Скачать 0.64 Mb.
|
МБДОУ «Детский сад № 90» Знакомство детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем» ![]() Фото автора Автор: Давыдова Галина Викторовна воспитатель 1 кв. категории Березники 2012 год В нашей стране сформировалась общая концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. В экологическом воспитании есть свои над – и подсистемы. Одной из таких подсистем является тематический блок «Цветочный календарь». Мир цветов – это могущественный источник, из которого ребенок, с помощью взрослого, черпает много знаний и впечатлений. Построить работу по развитию у детей интереса к цветам в системе помогает календарь. «Календарь – месяцеслов, или численник, издание в виде плаката или книги, содержащий последовательный перечень всех дней в году, праздников или выдающихся событий, снабжаемых иногда попутно сведениями справочного характера». Таким образом, тема моей работы «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем». Актуальность моей работы заключается в том, что в настоящее время в педагогической практике необходимо изучать и разрабатывать проблему формирования в системе, у детей дошкольного возраста, знаний о цветах. Такой вывод я сделала после проведения диагностики с детьми своей группы. Проверка показала то, что знания детей по данному разделу ниже среднего уровня. Представленные материалы отражают современный уровень преподавания и соответствуют требованиям государственного и регионального образовательных стандартов. Региональность. Региональный компонент предполагает: знакомство с природным ландшафтом Пермского края, его географическими и климатическим особенностями, животным и растительным миром. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Разрабатывая содержание данной методической разработки, я использовала региональный компонент, как основополагающий. Особенность состоит в том, что среда обитания (среда жизни) человека представлена как окружающий мир, в котором люди и растительный мир Прикамья неразрывно взаимосвязаны. Краеведение. В последнее время многие детские сады стали увлекаться краеведением. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем. Работа по краеведению развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности. При отборе конкретных знаний я учитывала и это направление, так как оно расширяет область социально – нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю. А так же знания о родном крае несут информацию, вызывают эмоции, чувства, отношения, побуждают к поступкам. Доступная информация о растительном окружении – лесах, лугах, водоемах – развивает познавательный интерес к прошлому и настоящему. ^ . Проблема охраны редких и исчезающих видов особенно остро стоит на Урале, где растительный мир в течение последних столетий подвергался все усиливающемуся антропогенному воздействию – сначала в связи с вырубкой лесов, разработкой недр и сельскохозяйственным освоением территории, а в последнее время и в связи с бурным развитием промышленности, транспорта, химизацией сельского хозяйства, мелиорацией, созданием гидротехнических сооружений, урбанизацией, использованием природы для отдыха многочисленных граждан. Дети должны осознать и принять необходимость природоохранной деятельности, тогда природолюбие станет действенным регулятором его поведения. ^ Здоровье – одна из главных ценностей жизней. Каждый должен думать о своем здоровье, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму. Человек – часть природы. Поэтому, знакомя детей с лекарственными растениями, я стараюсь довести до их сознания то, какую пользу они приносят, как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, как усиливают защиту организма, но использовать их необходимо лишь по рекомендации врачей. Предупреждая об опасностях, связанных с употреблением ядовитых растений, провожу специально организованные беседы, целью которых является научить детей отличать ядовитые растения по внешнему виду и характерным признакам. Ведь задача педагога не только научить ребенка различать растения, но и уберечь его от опасностей, которые подстерегают его в природе. ^ с помощью «Цветочного календаря» развивать интерес к цветам, как к представителям растительного мира. Я хочу, чтобы дети могли не только различать и правильно называть цветы, но и знали этимологию названий, место произрастания растений и их значение в природе. В ходе такой работы воспитывается осознанное и бережное отношение к цветам. Новизна моей работы заключается в том, что в практике детских садов отсутствуют разработки по выше указанной тематике. Материал, используемый педагогами в дошкольных учреждениях, не приведен в соответствующую систему, используется от случая к случаю. Углубление в тему обеспечивает взаимосвязь и одновременное развитие познавательных, интеллектуальных и художественных способностей. «Цветочный календарь» – тематический блок, что является систематизирующей единицей планирования. Блок предусматривает организацию и последовательность работы по освоению темы и представляет собой целостное, завершенное, логическое построение единиц учебного материала, формы организации работы, ее содержание, последовательность осуществления и ожидаемые результаты освоения темы на протяжении определенного отрезка времени (один календарный год). Обозначенная форма планирования раскрывает возможности творческого осмысления и преобразования знаний, глубокого эмоционального переживания. ^ данной методической разработки в том, что она понятна, удобна в использовании: практический материал скомпонован таким образом, что педагогу нет необходимости искать какие – либо другие источники для реализации, поставленной цели. (В приложении можно найти: учебно-тематический план на год, сказки, легенды, стихи, загадки, иллюстративный материал, модель цветочного календаря, описание дидактических игр, энциклопедические данные о цветах.) Работа по знакомству детей с «Цветочным календарем» благотворно влияет на развитие психических процессов, таких как мышление, память, внимание, речь; и познавательных процессов ребенка. Позволяет конкретизировать систему работы с детьми, обеспечить ее направленность на решение поставленных задач. Последовательность работы. Человечеством создано множество календарей – женские, школьные, спортивные, сельскохозяйственные, народный календарь погоды, народный календарь примет… Из народного календаря примет Валерия Миронова (журнал «Уральский следопыт» 1985 год) следует то, что каждому месяцу года соответствует определенный цветок – символ. Январь – гвоздика. Февраль – фиалка. Март – нарцисс. Апрель – душистый горошек. Май – лилия. Июнь – роза. Июль – кувшинка белая. Август – гладиолус. Сентябрь – астра. Октябрь – календула. Ноябрь – хризантем. Декабрь – рипсодопсис. (декабрист) Учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, я разработала модель цветочного календаря. Он представляет собой цветок с двенадцатью лепестками. Каждый лепесток символизирует определенный месяц года. Согласно календарю погоды С. Николаевой каждому времени года соответствует определенный цвет. Создавая свой календарь, я использовала предложенную, ею символику, но внесла дополнения, используя оттенки цветов. Весна – оттенки красного цвета. Лето – оттенки зеленого цвета. Осень – оттенки желтого цвета. Зима – оттенки синего цвета. На каждом лепестке расположен цветок символ. В центре цветка – стрелка, которая помогает в «путешествии» по «Цветочному календарю». Календарь может использоваться и как дидактическое пособие к играм. В приложении прилагается модель «Цветочного календаря». В течение месяца дети получают конкретные знания о конкретном цветке (этимология названия, место произрастания, место в экосистеме), через знакомства с легендами, сказками, стихотворениями, музыкальными произведениями. В ходе такой работы у ребенка формируется целостное представление о конкретном представителе цветочного мира. Мною разработан учебно-тематический план на год, который помогает выстроить работу с детьми системно, в определенном логическом порядке. В плане предложены темы, задачи, формы работы и прогнозируется предполагаемый результат на каждый месяц. Однако использование предложенного материала предполагает, что педагоги практики могут вносить в него свои изменения, ориентируясь на детей, с которыми они работают, и, исходя из собственных интересов и уровня подготовки. Опытным путем я подошла к тому, что знакомство детей с цветочным календарем целесообразно начать с апреля месяца. Весна – это особенно радостное время. Пробуждается от зимнего сна земля и вся природа. Постепенно возвращается богатое разнообразие, красота, обновляется цвето-звуковая картина природы, появляются новые ароматы. Апрель – месяц бурного пробуждения, на глазах у детей происходят замечательные изменения – цветы, бабочки, букашки, все они появляются день за днем. Весна – это сезон появления первоцветов. Дети видят пробуждение природы, наблюдая за последовательностью появления цветущих растений. Одновременно ведется работа по расширению знаний детей о сезонном цветении растений. Лето - одно из благодатных времен года. Цветы, травы - все привлекает внимание детей. Важно научить замечать и видеть красоту родной природы, понимать и чувствовать ее. Поэтому так важно проведение экскурсий и целевых прогулок в поле, на луг, на опушку леса, наблюдение и труд на участке детского сада. Осень это пора, когда исчезает красота цветов. Пользуясь метафорой, Матушка Земля раздевается перед зимним сном, умывается осенним дождем, накрывается теплым белым покрывалом. В этот период мы прощаемся с красотой летних и осенних цветов, наблюдаем за поздноцветущими растениями. Вместе с детьми вспоминаем, что полезного и интересного они узнали и увидели за лето, обсуждаем, за что мы можем сказать спасибо природе. Зима – сон земли, сон природы, но вся ли природа спит, бездействует ли она в это время года? Нет. Солнце неуклонно движется вперед к новой весне, а вместе с ним и все мы. В это время года внимание детей чаще всего обращено к комнатным растениям. Происходит уточнение и закрепление ранее полученных знаний. Больше внимания уделяется чтению сказок и легенд о цветах, слушанию музыки, дидактическим играм. Для закрепления знаний мною разработаны и апробированы дидактические игры, целью которых является не только уточнение знаний о внешнем виде, названии и строении цветка, но и его значение в экосистеме. В реализации задач моей работы немаловажным фактором является месторасположение детского сада. Детский сад находится в экологически чистом районе, вдали от автомагистрали. Рядом с детским садом находится лесной массив, луг и поле, что позволяет проводить экскурсии и наблюдения в любое время года. Кроме этого рекомендую проводить ежеквартально занятия – развлечения, интегрированные занятия, на которых проходит обобщение полученных знаний. Отследить результаты работы помогает диагностика, которую я рекомендую проводить три раза в год (апрель, октябрь, март). Двенадцатимесячный цикл по знакомству детей с цветочным календарем заканчивается в марте проведением музыкального праздничного развлечения «Букет для мам». Таким образом, у детей развивается стойкий интерес к цветам как к представителям цветочного мира, что является целью моей работы. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Отбор содержания осуществлен в соответствии со следующими принципами:
Например, во время знакомства с этимологией названия цветка, я использую сказки или легенды, как наиболее доступную и удовлетворяющую органически присущую детям любознательность. «Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу… Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах…» /11/
Даю детям энциклопедические знания о цветах. Например, во время знакомства с ядовитыми и лекарственными цветами дети получают достоверные знания об их свойствах.
Содержание методической разработки ориентированно как на общечеловеческие знания о цветах (сказки, легенды народов мира), так и на культурные российские экологические традиции (народный календарь примет), включает региональные аспекты природы Пермского края. Реализация методической разработки осуществляется на протяжении одного календарного года с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). Знакомство с миром цветов не только помогает приобщить детей к природе, но и способствует развитию личности ребенка, формированию его активной гражданской позиции. Дело цветов – расти и цвести, наше – изучать и применять для своей пользы. Формы , методы и приемы образовательной работы с детьми так же многообразны и привлекательны, доступны и одновременно сложны, как мир цветов. В учебно-тематическом плане по ознакомлению дошкольников с «Цветочным календарем» имеют место специально организованные занятия. Занятия – это форма организации и обучения в детском саду. Занятия проходят при руководящей роли воспитателя, который сообщает детям новые знания, уточняет и систематизирует имеющиеся, организует практическую деятельность, в ходе которой дети упрочивают полученные знания и овладевают разнообразными умениями и навыками. Интегрированные занятия, которые я провожу, помогают детям обобщить полученные знания. Это такие занятия как: «Приключения Медуницы», «Путешествие Колобка» и другие. Проходят они весело и интересно. С конспектами этих занятий вы можете ознакомиться в приложении. Беседа – один из основных словесных методов, в ходе которых педагог активизирует познавательную деятельность детей: выявляет имеющиеся знания, исправляет и уточняет ответы, сообщает новые сведения, учит простым рассуждениям. Обмен мнениями создает благоприятные условия для усвоения детьми новых знаний, развития их мышления и познавательных интересов. Мною разработаны конспекты таких бесед как: «Астра – цветок сентября» «Гвоздика – цветок января» В приложении прилагается подробные конспекты этих бесед. В своей педагогической практике я широко использую и проблемные беседы, которые дают детям возможность самим найти решение в проблемной ситуации. Например: «Подснежник. Почему он так называется?» «Одуванчик – облачко на стебельке?» «Лютик или Куриная слепота. Почему он так называется?» Конспекты этих бесед есть в приложении. Чтение. Большое место в работе с детьми занимает художественное чтение. Я знакомлю детей с легендами, сказками, стихами, загадками о цветах. Это помогает сообщить новые знания, вызвать нужное эмоциональное состояние: радость, гордость, веселье, лирическое настроение. Например, чтение легенд Заболоцкого о цветах: «Легенда о самовлюбленном Нарциссе» «Роза – царица цветов», «Легенды о кувшинке»; чтение сказки И. Северянина «О душистом горошке»; знакомство со сказками Г. Х. Андерсена «Цветы маленькой Иды», «Ромашка», «Подснежник»; чтение стихов о цветах Герасимовой, Заболоцкого, Тютчева и других авторов. Все предусмотренные учебно-тематическим планом художественные произведения включены в приложение. Творчество детей. На основе полученных знаний дети уже сами пытаются сочинять свои сказки о цветах. «Создание сказок – один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития. Детская фантазия неистощима…» /11/ Результаты детского творчества, зафиксированные мною, находятся в приложении. Рассказ педагога. Я использую его для сообщения детям новых знаний, сведений о цветах и связанных с ними общественных событий. Я стараюсь, что бы рассказ имел четкую логическую структуру, был содержательным, интересным, художественным, эмоциональным. Все это играет важную роль. В свой учебно-тематический план я включила такие темы для рассказывания детям как: «Календула – как лекарственное растение», «Вороний глаз – берегись!», «Осторожно – чистотел!». Достоверные сведения для рассказывания детям о цветах можно найти в приложении. Наблюдения и экскурсии – это организованное, целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. Они связаны с показом изменяющихся явлений. Их цель не только познакомить детей с предметом и явлением, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. В своей работе я планирую длительные наблюдения за цветами: от посадки до сбора семян. (Астра, календула.) А выгодное месторасположение детского сада позволяет без особых проблем организовать экскурсии на луг, поле, водоем, опушку леса в любое время года. В учебно-тематический план мною включены такие экскурсии как: Осенью – экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме» Весной - «Весенняя экскурсия в лесопарк» «Почему они так называются» Летом – «Что в лесу вредно, я что полезно» (лекарственные и ядовитые растения). Показ иллюстраций я использую тогда, когда нет возможности показать детям живое растение, а так же при знакомстве с многообразием сортов. Для воплощения этого приема в жизнь в группе имеются коллекции открыток с изображением цветов, паспорт группы с фотографиями растений уголка природы, методическое пособие «Цветы». Иллюстративный материал необходимый для знакомства детей с цветами календаря имеется в приложении. Любование – рассматривание цветов с удовольствием, восхищением. Созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения помогают педагогу активизировать процесс восприятия. Любование природой, развивает чувство прекрасного, а затем уже развивает желание сохранить эту красоту, преумножить ее. Слушание музыкального произведения стимулирует удивление, возникающее у ребенка в процессе рассматривания растений. Музыка - прежде всего это язык чувств. Слушание музыкального произведения яркой эмоциональной окраски побуждает ребенка к сопереживанию, к размышлению об услышанном. Слушание музыкального произведения активизирует процесс любования, затрагивая туго натянутые тонкие струны детской души. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности» /11/ Совместно с музыкальным руководителем был подобран репертуар для прослушивания. В него мы включили такие произведения классиков и современных композиторов. Например, как: Поляков К. «Ночная музыка», Темнов П. «Семечки», Чайковский П. И. «Вальс цветов», Шопен Ф. «Ми – минор», «Цветы и бабочки». А так же произведения, включенные в музыкальное приложение к программе А. И. Бурениной такие как: «Танец цветов и бабочек», «Волшебный цветок», «Дети и природа», «Осенний парк». В приложении можно найти список необходимых аудиокассет. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра - специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Особенно важное место занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательные содержания и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, название и внешний вид цветка и т. п.) Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации цветов по общим и отдельным признакам. Таким образом, дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Широкое применение дидактические игры нашли в диагностике знаний детей. Мною разработаны, адаптированы и апробированы такие дидактические игра как: «Составь букет», «Что где растет», «Лепестки», «Собери цветок», «Цветок заблудился», «Цветочный ковер», «Цветочное лото», «Семицветик», «Лабиринт здоровья». Описание дидактических игр в приложении. Праздники и развлечения на цветочную тематику являются своеобразным итогом деятельности детей. Во время проведения этих мероприятий дети пытаются выразить свои впечатления, свое отношение к ранее полученным знаниям о цветах. Они обнаруживают при этом не только знания песен, стихов связанных с цветами, но и выражают свой непосредственно проявляющийся восторг с захватившими их ранее впечатлениями. Таким выражением восторга станет проведение в нашей группе праздничного представления «Букет для мам», который будет посвящен Международному женскому дню. Дети исполнят песни: «Звездочки в саду», «Ромашковая кошка», «Букет для мам», «Отчего на голове не растут цветочки», «Кактус толстокожий»; прочитают стихи о цветах, порадуют своих мам и бабушек танцами и упражнениями с цветами. А так как знакомство с цветочным календарем заканчивается в марте, этот праздник станет своеобразным итогом моей работы с детьми за год. В приложении находится подробный сценарий праздника. Сотрудничество с семьей . Для достижения наиболее эффективных результатов необходимо тесное взаимодействие с семьей. Только при условии трехсторонней связи «ребенок – педагог – родитель» можно добиться устойчивого интереса к миру цветов. Для этого необходимо привлекать родителей к совместной деятельности через проведение: организация консультаций «Цветы и ребенок», «Цветы в вашем доме»; труд в цветнике: высадка цветочной рассады, прополка и полив цветов; праздничное развлечение «Праздник роз»; организация выставок: «Красота цветов в изобразительном, народно-прикладном искусстве», «Цветочные шедевры из овощей»; акции: «Берегите первоцветы!», «Мир похож на цветной луг!»; поэтический вечер: «Цветы в поэзии и музыке». Такая работа сближает всех: детей, родителей, педагогов и делает их одной большой дружной семьей, любящей цветы родного края. Работа с коллегами. Всем нам необходимо прийти к осознанию того, что сохранить и улучшить природу, человек сможет, лишь улучшив, усовершенствовав себя. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Для этого необходима система непрерывного экологического образования: проведение педсоветов, консультаций, семинаров – практикумов, аукционов педагогических идей, открытых занятий внутри детского сода. В нашем детском саду приоритетным направлением является экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Регулярно я провожу консультации для педагогов. Так в сентябре мною была проведена консультация «Обзор отечественных программ экологического образования и воспитания детей». В октябре я показала открытое занятие для педагогов детского сада «Экоигротека». В ноябре представила на «Аукцион педагогических идей» методическую разработку «Цветочный календарь», а так же познакомила коллег с рядом дидактических игр разработанных и апробированных мною по этой теме; в марте запланировано проведение семинара – практикума «Знаешь ли ты первоцветы?». Таким образом, выше перечисленные формы, методы и приемы помогают мне в достижении поставленной цели и решении задач: развития стойкого интереса к цветам, как представителям растительного мира. Ведь именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Достигнутые результаты работы. Работа по знакомству детей с «Цветочным календарем» в течение 10 месяцев (начиная с апреля) уже дала определенный положительный результат. Но специально проведенная диагностика (март, август, декабрь) дала возможность более объективно, обстоятельно и точно зафиксировать результаты познавательной деятельности детей. В современном понимании педагогическая диагностика – система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определить уровень развития ребенка - дошкольника, а так же диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества воспитания и обучения в дошкольном учреждении. К программе «Пермский край – мой родной край» А. М. Федотовой прилагаются диагностические задания и методики, которые стали основой моей диагностики. При разработке диагностических заданий и оценки полученных результатов я опиралась на критерии, разработанные А. М. Федотовой:
Зафиксированные результаты позволили провести сравнительный анализ, который дал четкое представление о том, как повлияла проведенная мной работа на экологические знания детей о цветах. Проверка знаний проводится по специально разработанной диагностике с учетом психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. Диагностика предполагает обязательное использование наглядности (иллюстративный материал, дидактические игры, модель «Цветочного календаря»). Диагностика предусматривает семь обязательных вопросов, которые оцениваются баллами (1 -3) и три вопроса, которые определяют глубину знаний, умение устанавливать связи и зависимости, закономерности, причинно-следственного характера. С вопросами к диагностике и ее результатами можно познакомиться в приложении. Вывод-заключение. Реализация материала предлагаемого данной методической разработкой возможна как в утренний и вечерний отрезки времени, так и при организации кружковой работы. Для тех, кого заинтересует эта разработка, я предлагаю, особое внимание обратить на отбор познавательного материала. Необходимо помнить, что знания выполняют разные функции: информативную, эмоциогенную и регуляторную. Непременным условием для формирования представлений то, что знания должны быть научными, адаптированными в соответствии с возрастами воспитанников, вызывать чувства у детей, активно способствовать выработке взглядов, оценок, реализоваться в их поведении. Процесс знакомства детей с «Цветочным календарем» должен отличаться от обязательных занятий: ребенок должен прочувствовать саму атмосферу – непринужденность, необычность в обстановке, присутствии игровых персонажей, которые непременно что – то интересное рассказывают и показывают; большим наличием наглядного материала, чтением стихов, слушанием музыки, дидактическими играми так далее. Положительным моментом может послужить и приглашение гостей, родителей, чьи профессии связаны с цветоводством. Не следует забывать основное и главное правило знакомства с «Цветочным календарем» - работа, если вы ее начали, должна проводиться системно и регулярно, только в этом случае педагог получит прогнозируемый результат. Знания, полученные детьми, должны находить отражение в продуктивных видах деятельности и на музыкальных занятиях. Для этого необходимо тесное сотрудничество с музыкальным руководителем и руководителем по изобразительной деятельности. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника, поэтому очень важно, чтобы те игры, пособия, модели, книги и так далее, которые будет использовать педагог, были доступны детям и находились в их свободном пользовании. В заключении хочется сказать, что последовательная реализация данной методической разработки потребует от воспитателя творческого отношения и умения анализировать результаты своей работы с учетом уровня развития детей, условий социоприродного окружения детского сада и понимание родителями значимости экологического воспитания. Потенциал ребенка в области интеллектуального и морального развития значительно выше, чем это принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. ![]() ^ Учебно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем»
|