Указатель синодик нижегородского кафедрального Спасо-Преображенского собора



НазваниеУказатель синодик нижегородского кафедрального Спасо-Преображенского собора
страница1/7
Дата18.06.2013
Размер1.26 Mb.
ТипУказатель
источник
  1   2   3   4   5   6   7

Р. К., 14.11.2002. – Дополнения, 2003-2006


© Р. Каюмов, 2002-2006


УКАЗАТЕЛЬ


Синодик нижегородского кафедрального Спасо-Преображенского собора

259 л. (нумерация листов современная, непрерывная)


Отдел редких книг и рукописей НГОУНБ

Ф. 1, оп. 2, № 26


Сохранность хорошая (ср. список царей: не обновлялся с 1730 года – по всей видимости, синодик позднее не использовался в повседневных службах). Переплет – доски, обтянутые кожей; застежки отломаны.

Настоящий синодик совершенно не упоминается среди древностей собора (описание: Добровольский 1894 – см. список источников в конце). Поступление в собрание никак, по-видимому, не связано с уничтожением собора в 1929 г. или, прежде, с закрытием в ближайшее время после революции. Не проливает свет на историю поступления книги первая публикация: "Книга хранится в областной библиотеке им. В. И. Ленина, но по стечению обстоятельств только теперь стала достоянием исследователей". – Кирьянов 1965.


Датировка представляется возможной между 1700 и 1706 годами (снизу – см. список патриархов, за эту грань не выходят датировки по царской семье; сверху – по первоначально записанным царевнам). Предложенная верхняя граница может быть подвергнута сомнению и сдвинута примерно к 1715. Однако вернее всего, по списку нижегородских митрополитов, и особенно по записи рода персонально Исайи (л. 53), согласиться с датировкой периодом его настоятельства, до 1708 года (ср. лл. 73об., 255об.).

Для датировки синодика анализ сортов бумаги не производился.


Различие двух основных почерков приводит к кажущемуся логичным предположению, что в настоящий синодик могла быть включена значительная часть достаточно искусно написанного синодика, созданного несколько ранее (будем называть настоящий синодик четвертым, а его предшественник – третьим). По некоторым признакам (лл. 54об., 240), создание третьего синодика может относиться ко времени не раньше начала 1699 года или, во всяком случае, 1696 года. (Для утверждения достоверности последней датировки текст на л. 240 достаточно признать поздним, но выполненным той же рукой. – Ср. вариант к л. 238: наоборот, не раньше 1701 года.) Можно подвергнуть дополнительно глубокому анализу причину возникновения (и повторения в описываемом синодике) беспорядка в записи членов царской фамилии.

Рассматриваемый синодик выполнен, скорее всего, при соборе и не является вкладным предметом; во всяком случае, если и был лист с вкладной записью, он отсутствует, как не устанавливается вкладной характер и по записям. Вкладная запись на л. 55 относится к протографу предыдущего (переплетенного в одно с этим) синодика – второму синодику, составленному около конца 1638 – 1640 г. на основе более древнего (условно – первого), который прослеживается, по крайней мере, до 1565 года.

Самое раннее встретившееся упоминание синодика относится к 1594/95 г. в духовной Ивана Головы Федоровича Соловцова: "А Бог по душу мою сошлет в Нижнем Новегороде, и мое грешное тело положити у Спаса в соборе направе у лесницы… А сорокоусту дати к Спасу на собор пять рублев денег да и во вседневной в сенаник написати". – Акты 1997, № 268, с. 240 (указана предыдущая публикация: Сборник документов по истории СССР, ч. 3. М., 1972. С. 107-114). Последние слова повторены дословно в духовной 1 февраля 1627 г. его сына Пантелея Мисюря Соловцова. – Акты 1857, № 86–I, стб. 557.

Вместе с тем, в писцовом описании Нижнего Новгорода 1621 г. не упоминается никакого синодика среди книг в соборе, хотя, например, наличие рукописного синодика в придельной церкви Иоанна Богослова при Архангельском соборе отмечено. – Писцовая 1621, стб. 18, ср. стб. 21. Допустимо предположить, что к этому времени древнейший синодик мог быть утрачен, а его записи восстановлены позднее в каком-то объеме на основе, например, записных книг.

Дополнительно по Писцовой книге 1621 достойно замечания, что в ней не зафиксировано за собором лавки, данной по роду дьяка Василия Юдина, хотя этот вклад, вне всякого сомнения, относится ко времени прежде создания второго синодика (см. примечание к л. 188). Ее, правда, не показано и за самим Юдиным.


На форзаце слева – три датированные позднейшие записи (1768 и 1769 гг.) о чтении акафистов, сделанные в этом месте, вероятно, нарочно (ср. предельную датировку на л. 58).


На правой стороне форзаца текст (здесь и далее при точной передаче текста выносные буквы вставляются в строку и передаются курсивом):

"Ннешний Спасопреображенский катедралный собор освящен в лето от создания мира седмь тысящь сто шестьдесятое (на поле цифрами: 1652-е), а когда имянно построен, и за долголи до освящения, о том известия нет.

Гробы великих Князей и Княгинь поставлены в сем соборе толко для знака, а телеса их погребены не в сем соборе, но в прежде бывшем, которой, как явствует в’ нижегородском (над строкой приписано: писменном) летописце, построен был в 6760м году (на поле цифрами: 1252) от создания мира, а по печатному Никонову летописцу в 1225м году от рождества Хрстова (года арабской цифирью), а по построении ннешняго новаго собора разобран. А место под старым собором было то, на котором нне поставляются иногда пушки для палбы, близ бывшаго пруда, что против полуденной стороны Собора".

(Почерк конца 18 в. – начала 19 в.: "нынешний" может относиться только к собору, перестроенному в 1830-х гг. Время его постройки – 1632-52, освящен 20.01.1652, перенесение гробов из прежнего обветшавшего собора – 1672, после чего тот был разобран. – Добровольский 1894, с. 9, 113.)


Л. 1

КНИГА ГЛАГОЛЕМАЯ СИнодик По изложению стых оцъ (после такого киноварного заголовка вступление, оканчивается на об.).

^ Подпись скорописью по низу листа: Сия гнига (sic) синодик Спсова собора.

Позднейшим письмом (практически гражданским шрифтом) во вторую строку: помянник церковный.





^ Нижеследующее Описание гробов приводится в сопоставлении с лл. 18об.–19об. Летописца о Нижнем Новгороде – рукописи РНБ, ОСРК (ф. 560), Q.IV.376 (указана в Отчете 1891, с. 322-323): восходят к единому протографу.

2–4об.

Описание гробов и имен благоверных и великих князей, и благоверных великих кнгнь, и чад их: их же гробы суть, и телеса погребены, в Нижнем Нове граде, в соборной цркви, бголепнаго преображения гсда нашего Ииса Хрста (киноварью):

(Л. 18об.) Описание гробов и имен, благоверных и великих князей, и благоверных великих княгинь, и чад их: их же гробы суть, и телеса погребены, в Нижнем Нове граде, в соборной церкви, боголепнаго преображения гсда нашего Иисуса Христа




^ Вшед в црковь западными дверми, на правой стране в’углу от стены:

Гроб блговерныя и великия княгини Анны Грековны, супруги благовернаго и великаго кнзя Константина Юрьевичя.

Вшед в церковь западными дверми, на правой стране в углу от стены:

Гроб благоверныя и великия княгини Анны Грековны, супруги благовернаго и великаго кнзя Константина Юрьевича.




Подле ее: Гроб, благоверныя, и великия кнгни Вассы: иноки схимницы Феодоры: супруги, блговернаго и великаго кнзя Андрея Константиновичя.

Подле ее: Гроб, благоверныя, и великия княгини Вассы; иноки схимницы Феодоры: супруги, благовернаго и великаго князя Андрея Константиновича.




^ Выше тех дву гробов: Гроб благоверного (sic) и великаго кнзя // (л. 2об.) Иоанна Димитриевичя, глаголемаго Брюхатой.

Выше тех двух приписана) гробов, Гроб благовернаго и великаго князя Иоанна // (л. 19) Димитриевича, глаголемаго Брюхатой.




^ Выше того гроба, три гроба сряду: Гроб от стены, благовернаго и великаго князя, Константина Юрьевичя, внука Всеволодова.

Выше того гроба, три гроба сряду: Гроб от стены благовернаго и великаго князя, Константина Юрьевича, внука Всеволодова.




Вторый гроб от стены: сына его, блговернаго и великаго князя андрея.

Вторый гроб: сына его, благовернаго и великаго князя Андрея Константиновича (приписано).




Третий гроб от стены, сына же его благовернаго и великаго князя Димитрия Константиновичя.

Третий гроб, сына же (же приписано) его, благовернаго и великаго князя Димитрия Константиновича.




Выше тех трех гробов, гроб, благовернаго и великаго князя Симеона Иоанновичя.

Выше тех трех гробов, гроб, благовернаго и великаго князя Симеона Иоанновича.




^ Выше того гроба, гроб благовернаго и великаго князя Иоанна Борисовичя, глаголемаго тугой лук: внука благовернаго и великаго князя Конста // (л. 3) нтина Юрьевичя.

Выше того гроба, гроб благовернаго и великаго князя, Иоанна Борисовича, глаголемаго Тугой лук: внука благовернаго и великаго князя Константина Юрьевича.




Выше (дописано сверху: того) гроба, гроб оу дверей южных, благовернаго и великаго князя Василия Димитриевича.

Выше того гроба, гроб у дверей южных, // (л. 19об.) благовернаго и великаго князя Василия Димитриевича.




От южных дверей ко олтарю на стенах (позднейшее исправление: трижды перечеркнута левая мачта у "т" – трехмачтовой, зачеркнут "ять" – вместо этого написано сверху "СПЕ", следы правки "а" – под "юс малый"? не разобрать), гроб, благовернаго и великаго князя Бориса Константиновича. А принесены мощи его, внижней Нов град з’городца, во 179-м году, марта в 14 день (цифры кириллицей. На поле арабскими: 1671).

От южных дверей ко олтарю на степенях, гроб, благовернаго и великаго князя Бориса Константиновича. А принесены мощи его, в Нижней Нов град с Городца, в 7179-м году, марта в 14 день (цифры арабские).

(Дальше содержится перечисление имен нижегородских князей, положенных в Архангельском соборе. Текста же о поминаниях в этой рукописи не содержится.)




А помяновение поних творити, и литоргии служити соборно, архимандритом, и гуменом (sic), и протопопом, и ружных церквей сщенником, пожалованным гсдрским грамотам.

Октоврия в 26 (кириллицей) день, памят по благоверном и великом князе, Димитрие Контантиновиче (sic; "ять" дописан). //

(Л. 3об.) Ноемврия в 13 (кириллицей) день, память по благоверном и великом князе Иоанне Димитриевиче глаголемом Брюхатом.

^ Ноемврия в 21 (кириллицей) день, память благоверном (sic) и великом князе Константине Юриевиче на преставление его.

Декемврия в день (отсутствует), память по благоверной и великой княгине Анне Грековне: супруге благовернаго и великаго князя Константина Юрьевича.

^ Ианнуария в 1 (кириллицей) день, памят по благоверном и великом князе Василие Димитриевиче.

Ианнуария в 27 (кириллицей) день, память по благоверном и великом (на конце дописан витиеватый "ер", смахивающий на "омегу") // (л. 4) князе Иоанне Борисовиче, глаголемом Тугой лук.

^ Февруария в 3 (кириллицей) день, память по благоверном и великом’ князе Симеоне Иоановиче (sic).

Маия в 6 (кириллицей) день, память по благоверном великом (sic) князе Борисе Константиновиче, на преставление его.

^ Маия в 21 (кириллицей) день, память по благоверном великом (sic) князе Константине Юрьевиче.

Иулия в 2 (кириллицей) день, память по благоверном и великом князе Димитрие Константиновиче, на преставление его.

Иулия в 24 (кириллицей) день, память по // (л. 4об.) благоверном и великом кнзе Борисе Константиновиче.

^ Августа в 9 (кириллицей) день, память по благоверном и великом князе Симеоне Иоанновиче, на преставление его.

Августа в 21 (кириллицей) день, память по благоверной и великой кнгине Вассе, во схимонахинях Феодоре (через "Ф", а не "фиту").





Примечание: Упоминаемая государская грамота – надо думать, царская тарханная грамота нижегородским Спасо-Преображенскому и Архангельскому соборам от 19.08.1606, с подтверждением царя Михаила – возобновление старых грамот в. кн. Василия Ивановича, царей Ивана Васильевича и Федора Ивановича.




^ Ее публикации: 1) Акты 1841, № 69, с. 87; 2) НГВ 1847, №№ 19 и 20; 3) Колесницкий 1888, с. 16 – публикация с оригинала, указаны предыдущие публикации (здесь говорится также – применительно к Архангельскому собору – о наличии у него и спустя более ста лет только этой тарханной грамоты да еще ружной царя Михаила: по всей видимости, и Спасский собор других грамот после подтверждения 1624 не получал); 4) Материалы 1913, № 98, с. 115.




^ В списке – например, в Сборнике грамот времен царей Бориса Годунова и Василия Шуйского и междуцарствия – РНБ, ОСРК (ф. 560), F.IV.344, л. 22; указан в Отчете 1867, с. 87. Отдельно Спасо-Преображенскому собору царем Михаилом была дана грамота в 1624, подтвержденная царями Иваном и Петром, никогда не публиковавшаяся. – Макарий 1857/1999а, с. 11-13/252-253. Грамота Архангельскому собору, которую вобрала в себя грамота 1606, была дана впервые в 1507. – Там же, с. 70/298. (Видимо, тогда же первоначально и Спасскому собору.)




Помянник повторяет ошибочное в грамотах родословие в. кн. Константина – Юрьевич внук Всеволода. Также Симеон Иоаннович с датой смерти в Пьянское побоище вместо Семена Михайловича (а в вариантах также Дмитриевич; см. Храмцовский 1859/1998, ч. 2, с. 45/232; а за ним Экземплярский 1891/1998, т. 2, прим. 1167, с. 415 / прим. 660, с. 598, специальное исследование вопроса – Парийский 1913).




^ Помянник следует и датировке перенесения гроба Бориса. К достоверности этой даты не может быть однозначного отношения. Возможно, должно быть – 189 (1681) г.

Во-первых, это событие преданием соединяется с митрополитом Филаретом, то есть не ранее 1672. Именно этот год перенесения гроба указывает церковный писатель. – Макарий 1848, № 44, с. 175. Он пишет о переносе гробниц 8 князей и 2 княгинь, затем "кроме того при митрополите Филарете к гробницам отца и братьев перенесен в Спасо-Преображенский собор из Городца еще гроб в. кн. Бориса Константиновича". 8 князей, как действительно считалось всего в последнем соборе, без Бориса набирается ввиду указания Макарием двух Семенов; литература об этом недоразумении указана выше. Позднее: Макарий 1857/1999, с. 13/30; Макарий 1857/1999а, с. 6/248.

^ Местный историк называл дату 1674, тогда как в 1672 (всё – при Филарете) были перенесены только гробы из прежнего собора. – Храмцовский 1859/1998, ч. 2, с. 38/224.




Во-вторых, в актах нижегородского Печерского монастыря имеются два ясных указания на то, что еще в 1677 г. гроб Бориса находился в приписном монастыре в селе Кидекше под Суздалем. В отписке из Кидекоцкого монастыря, 1677 после 17.07, говорится о предстоящем приезде царя Федора, имеющем целью, в том числе, посещение могил князя Бориса Юрьевича (сына Долгорукого) и великого князя Бориса Константиновича Суздальских. – Акты 1898, с. 338 (ниже: поездка царя в ноябре). В челобитной от того же 1677 г. печерского архимандрита Варлаама на имя патриарха о Кидекоцком монастыре – против притязаний суздальского архиерея – говорится, что в церкви опочивают кн. Борис Юрьевич (Долгорукого) да "Благоверный великий князь Борис же Константиновичь Суждалские". – Акты 1898, с. 362.




Правда, о последнем говорится очень невразумительно: если для первого "гроб каменный" налицо, то могила второго никак не обозначена, кроме самого этого уверения. Хотя и суздальский архиепископ при свидетельствовании могилы сына Юрия Долгорукого Бориса в 1675 представлял патриарху (при этом и прося передать монастырь в его епархию, отторгнув от Печерского как сильно отдаленного): "да в том же монастыре почивают и протчия Князи Суждальския и Княгини". – Федоров 1855, с. 93; Леонид 1876, с. 233. Помимо семьи самого Бориса Юрьевича, о погребении которой клиру известно по выпискам из Степенной книги и хронографов, ни о ком более, однако, не сообщается. Да и у него не было сыновей – то есть названных князей, а только дочь. Автор биографии архиепископа о многозначительности места как усыпальницы повторяет и в авторском тексте, очевидно заимствуя мысль из указанного представления, а не сообразуясь с другими источниками, поскольку нимало не приоткрывает завесу над таинственными князьями. – Там же, с. 230. И ранее тот же автор сообщал, без специальной же разработки вопроса, о погребениях в Кидекше: "и прочие многие Князья и Княгини Суздальские". – Леонид 1862, с. 133. В его источнике это звучит все в том же самом контексте заботы архиепископа Стефана о возобновлении Кидекши: "и прочия мнози Князи Суждальския и Княгини многия". – Федоров 1855, с. 35.




С другой стороны, сообщение помянника имеет подтверждение. "Того же года [после записей за 7179 и 7180]: Благочестивый великий государь Царь и великий князь Алексий Михаилович... изволил згородца взять гроб великого князя Бориса Константиновича нижегородского и городецкого, и тот гроб пренесен в Нижней Нов град в соборную церковь, боголепного преображения: и положен у полуденных дверей на праве". – Гациский 1886, с. 76-77. Данное известие повторено – Документы 1961, с. 296-297.




Закономерен вопрос: признавался ли властями Печерского монастыря за Бориса тот князь, гроб которого подлежал перенесению из Городца, если они добросовестно верили в его пребывание в Кидекше даже спустя пять лет с распоряжения отца царя Федора (пусть бы даже и не выполненного сразу, но все равно едва ли не известного им), подрывавшего их "монополию" на истину.




Следовательно, упоминание в Кидекоцком монастыре гроба Бориса являлось скорее традицией, чем истинным положением вещей? Упование Печерской братьи на свою правоту может объясняться, кажется, только тем, что первое перенесение мощей – в Городец – должно было состояться до приписки Кидекоцкого монастыря к Печерскому, чему документальных свидетельств ко времени приписки не осталось, в то время как местное предание в Кидекше и, возможно, богослужебные книги сохраняли нерушимо память о пребывании там гроба Бориса. (Приписным назван в разъезжей грамоте от 2.12.1520. – НГВ 1848, № 5. Акт № 11. Первая жалованная на Кидекшу у Печерского монастыря от в. кн. Василия Ивановича. – Упоминается в Актах 1898, с. 361. Дана в 1531. – Антонов, Маштафаров 2001, № 33, с. 425.)




Либо власти Печерского монастыря сильно лукавили перед патриархом по принципу "бог не выдаст, свинья не съест". Можно посмотреть в синодик монастыря 1625 (считается – 1595) г. – ГАНО, ф. 2636, оп. 2, № 1. Л. 58об.: внизу листа записано "великого князя Бориса" (киноварью: "Константиновичь"), специальная "галка", которая на поле расшифровывается: "суждалскои". Сразу под ним – "Кнзя Бориса" (киноварью: "Юрьевич"), другая по виду "галка", и в самом низу листа для нее примечание: "лежит в Кидекше". Ср. в синодике монастыря 1647 г. оба входят в группу "Удельные", но у первого подписано просто "суждальской Константинович" и только у второго – "Юрьевичь, лежит в Кидекше". – НГИАМЗ, Кр 34, л. 53. Как видим, кто оставался в Кидекше, было известно доподлинно. Скорее всего, сохранять былые воспоминания о погребении Бориса в Кидекше было материально выигрышно: великий князь! Не могло ли так статься, что он вообще никогда и не был погребен там, а сам миф был создан печерскими властями для своих корыстных целей?




^ Упоминания о распоряжении царя Алексея (и, соответственно, отписки об исполнении, если таковая должна была последовать) не находится под 1671 г. ни в т. 3 Дворцовых разрядов, ни в Записных книгах за 7179 г. – Дела 1907, стб. 1537-1568. Но могло и не быть необходимости лишний раз докладывать, если "изволил" означает приказ непосредственно на месте. Заметим, что этот вояж, если и имел место, падает на ближайшее время по вступлении царя Алексея во второй брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной, 22 января 1671 г. Конца же 1677 г. недостает в помещенном в т. 4 Дворцовых разрядов разряде 7186 г. – для проверки маршрута царя Федора (начинается с событий марта 1678 г.: возможно, начала сентябрьского года нет именно ввиду пребывания царя в отъезде).




^ Сами сведения о первоначальном месте погребения Бориса крайне противоречивы. Городец как промежуточный пункт упоминается и в описании собора – Добровольский 1894, с. 113. См. также Добровольский 1912, с. 36. Источник его заимствования о погребении в Спасо-Евфимьеве монастыре в Суздале очевиден – Храмцовский 1859/1998, ч. 1, с. 35/58 (здесь – "полагать надобно"): этот труд назван одним из его источников.




В качестве места захоронения в Суздале называется Богородице-Рождественский собор. – Шаганов 1847. Оттуда прах неизвестно когда и кем перенесен в Городец (Нижний не упоминается вовсе). – Экземплярский 1891/1998, т. 2, с. 421/504. Этой традиции следуют издатели энциклопедического словаря Брокгауза и Евфрона.




Между тем, суздальский собор, хоть и являлся некрополем владетельных князей, а впоследствии – родовой усыпальницей их потомков, не сохраняет никакой памяти о возможном погребении в нем Бориса: он не значится в его синодике. Не говоря уже о том, что погребение пленника Москвы среди владетельных князей никак не отвечало ее политике в период, когда отдельные представители династии еще вели борьбу за восстановление своих суверенных прав.




^ Суздаль без точной локализации – Мальгин 1794, с. 322. – Наоборот, сразу и только Городец (Архангельский собор) – Стромилов 1890/1900, с. 25/23.


5–19

^ Слово кчитателю:

Всию книгу поминания дш оуспших, приникнувшаго тя оудержу мало беседою, читателю блгочестивыи: отверзи внимателный слух, иразсуждая послушай: ...

^ В продолжении предисловия, на л. 7, зачеркнута часть текста, а на полях поставлена нотабена (очевидно, в 19 в.):

...яко пред’прстолом бжиим стояще между аггльскими чинми часть имеют, и’втожде чело хрстово призыванием стаго дха претворяются вприношении бгу отцу, бескровныя жертвы. Бгослов стый во откровении повествует.

Видех мертвеца малыя и великия стоящыя пред бгом...





^ Слово к читателю написано почерком, идентичным вступлению (далее – первый); на листах так же расчерчены поля, – в отличие от текста Описания гробов, написанного на более плотных на ощупь листах, без рамок, отличным почерком (далее – второй). Им написаны также помянники патриархов, царей, цариц, их детей и в. кн. нижегородских.

Второй почерк представляет из себя более четкое уставное письмо, росчерки букв толще. Им написана основная часть помянников родов.

Предположительно, текст, написанный этим почерком, мог составлять предыдущий употребительный синодик (списанный с более древнего незадолго до создания настоящего), который и был переплетен заново в "расширенной" версии – с добавлением предисловия.


20–45об.

Свидетельства от бжственнаго писания ветхаго закона, и новыя блгодети опамяти и’же во православнеи вере оусопших чего деля молим ся о’них и’прижертвах бескровных поминания творити оузаконяемся и известне оутвержаемся:

(Л. 20об.крупно через всю страницу) Триеже вещи истинствуют яже мя всегда печалюют.

Первое. Якоже изумлен сый, понеже свем о’себе иимам оумрети.

(Л. 21 – так же) Второе. Слезам токи даю яко умру иневем когда.

Третие. Воздыхаю яко оумру, иневем где ся тамо обрящу.

(Л. 21об.так же) Помни о’смерти, смертен бо еси, и о’смерти буди печалуя.

Во искушение непобежден будеши. Аще смрти повся часы незабудеши.

(^ Л. 22 чистый, а с об. следует продолжение предисловия:)

Древле преданныи обычаи стая восточная црковь соблюдая...

(Л. 45об.окончание) Помяни гсди души преставлшихся от жития сего, всякими розличными смертьми во всех странах и’навъсяком месте прежде отшедшия родители и’сродники наша поплоти, праоцъ отц и братию нашу, иже зде лежащих и повсюду православных хрстиян.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru