Методическая разработка «Совместные проекты как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с героическим прошлым родного города»



Скачать 165.96 Kb.
НазваниеМетодическая разработка «Совместные проекты как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с героическим прошлым родного города»
Дата04.04.2013
Размер165.96 Kb.
ТипМетодическая разработка
источник


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 390

Дзержинского района г. Волгограда


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Совместные проекты

как средство ознакомления детей

старшего дошкольного возраста

с героическим прошлым родного города»


Составили воспитатели

Высшей квалификационной

категории

Земкова Наталья Геннадьевна

Дрожжина Ирина Тагировна


Волгоград 2011

Содержание:


Введение…………………………………………………………………….стр.3


Глава I

«Формы работы для ознакомления

детей с прошлым своего города»………………………………………….стр. 5


Глава II

«Проекты патриотической направленности»…………….……...………стр. 9


Заключение………………………………………………….…………….. стр. 12


Список использованной литературы……………………………………..стр. 13


Приложения…………………………………………………………….…..стр. 14


Введение


В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Включившись в реализацию инновационной региональной программы «Воспитание маленького волжанина», в течение последних четырех лет мы проводили большую работу с детьми дошкольного возраста по воспитанию любви к родному городу.

Почему мы остановились именно на этой теме?

Во-первых, в последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но, как бы, ни менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего больного ребенка. И, самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Во-вторых, из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине. Однако в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (Е.А.Казаева), краеведение, как средство патриотического воспитания (Е.С.Евдокимова).

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими знаний в своем городе, приобщение к миру его культуры, героическому

прошлому. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

В-третьих, любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания.

Волгоград имеет богатую историю, которую, по нашему мнению, должны знать наши дети.


^ Глава I

«Формы работы для ознакомления детей с прошлым своего города»


Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И нам хотелось передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни.

Дошкольник живет в пространстве семьи, поэтому он ярко переживает все события с ней связанные. Понимая это, невозможно не развивать партнерские отношения с родителями и прародителями, не использовать историческое наследие семьи. Совместные с детьми поездки к родным, посещение городской или районной библиотеки, семейные воскресные экскурсии к памятникам, в музеи и выставочные залы, оказывают сильное воздействие не только на младших, но и на старших членов семьи: отца и мать, бабушку и дедушку.

Каждый момент ознакомления с героическим прошлым родной семьи, родного города должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - защитнику города.

Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, наиболее эффективно мы решали на занятиях, когда устанавливали связь поколений и познание ближайшего окружения, связывали с культурными традициями прошлого.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволило нам решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

1.Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.
2.Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
3.Воспитывать чувства гордости за своих земляков, сопричастности к этому.
4.Развивать бережное отношение к городу (памятники истории, достопримечательности).


Основная цель работы заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по историческому и культурному прошлому родного города – Сталинграда-Волгограда, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

В основу работы легли следующие принципы:

1. Принцип историзма

Мы реализовываем его путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни)

2. Принцип гуманизации

Мы ориентируемся на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Мы встаем на позиции ребенка, не игнорирую его чувства и эмоции, видим в ребенке полноправного партнера.

3. Принцип дифференциации

Мы стараемся создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста,

пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности

Мы реализуем этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим и художественным музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями Волгограда сочетаем разные виды деятельности.

5. Принцип наглядности

Наглядного материала для детей дошкольного возраста по ознакомлению с героическим прошлым нашего города очень мало. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, мы изготовили ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Мы соблюдаем требования к культуре показа и к оформлению наглядности.

:6. Принцип развивающего обучения

Используем в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, стараемся воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации.

Знакомясь с родным городом, его историческим прошлым, достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Работая в данном направлении, мы использовали активные формы и методы работы:

* занятия

- фронтальные (познавательного цикла)

- в кружке «Знатоки родного края»

* дидактические игры

* экскурсии (в Краеведческий музей, музей - панорама

Сталинградская битва; по улицам, названия которых связаны с

героическим прошлым города)

* встречи с ветеранами

* развлечения (утренники, парад войск)

Занятия.

Мы уверены, что одним из основных методов при ознакомлении с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является

рассказ взрослого для дошкольников. При этом мы пользуемся следующими правилами:

1. Сопровождаем рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, схемами, рисунками.
2.Обращаемся к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому. Можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди
решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать? ".
3.Не называем дат: они затрудняют восприятие материала. Используем такие выражения: " Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими как вы" или" Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, пап, бабушек и дедушке еще не было на свете."


4.Используем доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняем, не употребляя специальной терминологии.

Мы провели тематические занятия «Моя семья», «Мой город» и др.,

но они не были такими глубокими, объемными. В занятиях участвовали только дети, мы привлекали специалистов детского сада, но очень не хватало активного участия родителей.

^ Дидактические игры.

Дидактические игры мы используем, прежде всего, в повседневной жизни, как для закрепления знаний, навыков и умений, так и при освоении нового содержания. Нами изготовлены авторские дидактические игры «Расскажи про свой город», «Куда идет Буратино», «В гости с подарками», « Раньше и сейчас» и др., которые способствуют тому, чтобы дети глубже знакомились с достопримечательностями города, с его историей.

Экскурсии.

Мы широко используем экскурсии в ознакомлении детей с памятными местами города, с трудом жителей города, с местами отдыха города. Основное значение экскурсий заключается в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об истории нашего города, его достопримечательностях. Проводя экскурсии, мы активно привлекали родителей, экскурсоводов бюро экскурсий.

Встречи с ветеранами.

В памятные даты о прошедшей войне мы чаще всего приглашали людей из общества ветеранов, но потом поняли, что ближе детям будет, когда мы пригласим прабабушек-прадедушек, бабушек-дедушек из семей детей. И поэтому в последние годы мы стараемся приглашать и членов семей, которые могут рассказать детям о войне, о том кем они были во время войны их бабушки и дедушки. Эти рассказы ближе, доходчивее, понятнее детям и оставляют больше впечатлений. Раньше на праздниках ветераны сидели как гости, то теперь мы просим их поделиться своими воспоминаниями о тех тяжелых днях.

Развлечения.

Все впечатления от экскурсий и занятий переносятся на праздники, где дети приобретают чувственный опыт через музыку, танцы и тематические игры.

Все перечисленные формы и методы работы не позволяют ребенку мыслить самостоятельно, проявлять свою инициативу, а приучают действовать только по подсказке. Нам хотелось найти такую форму работы, которая бы позволила ребенку быть активным участником, преобразователем, созидателем совместного процесса, в котором участвовали бы и сами дети, и их родители, и педагоги.


Глава II

«Проекты патриотической направленности».


Работая в рамках экспериментальной программы «Воспитание маленького волжанина», за основу формирования гражданско-патриотических чувств мы выбрали метод проектной деятельности.

Технология проектирования помогает реализовать принцип оптимального соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка. Она ориентирована на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это равноправное общение, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Не меньший эффект проектная деятельность дает другим участникам педагогического процесса: родителям и педагогам.

Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как мы это сделаем, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое. Начиная эту работу, мы обнаружили, что сами имеем недостаточно знаний по истории своего города, его героическому прошлому. Поэтому возникла необходимость пополнить свой багаж знаний по таким темам, как: “История Волгоградской земли”, “Знаменитые люди г. Волгограда”, «Герои Сталинграда». Посетив краеведческий музей, музей Обороны, музей-панораму «Сталинградская битва», мы почерпнули для себя много полезной и интересной информации. Эта работа принесла нам ожидаемые, положительные результаты.

Следующим этапом работы стало создание в группе уголка краеведения. Огромную помощь в этом нам оказали родители. Привлекая родителей к этой деятельности, мы убедились, что активное совместное участие родителей и детей в различных видах деятельности стимулируют развитие познавательных способностей детей.

Начиная эту работу, нам казалось, что наши дошколята – несмышленые малыши, и тема войны для их понимания недоступна. Но ребята 4 – 6 лет самый любознательный народ, они хотят знать все и обо всем. И наша задача сделать любую тему доступной для их понимания.

Как и что рассказать детям о войне? Нужно ли дошколятам знать фамилии героев Сталинградской битвы? Почему именами героев названы улицы нашего района? – это вопросы, на которые нам предстояло ответить

На каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. У старших дошкольников появляется чувство сопереживания за других, возникает чувство гордости за людей, прославивших свою родину. Работа по разработке проекта “Наши Защитники Отечества” началась с оформления выставки “Ордена и медали”, которая вызвала большой интерес у детей и их родителей. Даниил С. спросил: «За что дают ордена и медали?». Ему попытались ответить дети, но их ответы были сбивчивы и неуверенны. Тогда мы попросили детей попытаться найти ответ на этот вопрос у своих родителей, бабушек и дедушек. Результатом этой работы явилось оформление альбомов “Мой дедушка и папа – солдаты”, что активизировало три поколения семьи. В ходе работы выяснилось, что в группе среди прадедушек три участника Великой Отечественной войны. Совместно с родителями был создан альбом об участниках Сталинградской битвы «Сталинградской битве 65 лет» – о прабабушках и прадедушках наших воспитанников.

Каждый ребенок живет в пространстве семьи, поэтому он с особой силой переживает все события, связанные с ней. Так изучая историю семьи, ее участие в годы войны, родители Вовы Е., познакомили его с прадедом – героем Животовым Константином Ивановичем.

Мы, сегодняшние педагоги – это поколение, не пережившее войны, а знающее о ней из книг, кинофильмов. Мы решили, что наши ребята должны узнать о Сталинградской битве от очевидцев. Поэтому были организованы совместные с родителями экскурсии в краеведческий музей, музей-панораму «Сталинградская битва». Дети с восторгом наблюдали за боевой техникой, объемное видение панорамы сражений позволило им почувствовать себя участником тех далеких событий, а вернувшись в детский сад, отразить свои впечатления в рисунках.

Для того, чтобы родители могли доступно и познавательно рассказать своим детям о героях Сталинградской битвы, мы оформили Маршруты выходного дня к памятным местам нашего города: на Мамаев Курган, к Дому Павлова, в Музей-панораму «Сталинградская битва».

Кто же еще может рассказать детям о войне? Ну, конечно же, бабушки и дедушки сегодняшних дошколят – ведь они были в то время чуть старше своих внуков сегодня.

Был оформлен Уголок Памяти, где собраны уникальные фотографии из семейных архивов. В ходе проекта мы провели опрос родителей на тему “ Надо ли рассказывать детям о войне”, опрос показал, что 75 % хотят, чтобы их дети знали об участии русского народа в Великой Отечественной войне.

Отсюда возникло следующее направление “Эхо войны ”. Эта тема особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. Задача педагогов помочь дошкольникам сначала понять, а затем и принять ценности ненасилия, мира, толерантности.

В рамках подпроекта «Эхо войны» в мае были организованы памятные встречи с ветеранами и детский утренник, на который были приглашены ветераны ВОВ: Вачугов Аркадий Иванович, Арефьев Алексей Иванович,

Щербакова Анна Нефедовна, Вяли Антонина Ивановна. Они вспомнили и поведали ребятам о подвигах погибших товарищей, наградах и непростой судьбе

тех, кто прошел Великую Отечественную войну. Особые чувства волнения и гордости пронизывали встречу. Ребята приготовили концерт для ветеранов, где звучали стихи, песни, музыкально-ритмические композиции, почтили минутой молчания память погибших и вручили гостям цветы и подарки, изготовленные

своими руками. Все ветераны с удовольствием сфотографировались с детьми и пожелали им больших успехов.

Встречи с ветеранами, оформление мини-музея боевой славы, обобщения семейного опыта воспитания “Как мы знакомим с памятниками нашего города”, “Улицы названы в честь героев Советского Союза” – вся эта работа заложила в детях представление о феномене войны и о памяти поколений.

Была проведена экскурсия по близлежащим улицам. Ребята узнали о поэте-воине К.Симонове, побывали у мемориальной доски, посвященной ему. В ходе экскурсии дети узнали, чем прославилась в годы Великой Отечественной войны 8-я Воздушная Армия, какую лепту внесла она в ход Сталинградской битвы.

Затем мы познакомили детей с достопримечательностями, историческими местами и промышленными предприятиями Дзержинского района. Был оформлен альбом «Дзержинский район: прошлое и настоящее» с фотографиями и материалом, адаптированным для детей.

На основе этих материалов разработан и составлен подпроект «Наш район».   Рассказывая дошкольникам о героях, мы часто называли их богатырями. Кирилл П. сказал, что богатыри это те, о ком написаны былины. Чтобы ответить детям на вопрос «Кого можно назвать богатырем?», мы разработали проект «Богатыри земли Волгоградской». В ходе проекта мы познакомились с былинами, из которых мы узнали кто такие богатыри? Почему их так называют? Можно ли назвать богатырями наших предков, принимавших участие в боях за нашу Родину, наш город? Есть ли богатыри в наше время? На эти и многие другие вопросы мы ответили вместе с детьми в ходе проекта.

Вместе с родителями и детьми мы побывали у памятников М.Паникахи, М.Жукову, узнали их биографии, их боевые подвиги.

Технология проектирования, используемая нами в решении задач патриотического воспитания дошкольника, позволила получить результаты, отличные от традиционных. Мы убедились, что использование данной технологии позволяет развивать внутреннюю активность ребенка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам. Родители с удовольствие включились в эту работу, теперь они активные участники наших проектов, интересуются, когда будет следующий проект, его темой, и предлагают свои идеи. Развивая актуальное для человека поисковое поведение в пространстве – времени дошкольного детства, мы вносим первый вклад в культуру личности, способной в недалеком будущем решать острейшие проблемы человечества, как–то: глобальная деградация окружающей среды, быстрое изменение мира, человека, резкое развитие мирового терроризма.


Заключение

Воспитание любви к своей Родине, своему городу – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств.


^ Список использованной литературы


  • Воспитание маленького Волжанина: (Первые шаги эксперимента) /Евдокимова Е.С.; ВГПУ, - Волгоград: Парус – Н, 2003

  • Детям и взрослым о войне и мире: (методическое пособие для специалистов учреждений образования, культуры, а также для родителей)/ Е.С. Евдокимова, Т.Г. Кобзева, Е.А. Кудрявцева. – Волгоград: Саратов: Борисов Р.А., 2005

  • Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р.Ф. на 2001-2005 года. – М.:АРКТИ, 2003

  • Евдокимова Е.С., Н.В. Езубова, Н.В. Додокина, И.В. Сластенова. Игры детей Поволжья: традиции и современность. Методическое пособие для специалистов учреждений образования и культуры. Волгоград-Саратов: ЦОП, 2004.

  • Евдокимова Е.С., Кудрявцева Е.А., Павловская Ю.Б., Тюрикова А.Н.Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.-Волгоград: «Центр Оперативной Полиграфии», 2003.

  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г.

  • Е.Ю. Александрова. Система патриотического воспитания в ДОУ. Вологда, 2007 г.

  • Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада.:Опыт творческого проектирования. Волгоград: Перемена, 2001.

  • Л.С. Киселева. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, М.: 2004 г.

  • Л.В.Лосева, М.В.Корепанова, А.М.Яценко. Моя Родина – Волгоград, Волгоград, 2002

  • М.Ю.Новицкая Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.

  • Познание истории и культуры города - героя Волгограда детьми дошкольного возраста (из опыта работы) / Под ред. Е.С. Евдокимовой, Н.Р. Оганян, С.А. Пятаевой. – Волгоград: МУ Волгоградский методический центр, 2004



Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru