Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 54 «Искорка»
Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой народов Республики Татарстан «Родники» ( посредством этнографического мини музея ДОУ №54 «Искорка»)
Автор: воспитатель (по обучению детей татарскому языку) языка Мингазова Э. Н. I кв. категория.
г. Набережные Челны 2010 г.
Пояснительная записка
Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре. Этнографический мини музей в детском саду №54 «Искорка» был создан в 2000 году. Главная идея музея, дети должны хорошо знать и уважать свое прошлое. Экспонатами музея являются предметы крестьянского быта 19- 20 в: домашняя утварь, орудия труда, одежда, самотканые скатерти и много другое. В музее дети являются не просто пассивными созерцателями, а становятся любопытными «почемучками». Музей - это еще результат общения и совместной работы всех сотрудников, детей и родителей. Программа этнографического музея рассчитана для трех возрастных групп детей с 5 до 7 лет. Наши дети начиная со среднего возраста в течение учебного года 115 часов изучают татарский и родной язык, из них 9 часов мы отвели к посещению мини музея детского сада, для проведения тематических занятий по программе «Родники» по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой народов Республики Татарстан. Пре проведений занятий учитывается на наш взгляд два важных аспекта доступность знаний и культурологический подход при их подаче. Основной целью программы является ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом татарского и русского народа. Для раскрытия цели были поставленные задачи: - Познакомить дошкольников с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в прошлые годы. - Развивать интерес, любознательность к предметам старины. - Обогащать речь у детей образными выражениями малых форм фольклора. - Формировать уважение к историческому прошлому Татарстана. - Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки. В тематических планах работы с детьми среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста наряду с темой занятий и его программной содержании, указываются методы и приемы, использованные в работе с детьми и литература. Для эффективности решения задач предоставлен перспективный план работы с родителями воспитанников. Ежемесячно с родителями проводятся разнообразные формы взаимодействия: консультации, экскурсии, выставки, конкурсы, праздники. Занятия с посещением мини музея способствуют у детей развитию кругозора, воспитывают гордость за свой народ, побуждают ребенка к познанию истории своих предков.
Ожидаемые результаты: В средней группе к концу года дети должны знать: названия домашней утвари (миска, чугунок, самовар, горшок, ухват) уметь их называть, отличать татарские и русские национальные костюмы, знать потешки, словесные игры. В старшей группе к концу года дети должны знать: устройство старинной избы, убранство, орудия труда прошлого века, уметь их называть, труд хлебороба, труд вышивальщицы, пословицы, поговорки, словесные игры, татарские национальные праздники. В подготовительной группе к концу года дети должны знать: устройство и предназначение печи, орудия труда для сельскохозяйственных работ, домашнюю утварь и знать их названия, различать татарские и русские орнаменты, татарские национальные праздники. Уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки, на русском и татарском языках, играть словесные игры. Должны владеть информацией по истории, культуре и быту человека прошлого века в соответствии со своим возрастом.
^
Задачи:
- Познакомить дошкольников с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в прошлые годы.
- Развивать интерес, любознательность к предметам старины.
- Обогащать речь у детей образными выражениями малых форм фольклора.
- Формировать уважение к историческому прошлому Татарстана.
- Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.
^ (средняя группа)
№ | Месяц. | Тема | Часы. | 1. | Сентябрь. | Музей - что это? | 1 ч. | 2. | Октябрь. | Добрая изба. | 1 ч. | 3. | Ноябрь. | Печь кормилица. | 1 ч. | 4. | Декабрь. | Хозяйкины помощницы. | 1 ч. | 5. | Январь. | Посидим у самовара. | 1 ч. | 6. | Февраль. | Оденем куклу Алсу в татарский костюм. | 1 ч. | 7. | Март. | Наша кукла Дуня в сарафане. | 1 ч. | 8. | Апрель. | Волшебная прялка. | 1 ч. | 9. | Май. | Давайте жить дружно. | 1 ч. | 10. | Итого |
| 9 ч. |
^ (старшая группа)
№ | Месяц. | Тема. | Часы | 1. | Сентябрь. | В гостях у Хозяюшки. | 1 ч. | 2. | Октябрь. | Мир старинных вещей. | 1 ч. | 3. | Ноябрь. | Вечера долгие руки умелые. | 1 ч. | 4. | Декабрь. | Рабочие руки не знают скуки. | 1 ч. | 5. | Январь. | Рукодельницы. | 1 ч. | 6. | Февраль. | Так мы раньше одевались. | 1 ч. | 7. | Март. | Что за праздник – «Навруз»? | 1 ч. | 8. | Апрель. | От лучинки до электрической лампы. | 1 ч. | 9. | Май. | Люби свой край и воспевай. | 1 ч. | 10. | Итого. |
| 9 ч. |
^ (подготовительная к школе группа)
№ | Месяц. | Тема. | Часы | 1. | Сентябрь. | Милости просим в нашу избу. | 1 ч. | 2. | Октябрь. | Печь - как мать родная. | 1 ч. | 3. | Ноябрь. | Хлеб - всему голова. | 1 ч. | 4. | Декабрь. | Что о себе расскажет посуда. | 1 ч. | 5. | Январь. | Бабушкин сундук. | 1 ч. | 6. | Февраль. | Живая старина. | 1 ч. | 7. | Март. | Праздник- « Карга боткасы » | 1 ч. | 8. | Апрель. | Хозяйкины помощницы | 1 ч. | 9. | Май. | Дружба и братство дороже богатства. | 1 ч. | 10. | Итого. |
| 9 ч. |
^ (средняя группа)
№ | Месяц | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Литература | 1. | Сентябрь. | Музей - что это?
| Познакомить детей с этнографическим музеем. Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. | Экскурсия в музей ДОУ. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Показ. Обобщение.
| Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны- Альметьевск, 1993 с. 42. | 2. | Октябрь. | Добрая изба. | Познакомить детей с избой. Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь. Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
| Экскурсия в музей ДОУ. Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) Загадки. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Показ. Обобщение. Анализ. | Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.-М.,1999 с. 51, 99.
| 3. | Ноябрь. | Печь- кормилица. | Познакомить детей с печью. Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. | Экскурсия в музей ДОУ. Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) Загадки. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Показ. Обобщение. Анализ. | Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.-М.,1999 с. 52.
| 4. | Декабрь. | Хозяйкины помощницы. | Познакомить детей со старинной посудой. Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству татарского и русского народа.
| Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: (появление хозяйки) Загадки про посуду. Дидактическая игра: «Собери целое». Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Игра: «Разбей горшок» Обобщение. Анализ | Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.-М.,1999 с. 54.
| 5. | Январь. | Посидим у самовара. | Продолжить знакомить детей с домашней утварью. Дать понятие как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: самовар, угольки. Поиграть с детьми татарскую игру «Самовар». Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу. | Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: (появление хозяйки) Загадка про самовар. Рассмотреть самовары. Чтение отрывка из сказки: «Муха Цокотуха». Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Игра: «Самовар» Обобщение. Анализ | Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.- М.,1999 с.80.
| 6. | Февраль. | Оденем куклу Алсу в татарский национальный костюм. | Познакомить детей с татарским национальным костюмом. Обратить Внимание на национальный татарский костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, калфак, ичиги, узор, тюльпан, татарский национальный костюм. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к татарской культуре. | Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: (появление куклы Алсу) Рассмотреть куклу. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Дидактическая игра: « Укрась фартук». «Опиши одежду Алсу». Обобщение. Анализ. | Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны - Альметьевск, 1993 с. 31.
| 7. | Март. | Наша кукла Дуня в сарафане. | Познакомить детей с куклой Дуней в русском национальном костюме. Обратить внимание на ее костюм, орнамент. Назвать части костюма. Выучить потешку про Дуню. Обогащать словарный запас детей: сарафан, кокошник, лапти, русский наряд. Воспитывать уважение к русской культуре. | Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: (появление куклы Дуни) Рассмотреть куклу. Рассказ воспитателя. Потешка про Дуню. Объяснение. Словарная работа. Дидактическая игра: «Опиши одежду Дуни». Обобщение. Анализ | Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны - Альметьевск, 1993 с. 37.
| 8. | Апрель. | Волшебная прялка. | Познакомить детей с орудием труда по обработке шерсти. Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. | Экскурсия в музей ДОУ. Беседа. Сюрпризный момент: (появление куклы- бабушки) Загадки. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Дидактическая игра: «Кто быстрее соберет клубки в корзину» Обобщение.
| Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.- М.,1999 с.62.
| 9. | Май. | Давайте жить дружно. | Познакомить детей с устным творчеством татарского и русского народа. Развивать образное восприятие сказок. Донести до сознания детей, что творчество русского и татарского народов имеют общие черты. Воспитывать толерантность.
| Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: (появление куклы - Ильяс) Чтение сказки: «Падчерица» Беседа. Сравнение со сказкой «Крошечка - Ховрошечка» Объяснение. Словарная работа. Пословицы. Игра: «Капкалы» Обобщение. Анализ | Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны.- Альметьевск, 1993 с.33.
|
^ ( старшая группа)
№ | Месяц | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Литература | 1. | Сентябрь. | В гостях у Хозяюшки. | Познакомить детей с жилищем русского и татарского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на татарском и на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. | Экскурсия в музей ДОУ. Встреча Хозяйки. Беседа. Осмотр избы. (музейная комната, макет избы). Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Игра. « Кто быстрей поможет хозяйке» Обобщение. Анализ. | Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004 с. 16.
| 2. | Октябрь. | Мир старинных вещей. | Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.
| Экскурсия в музей ДОУ. Объяснение. Беседа. Рассмотрение экспонатов. Рассказ воспитателя. Словарная работа. Фольклор. Игра: «Кто быстрее принесет воду на коромысле». Обобщение. Анализ.
| Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь 2002 с.64. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004 с.47. Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.- М.,1999 с.54. | 3. | Ноябрь. | Вечера долгие руки умелые. | Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей с т. н. сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие. | Экскурсия в музей ДОУ. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Загадки. Словарная работа. Игра: «Кто быстрей намотает клубок». Чтение сказки «Три дочери» Пословицы. Обобщение. Анализ. | Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане стар. воз. - Набережные Челны- Альметьевск, 1994 с.114.
| 4. | Декабрь. | Рабочие руки не знают скуки. | Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей с т. н. сказкой «Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника. | Экскурсия в музей ДОУ. Объяснение. Рассмотрение экспонатов. Рассказ воспитателя. Словарная работа. Чтение сказки «Колосок». Беседа. Пословицы о труде. Обобщение. Анализ. | Зарипова.З.М. Белем бирү һәм тәрбия процессында милли төбәк компоненты. - Яр Чаллы, 2000.- 37 бит.
Мурланова Ф.Н. Балаларны татар халык мәдәнияте һәм традицияләре белән таныштыру.-Бард, 2002.- 78 бит. (пословицы)
| 5. | Январь. | Рукодельницы | Познакомить детей с работами рукодельниц прошлого века. Формировать у детей любознательность, интерес к прошлой истории. Словарная работа: наперник, передник, скатерть, занавески, вышивальщица, наперсток, челнок. Продолжить знакомить с детским фольклором. Научить к т. н. игре «У кого платок». Воспитывать умение видеть красоту, восхищаться трудом вышивальщицы. | Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: «Бабушкин сундук» Объяснение. Беседа. Рассмотрение экспонатов. Рассказ воспитателя. Словарная работа. Фольклор. Игра: «У кого платок ». Обобщение. Анализ. | Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.- М.,1999 с.61,93.
Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка.- Казань, 1980 с.8.
Нурзия .Татар сынлы сәнгать.- Казань,1999 с. 39. | 6. | Февраль. | Так мы раньше одевались. | Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить татарскую и русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты обоих национальных костюмов. Словарная работа: калфак, тюбэтэй, камзул, кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки, ичиги. Развивать разговорную речь. Формировать интернациональное чувство. Воспитывать толерантность.
| Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: «В бабушкином сундуке разные одежды». Рассмотрение одежды. Объяснение. Беседа. Рассказ воспитателя. Словарная работа. Фольклор. Игра: «Одень правильно куклу». «Расскажи как кукла одета». Анализ. | Харисов Л. А. Ватаным Татарстан. Родина моя. - Казань, 20 с.71.
Зарипова.З.М. Белем бирү һәм тәрбия процессында милли төбәк компоненты. - Яр Чаллы, 2000.- 41 бит.
Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане стар. воз.- Набережные Челны- Альметьевск, 1994 с. 115. | 7. | Март. | Что за праздник – «Навруз»? | Познакомить детей с татарским национальном праздником «Навруз»: его историей, когда он проводится, на этом празднике какие соблюдаются обычаи. Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес познанию. Воспитывать уважение к традициям татарского народа.
| Нарядная одетая кукла «Навруз» Объяснение воспитателя. ( почему сегодня кукла нарядная). Рассказ воспитателя о празднике. Поговорки о весне. Песня: « Яз житэ». Игра: « Ручеек» Анализ. | Мирас. Татар халкының тарихы һәм милли мәдәнияте белән таныштыру программасы.- Яр Чаллы, 2008.- 18 бит.
Гарәфиева Г. З. Сөмбеләне кем белә? - Казан, 2005.- 132 бит. | 8. | Апрель. | От лучинки до электрической лампы. | Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность. | Экскурсия в музей ДОУ. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя. ( как и с помощью чего освещали избу в старину ) Вопросы: Что было бы, если не было электричества Словарная работа. Игра: « Гори, гори ясно».
| Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.- М.,1999 с.53.
| 9. | Май. | Люби свой край и воспевай. | Дать понятие о празднике «Сабантуй»: как собирают подарки на Сабантуй, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство интернационализма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к татарской культуре. | Звучит песня про Сабантуй. Рассказ воспитателя о празднике «Сабантуй». Рассмотреть иллюстрации. Чтение стихов. Рассказы детей о том, как они проводят праздник «Сабантуй» вместе с родителями. Игры. « Капкалы», «Тубэтэй» Обобщение. Анализ
| Гарәфиева Г. З. Сөмбеләне кем белә? - Казан, 2005.- 132 бит.
|
^ (подготовительная к школе группа)
№ | Месяц | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Литература | 1. | Сентябрь. | Милости просим в нашу избу. | Продолжить знакомить с жилищем старины; объясняя детям назначение его составных частей. Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка. Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на татарском, на русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь. | Экскурсия в музей ДОУ. Рассмотреть внутреннее устройство и убранство избы. Рассказ воспитателя. Объяснение новых слов. Словарная работа. Беседа. Фольклор. Т. н. игра: «Буш урын». Обобщение. Итог. | Мурланова Ф.Н. Балаларны татар халык мәдәнияте һәм традицияләре белән таныштыру.-Барда, 2002.- 40 бит.
Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004 с. 99.
| 2. | Октябрь. | Печь - как мать родная. | Продолжать знакомить детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению». Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника. | Экскурсия в музей ДОУ. Загадка о печи. Рассказ воспитателя об устройстве печи и ее предназначении. Объяснение. Пословицы. Вопросы: В каких сказках говорилось о печи? Словарная работа. Поговорки. Обобщение. Итог.
| Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.- М.,1999 с.84. | 3. | Ноябрь. | Хлеб - всему голова. | Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании хлеба в печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба. Продолжать знакомить с пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений слов. Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба.
| Встреча Хозяйки с караваем. Загадки. Рассказ воспитателя: (как выращивали хлеб в старину, и как выращивают сейчас) Показ экспонатов. Объяснение. Беседа. Поговорки о хлебе. Пословицы о труде. Игра: «Каравай» ( Ак калач) Обобщение. Итог.
| Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.- М.,1999 с.81.
| 4. | Декабрь. | Что о себе расскажет посуда. | Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью. Познакомить детей татарской, русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к культуре с кем рядом живешь.
| Встреча Хозяйки. Беседа о блюдах. Поговорки. Рассмотреть экспонаты. Пояснение Рассказ воспитателя. Словарная работа. Загадки о посуде. Сказка о чугунке. Обобщение. Итог.
| Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.- М.,1999 с.87.
Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004 с. 47.
| 5. | Январь. | Бабушкин сундук. | Познакомить с изделиями женских ремесел, представленными в музее: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить как называются татарские национальные головные уборы, обувь. Расширить у детей кругозор. Закрепить знания о татарских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. | Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: «Бабушкин сундук ». Осмотр содержимого сундука. Объяснение. Беседа. Рассказ воспитателя. Словарная работа. Фольклор. ( загадки) Игра: « Тубэтэй». Итог.
| Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007с.38.
Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка.- Казань, 1980 с.18, 27.
| 6. | Февраль. | Живая старина. | Познакомить детей с домашней утварью. Формировать интерес детей к подлинным предметам старины. Развивать созидательскую и познавательную деятельность. Обогащать словарный запас детей: коромысло, корыто, утюг, лукошко, доска для стирки, комган. Продолжать знакомить детей с фольклором. Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам. | Экскурсия в музей ДОУ. Загадки: ( о предметах старины) Рассказ воспитателя с показом экспонатов. Объяснение. Пословицы. Вопрос: Чем заменили в настоящее время эти предметы? Словарная работа. Поговорки. Обобщение. Анализ. | Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004 с. 45.
Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002 с.65.
| 7. | Март. | Праздник- « Карга боткасы » | Познакомить детей с татарским национальным праздником « Карга боткасы»( Варонья каша). Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре татарского народа. Дать представление почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям татарского народа. Воспитывать в детях толерантность.
| Знакомство с праздником через обыгрывание и объяснение народных поверий. Загадки. ( про весну, про птиц). Беседа. Игры: « Малика» «Покажи-ка ты дружок» Итог. Анализ.
| Гарәфиева Г. З. Сөмбеләне кем белә? - Казан, 2005.- 157 бит.
| 8. | Апрель. | Хозяйкины помощницы | Познакомить детей с посиделками в деревенской избе. Дать представление о подготовке к посиделкам (уборка и праздничное убранство избы). Познакомить детей с женской и мужской работой на посиделках: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток. Продолжать знакомить детей с фольклором, воспитывать интерес к истории.
| Экскурсия в музей ДОУ. Игровой момент: «Посиделки» Рассказ воспитателя о посиделках. Объяснение. Пословицы ( о труде) Вопросы: Чем занимались на посиделках? Словарная работа. Поговорки. Игра: « Кто быстрее намотает клубок» «Капкалы» Обобщение.
| Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.- М.,1999
| 9. | Май. | Дружба и братство дороже богатства. | Продолжать знакомить детей с татарским праздником «Сабантуй». Расширить кругозор детей о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, за свою родину, где ты живешь. | Звучит песня «Сабантуй». Рассказ воспитателя о празднике «Сабантуй». Рассказы детей. Чтение стихов. Игры: «Бей в горшок», «Сары яулык», «Хоп, хоп». Обобщение. Анализ | Гарәфиева Г. З. Сөмбеләне кем белә? - Казан, 2005.- 169 бит.
Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане под. воз.-Набережные Челны -Альметьевск, 1994 с. 111.
|
^
№ | Месяц | Тема | Форма организации | 1. | Сентябрь. | Музей «Родники» | Экскурсия в этнографический мини музей ДОУ №54 | 2. | Октябрь. | Народные традиции, их роль в семейном воспитании. | Консультация | 3. | Ноябрь. | Самый лучший татарский национальный костюм
| Конкурс рисунков | 4. | Декабрь. | Колыбельная песня в жизни ребенка
| Консультация | 5. | Январь. | Самый лучший русский национальный костюм
| Конкурс рисунков | 6. | Февраль. | Проведение татарских национальных праздников, развлечений, досугов- одно из условий воспитания интереса, любви и уважения к татарской национальной культуре | Консультация | 7. | Март. | Масленица
Навруз | Праздник | 8. | Апрель. | Я умею говорить на татарском языке
| Занятие в подготовительной группе | 9. | Май. | Сабантуй | Праздник
|
Литература
1. Богомолова М. И.,Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане сред. воз.- Набережные Челны- Альметьевск, 1993. 2. Богомолова М. И.,Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане стар. воз.- Набережные Челны- Альметьевск, 1994. 3. Богомолова М. И.,Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане стар. воз.- Набережные Челны- Альметьевск, 1995. 4. Борһанова Р. А. Татар халкының мәдәнияте белән таныштыру.-Казан, 1994ел. 5. Гарәфиева Г. З. Сөмбеләне кем белә? - Казан, 2005. 6. Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка.- Казань,1980. 7. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004. 8. Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие,-Казань, 2000. 9. Зарипова.З.М. Белем бирү һәм тәрбия процессында милли төбәк компоненты. - Яр Чаллы, 2000. 10. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002. 11. Мирас Татар халкының тарихы һәм милли мәдәнияте белән таныштыру программасы.- Яр Чаллы, 2008. 12. Мурланова Ф.Н. Балаларны татар халык мәдәнияте һәм традицияләре белән таныштыру.-Барда, 2002. 13. Нурзия .Татар сынлы сәнгать.- Казань,1999. 14. Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007. 15. Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и Народоведению в ДОУ.- М.,1999. 16. Харисов Л. А. Ватаным Татарстан. Родина моя. – Казань, 2005.








 |