Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №12 г. Белгорода Социальный проект для детей с ограниченными возможностями



Скачать 188.56 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №12 г. Белгорода Социальный проект для детей с ограниченными возможностями
Дата04.04.2013
Размер188.56 Kb.
ТипДокументы
источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 12 г. Белгорода


Социальный проект для детей с ограниченными возможностями здоровья






Составили: Токарева Ольга Антоновна – учитель – логопед

Шурупова Татьяна Владимировна – учитель-дефектолог

Плужник Валентина Николаевна – учитель-дефектолог


Белгород 2011г.


«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

^ Антуан де Сент-Экзюпери

Тип проекта: Информационно-воспитательный


Проблема:


Как воспитать толерантного человека?

Как сформировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть?


Предъявители проблемы: взрослые


Характер проекта: долгосрочный


Сроки проведения: 2011г.


Участники проекта:


дети групп компенсирующей направленности

дети общеразвивающих групп

педагоги

специалисты

родители


Целевой возраст разработки: 5-7 лет


Паспорт проекта

Наименование проекта

«Вместе мы сможем больше!».

Заказчик проекта

Администрация МБДОУ.

Руководитель проекта

Заведующий МБДОУ.

Основные разработчики проекта

Учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог

Цель проекта

- воспитание у детей толерантного и уважительного отношения к детям с особыми потребностями, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть;

- повышение уровня возможности самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья.


Основные исполнители проекта

Педагоги, родители, дети МБДОУ.

Срок реализации проекта

2011 год.


Основные направления проводимой работы:





^ Наименование мероприятия

1

Изучение нормативно-правовой базы в социальной сфере.

2

Проведение мониторинга численности детей-инвалидов.

3

Раннее выявление детей с отклонениями в развитии для осуществления ранней коррекции.

4

Комплексное обследование детей учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом.

5

Разработка педагогами-специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителем-дефектологом) индивидуальных маршрутов развития детей.

6

Социально-психологическое изучение семьи, обязательное взаимодействие с семьями детей и вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс.

7

Работа консультативного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные учреждения.

8

Работа консультативной группы для детей с ОВЗ.

9

Взаимодействие с управлением социальной защиты населения с целью увеличения сети социальных контактов детей-инвалидов, детскими поликлиниками, библиотеками

10

Участие педагогов-специалистов МБДОУ в работе муниципальных методических объединений для коррекционных педагогов.

11

Изучение и внедрение в педагогический процесс МБДОУ инновационного опыта интеграции детей-инвалидов.

12

Организация и проведение коррекционно-развивающих, досуговых, культурно – массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий с детьми

13

Участие семей, имеющих детей - инвалидов, в работе родительского клуба, круглых столов, семинаров, дней открытых дверей, в общих родительских собраниях, заседаниях педагогических и коррекционных советов, консультации, практикумы и тренинги.

14

Подготовка статей в СМИ о работе групп компенсирующей направленности и консультативных групп для детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ.



Основные направления работы с детьми:

- Организованные формы обучения на занятиях;

- Совместная деятельность взрослого и ребенка;

- Самостоятельная деятельность ребенка;

- Экскурсии, путешествия, выход на природу;

- Беседы;

- Вечера отдыха;

- Игры;

- Чтение художественной литературы.

Цели и задачи проекта


Цели долгосрочные:


- воспитание у сверстников толерантного и уважительного отношения к детям с особыми потребностями, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть;

- создание условий для развития у детей толерантности через воспитание с любовью и во имя любви, с добротой и милосердием, в духе мира и уважения к правам человека, вовлекая в процесс воспитания родителей;

- создаие условий для успешной социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями и их семей.

- создание условий по преодолению трудностей в общении, неуверенности в себе, повышение уровня знаний и практических навыков детей с ограниченными возможностями здоровья;

- социальная и психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями, поэтапная интеграция в общество – помочь открыть самих себя, накопление опыта коммуникации в обществе.


Краткосрочная цель:


- создание условий для интеграции детей с особыми потребностями и семей с детьми с ограниченными возможностями в местное сообщество МБДОУ, во взаимодействие с детьми детского сада.


Задачи:


- организация в МБДОУ всевозможных мероприятий, направленных на воспитание толерантного отношения к детям с особыми потребностями;

- регулярное проведение совместных со сверстниками мероприятий для детей с ограниченными возможностями;

- увеличение сети социальных контактов детей-инвалидов;

- обеспечение информационной, консультативной и практической поддержки детей с ограниченными возможностями, а также членов их семей.


Методический инструментарий:


- конспекты занятий, экскурсий;

- сценарии развлечений, праздников, спортивных мероприятий;

- подборка литературы.

Ожидаемые результаты:


-Воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья;


- Повышение опыта общения у детей, формирование навыков коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях;


- Воспитание у детей терпимости по отношению друг к другу - «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых», как нормальных членов общества;


- Формирование у детей «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности;


- Повышение адаптационных возможности детей;


-Сокращение числа детей с ограниченными возможностями, оставшихся без внимания окружающих.


Проектные мероприятия





Наименование мероприятия

Сроки




Работа с детьми




1

Тематический утренник для детей с ОВЗ - «В кругу друзей».



январь

2

Концерты для детей с ОВЗ:

«Возьмемся за руки, друзья!»;

«Вместе мы сможем больше».

февраль

3

Выставка декоративно-прикладного и изобразительного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья - «Умелые руки».

март

4

Литературно-музыкальная композиция «Ты знаешь, я рядом» сопровождаемая музыкальным озвучиванием и видеопоказом.

апрель

5

Театр – студия «Свой среди своих»

Драматизация сказок: «Репка», «Теремок», «Красная шапочка».

март, май, сентябрь

6

День защиты детей

Спортивный праздник для детей с ограниченными

возможностями здоровья "Я радость нахожу в друзьях".

июнь

7

Организация экскурсий для детей с ОВЗ с целью расширения кругозора в литературный музей.

июль

8

Цикл тематических занятий для детей общеразвивающих групп МБДОУ: "Уроки доброты";

«Добром забота отзовется».

Сентябрь

9

Экскурсия в детскую библиотеку «Мир русских сказок»

октябрь


10

Беседы с детьми общеразвивающих групп на темы:

«Добру и пониманию путь открыт»;

«Спешите творить добро»;

«Я всегда помогу попавшим в беду».

ноябрь


11

Декада инвалидов - « Декада Открытых Сердец».

декабрь


12

Музыкальные развлечения: «Зимушка-зима»,

«Дружба начинается с улыбки» совместно с детьми общеразвивающих групп

декабрь


13

Спортивный праздник - «Весёлый цирк в гостях у ребят».

декабрь


14

Спортивно-игровая программа для детей: «Снежные забавы»

декабрь


15

Конкурс творческих работ и детских рисунков детей групп компенсирующей направленности - «Пусть всегда будет солнце!».

декабрь


16

Изготовление поделок-игрушек для детей с ограниченными возможностями здоровья.

декабрь


17

Игровая развлекательная программа «Улыбнемся вместе».


декабрь





Работа с родителями




1

День открытых дверей «И дети скажут вам «Спасибо»


сентябрь

2

Консультации:

«Адаптация детей с ОВЗ в МБДОУ»;

"Отношение общественности к детям с особыми потребностями".

По

квартально

3

Работа родительского клуба «Нет ограничений для возможностей».

В течение года

4

Участие родителей в общих родительских собраниях, заседаниях педагогических и коррекционных советов, консультации, практикумы и тренинги


В течение года

^ Сценарий спортивного праздника для детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с детьми общеразвивающих групп


Тема: «Весёлый цирк в гостях у ребят».


Цель:

Учить детей работать в коллективе.

Формировать позитивные отношения к сверстникам и окружающему миру через совместную деятельность.

Развивать отношения сплочённости через физические упражнения.

Развивать внимание к окружающим, умение общаться.

Воспитывать доброе, доверительное отношение друг к другу.


На арене зажигается свет, звучит музыка, выходят ведущие-клоуны: «Внимание! Внимание! Всем, всем, всем! Только для вас впервые на нашей арене – цирковое веселое представление!»


^ Клоун Филя. Здраствуйте, дорогие гости!

Парад артистов. Под звуки циркового марша артисты в колонне по одному

проходят по кругу, по диагонали, перестраиваются в колонну по два и затем

уходят за кулисы.

^ Клоун Степа. Мы зададим вопросы детям, а дети нам ответят.

Клоун Филя. Таких, что с физкультурой не дружат никогда-

Не прыгают, не бегают, а только спят всегда,

Не любят лыжи и коньки. И на футбол их не зови.

Раскройте нам секрет – таких здесь в зале нет?

^ Дети. Нет!

Клоун Филя. Кто с работой дружен,

Нам сегодня нужен?

Дети. Нужен!

Клоун Степа. Кто со спортом дружен,

Нам сегодня нужен?

^ Дети. Нужен!

Клоун Филя. Таким ребятам хвала и честь,

Такие ребята в зале есть?

Дети. Есть!

Клоун Степа. А теперь посмотрим, кто сильнее, кто ловчее.

Самые умные артисты – это мы с Филей. А вы как думаете?

^ Клоун Филя. А сейчас на арене «Силачи» (выступает группа мальчиков с комплексом

силовых упражнений. Приложение №1).

Выбегают клоуны и кричат:

Это все мы проходили.

Это все нам задавали.

^ Клоун Степа. Ребята, так кто же вам больше понравился? Наверное, я!

Клоун Филя. Рано подводить итоги. Я еще не все показал, что умею.

Следующий номер нашей программы – «Гимнасты на канате».

(Под музыкальные сопровождение дети выполняют упражнение.

Приложение № 2).

Выбегают клоуны и показывают шуточный номер на канате.

^ Клоун Филя. А сейчас зрителей со слабыми нервами просим удалиться.

На арене «Канатоходцы» (Приложение №3).

Клоун Степа. На нашей арене. «Прыжки через скакалку» (Приложение №4).

^ Клоун Филя. Нет, это не для нас. Такой номер мы точно не осилим.

Клоун Степа. А сейчас давайте посмотрим акробатов (Приложение №5).

Клоун Филя. Я думаю, у нас получится лучше.

(Клоуны выполняют шуточные упражнения с воздушными шарами.

Шары лопаются.)

^ Клоун Степа. Следующий номер «Хоровод» (Приложение №6).

Дорогой Филя! Я хочу стать таким же ловким и сильным, как наши

артисты. Где они этому научились? Теперь мне все понятно.

Мы с тобой, Филя, будем заниматься физкультурой.

А по утрам делать зарядку.

^ Клоун Филя. В память о нашем веселом празднике мы дарим всем подарки.

А теперь мы приглашаем всех на танец.

Приложения

Приложение №1


«Силачи»


  1. Руки в стороны, слегка согнув в локтях (туловище медленно поворачивать то вправо, то влево).

  2. Руки за спину в замок. Плечи развернуть. Медленные повороты туловища.

  3. Стойка на левом колене, руки за спину в замок.

  4. Стойка на левом колене, правая рука на правое колено согнутая в локте, левая за спину.

  5. Повторить 3-е и 4-е упражнения на правом колене.

Приложение №2

«Гимнасты на канате»

Участники строятся в две шеренги. По сигналу подходят к своему снаряду - канат, пролет гимнастической стенки, подвесная лестница. На 4 счета влезают на снаряд.

На 4 счета – отводят руку в сторону.

На 4 счета – отводят в сторону другую руку.

На 4 счета - опускаются вниз, возвращаются на свои места.

Затем подходят участники, стоящие во второй шеренге. Выполняют такие же упражнения, только отводя в сторону ногу.

Затем к каждому снаряду подходят по два человека. Один выполняет вис, стоя на верхней части снаряда, другой в нижней. В верхней части снаряда участник выполняет вис- ноги врозь, в нижней - вис прогнувшись.


Приложение №3

«Канатоходцы»

Упражнения выполняются на трех опорах, расположенных друг за другом (скамейка, доска положенная на два куба; бревно). Возле снарядов – маты. Участники стоят в шеренге сбоку от снарядов.

I часть.

Поточно участники выполняют на каждой опоре, начиная с наиболее низкой, различные виды передвижений, в руках флажки или ленты:

1.Ходьба на носочках, руки в стороны.

2.Ходьба с высоким подъемом колен.

3.ходьба с перешагиванием через предметы.

II часть.

На каждой опоре выполняют упражнения по три человека:

  1. «Ласточка» или переднее равновесие с согнутой ногой.

  2. Стойка на носках, руки в стороны с предметом на голове (без предмета).

Ш часть.

Все участники встают равномерно на три опоры к зрителям лицом. В руках у участников на правой опоре – ленты, на второй – флажки, на третьей – цветы.

Участники выполняют небольшие махи в разных положениях:

1-4 руки вперед

1-4согнуть руки перед собой

1-4 руки вверх

1-4 руки вниз

Повторить махи 2 раза.

Приложение №4

«Прыжки через скакалку»


Участники делятся на 4 группы.

1-я группа выполняет прыжки через длинную скакалку:

1.Пробежать под вращающейся скакалкой по одному, парами.

2.Перепрыгнуть через вращающуюся скакалку несколько раз и выбежать.

3.Прыжки через скакалку парами.

2-я группа выполняет прыжки через различные предметы:

1.Прыжки через мячи.

2.Прыжки через кегли.

3.Прыжки через кубики.

3-я группа выполняет прыжки с короткой скакалкой:

1.Бег со скакалкой.

2. Прыжки с ноги на ногу.

4-я группа выполняет прыжки через скамейку:

1.Запрыгнуть на скамейку, спрыгнуть в другую сторону, продвигаясь вперед.

2.Продвигаясь вперед, перепрыгивать через скамейку.


Приложение №5

«Акробаты на арене цирка»


Участники номера делятся на три группы и строятся в шеренги в шахматном порядке. Поочередно выходит каждая группа и выполняет свою программу.

^ Варианты упражнений для трех групп:


I Солист выполняет «шпагат». Остальные дети в парах образуют круг вокруг солиста. Первые номера выполняют сед на пятках спиной к центру круга.

Вторые номера лицом к первым выполняют выпад, взявшись за руки с первыми.

Участники принимают положение лежа на животе лицом к центру круга, прогибаются, руки вверх и выполняют небольшие махи руками.


II Упражнения в тройках с палкой.

  1. Дети выполняют стойку на одном колене, другая нога согнута впереди, каждый держит палку на груди, затем вытягивают руки вперед, вверх, вперед, и опять возвращаются в исходное положение.

  2. Лежа на спине, поднимают палку вверх и опускают вниз.


Ш. Упражнения в парах.

1.Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, небольшой наклон назад.

Не опуская рук, первые номера выполняют сед на пятках, руки прямые.


Приложение №6


«Хоровод с обручами»


И.П.- стоя в кругу взяться за обручи (между участниками – обруч).

1. Ходьба мягким шагом по кругу.

2. То же в другую сторону.

3. Поставить обруч перед собой, придерживая правой рукой, обойти его справа.

4. Придерживая левой рукой обойти его слева.

5. Повернувшись спиной к центру, обруч впереди на полу, присев выглянуть из

обруча. Затем встать.














































































Список используемой литературы:

1. Ахвердов А.Г., Марьясис Е.Д. Уроки семейной жизни.— Ставрополь;1987г.

2. Вострухина Т. Формирование толерантности у участников педагогического процесса.// Дошкольное воспитание. – 2010. - №3. – с.103

3. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995

4. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов.//Педагогика. – 2002. - №7. – с.3-12

5. Дядюнова И.А. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста.// Начальная школа + До и После. – 2007. - №10. – с.89-92

6. Жиянова П.Л. "Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна". М.: Благотворительный фонд "Даунсайд Ап", 2005 г.

7. Зайцев Д.В. Социологический анализ современной семьи. //Деф.—2001,№6.

8. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.,1990.

9. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

10. Маллер А.Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка инвалида. // Деф—1995,№5.

11. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей.—М.;1996г.

12. Пилиповский В.Я. Помощь родителям в воспитании детей.—М.;1992г.

13. Смирнова Е.О. Социальная помощь семье и детям.—М.;1992г.

14. . Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика .—М.;2001г.

15. Тигней-Михаэмис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям.—М.;1988г.

16. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7 – 11 классов/ Авт.-сост. С.В. С.В. Баныкина, В.К. Егоров. – М., АРКТИ, 2007. – 128 с.

17. Филиппова Г.Г.Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье //Под ред. В.К. Котырло.—М.;1987г.

18. Шварц С. "Пересматривая наше понимание инклюзии и определяя ее значение для детей". Материалы Национальной Недели инклюзивного образования США, 2001.

19. Юржайкин В.В., Комарова О.Г. Семья ребенка с особыми нуждами //Школа здоровья.—М.;1996№1

20. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности.—Саратов,1997 г.

21. Риезер Р., Котов В. "Медицинская и социальная модели инвалидности". РОООИ "Перспектива", 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru