Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Родничок родного края»



Скачать 156.7 Kb.
НазваниеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Родничок родного края»
Дата03.04.2013
Размер156.7 Kb.
ТипПояснительная записка
источник



Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«Родничок родного края»

Подготовили педагоги МКДОУ

«Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма»:

Пономарева Светлана Витальевна.


Под лучами весеннего солнца я в тундре стою,

Как послушный олень под высоким хореем послушным.

Родники, родники…. Сколько за зиму выпало стуж им!

А они всё равно, точно птицы журчат и поют….

Л. Лапцуй


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.

Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него - Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Мы живём и работаем в небольшом городе, расположенном на севере Ямало-Ненецкого Автономного округа. Наш ямальский край богат своими обычаями, традициями, его населяют интересные, самобытные народы.

И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив и богат родной край, сформировать крупинки уважительного отношения к людям труда; к истории, культуре, обычаем и традициям родного края.

^ Цель проекта: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.

Основные задачи проекта:

- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.

- Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).

- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

- Развивать представление о культуре и быте коренных народов Севера, народов населяющих родной край.

- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

- Формировать творческое воображение через восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников.

^ Сроки реализации проекта: два года.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Принципы построения педагогического процесса:

1. Принцип историзма

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

2. Принцип гуманизации

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.

^ Условия реализации проекта

Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому культурно - историческим фактам.

Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Развитие музейной педагогики дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.д.)

Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, День оленевода, День защиты детей, Масленица, Пасха, и др.), познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиций в области ремесел, песен, танцев и т.п.

Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского и ненецкого быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Надыму должны передаваться детям.

Основные тематические блоки работы воспитателя с детьми:

1. Труд взрослых.

2. Отдых надымчан.

3. Природа.

4. Культура поведения в городе.

6. Почётные граждане г. Надыма.

7. История города.

8. Достопримечательности города.

9. Культура и традиции.

Необходимо учитывать, что «круг тем», подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребенком за счет рассмотрения улицы, дома, города с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину.

Тематический план работы со старшими дошкольниками

1 раздел «Город, что сердцу дорог»

Сроки исполнения

Старшая группа 5-6 лет

Подготовительная группа 6-7 лет

Сентябрь

*Беседа «Улицы города: название и расположение.

*Беседа «Места отдыха горожан»

*Рассматривание карты города Надыма.

*Экскурсия по улицам города.

Октябрь

*Рассматривание альбома «Наша малая Родина- город Надым»

*Посещение тематической выставки центральной районной библиотеки: «Меж Сибирью и Уралом пролегла Страна родная».

*Посещение тематической выставки центральной районной библиотеки: «Исторический калейдоскоп»

*Экскурсия в музей истории и археологии г. Надыма.

Ноябрь

*Беседа «Где работают родители»

*Экскурсии на почту, в магазин, школу.

*Занятие «Путешествие по Надыму».

*Занятие «История нашего города»

Декабрь

*Знакомство с гербом и гимном нашего города

*Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого»

Февраль

*Создание альбома «О профессиях»

*Создание альбома «Старые здания города»

Март

*Создание в группе уголка «Русская изба»

*Фотовыставка «Наш город сегодня»

Апрель

*Создание в группе уголка «Чум - дом жителя тундры»

Экскурсия в «Дом природы»

*Выставка детских работ «Мой любимый детский сад»

Май

Посещение музея истории и археологии г. Надыма.

Знакомство с земляками-героями ВОв.


^ 2 раздел «Природа Зауралья»

Сроки исполнения

Старшая группа 5-6 лет

Подготовительная группа 6-7 лет

Сентябрь

*Целевая прогулка в городской парк.

*Беседа о жизни животных в лесу и в тундре.

*Обобщающая экскурсия в городской парк.

*Беседа о подготовке е зиме диких животных.

Октябрь

*Посещение выставки «Животные в тундре» в Доме природы.

*Беседа «Как зимуют лось, медведь, кабан»

*Беседа «Как зимуют куропатка, песец, рысь».

*Составление зимних коллажей.

Ноябрь

*Экскурсия в зимний парк.

*Рассматривание иллюстраций о зиме.

*Сравнительная экскурсия в городской парк в разную погоду (Метель, мороз, оттепель, снегопад).

* Рассматривание пейзажей местных художников.

Декабрь


Январь

*Беседа «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек.

*Экскурсия в парк и на озеро.

*Подкармливание птиц на территории детского сада.

*Сравнительная экскурсия в парк и на озеро при разных погодных условиях.

Февраль

*Беседа «Жизнь животных и птиц весной».

*Беседа «Берегите лес».

*Занятие «Лес - многоэтажный дом».

*Беседа «Весной на озере».

Март

*Целевая прогулка «Пробуждение природы».

*Беседа «Опасные двойники» (полезные и вредные ягоды и грибы).

Апрель

*Целевая прогулка «Сравнение лиственных и хвойных деревьев».

*Рассказ-беседа «Лекарственные растения тундры».

*Сравнительная беседа «Бабочки и жуки».

*Беседа «Растения Северного края».



^ 3 раздел «Культурное наследие Ямала и народное декоративное искусство»

Сроки исполнения

Старшая группа 5-6 лет

Подготовительная группа 6-7 лет

Сентябрь

*Чтение произведений местных писателей, знакомство с их творчеством (А.Тарасова «Стихи о животных», Р.Ругин легенда «Почему лебеди белые»).

*Занятие в библиотеке «Знакомство с творчеством Л.Лапцуй».

*Чтение рассказа Ю. Дудникова «Завистливый осётр».

Октябрь

Чтение сказок Бажова «Голубая змейка», «Серебряное копытце».

*Просмотров видеофильмов по сказкам Бажова


*Знакомство с творчеством Ю.Вэлла, Заучивание стихотворения «Песня ненецкого мальчика.

*Познавательное мероприятие в центральной районной библиотеке «Здесь начало России - в этом снежном краю».

Ноябрь

*Экскурсия в центральную районную библиотеку.

*Чтение ненецкой сказки «Как ворон лису победил»

*Познавательное мероприятие в центральной районной библиотеке «Зауральские писатели».

*Чтение селькупской сказки «Как собака хозяина себе нашла».

Декабрь

*Знакомство с творчеством местных художников (занятие в музее истории и археологии).

*Знакомство с русским народным костюмом (мужской и женский).

*Беседа «Художники Надымского района».

*Посещение выставки местных художников в музее истории и археологии.

Февраль

*Чтение хантыйской сказки «Сорока».

*Заучивание стихотворения Ксении Шевелёвой «Мой город».

*Чтение хантыйской сказки «Заяц и медведь».

*Заучивание стихотворения Л. Лапцуй «Родники».

*Выставка народно – прикладного искусства детей (при участии родителей).

Март

*Просматривание видеофильма «Удивительное путешествие в тундру».

*Знакомство с украшением пасхальных яиц.

*Просматривание видеофильма «Стойбище Харато».

*Знакомство с украшением русского пряника.



Апрель

*Просмотр видеофильма «Путешествие по Надыму».

*Посещение выставки декоративно-прикладного искусства в музее искусства и археологии.

*Просмотр видеофильма «День оленевода».

*Знакомство с русской вышивкой (украшение полотенец).

Май

*Посещение выставки работ в школе искусств №1.

*Знакомство с русской народной игрушкой.

*Посещение выставки работ в школе искусств №1.

*Знакомство с Урало-сибирской росписью.


^ 4 раздел «Зауральский фольклор»

Сентябрь

Октябрь

*Знакомство с русскими народными инструментами.

*Знакомство с русскими народными песнями и хороводами.

*Знакомство с народным зауральским фольклором загадки, заклички, пословицы, зауральские песни и хороводы.

Ноябрь

Декабрь

*Знакомства с играми народов Севера.

*Игры народов Севера.

Январь

Февраль

*Игротека «Игры наших бабушек» (с приглашением родителей).

*Знакомство с культурными традициями «Масленица».


*Беседа «Пословицы, поговорки и приметы народов Севера».

*Развлечение «Святки».

*Развлечение «Масленица».

*Изготовление кукол из сухой травы для праздника «Масленица».

Март


*Беседа «Праздник «День птиц».

*Прослушивание аудиозаписей народных песен.

Апрель

*Фольклорный праздник «Посиделки»

Фольклорный праздник «Какова пряха, такова и рубаха».

Май

*Прослушивание аудизаписей народных песен.

*Разучивание хороводов, народных песен.

*Праздник «Русской Берёзки»



^ План работы с родителями:


1. Консультации для родителей

- «Художники земли Ямальской»

- «Промыслы Ямала»

- «Почётные люди г. Надыма»

^ 2. Семейная гостиная «Мой светлый город Надым».

3. Выпуск газеты для семейного чтения «Детсад и Я».

4. Совместные праздники и развлечения.

5. Участие родителей в организации и проведении экскурсий в музей, детскую школу искусств №1, в парк, на водоем, дом природы.

^ 6. Посещение городских праздников: Новый год, Масленица, День оленевода, участие в народных гуляниях.

7. Сбор краеведческого материала с участием родителей.

^ 8. Помощь в создании уголка «Русская изба». «Чум» или «Стойбище» в ДОУ, мини-музея «Прикладное творчество».

10. Организация встреч с интересными людьми.

11. Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши»

12. Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии»

13. Выставка семейных реликвий.

14. Проведение игротек «Игры наших бабушек», «Игры народов Севера».

15. Оформление папки-раскладушки «Прогулки по городу».

16. Выставки народно-прикладного искусства детей и родителей «Мы живём на Ямале».

17. Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?».

18. Совместные проекты «Традиции семьи».


^ План работы с педагогами по проекту:

1. Консультации «Страницы истории», «Памятные места на карте Надыма»

2. Совместная работа по проекту, участие воспитателей в составлении перспективных планов, разработка конспектов.

^ 3. Консультация для воспитателей «Творчество художников Надымского района», «Писатели и поэты – наши земляки».

4. Встречи с работниками библиотеки и музея.

5. Сбор краеведческого материала.

6. Организация фотовыставки «Наш город».

7. Проведение развлечений, праздников.

8. Проведение открытых мероприятий.


Ожидаемые результаты для детей:

1. Имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, свою «малую» Родину, испытывают чувство гордости за свой край.

^ 2. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.

3. Имеют представления о памятниках родного города.

4. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.

5. Знают культуру, обычаи и традиции родного края. Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения.

^ 6. Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.

7. Могут назвать ремесла и профессии коренных народов Севера.

8. Знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки и др.


Критерии отслеживания

^ 1. ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

- Повышение уровня знаний и представлений детей по данному направлению:

- Как называется наш город?

- Почему он так называется?

- Какие улицы города вы знаете?

- Чьи имена носят улицы нашего города?

- Какие памятники, достопримечательности нашего города вы знаете?

- Каких местных писателей, художников можете назвать?

- Какие праздники отмечаются в нашем городе?

- Назовите промыслы и профессии коренных народов Севера?

- Знаете ли вы народные игры, песни, частушки, колядки, хороводы? Какие?

- Расскажите о природе родного края.

- Каких вы знаете животных, как изменяются условия их жизни в зависимости от сезона?

^ 2. ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

- Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсия.

- Повышение педагогической компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.

- Участие родителей в сборе, оформлении наглядного материала.

3. ПО РАБОТЕ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

- Повышение педагогического уровня воспитателей.

- Активность воспитателей в работе по проекту.


Литература:

1. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф. Родной край, М. Просвещение, 1990г.

2. Фёдорова Л.В. Северные родники, Сыктывкар, 1995г.

3. Лапцуй Л. Едейко, Салехард, издательство «Красный Север», 2004г.

4. Дудников Н. Медвежьи забавы, Пермь, издательство «Книжный мир», 2000г.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru