Урок по основам православной культуры Разработала: Клеймёнова И. Ю. учитель начальных классов



Скачать 102.48 Kb.
НазваниеУрок по основам православной культуры Разработала: Клеймёнова И. Ю. учитель начальных классов
Клеймёнова И.Ю
Дата01.04.2013
Размер102.48 Kb.
ТипУрок
источник




2012 год

МБОУ «СОШ №3 с УИОП»

города Котовска, Тамбовской области








«Добро и Зло в христианстве»

4 класс

урок по основам православной культуры


Разработала: Клеймёнова И.Ю.

учитель начальных классов







Урок по основам православной культуры

«Добро и Зло в христианстве» 4 класс

^ Разработала: Клеймёнова И.Ю.

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №3 с УИОП»

города Котовска, Тамбовской области

Цель урока: разработка духовно-нравственных понятий «добро» и «зло».

Задачи урока:

1. раскрыть перед учащимися христианский смысл значения слов

«добро» и «зло»;

2. дать понятие о добрых словах как одном из способов выражения

христианской добродетели «доброта»

3. закрепить такие понятия как благочестие, заповеди, милосердие;

4. развивать познавательную активность, коммуникативные навыки,

навыки культуры общения, творческие способности учащихся;

5. воспитывать взаимоуважение, предупредительность в общении

Оборудование: у учителя:

1. запись на классной доске «Относись к людям так, как хочешь,

чтобы относились к тебе»;

2. музыкальные записи (песни «Дорогою добра», «Маленькая

страна», «Маленький принц»).

3. весы

у учащихся:

  • дерево добра ( 4 группы)

  • листики с дерева

  • маленькие бусинки или киндеры

  • таблички ( ложь, гнев…..)

  • смайлики

  • притчи

  • 10 заповедей

  • фломастеры

  • приложение

  • тетради



Ход урока.










1Организационный момент (индукция).

Эмоциональная зарядка:Рисунок счастливого детства. Музыкальное сопровождение – песня «Маленькая страна»

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята.

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце и согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.




2. Актуализация базисных знаний.

Рисунок дорог, по которым можно пойти в жизни


Перекресток дорог – перекресток опять,

Перед выбором снова стою я:

По какой из дорог предстоит зашагать,

Чтобы жизнь не прожить мне впустую…

- Представьте, что вы стоите на перекрестке дорог, как в сказке. Одна дорога приведет вас к богатству – материальным благам, другая – к славе, третья – к здоровью, четвертая – к уважению людей. Дорог вокруг так много. Какую же выбрать, чтобы идти по ней всю жизнь.

- Какую дорогу выберете вы? Почему?

- А можно все эти дороги объединить в одну?

- Что это будет за дорога? Как её можно назвать?





.





Рисунок дороги «добра»


- Жизнь, не сказка. В жизни нет волшебников, которые взмахом волшебной палочки сделают вашу жизнь доброй.

- От кого зависит, какой будет ваша жизнь?

- Выберите из предложенных слов те, которые помогут сделать вашу жизнь доброй и красивой:


^ Рисунок дороги «добра»


Работа в группах

(дорога добра и дорога зла)

Запись слов: честность, сострадание, жестокость, целеустремленность, жадность, верность, любознательность, сила воли, равнодушие, послушание, отзывчивость, скромность, доброжелательность, умение общаться.

Проверка

Готовность групп поднятие рук

Целеполагание

Ребята сегодня мы на итоговом уроке будем рассматривать тему «Добро и Зло в христианстве».

Действительно ребята, а что такое хорошо и что такое плохо? Мы попытаемся ответить сегодня на вопрос: что есть Добро, а что Зло. И как это влияет на окружающий нас мир и общество.

Может кто-то из вас уже сейчас скажет что-нибудь о Добре и Зле?




Работа по теме урока

Но поведать нам, что такое Добро и Зло пришло волшебное дерево «Добра».

Посмотрите на него? Как оно выглядит?

Когда-то это дерево было всё в цвету, радовало окружающих своей неописуемой красотой, дарило прохладу путнику в жаркий полдень, и защищало в проливной ливень.

Шуршание его листьев когда-то завораживало, а птицы на его раскидистых ветвях вили гнёзда и высиживали птенцов.

Но не зря это дерево носит такое удивительное имя: «Добро», оно очень чутко реагирует на изменения в мире и обществе. Когда люди начинают забывать об окружающих и думают только о себе, когда выгоду ставят выше дружбы и любви, когда не думают о своих поступках и их последствиях, а помогать старым людям и защищать маленьких становится стыдно и зазорно. Когда человек относится к человеку как волк, и мир начинает жить по нечеловеческим законам.

Тогда это дерево теряет листок за листком, его ветки становятся сухими и безжизненными и вот-вот оно тяжело вздохнёт и рухнет наземь.

Как же нам помочь дереву «Добра»?


^ Правильно, надо делать больше добрых дел и поступков, и не совершать злых.

Вы дали много ответов, все они разные.





Работа в группах

Как можно точно определить понятия «Добро» и «Зло»?

Пожалуйста, поделитесь, какие определения добра и зла вы нашли?


Словари

Добро – то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению, процветанию, то, что предотвращает вражду.

Зло – противоположно добру, оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.


Беседа по притче Просмотр

мультфильма


Мысли о Добре и Зле издавна волновали людей. Отражение этой темы мы находим в Библии. Многие авторы-классики также писали притчи на эту тему.

Вспомним библейский сюжет о том, как появилось Зло на земле.

- Ребята, а как Вы считаете, почему Господь не принял жертву Каина? Видел ли Он духовное состояние Каина?

- Да, Господь видел его жестокосердечие и знал, к каким тяжким последствиям это может привести. Поэтому Он обращается к Каину со словами: «Если не делаешь добро, то грех лежит у дверей, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Тем самым Он обращает внимание на необходимость укрепления воли.

- Как Вы считает, а видит ли Господь сегодня наше духовное состояние, обращается ли с такими же словами и к нам?

Давайте по этой схеме рассмотрим с Вами, как постепенно развивался грех в сердце Каина. К каким последствиям он привел?

Какая заповедь нарушена?

К непослушанию, огорчению, зависти, злобе, убийству, дерзости, лжи, самооправданию, нераскаянности.

Работа с рисунками зла

- Так на земле появилось Зло.

А сейчас мы увидим, какими символами обозначают Зло наши дети.

- Давайте узнаем у наших авторов, что они имели в виду, изображая эти символы.


выходят ребята со своими рисунками – символами Зла

(Дети объясняют символы).


Работа с рисунками добра

Но мы знаем, что Злу всегда противостоит Добро.

Его великая созидательная сила способна изменить человека и весь мир к лучшему.

- А теперь давайте посмотрим, как представляют себе Добро ребята.


поднимаются ребята с символами Добра

(Дети объясняют символы).


«Добро и Зло в Библии»;

обсуждение сюжетов картин


В реальной жизни встречаются и Добро и Зло; люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и человеке идёт борьба между «силами Добра» и «силами Зла» - одна из важных идей, пронизывающих всю историю культуры.

Перечислите те проявления Добра и Зла, которые вы увидети на репродукциях картин?

на каких репродукциях вы видите ярко выраженное проявление добра?

на каких репродукциях вы видите ярко выраженное проявление зла?

по каким признакам вы это определили?




Исследовательская работа в группах


Библия – Священная Книга для христиан, в которой содержится множество сюжетов о борьбе добра со злом. Многие авторы-классики также писали притчи на эту тему.

Ребята провели свои исследования в группах по притчам и сейчас их отчёты мы выслушаем.

Что же такое доброта и милосердие в понимании христиан.

Этой притчей Господь показал , что свою милость мы должны оказывать любому человеку, который нуждается в нашей помощи.

У этой притчи есть и другое значение. Самаряне были людьми, которых иудеи считали язычниками и презирали. Однако, помощь попавшему в беду иудею оказал именно самарянин, проявивший сочувствие и милосердие.





Замечательно, вы все правильно поняли, увидели, где вершилось Добро и Зло.

А ведь уметь отличать Зло от Добра – это первый шаг к счастливому обществу и мирному небу над головой.





Физминутка

Подведение итогов

Какие пословицы о добре вы подготовили?

Чтение и объяснение пословиц с экрана








Весы

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом старинные весы? (Показ самодельных весов) - На одну чашу весов мы будем «складывать зло» (Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь) - Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. - Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром. Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след.

Работа с весами

Рефлексия.


- Представьте, что вы стоите на пороге своего дома. Впереди дорога, по которой вам предстоит пройти жизнь. У каждого она своя, но, я надеюсь, что вы пройдете по своей дороге с гордо поднятой головой, живя с добром в сердце.

Давайте теперь, исходя из полученных нами знаний, подарим нашему дереву «Добра» жизнь. Напишите, пожалуйста, пожелания для людей всего мира, чтобы больше Зло никогда не царствовало на земле.



Пушут пожелания о добре, прикрепляют на дерево и каждая группа прикрепляет своё дерево на доску




- Добро обладает удивительной созидающей силой, оно как птица Феникс, сгорев дотла, может вновь восстать из пепла.

Учитель: Представьте себе своё сердце, и сколько оно может вместить любви и добра. Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Поместите на них добрые чувства. “Переложите” эти чувства в своё сердце, в свою душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Поделитесь своей любовью, добротой с другими (дети по очереди прикладывают ладошки друг к другу)

Возьмите с собой частичку нашего Добра с собой.

звучит песня «Дорогою добра», актёры- учащиеся исполняют песню и раздают шарики с нарисованными улыбками зрителям





Сегодня наше государство и российский народ находятся в тяжелом духовно-нравственном состоянии. С экранов телевизоров внушается жестокосердие, зависть, злоба, месть, разврат. Россия находится на грани самоуничтожения, так как смертность народа превышает рождаемость. И ее возрождение в первую очередь зависит от самого народа, от его духовно-нравственного возрождения. Давайте же все вместе сеять и растить в наших сердцах плоды любви, молитвы, покаяния, а любовь сердца даст начало любви в семье и государстве.
















Источники

  • Учебник «Православная культура 4 класс»

  • Сайт WWW.wco-ru.ru

  • Данные с дисков

  • Журавлев В.К. Рассказы о русской святости, русской истории и русском характере: Книга для учащихся. -М.: АОЗТ «Просветитель», 2004.-271.

  • Половинкин А.И. Православная духовная культура.- М.: «Владос – Пресс». 2003.

  • Энциклопедия для детей. Т.6 ч.2. Религия мира. –М.: « Аванта +», 1996.

  • Детская библия

  • Протоиерей Николай Агафонов «Доброта духовная. Сказки-притчи.». Самарский Дом печати. 2009



Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru