Скачать 449 Kb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 30 г.о.Орехово-Зуево Московской области ПРОГРАММА дополнительного образования по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Наш дом - Россия» Разработала воспитатель 1 квалификационной категории Галяутдинова Е.Г. 2010г. Пояснительная записка «Патриотизм- это твоё и моё, личное, родовое, историческое чувство, это наше достояние и ответственность. И оно способно, если о нём не забывать, благотворно действовать и в повседневной жизни, способно строить твоё сознание, твоё мировоззрение, твои поступки и всю жизнь». ^ В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому одним из центральных направлений в работе с детьми становится патриотическое воспитание. Обращение к отечественному наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов Программа «Наш дом-Россия»- это попытка движения от воспитания любви к близким людям, природе, городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину. Основным направлением программы является обеспечение правильного подхода к патриотическому воспитанию детей с учётом их возможностей, уважения их интересов и любых индивидуально - творческих проявлений. Программа «Наш дом - Россия» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и рассчитана на два года. В ней нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями нашей страны, родного города, жизнью и бытом русского народа, природой родного края. Занятия проводятся 4 раза в месяц, длительностью в старшей группе 25-30 минут, в подготовительной группе 30-35 минут. Основой составления программы является «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Также использованы такие учебно-методические пособия, как: О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», М.Б.Зацепина «Дни воинской славы», И.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду»,А.Я.Ветохина, З.С.Дмитренко и др. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», С.Р.Николаева, И.Б.Катышева и др. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту». ^ воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи: -формировать чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, Родине; -формировать бережное отношение к природе, ко всему живому; -развивать интерес к русским традициям и промыслам; -формировать представление о России, как о родной стране, о Москве – как о столице России; -воспитывать гражданско–патриотические чувства через изучение государственной символики России; -воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово. В основу реализации программы положены следующие принципы: -принцип историзма Сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего; -принцип доступности Соотнесение содержания, характера объёма учебного материала уровню развития, подготовленности детей; -принцип личностно-ориентированного общения Индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека, партнёрство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми; -принцип непрерывности Формирование у дошкольников устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств; -принцип наглядности Широкое представление наглядности, соответствующей изучаемому материалу: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников и т.д.; -принцип последовательности Предполагает планирование познавательного изучаемого материала последовательно( от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе; -принцип занимательности Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результатов. Весь материал систематизирован и представлен в виде тематических блоков. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России. Блок «МОЯ СЕМЬЯ» Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые оно осознаёт себя человеком- членом семейного сообщества. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет его сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта тема актуальна, так как, нередко в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Блок «МОЙ ГОРОД» Дети получают сведения о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Важно привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь, почта, аптека, рассказать об их назначении. Детям объясняют, в честь кого воздвигнуты памятники, названы улицы. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их родной город – частица Родины, поскольку во всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего: - повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных, рабочие делают машины и т.д.); - везде соблюдаются традиции: Родина помнит своих героев, защитивших её от врагов; - повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; - люди берегут и охраняют природу; - есть общие праздники (профессиональные и общественные). Блок «СТРАНА, ЕЁ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА» Дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу и гимну России. Дети знакомятся со столицей нашей Родины- Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основы гражданско - патриотических чувств: любовь и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины. Блок «РОДНАЯ ПРИРОДА» Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сведения о России, её реках, растениях, животном мире, лекарственных травах. У детей воспитывается умение понимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Блок «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ» На занятиях этого блока дети знакомятся с бытом и традициями России: гостеприимством, почитанием родителей, самобытностью русской кухни. Дети продолжают знакомство с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, закличками, праздниками и обрядами, народным декоративно- прикладным искусством. Очень важно сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учить детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни. Блок «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» На занятиях по этому блоку детям рассказывают о российской армии, о воинах, которые защищают нашу Родину, Знакомят детей с русскими богатырями, воспетыми в былинах; со знаменитыми российскими полководцами; опираясь на конкретные факты из жизни старейших членов семьи( прадедушек и прабабушек), рассказывают о подвигах русских солдат во время Великой Отечественной Войны. Прививают детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, героизм, трудовой подвиг. ^ - наличие у детей знаний об истории своей родной страны, её природных богатствах, социально-экономической значимости; - возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа, осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, поговорок, потешек, закличек); - воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей. ^ с детьми старшей группы (1 занятие в неделю, 36 занятий в год)
^ (старшая группа)
|