Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 390 Дзержинского района г. Волгограда
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА «ЗНАТОКИ РОДНОГО КРАЯ» 
Составила воспитатель высшей категории Земкова Н.Г.
Волгоград 2012
Моя группа работает в рамках региональной экспериментальной программы «Воспитание маленького волжанина». Проработав с детьми II младшей группы, я поняла, что разделы «Природа родного края» и «История и культуры родного края» требуют более детального изучения регионального компонента. Исходя из этого, я решила создать в своей группе краеведческий кружок «Знатоки родного края», цель которого – углубление знаний об особенностях родного края. Кружок проводится 1 раз в неделю во второй половине дня со всей группой детей Реализуя поставленные задачи кружка, я добилась следующих результатов: дети более осознанно и бережно стали относиться к родной природе легко различают представителей растительного и животного мира родного края понимают и принимают правила поведения в природе дети с большим желанием самостоятельно включаются в природоохранную деятельность


СЕНТЯБРЬ
| I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | Природа родного края | «Наш участок». Задачи: 1.Учиться распознавать растения ближайшего окружения, сравнивая их по характерным признакам (внешнему виду). Содержание: 1. Беседа о растениях, растущих на нашем участке. 2. Д/и «Узнай растение» Цель: найти растение по названию 3. Д/и «Беги к своему дереву» 4. Сбор гербария |
| «Экологическая тропа» Задачи: 1. Дать детям представление об экологической тропе 2. Познакомить детей с растениями и объектами природы, встречающимися на тропе. Содержание: 1. Работа по плану «Экологическая тропа» 2. Д/и «Путешествие» Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений |
| История и культура родного края |
| «Мой родной город» (приурочить к Дню города) Задачи: 1. Уточнить знания детей о названии родного города. 2. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. Содержание: 1. Беседа о родном городе с использованием фото- и иллюстративного материала. 2. Д/и «Куда пойти Буратино?»
|
| «Улицы нашего микрорайона». Задачи: 1. Уточнить у детей знание своих адресов. 2.Обратить внимание, что у каждой улицы есть свое название. Содержание: 1. Рассматривание альбома «Любимый мой дворик» 2. Вспомнить свои домашние адреса, для чего необходимо знать свой адрес?
| ОКТЯБРЬ
| I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | Природа родного края | « Осенние листочки» Задачи: 1. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. 2.Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле Содержание: 1.см.Л.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» с.14 2. Наблюдение за листопадом. 3. Сбор листьев для поделок из природного материала . |
| «Изменения в жизни птиц осенью» Задачи: 1. Закрепить знания детей о перелетных птицах. Содержание: 1. Беседа: - Какие птицы сейчас прилетают на наш участок? - Много их или мало? Утром на небе появляются стаи птиц, летящих в теплые страны. 2. Наблюдение за отлетом птиц |
| История и культура родного края |
| Целевая прогулка по близлежащим улицам. Задачи: 1. Закрепить названия близлежащих улиц, объектов культурного и социального назначения, располагающихся на них 2.Выучить адрес детского сада Содержание: 1. Рассматривание фотоальбома «Мы живем на «7-ми ветрах» 2.см.Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников». С.29. |
| «Место работы родителей» Задачи: 1. Закрепить знания детей об объектах культурного и социального назначения, располагающихся на микроучастке нашего детского сада 2.Уточнить у детей знание профессий людей, работающих на этих объектах. .Содержание: 1. Беседа (см. Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» с.29)
| НОЯБРЬ
| I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | Природа родного края | ^ Задачи: 1. Вызвать у детей эмоциональное отношение к картине, эстетическое видение явлении природы. 2.Воспитывать любовь к родной природе. Содержание: 1.Беседа об изменениях в природе с приходом осени. 2. Рассматривание картины.(см. конспект занятия Л.А.) |
| Сезонные изменения в природе. Задачи: 1. Отметить сезонные изменения в природе родного края. 2.Найти отличительные черты начала осени и поздней осени. Содержание: 1. Наблюдения (после дождей бывает много луж; иногда утром или вечером на них появляется лед – он хрустит под ногами и ломается) 2. Дни стали заметно короче. 3 Опыт «Свойства льда» . |
| История и культура родного края |
| «Место отдыха людей нашего микрорайона» Задача: 1. Закрепить с детьми знания о социально-культурных объектах нашего микрорайона 2. Дать детям понятие «ПАРК». Содержание: 1.Рассматривание схемы Маршрута выходного дня и беседа по нему. |
| «Театры нашего города» Задача: 1.Познакомить детей с театрами нашего города, их назначением. Содержание: 1Рассматривание фотографий с изображением театров нашего города 2.Обмен впечатлениями о посещении театров 3.Д/и «Куда пойти Буратино?» | ДЕКАБРЬ
| I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | Природа родного края | «Звери и птицы нашего края зимой» Задачи: 1. Дать детям представление о способах подготовки зверей и птиц нашего края к зиме. 2. Учить анализировать, делать выводы. Содержание: 1.см «Здравствуй, мир!» А.А.Вахрушев, с.147. |
| «Как помочь растению» Задача: 1.Способствовать появлению у детей стремления пожалеть растение, действенно ему помочь. 2.Развивать умение поливать растение, используя модель трудового процесса. Содержание: 1. см. «Мы». Программа экологического образования детей. Н.Н. Кондратьева. |
| История и культура родного края |
| «Волгоград – город -красавец» Задача: 1. Познакомить детей с достопримечательностями нашего города, с памятниками архитектуры,… Содержание: Рассказ о достопримечательностях нашего города: Набережная, вокзал, площади и главные улицы . Рассматривание фотографий, иллюстраций в книгах о Волгограде
|
| Подготовка города к Новогодним праздникам (экскурсия по микрорайону). Задачи: 1.Обратить внимание детей на оформление витрин и магазинов к Новому году 2. Рассмотреть украшенную Новогоднюю елку на площади перед ТРК «Парк-Хауз». Содержание: Украшение группы к Новому году. Рассматривание Новогодних открыток, игрушек. Экскурсия |
ЯНВАРЬ
| I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | Природа родного края |
^ |
| «Поет зима - аукает» (экскурсия в парк) Задачи: 1. Закрепить знания о зимних явлениях в жизни природы, о деревьях, кустарниках, травах. 2. Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. 3. Воспитывать бережное отношение к природе. Содержание: см. А.А. Вахрушев «Здравствуй, мир!» c. 145 |
| История и культура родного края |
|
^ |
| «Город - село» Задачи: 1. Познакомить детей с понятиями город и село. Учить находить различия 2. Познакомить детей с особенностями труда людей в городе и селе. Содержание: Работа с макетами «Город», «Село». Рассматривание иллюстраций, найти отличия города и села Д/и «В гости с подарками»
| ФЕВРАЛЬ
| I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | Природа родного края | «Какие птицы разные» Задачи: 1. Развивать у детей умение составлять рассказы о птицах, прилетающих на участок детского сада, выделяя отличительные признаки их внешнего вида и поведения, используя модель в качестве плана рассказа. Содержание: см. «Мы». Программа экологического образования детей. Н.Н.Кондратьева. с.103. |
| «Комнатные растения нашего уголка природы» Задачи: 1. Закрепить с детьми знания о существенных признаках комнатных растениях, которые находятся в нашем уголке природы. 2.Учить сравнивать растения по этим признакам. 3.Упражнять детей в обследовательских действиях Содержание: См. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» |
| История и культура родного края |
| «Волгоград – город - воин» Задачи: 1. Познакомить детей с местами боевой славы города, с членами семей, защищавших наш город во время Сталинградской битвы. 2. Развивать воображение детей при воссоздании боя (на макете). Содержание: Рассматривание фотоальбома «Они защищали Сталинград» Работа с макетом «Сталинградская битва» Рассматривание фотографий мест боевой славы города Волгограда |
| «Наши улицы» Задачи: 1 .Познакомить детей с героями, в честь которых названы близлежащие улицы. 2.Вызвать у детей желание поддерживать чистоту и порядок во дворах, чтобы они были чистыми и красивыми. Содержание: 1. Беседа: в честь кого названы улицы Вспомнить свои адреса. Что интересного есть во дворах Беседа о работе дворника, о ее важности и необходимости. |
МАРТ
| I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | Природа родного края | «Что нужно растениям для роста» Задачи: 1. Закрепить с детьми знания о том, что нужно растениям для роста: свет, воздух, вода (используя модели) Содержание: 1. Беседа, как ведут себя растения зимой 2. Предложить детям срезать ветку тополя и наблюдать за изменениями, происходящими с ней, отмечать эти изменения в паспорте наблюдений. |
| Рассматривание картины Э. Завьяловой «Весенние воды» Задачи: 1. Показать детям пробуждение природы весной, своеобразную ее красоту. 2.Учить рассматривать картину, правильно понимать ее содержание. Содержание: 1 Беседа об изменениях в природе с приходом весны. 2. Рассматривание картины (см. конспект занятия Л.А.) |
| История и культура родного края |
| ^ Задачи: 1. Дать детям элементарные сведения о великой русской реке Волге, городах, которые стоят на ее берегах. Содержание: 1 .Беседа о Волге с показом иллюстраций из альбома «Волга» 2. Рассказ о городах, стоящих на Волге 3. см. Л.В. Лосева, М.В. Корепанова «Мы живем на земле Волгоградской» с.29. |
| «Мой город» (вечер загадок) Задачи: 1. Учить детей отгадывать загадки, с их помощью развивать наблюдательность 2 Расширить и уточнить знания о родном городе. Содержание: 1.Рассматривание фотоальбома о Волгограде 2.Отгадывание загадок о культурных и социальных объектах города Волгограда. (см.”Национально-региональ- ное краеведение в развивающей среде” 3.Д/и «Куда пойти Буратино?». | АПРЕЛЬ
| I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | Природа родного края | «Посади дерево» Задачи: 1 Дать детям простейшие сведения о той незаменимой роли, которую играют растения. Содержание: см. Л.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» с.12 |
| «Весеннее пробуждение природы» (экскурсия в парк) Задачи: 1. Расширить представления детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно 2. Закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах. Содержание: см. А.А Вахрушев «Здравствуй, мир!» с.171. |
| История и культура родного края |
| «Улицы нашего микрорайона» Задачи: 1. Закрепить с детьми знание своих домашних адресов. 2.Познакомить детей с историей названия улицы Космонавтов. Содержание: 1. Рассказ воспитателя об истории названия улицы Космонавтов. 2. Экскурсия к мемориальной доске на улице Космонавтов. 3. Конкурс рисунков , посвященный Дню космонавтики. |
| «Главная высота России» (заочная экскурсия на Мамаев курган) Задачи: 1.Дать детям элементарные знания о памятнике – ансамбле на Мамаевом кургане как форме памяти в нашем городе (живущие помнят о погибших, защищавших наш город, нашу Родину) Содержание: см. Л.В.Лосева, М.В.Корепанова «Мы живем на земле Волгоградской» с.21.. | МАЙ
| I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | Природа родного края | «Не топчи травку» Задачи: 1.Учить детей бережно относиться к растительному покрову, беречь красоту, которую создают зеленые газоны. Содержание: см.Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» с.8 |
| «Насекомые нашего участка» Задачи: 1. Узнавать и называть уже известных насекомых, показать новых жуков и бабочек (бронзовку, капустницу и др.) 2.Учить и различать насекомых. Содержание: 1. «Как знакомить дошкольников с природой» под ред. П.Г. Саморуковой с.131 | . | История и культура родного края |
|
^ , кто где был на праздниках в родном городе, что видели, что понравилось.
Работа по фотоальбомам о Волгограде |
|
^ |
ИЮНЬ
| I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | Природа родного края | «Лекарственные растения» Задачи: 1. Познакомить детей с лекарственными растениями родного края. 2. Рассказать о простейших способах использования растений для лечения. Содержание: См. Г. Блинова «Познавательное развитие детей 5 – 7 лет» с.62. |
| «Человек и природа» Задачи: 1 Рассказать детям о значении природы в жизни людей. Содержание: См. Г. Блинова «Познавательное развитие детей 5 – 7 лет» с.74. |
| История и культура родного края |
| Викторина «Что мы знаем о родном городе» Задачи: 1. Выявить знания детей о родном городе. 2. Воспитывать любовь к своему городу, чувство гордости за то, что мы живем в городе – герое Волгограде. |
| Конкурс рисунков «Любимый мой город» (совместно с родителями) Задачи: 1. Воспитывать любовь к родному городу, вспомнить его достопримечательности. |
 
 Семейные календари Методические материалы для воспитателей
Уголок краеведения  
^
Вахрушев А.А., Кочемасов Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 2001 2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб., 2003. 3. Г. Блинова Познавательное развитие детей 5 – 7 лет . Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Как знакомить дошкольников с природой./ Л.А. Каменева, А.К.Матвеева, Л.М. Маневцова и др.; Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. 5. Л.В. Лосева, М.В. Корепанова «Мы живем на земле Волгоградской» Парциальная программа регионального уровня. Волгоград, 2007 6. Л.Молодова Игровые экологические занятия с детьми: Учебно – метод.пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996 7. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство- пресс, 2003. 8. ”Национально-региональное краеведение в развивающей среде” /Из опыта работы воспитателя МДОУ №45 г. Биробиджана Зубаревой Е.А./ Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008 |