деятельность детей и подростков в период каникул.

Основной реализатор программы – педагоги начальных классов – осуществляют разработку и внедрение программы по досугово-познавательной деятельности детей, создают условия для укрепления здоровья, развития творчества. Политику оздоровительной кампании определяют педагогические кадры, поэтому повышение квалификации работников летних лагерей – одна из главных задач администрации школы.


^ ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

лагеря с дневным пребыванием детей (на 31.05.2007.)




Показатели

Количество

1

Количество педагогических работников

17


2

Образование:

- высшее

- среднее специальное


16

1

3

Аттестовано всего

в т.ч. имеют:

- высшую категорию

- первую категорию

- вторую категорию


94 %

24 %

47 %

29 %


^ УЧЕБН - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА



Дата

Содержание


Исполнитель

16.04.07-17.04.07

Семинар для директоров детских оздоровительных лагерей. Составление пакета документов.

Комитет по образованию

25.04.07

Лекция «Особенности временного детского коллектива»


Психолог

11.05.07

Заседание методического объединения учителей начальных классов «Организация досуговой деятельности детей в лагере дневного пребывания»

Руководитель МО

16.05.07

Лекторий «Детский травматизм и его профилактика»

Школьный фельдшер

20.05.07

Общешкольное родительское собрание «Организация летнего отдыха детей»

Директор лагеря с дневным пребыванием детей

29.03.07

Практикум «Детские конфликты и пути их разрешения»


Психолог

4.05.07

Малый педсовет учителей начальных классов «Программа деятельности лагеря»

Руководитель проекта

10.05.07

Совещание по организации летнего отдыха детей.

Комитет

по образованию

28.05.07

Прохождение санминимума.

Санэпидемстанция

31.05.07

Инструктаж педагогического коллектива о мерах по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.

Директор лагеря с дневным пребыванием детей

28.06.07

Собрание педагогического коллектива учителей начальных классов «Итоги работы по организации летнего отдыха детей»

Директор лагеря с дневным пребыванием детей

4.06.07 – 27.06.07

ежедневно

Планерка для воспитателей.

Директор лагеря с дневным пребыванием детей



^ ПЛАН ПОДГОТОВКИ ЛАГЕРЯ


№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный

Сроки

1

Проблемный анализ состояния, структурирования проблем работы лагеря

Администрация МОУ

ноябрь 2006г.

2

Редактирование положения о лагере

Директор лагеря

декабрь 2006г.

3

Работа с родителями, детьми по организации летнего отдыха детей

Директор лагеря, воспитатели

апрель-май 2007г.

4

Составление социального паспорта

Директор лагеря

май 2007г.

5

Составление штатного расписания для работы лагеря

Директор лагеря

апрель 2007г.

6

Знакомство работников лагеря с едиными педагогическими требованиями

Старший воспитатель

апрель 2007г.

7

Подготовка документов по технике безопасности для работников лагеря и детей

Директор лагеря

март 2007г.

8

Разработка программы лагеря, мероприятий в рамках программы

Научный руководитель проекта, директор лагеря, старший воспитатель

ноябрь 2006г.-апрель 2007г.

9

Прохождение медицинской комиссии, подготовка санитарных книжек

Работники лагеря

май 2007г.

10

Осмотр помещений, территории: актовый зал, отрядные комнаты, столовая, туалеты, раздевалка, спортивная площадка.

Директор лагеря, заместитель директора МОУ по АХЧ

май 2007г.

11

Составление приказов об открытии лагеря, назначении ответственных лиц

Директор МОУ

апрель 2007г.

12

Оформление в библиотеке книжной выставки «В помощь организатору летнего отдыха»

Зав. библиотекой

апрель 2007г.

13

Разработка плана работы лагеря, отрядов, творческих мастерских

Директор лагеря, стар-ший воспитатель, руко-водители кружков и секций

апрель-май 2007г.

14

Разработка психолого-педагогического мониторинга эффективности программы

Директор лагеря, психолог

март-апрель 2007г.

15

Составление списков отрядов

Директор лагеря, старший воспитатель

май

2007г.

16

Приобретение канцтоваров, бытовых и фототоваров

Директор лагеря, старший воспитатель

май-июнь

2007г.

17

Формирование призового фонда - грамоты, сувениры

Директор лагеря, старший воспитатель

май-июнь

2007г.

18

Сбор инвентаря: библиотека, фонотека, медиатека, спортинвентарь, бытовые предметы, аппаратура

Старший воспитатель, библиотекарь

май 2007г.

19

Составление графика работы персонала лагеря

Директор лагеря

май 2007г.

20

Оформление фойе, отрядных комнат

Старший воспитатель, воспитатели, вожатые

май 2007г.

21

Оформление уголка безопасности, уголка для родителей

Директор лагеря

май 2007г.

22

Оформление рекламного стенда «Лето – 2007»

Директор лагеря, старший воспитатель

май 2007г.

23

Комплектование аптечки

Директор лагеря, мед.работник

май 2007г.

24

Приглашение СМИ для освещения работы лагеря

Начальник лагеря

май 2007г.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru