План работы библиотеки; Должностные инструкции работников библиотеки; Правила пользования библиотекой; Режим работы библиотеки



Скачать 253.42 Kb.
НазваниеПлан работы библиотеки; Должностные инструкции работников библиотеки; Правила пользования библиотекой; Режим работы библиотеки
Дата14.03.2013
Размер253.42 Kb.
ТипПлан работы
источник

Нормативные документы, регламентирующие работу школьной библиотеки

Основная внутри библиотечная документация:

1. Положение о библиотеке;

2. План работы библиотеки;

3. Должностные инструкции работников библиотеки;

4. Правила пользования библиотекой;

5. Режим работы библиотеки;

Документы учета и контроля

По основному фонду:

1. Книга суммарного учета.

2. Инвентарные книги.

3. Дневник работы библиотеки.

4. Тетрадь, учета книг, взамен утерянных.

5. Тетрадь учета подарочных изданий.

6. Акты.

7. Читательские формуляры.

По учебному фонду:

1. Картотека учебников.

2. Тетрадь замены учебников.

3. Журнал учета поступивших учебников.

4. Журнал выдачи учебников по классам.

5. Книга суммарного учета.

Планирование и отчётность в работе школьной библиотеки.

План работы любой библиотеки определяет:

1. Цели, задачи и основные направления;

2. Тематику, содержание, формы и методы технологии работы библиотеки в целом.

Основные функции библиотеки:

- Образовательная.

- Информационная.

- Культурная.

План составляется с учётом основных тем года, с учётом литературных и памятных дат. Выделяются традиционные (постоянные) направления и специфические для этого года (Год здорового образа жизни, год семьи и т.д.).

^ Среди традиционных можно рекомендовать следующие:

1. Работа с библиотечным фондом. Формирование и использование фонда.

1) Комплектование фонда учебными, справочными, педагогическими, научно-популярными пособиями на традиционных и нетрадиционных

носителях, учитывая профиль образовательного учреждения.

2) Использование и размещение фонда в соответствии с ББК.

3) Списание.

4) Обеспечение сохранности фонда.

5) Оформление подписки на периодику, контроль доставки.

6) Инвентаризация.

2. Информационно-библиографическая и справочная работа.

1) Организация и ведение СБА (справочно-библиографического аппарата: каталоги, картотеки, рекомендательные списки).

2) Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей.

3) Формирование информационной культуры.

4) Рекламная деятельность библиотеки (реклама библиотеки, книжного фонда, услуг).

3. Содержание и организация работы с пользователями.

1) Индивидуальная работа (изучение читательских интересов, анализ чтения, работа с основными читательскими группами).

2) Массовая работа (конкурсы, викторины, встречи, вечера, диспуты, обзоры, библиотечные уроки).

4. Внедрение новых информационных технологий.

5. Укрепление материально-технической базы (хозяйственная деятельность).

6. Повышение квалификации.

Примерная схема/план работы с учебным фондом.

1. Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований.

2. Изучение и анализ использования учебного фонда.

3. Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Минобразования России.

4. Редактирование картотеки учебной литературы.

5. Проведение рейдов по проверке состояния учебников.

6. Прием и выдача учебников.

7. Списание учебников.

8. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.

Эти примерные схемы отражают все основные направления и виды деятельности школьной библиотеки и носят рекомендательный характер.


ПРАВИЛА

пользования школьной библиотекой

1. Общие положения

1.1. Типовые правила пользования школьной библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей школьной библиотеки, права и обязанности библиотеки и читателя и являются основой для разработки и утверждения директором учебного заведения Правил пользования библиотекой.

2. Права читателей

2.1. Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, родители учащихся школы.

2.2. Получать полную информацию о составе фонда библиотеки, порядке доступа к документам и консультативную помощь в поиске и выборе источников информации.

2.3. Получать во временное пользование любой документ из фонда библиотеки.

2.4. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.

2.5. Избирать и быть избранными в совет библиотеки и принимать участие в его работе.

2.6.Обжаловать в установленном законодательством порядке незаконные действия сотрудников библиотеки, ущемляющие читателя в правах.

3. Порядок пользования библиотекой

3.1. Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. Сотрудники школы и родители — по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.

3.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи читателю документов из фонда и приема их библиотечным работником.

3.3. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в формуляре читателя.

3.4. На дом документы выдаются читателям сроком на 7 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти.

Примечание. Срок пользования может быть продлен, если на данный документ нет спроса со стороны других читателей.

3.5. Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.

3.6. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования которыми истек.

3.7. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий на дом не выдаются.

3.8. Число документов из фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.

4. Ответственность и обязанности читателей

4.1. При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые сведения

для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.

4.2. При выбытии из школы читатель обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.

4.3. Читатель обязан:

- возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок;

- не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учета;

- бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы);

- соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду;

- при получении документов из фонда читатель обязан тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки.

4.4. Читатель, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесший

ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным.

4.5. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители или опекуны, попечители, детские учреждения, под надзором которых он находится.

4.6. Читатели, нарушившие Правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленный библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, читатели несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.

5. Обязанности библиотеки по обслуживанию читателей.

5.1. Обслуживать читателей в соответствии с Правилами пользования библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте.

5.2. Создавать благоприятные условия для работы читателей в библиотеке.

5.3. Не использовать сведения о читателях, их интересах в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных.

5.4. Давать полную информацию читателям о наличии документов в фонде.

5.5. Оказывать помощь читателям в выборе необходимой литературы.

5.6. Предоставлять читателям возможность пользования каталогами, картотеками, библиографическими и информационными материалами.

5.7. Систематически информировать читателей о вновь поступивших документах.

5.8. Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда и за выполнением читателями Правил пользования библиотек


^ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РАЗРЯДАХ ОПЛАТЫ ТРУДА ПО ETC РАБОТНИКОВ

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

от 4 августа 1995 г. N 58-М Министерство образования Российской Федерации сообщает следующее:

1. Министерство труда Российской Федерации постановлением от 1 февраля 1995 г. N 8 в связи с уточнением характера выполняемых работ по должностям работников культуры Российской Федерации согласовало разряды оплаты

труда Единой тарифной сетки и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по этим должностям, представленные Министерством культуры Российской Федерации.

В связи с чем постановление Министерство труда Российской Федерации от 25 ноября 1992 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации и п. 1.2 постановления Министерство труда Российской Федерации от 15 марта Постановление Министерство труда Российской Федерации от 15 марта 1993 г. N 54 "О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников учреждений культуры" в извлечении приводится в приложение 2.

2. Для руководства в работе направляется извлечение из приложений 1 и 2 к постановлению Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 8 в части , касающейся разрядов ETC и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников культурно- просветительных учреждений (приложение 1).

3. Одновременно сообщаем, что Министерство труда Российской Федерации постановлением от 1 февраля 1995 г. N 8 представило Министерству культуры право утверждать показатели по отнесению культурно-просветительных учреждений к группам по оплате труда руководителей.

До утверждения Министерства культуры Российской Федерации соответствующих показателей для культурно-просветительных учреждений (кроме библиотек учреждений образования) действуют Временные показатели и порядок отнесения к группам по оплате труда руководителей и специалистов, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 5 января 1990 г. N 5/1-2. Что касается установления разрядов оплаты труда no ETC заведующих библиотеками учреждений образования в зависимости от группы по оплате труда руководящих работников, то Министерство образования Российской Федерации получило"'согласие Министерства культуры Российской Федерации (письмо Минкультуры России от 19.07.95 N на определение этих групп не в зависимости от среднегодового количества читателей и среднегодового количества книговыдач, что не отражает специфику работы библиотек учреждений образования, а с учетом группы по оплате труда, к которой отнесено само учреждение образования.

4. В связи с изложенным для установления групп по оплате труда руководящих работников библиотек с 1 сентября 1995 г. библиотеки учреждений образования следует относить:

к III группе - в учреждениях образования, отнесенных к I группе по оплате труда руководящих работников, что соответствует при оплате труда заведующих библиотеками 13 разряду ETC;

к IV группе - в учреждениях образования, отнесенных ко II группе по оплате труда руководящих работников, что соответствует при оплате труда заведующих библиотеками 12 разряду ETC.

Если; само учреждение образования отнесено к другим группам по оплате труда руководящих работников, заведующим библиотеками устанавливается 11 разряд оплаты труда по ETC, предусмотренный в библиотеках, не отнесенных к группам по оплате труда руководящих работников.

^ ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

(ТРЕБОВАНИЯ) ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Приложение N 2

к постановлению Министерства труда

Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. N 8)

(Извлечение)

Общие положения

Тарифно-квалификационные характеристики по должностям руководителей, специалистов и технических исполнителей разработаны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г.№ 785 « О дифференциации и уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки.»

5. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий ь порядке исключения тарифицируются так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.


8. Тарификация двойными (или несколькими) разрядами обусловлена различиями в сложности должностных обязанностей специалиста той или иной квалификации, их разнообразием, уровнем ответственности и др. В этом случае руководителям учреждений и организаций предоставлена возможность решать вопросы тарификации в конкретных

условиях и в соответствии с этим присваивать работнику по результатам аттестации тот или иной разряд оплаты.

2.2. Специалисты

БИБЛИОТЕКАРЬ 6-11 разряды

Должностные обязанности. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с профилем и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов). Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения. Применяет научные методы и передовой опыт работы библиотечной деятельности.

Должен знать: основы библиотечного дела, библиографии; основные библиотечные технологические процессы; формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

11 разряд (ведущий библиотекарь) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) 1 категории не менее 3 лет;

9-10 разряды (библиотекарь I категории) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) II категории не менее 3 лет;

7-8 разряды (библиотекарь II категории) - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет;

6 разряд - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование и курсовая подготовка.

ИНСТРУКТИВНОЕ письмо МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ШТАТОВ НАЧАЛЬНЫХ, НЕПОЛНЫХ СРЕДНИХ И СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ШТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО И ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ

от 12 февраля 1987 г.№ 13 - М

(Извлечение).

В целях упорядочения штатов общеобразовательных школ приказываю:

Утвердить :

— Типовые штаты руководящих работников, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ (Приложение 1)



Наименование должности

Количество штатных единиц в неполных средних и средних общеобразовательных школах в зависимости от числа классов-комплектов




до 6

7-10

11-13

14-16

17-22

23-29

30 и более

Заведующий библиотекой

-

-

-

1

1

1

1

Библиотекарь

-

0,5

0,5

-

-

-

0,5

В школах с количеством классов 34 и более устанавливается дополнительно 0,5 единицы должности библиотекаря.


^ О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.4.2.1178-02

Постановление Министерства здравоохранения Российской Федерации

и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 28 ноября 2002 г. № 44

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации

5 декабря 2002 г. Регистрационный № 3997

(с учетом письма Министерства здравоохранения РФ от 3 февраля 2004 г. № 1100/489-04-110)

На основании Федерального закона "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295)

^ ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Федеральные законы о деятельности библиотек общеобразовательных учреждений

В настоящее время законом, регламентирующим библиотечную деятельность в нашей стране, является Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) , устанавливающий принципы деятельности библиотек, гарантирующие права на свободный доступ к информации. Этот федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права. В соответствии со статьей 1 данного федерального закона, библиотека - это "информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации". Единицей хранения в библиотеке является документ, представляющий собой материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Применительно к общеобразовательным учреждениям закон выделяет как отдельный вид библиотеки образовательных учреждений (подпункт 3 части 11 статьи 4 Федерального закона "О библиотечном деле"). В Законе РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) упоминание о библиотеках образовательных учреждений встречается только в статье 50, посвященной правам и социальной поддержке обучающихся. Отмечается, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют, в том числе, право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек.

^ Задачи и функции библиотеки как структурного подразделения общеобразовательного учреждения

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, предусматривая наличие библиотек в общеобразовательных учреждениях и право обучающихся на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, никак не регламентирует деятельность библиотек. Подробная регламентация деятельности библиотек общеобразовательных учреждений содержится в Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения, направленном для руководства письмом Министерства образования Российской Федерации от 23 марта 2004 г. № 14-51-70/13 (далее Примерное положение)1. Согласно Примерному положению, его действие распространяется на библиотеки следующих общеобразовательных учреждений:

- начальные общеобразовательные школы;

- основные общеобразовательные школы;

- средние общеобразовательные школы;

- средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов;

- гимназии;

- лицеи;

- школы-детские сады;

- школы-интернаты;

- вечерние (сменные) школы;

- кадетские образовательные учреждения;

- специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

В соответствии с пунктом 2 Примерного положения, библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, которое участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Деятельность библиотеки отражается в уставе общеобразовательного учреждения.

Отмечается, что при лицензировании общеобразовательного учреждения учитывается обеспеченность его библиотеки учебными, методическими и справочными документами (пункт 3 Примерного положения).

В пункте 4 Примерного положения перечисляются цели библиотеки общеобразовательного учреждения, которые соотносятся с целями самого общеобразовательного учреждения:

- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе;

- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Важное значение в организации деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения играет пункт 5 Примерного положения, в котором указывается, что библиотека должна руководствоваться в своей деятельности не только локальными нормативными актами данного учебного учреждения (его уставом и положением о библиотеке, утвержденными директором общеобразовательного учреждения), но, прежде всего, следующими нормативными документами:

- федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;

- постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;

- постановлениями и распоряжениями исполнительных органов субъекта Российской Федерации;

- решениями органа управления образованием, которому подчиняется данное учебное учреждение.

Это положение означает, что, например, в случае противоречия между положением о библиотеке и нормативным правовым актом, изданным органом власти Российской Федерации или ее субъекта, в локальный правовой акт учебного заведения должны быть внесены соответствующие изменения, устраняющие эти противоречия.

К основным задачам библиотеки общеобразовательного учреждения отнесены, в частности, следующие:

- обеспечение всем пользователям библиотеки, как обучающимся, так и педагогическим работникам, а, кроме того, и родителям или иным законным представителям обучающихся доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов учреждения на различных носителях;

- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

- формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

- внедрение новых информационных технологий;

- компьютеризация библиотечно-информационных процессов;

- формирование комфортной библиотечной среды;

- совершенствование предоставляемых библиотекой услуг (пункт 10 Примерного положения).

Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в правилах пользования библиотекой (пункт 1.7 Примерного положения).

Организация деятельности библиотеки строится в соответствии с функциями, предусмотренными для нее Примерным положением.

В соответствии с ним основные функции библиотеки общеобразовательного учреждения (пункт 11 Примерного положения) можно объединить в следующие целевые группы.

1. Аккумулирующая функция, направленная на пополнение и расширение библиотечного фонда в целях удовлетворения интересов всех групп пользователей, а также на обеспечение сохранности фонда библиотеки (формирование фонда, его комплектование учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, пополнение информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; аккумулирование фонда документов, создаваемых в учреждении [публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.]; осуществление размещения, организации и сохранности документов).

2. Информационная функция, включающая в себя в том числе и создание собственными силами информационных продуктов (осуществление обслуживания обучающихся, предоставление информационных ресурсов на различных носителях, создание условий для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; оказание информационной поддержки в решении задач, возникающих в процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности обучающихся; организация массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры личности, содействие развитию критического мышления; содействие членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся [просмотр видеофильмов, СD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр]). Сюда же могут быть отнесены организация и ведение справочно-библиографического аппарата, разработка рекомендательных библиографических пособий, осуществление обслуживания педагогических работников, содействие профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; создание и организация доступа к банку педагогической информации, осуществление ее накопления, систематизации по предметам, разделам и темам; просмотр электронных версий педагогических изданий; информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом; поддержка деятельности педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т. п.).

3. Педагогическая функция (руководство воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, классах компенсирующего обучения, коррекционных классах [при их наличии]; способствование проведению занятий по формированию информационной культуры).

4. Консультационная функция, направленная на улучшение обслуживания различных групп пользователей библиотеки (информирование о новых поступлениях в библиотеку; консультирование родителей [законных представителей] обучающихся по вопросам учебных изданий и организации семейного чтения, знакомство с информацией по воспитанию).

^ Организация деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения

В Примерном положении указывается на обязательность наличия укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении, в том числе в малокомплектном учреждении и учреждении, расположенном в сельской местности, без упоминания каких-либо условий (пункт 12). Кроме того, в этом же пункте предусмотрена возможность создания межшкольных библиотечных объединений, в которых по приказу органов управления образованием проводится частичная централизация библиотечно-библиографических процессов. Вместе с тем, к сожалению, разъяснение термина "межшкольные библиотечные объединения" не дано. Пункт 13 Примерного положения предусматривает в структуре библиотеки не только отделы, названные традиционными, то есть абонемент и читальный зал, но также и возможность наличия следующих самостоятельных библиотечных подразделений:

- отдела учебников;

- отдела информационно-библиографической работы;

- фонда и специализированного зала работы с мультимедийными и сетевыми документами;

- видеостудии;

- издательского мини-комплекса, отдела множительной техники и др.

Пункт 16 Примерного положения регламентирует расходование внебюджетных средств, поступающих в распоряжение библиотеки общеобразовательного учреждения. Рассматриваются два источника получения таких средств: спонсорская помощь и денежные средства, полученные от сдачи библиотекой макулатуры. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на следующие цели:

- улучшение материально-технической базы библиотеки;

- подписку профессиональных изданий;

- комплектование фонда документов.

Отмечается также, что спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и(или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения.

^ Ответственность руководства общеобразовательного учреждения за деятельность библиотеки

Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель учреждения (пункт 23 Примерного положения), он же несет ответственность за создание не обходимых условий для деятельности библиотеки. Общеобразовательное учреждение должно:

- создавать условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки (пункт 18);

- нести в лице руководителя ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий (пункт 19);

- обеспечивать библиотеку, в целях ее модернизации, в пределах средств, выделяемых учредителями: гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов, необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН, современной библиотечной, электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально- множительной техникой, ее ремонтами сервисным обслуживанием, необходимыми программными продуктами и канцелярскими принадлежностями (пункт 17).

Предусмотрена также ответственность учебного заведения за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки (пункт 8 Примерного положения) и соблюдение правил техники безопасности и противопожарных, санитарно-гигиенических требований при обслуживании участников образовательного процесса (пункт 9 Примерного положения).

^ Порядок работы библиотеки

Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

- двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутри библиотечной работы;

- один раз в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;

- не менее одного раза в месяц - методического дня (пункт 20).

^ Методическое сопровождение деятельности библиотеки

В Примерном положении отмечается, что методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондами школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра (пункт 26).

Также в целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотекам общеобразовательных учреждений предоставлена возможность взаимодействия с библиотеками федерального органа управления культурой Российской Федерации (пункт 21).

^ Санитарные нормы, предъявляемые к помещениям и оборудованию учебных библиотек

Среди документов, регламентирующих работу библиотек общеобразовательных учреждений, необходимо обратить внимание и на санитарно-эпидемиологические правила и нормы.

C 1 сентября 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 (зарегистрировано в Минюсте России 5 декабря 2002 г., рег. № 3997) введены в действие СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях". Поскольку библиотека общеобразовательного учреждения, как правило, располагается в помещении последнего, то в этом документе отдельных требований к помещениям библиотеки не предъявляется. В пункте 2.3.20 указывается, что тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Предусмотрено, что в ряде общеобразовательных учреждений, а именно:

- в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов;

- в гимназиях;

- в лицеях

следует использовать библиотеку в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами технических средств обучения, обеспечивающего условия для индивидуальных занятий обучающихся.

Отмечается, что площадь библиотеки - информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв. м на одного обучающегося.

Предусмотрено разделение библиотеки общеобразовательного учреждения на несколько зон:

- читательские места;

- информационный пункт, где производится выдача и прием литературы;

- места для работы с каталогами;

- фонды открытого доступа;

- фонды закрытого хранения;

- зона с кабинками для индивидуальных занятий с техническими средствами обучения;

- боксы для хранения передвижных тележек.

Установлено, что температура воздуха в библиотеке, в зависимости от климатических условий, должна составлять от + 17 до +21 ос (пункт 2.5.6).

С учетом широкого применения в библиотечной работе компьютерной техники Представляется необходимым также упомянуть СанПиН 2.2.212.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы", введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118 (зарегистрировано в Минюсте России 1 О июня 2003 г., рег. № 4673).

Этим документом определяются санитар но-эпидемиологические требования в том числе к эксплуатации отечественных и импортных ПЭВМ, используемых на производстве, в обучении, в быту (пункт 1.4).

Требования Санитарных правил распространяются:

- на условия и организацию работы с ПЭВМ;

- на вычислительные электронные цифровые машины персональные, портативные; периферийные устройства вычислительных комплексов (принтеры, сканеры, клавиатуры, модемы внешние, электрические компьютерные сетевые устройства, устройства хранения информации, блоки бесперебойного питания и пр.), устройства отображения информации, видеодисплейные терминалы [ВДТ] всех типов и игровые комплексы на базе ПЭВМ (пункт 1.5).

Данные СанПиН предъявляют требования и к помещениям для работы с ПЭВМ. Например, не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных и культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростковв цокольных и подвальных помещениях (пункт 3.3). Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электрон но-лучевой трубки должна составлять не менее 6 кв. м, в помещениях культурно-развлекательных учреждений с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) 4,5 кв. м (пункт 3.4).

^ Отдельные разделы упомянутого документа содержат требования:

- к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ;

- к уровням шума и вибрации на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ;

- к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ;

- к уровням электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ;

- к визуальным параметрам ВДТ, контролируемым на рабочих местах;

- к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ.

Два раздела СанПиН посвящены непосредственно безопасности обучающихся при работе за компьютером:

- организации занятий с ПЭВМ детей дошкольного возраста;

- требованиям к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, где важное значение придается правильному соответствию высоты стола и стула росту обучающегося.

При наличии высокого стола и стула, не соответствующих росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног. Положение обучающегося при работе должно быть таким, чтобы линия взора была перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не превышало +5°, допустимое - +10°. В приложении 2 к рассматриваемым СанПиН даны оптимальные параметры микроклимата для всех типов учебных и дошкольных помещений, в которых используются персональные ЭВМ:

Температура

Относительная влажность,
%

Абсолютная влажность,
г/м3

Скорость
движения воздуха,
М/С

19

62

10

<0,1

20

58

10

<0,1

21

55

10

<0,1

Необходимо также упомянуть и СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14 июля 1996 г. № 14.

Согласно данным требованиям, в частности, внеучебные занятия с использованием ПЭВМ предписывается проводить не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью:

- для обучающихся во 2-5-х классах - не более 60 мин.;

- для обучающихся в 6-х классах и старше - не более 90 мин. (пункт 9.4.9).

Не допускается одновременное использование одной ПЭВМ для двух и более детей независимо от их возраста (пункт 9.4.20).

Занятия с ПЭВМ независимо от возраста детей должны про водиться в присутствии воспитателя или педагога.

Учитывая возможность применения в качестве услуги, оказываемой пользователям библиотеки, а также для нужд самой библиотеки, копировальных работ с использованием соответствующей техники (например, светокопировальные аппараты и др.), руководителю образовательного учреждения потребуется знание санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, предъявляемых к копировальной и множительной технике, используемой как в библиотеке, так и в самом общеобразовательном учреждении. Соответствующие нормативы СанПиН 2.2.2.1332-03 "Гигиенические требования к организации работы на копировально- множительной технике" введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. № 107 (зарегистрировано в Минюсте России 16 июня 2003 г., рег. № 4685).

Указанный документ устанавливает требования в том числе и к отдельным помещениям с постоянными и непостоянными рабочими местами, а также с единичным составом копировально-множительного оборудования. Предназначен для организаций, в которых используется копировально-множительная техника (пункт 1.1).

В пункте 1.5 определено, что ответственность за выполнение требований данных Санитарных правил возлагается на руководителей организаций. То есть, в случае применения копировальной техники в библиотеке общеобразовательного учреждения ответственность за соблюдение данных СанПиН ложится на его директора.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru