К п. н., учитель химии Санкт – Петербург 2012 год Аннотация



Скачать 107.48 Kb.
НазваниеК п. н., учитель химии Санкт – Петербург 2012 год Аннотация
Малиновская Юлия Владиславовна
Дата27.04.2013
Размер107.48 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Игра Юный химик для 8 классов/Сценарий Юный химик.docК п. н., учитель химии Санкт – Петербург 2012 год Аннотация

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 89

Калининского района Санкт-Петербурга


Внеклассное мероприятие:


интеллектуальная игра «Юный химик»


для 8 классов


Автор:

Малиновская Юлия Владиславовна,

к.п.н., учитель химии


Санкт – Петербург

2012 год

Аннотация

на интеллектуальную игру «Юный химик» для учащихся 8 классов


Представленная игра «Юный химик» для учащихся 8 классов может быть использован учителями химии как для проведения внеклассного мероприятия в предметную неделю (в игре участвуют учащиеся параллели), так и для проведения обобщающего урока (в игре участвуют учащиеся одного класса).

Цель игры: создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по темам «Первоначальные химические понятия. Водород. Кислород»

Задачи: повышение мотивации к изучению химии; развитие познавательного интереса к предмету; развитие интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей учащихся

Дидактическим обеспечением урока является компьютерная презентация, которая «работает» на протяжении всей игры. Однако, если у учителя нет возможности показать презентацию, игру можно провести и без нее.

Отличительной особенностью представленной игры является то, что задания, которые выполняют учащиеся, предлагаются им в нетрадиционной форме. Например, задание на повторение состава и номенклатуры классов неорганических соединений, предложено в форме Карты Материка неорганических веществ.

В нашей школе представляемая игра традиционна. Я провожу ее в актовом зале, обычно играет 8-10 команд.





Интеллектуальная игра «Юный химик»


Цель: создать условия для актуализации и систематизации знаний учащихся по теме.

Задачи:

Обучающие:

  • Повторить и обобщить знания учащихся о первоначальных химических понятиях, химической посуде;

  • Закрепить и совершенствовать умения составлять химические формулы, называть оксиды, кислоты, основания, соли, определять их характер, составлять уравнения реакций;

  • развивать навыки проведения химического эксперимента;

  • Развить умений применять полученные знания о составе и свойствах веществ

Развивающие:

  • Развитие умений: наблюдать и делать выводы, анализировать, логически и ассоциативно мыслить, сравнивать, классифицировать

  • Активизация познавательной деятельности учащихся

  • Развитие устойчивой мотивации к предмету

Воспитательные:

  • Развитие коммуникативных умений, толерантности, культуры общения



Оборудование и материалы: компьютер, проектор, компьютерная презентация, химическая посуда и оборудование, раздаточный материал для команд (листы с лабиринтами, карты материка неорганических веществ, карточки с буквами а, б, в ,г и др.)


Ход и содержание игры:


Здравствуйте уважаемые знатоки. Мы рады приветствовать Вас на игре «Юный химик». (слайд 1)

Представление жюри игры: в жюри могут быть приглашены учащиеся старших классов, учитель химии


На игре за правильные ответы вы будете получать жетоны. В конце игры жетоны считаются и, команда, которая «заработала» больше всех жетонов становится победителем игры.


Давайте посмотрим, какие задания вам предстоит выполнять сегодня:

(слайд 2)

  • Эрудит – лото (10 баллов)

  • Лаборатория (5 баллов)

  • Лабиринт (6 баллов)

  • Путешествие по материку неорганических веществ (10 баллов)


Итак, начинаем, Эрудит – лото (слайд 3)

Вам предстоит ответить на 10 вопросов в форме теста и выбрать правильный ответ из четырех предложенных (А, Б, В, Г), подняв карточку с выбранной буквой. Каждый правильный ответ – 1 балл, т.е. максимальное количество баллов за эрудит-лото – 10.




Вопросы эрудит-лото:


  1. «И может собственных Платонов

и быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать»

Кому из известных ученых-химиков принадлежат эти строки

А) Дмитрию Ивановичу Менделееву

Б) Александру Михайловичу Бутлерову

В) Михаилу Васильевичу Ломоносову (отрывок из оды в честь вошествия на престол императрицы Елизаветы Петровны)

Г) Николаю Дмитриевичу Зелинскому


  1. Это вещество наделено «Ароматом», который однажды узнав, не забудешь никогда! Название этого вещества произошло от названия соли, которую в древности добывали в Ливии, недалеко от святилища бога Амона. Это вещество

А) ацетон

Б) уксусная кислота

В) фенол

Г) аммиак ( 10% раствор аммиака – нашатырный спирт можно сейчас приобрести в любой аптеке города)

  1. В 1920 году ученый-химик Семен Исаакович Вольфкович изучал свойства некого вещества Х. Вещество попадало на его одежду, ботинки. Когда ночью он возвращался домой его одежда излучала голубоватое сияние. Вскоре, среди жителей Москвы стали ходить фантастические рассказы о «светящемся монахе». С каким веществом работал ученый?

А) фосфором (белый фосфор светится в темноте, т.к. постоянно присутствующий над ним пар окисляется кислородом воздуха с выделением света. «Фосфор» в переводе с греческого – «светоносец»)


Б) кальцием

В) серой

Г) водородом

  1. В Калининском районе Санкт-Петербурга в честь русского ученого-химика названа улица

А) Черкасова

Б) Бутлерова (Александр Михайлович Бутлеров – создатель теории строения органических соединений)


В) Карпинского

Г) Руднева

  1. Свинцовый аккумулятор состоит из свинцовых пластин, заполненных пастой из оксида свинца (II) и погруженных в 30% раствор кислоты. Какая кислота, используется в аккумуляторах?

А) соляная кислота

Б) серная кислота

В) ортофосфорная кислота


Г) борная кислота

  1. Массы атомов и молекул чрезвычайно малы. Со времен Джона Дальтона используется атомная единица массы. Сначала за единицу массы принимали массу атома водорода, затем 1/16 массы атома кислорода. Что сейчас представляет собой современная атомная единица массы?

А) 1/14 массы атома азота

Б) 1/12 массы атома углерода


В) масса атома в граммах

Г) ½ массы атома гелия


  1. Создатель международного химического языка. Ввел буквенные обозначения латинских названий элементов.

А) Йенс Якоб Берцелиус


Б) Амадео Авогадро

В) Антуан Лоран Лавуазье

Г) Михаил Васильевич Ломоносов

  1. Перенести водород из одного сосуда в другой можно

А) перелив водород в другой сосуд

Б) накрыв сосуд с водородом другим сосудом (т.к. водород – газ в 14,5 раз легче воздуха)


В) с помощью перекачивания газа насосом

Г) с помощью хозяйственной сумки


  1. Кислотой в составе, которой нет атомов кислорода является

А) серная

Б) сероводородная


В) азотная

Г) борная

  1. Хамелеон – животное, способное менять окраску в зависимости от температуры, влажности воздуха, даже эмоций. В химии, хамелеонами можно назвать:

А) кислоты

Б) амфотерные оксиды

В) индикаторы


Г) щелочи


Подводим итоги, считаем баллы

Наука химия – наука экспериментальная. Поэтому сейчас я предлагаю вам понаблюдать. Я покажу вам опыт. А вы должны будете объяснить его с позиции химика.

Опыт «превращения» белых роз (берутся искусственные розы) в малиновые.

Подготовка опыта: заранее белые головки искусственных роз, помещаю в раствор фенолфталеина на несколько часов. Затем розы высушиваются. В разбрызгиватель наливаю раствор щелочи.

Проведение опыта: белые головки роз обрызгиваются и происходит изменение их цвета.

Дети объясняют: показано действие индикатора - фенолфталеина на растворы щелочей.

Продолжим испытания. Мы – в химической лаборатории! (слайд 4)


Вы, конечно, знаете, что в химической лаборатории используется определенная химическая посуда и оборудование. Сейчас, вам предстоит показать свои знания. Мои мощницы будут выносить предметы химического оборудования и посуды, а вам в карточке, которую вы получили, нужно будет записать их название. Внимание! Девочки выносят химическую посуду и химическое оборудование.

Проверяем (слайды 5,6)


Предложенная химическая посуда



Название посуды

1

Колба плоскодонная

2

Мерный цилиндр

3

Штатив

4

Ступка, пестик

5

Химический стакан

6

Спиртовка

7

Держатель для пробирок

8

Штатив для пробирок

9

Кристаллизатор

10

Пробирки

Жюри проверяет и оглашает количество жетонов, которые заработали команды


Продолжим испытания…. И вас ждет лабиринт (слайд 7)

Сейчас мои помощницы раздадут вам лабиринты. Вам необходимо найти выход из лабиринта и ответом на это задание будет ряд цифр (есть спец. бумага для ответа, найдите ее и не забудьте указать номер школы. У вас 3 минуты. (слайд 8 )

Лабиринт представлен в приложении № 1

Проверяем: (Слайд 9)

1,4,2,3,6,8,5,7,11,10


Вы уже изучили свойства многих веществ. Но, сейчас мне хотелось бы спросить вас о физических свойствах водорода, способах его получения и определения. Команды отвечают. Сейчас мы опять будем наблюдать.

Учитель показывает опыт: получение водорода в аппарате Кипа и взрыв его в жестяной банке. После опыта учащиеся отвечают на вопросы: как называется прибор для получения водорода; каким способом был собран водород; почему жестяная банка «подпрыгнула» и т.п.





А теперь последнее очень оригинальное испытание.

Учитель обращает внимание учащихся на слайд 10. на нем - слово-образ «КАРТА». Учитель предлагает собрать круг ассоциаций, которые связаны с картой у каждого из участников мастерской.

Вместе с детьми, учитель выясняет, что карты бывают: игральные, местности (географические), пластиковые и т.п. (слайд 11)

Останавливается на картах географических. Что изображают на географических картах? Какие географические карты вам известны? (карты мира, материков, районов, городов и т.п.) (слайд 12)

Сегодня я предлагаю вам «поработать» с картой материка неорганических веществ.

На ней, как на любой карте, обозначены государства и города (столицы государств). (слайд 13). И конечно, в государствах и городах много жителей, только жители эти химические.

Ваша задача: «разместите жителей» на карту. Дайте им названия (имена).

Давайте посмотрим на карту, с которой вам предстоит работать (слайд 14).

И на «жителей», которых вам нужно будет назвать и распределить по государствам и городам. (слайд 15).

Итак, каждая команда получает карту и «фотографии жителей». Начинаем работать. (слайд 16).

Карта:



«Жители»:



Bе(OH)2


CO2


Cu


O2


MgCl2

















NaOH


НCl


CaO


ZnО


H2O
















После выполнения задания учащиеся сдают карты, на которые наклеены «жители» и распечатку с формулами веществ, где они дали названия веществам и определили их класс.

Жюри проверяет, а в это время, учитель вместе с командами, проверяет (слайды 17, 18). В это время жюри считает баллы.





Наша игра подошла к концу. (слайд 19).


Жюри подводит итоги. Учитель вручает командам грамоты и призы.





Спасибо за игру! (слайд 20)


Приложение № 2

Лист жюри





Конкурс

Баллы

Пояснения



Эрудит-лото

Максимум 10 баллов

Каждый правильный ответ – 1 балл



Химическая посуда (10 предметов)

Максимум 5 баллов

Каждая верно указанная посуда – 0,5 балла



Лабиринт

Максимум

6 баллов






Карта

Максимум – 10 баллов

Каждое правильно названное вещество (из 10) – 0,2 балла

Каждое правильно написанное уравнение реакции (из 3) по 1 баллу

Каждое правильное расположение вещества на карте (из 10) – 0,5 балла


Химическая посуда



Название посуды

1

Колба плоскодонная

2

Мерный цилиндр

3

Штатив

4

Ступка, пестик

5

Химический стакан

6

Спиртовка

7

Держатель для пробирок

8

Штатив для пробирок

9

Кристаллизатор

10

Пробирки


Лабиринт

1,4,2,3,6,8,5,7,11,10


Приложения № 1 Лабиринт

Список источников:

  1. В. А. Крицман. Книга для чтения по неорганической химии. Кн. для учащихся. В 2 ч. – 3-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

  2. Малиновская Ю.В. Химия. 6-й класс/Пропедевтический курс. – СПб.: ТОО Фирма «Икар», 2002, - 76 с.

  3. П.Р. Таубе. От водорода до нобелия. – М.: «Высшая школа», 1961. – 330 с.

  4. Химия: неорганич. химия: учебник для 8 кл. общеобразоват. уч./ Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. – 12 – е изд. перер. – М.: Просвещение, 2011, - 176 с.







Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru