Воспитательный потенциал уроков русского языка



Скачать 39.21 Kb.
НазваниеВоспитательный потенциал уроков русского языка
Дата02.04.2013
Размер39.21 Kb.
ТипРешение
источник

Воспитательный потенциал уроков русского языка

Румсевич Светлана, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1»

г. Алексина Тульской обл.


Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.

Решение задач обучения преследует цель «подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова». Итоговым результатом этой подготовки является ГИА для выпускников 9-х классов и ЕГЭ для выпускников 11-х классов. Зачастую процесс подготовки к экзаменам представляет собой упорную тренировку в «механическом» или «машинальном» решении тестов и написании сочинений. При этом процесс воспитания медленно, но верно отходит на второй план. А ведь задачи воспитательного плана заключаются в необходимости воспитать личность с активной жизненной позицией, творчески мыслящую и действующую в интересах общества.

Школа призвана не просто научить ребёнка правильно писать гласные и согласные в корне слова, верно ставить знаки препинания в сложных предложениях, но и привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности.

В современной практике обучения проблема воспитания нравственных качеств не теряет своей значимости и актуальности, а ее решение представляет большую ценность. Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах.

Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств школьника. Дидактический материал должен обращать внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.

Так, одиннадцатиклассники при подготовке к написанию сочинения-рассуждения с удовольствием размышляют над текстом Юрия Визбора «Зачем мы ходим в горы?» Ребята, не задумываясь, говорят о том, чем привлекают горы, чем они опасны, какие чувства возникают у человека при мысли о походе в горы, почему, испытывая холод, голод, зной, люди всё равно стремятся покорить вершины. Кто-то делится впечатлениями из собственного опыта, кто-то просто предполагает, а к концу урока хрупкая девушка осторожно, несмело всё-таки говорит: «Я бы тоже хотела отправиться в такой поход».

Уникален и текст Леонида Жуховицкого об обострившихся межнациональных отношениях. Актуальная проблема современности настолько интересна подросткам, что и после своих уроков, где-то в коридоре слышишь от ребят продолжение их обсуждений. Обсуждают – значит поняли, прониклись, поставили себя на место героя. Отрадно, что дети это понимают, ведь среди их одноклассников тоже есть ребята, принадлежащие к другой нации. И они принимают их такими, какие они есть. Ведь совсем не важно, что у соседа иная форма глаз, носа и другой цвет волос. Главное – душа человека.

Практика показывает, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее.

К уроку «Двоеточие в бессоюзном сложном и простом предложениях» в 9 классах мною был подобран материал на тему «Руки трудовые».


Встречается сутулый человек, и думаешь:

В труде он прожил век.

А, может, стал таким не оттого:

Поклоны спину сгорбили его?

Кто в том виной: подхалимаж иль труд?

Взгляни на руки: руки не соврут.

(М.Сазонов)

Руки в труде – прекрасные руки: они у людей, не знающих покоя и самонадеянности, добрых и щедрых.

Всё под силу рабочим рукам: дом построить, хлеба вырастить, космос освоить, недруга сокрушить.

Руки труженика – характеристика его нравственной силы, неустанного стремления вперёд. Золотыми народ называет руки искусных: сталевара и скульптора, агронома и исследователя, строителя и воспитателя.

Кто хочет сделаться глупцом,

Тому мы предлагаем:

Пускай пренебрежёт трудом

И жизнь начнёт лентяем.

Когда придёт упадок сил,

Хандра наступит злая,

Верь: ни единый пёс не выл

Тоскливее лентяя.

(Н.А. Некрасов)

Не лень, а труд возвышает человека. Лентяй всем ненавистен. Можно быть скромным, не будучи мудрым, не обладая скромностью. Некогда позёвывать, когда дело есть. У кого два дела в виду – ни одного не исполнит.

Тематический подбор текстов к урокам русского языка – процесс длительный, требующий постоянного поиска, но творческий. Разные классы, разные дети… Мы вместе учимся, открывая для себя что-то новое. Главное – вступить в диалог, ведь именно через него происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и учителя.

           Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

           Не худшая все-таки участь.

           Мне кажется, я их чему-то учу,

           А это они меня учат.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru