Скачать 156.52 Kb.
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 г.Вольска Саратовской области» Конкурс «Научный потенциал – XXI» Номинация «Науки о человеке и обществе» ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ШКОЛЕ Выполнила ученица 10 класса Рожкова Мария Адрес: ул. Петровского д 15 «б» кв 32 Телефон: 89172198439 Руководитель педагог-психолог Степанцова Екатерина Анатольевна Телефон: 8-903-384-58-39 Эл.адрес: e-stepancova@mail.ru г. Вольск 2011г СОДЕРЖАНИЕ. I. ВВЕДЕНИЕ___________________________________________стр.3 ^ 2.1 Понятие эмоциональность и эмоциональная безопасность____стр.4 2.2 Положительные эмоции и их влияние на здоровье человека___стр.6 2.3 Отрицательные эмоции и их влияние на здоровье человека____стр.8 ^ 3.1 Определение психологического климата в классе____________стр.12 IV. ЗАКЛЮЧЕНИ_________________________________________стр.15 V.ЛИТЕРАТУРА__________________________________________стр.16 VI.ПРИЛОЖЕНИЯ_________________________________________стр. ВВЕДЕНИЕ Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия. Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность). У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности. Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения. Все члены коллектива должны быть способны ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации. В наше время невозможно не заметить влияния эмоций на нашу жизнь. Постоянно находясь в обществе, взаимодействуя с ним, мы испытываем разные волнения. Хорошие новости всегда приносят нам радость, плохие – огорчение, печаль. Как бы человек ни старался он всё равно не сможет не испытывать на себе действие эмоций. Можно сказать, что эмоциональность подарила нам сама природа, от неё невозможно отказаться. Так что же понимают под словом «эмоции»? Какое влияние они оказывают на наше здоровье? Всё это будет описано в моёй работе. Цель моей работы: Изучить влияние эмоций на здоровье человека, измерить уровень психологического климата в 5 - 11 классах нашей школы Задачи, которые я поставила в своей работе:
^ 2.1 Понятие эмоциональность и эмоциональная безопасность Когда в душе и теле покой об эмоциях не говорят. Эмоция это всегда движение: динамика, переход клокотание. То или иное состояние, если не сопровождается выразительными движениями лица – ещё не эмоция но быстрый переход между состояниями - уже может быть названо эмоцией. Эмоции – это движения но – не всякие а обязательно выразительные передающие то или иное отношение несущие информацию о состоянии человека. Эмоция человеком вызывает физиологические изменения в организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Эмоциональность – насыщенность эмоциями, человек, выражающий их или подверженный эмоциям, легко возбуждающийся, считается эмоциональным. Эмоции – душевное переживании чувство, оказывающее влияние на психику человека. Бывают положительными и отрицательными. Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности и защите. Безопасность — чрезвычайно важный фактор межличностного общения, одно из главнейших условий для нормального развития человека. Говоря о безопасности, мы имеем в виду не только физическую, но и психологическую безопасность. Человек, находясь в психологически опасной ситуации, испытывает тревогу и страх.Чувство страха порождает защитные реакции, которые могут проявляться в различных формах поведения. Под влиянием страха человек иногда старается стать незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание тех, кто является для него потенциальным источником угрозы. Другой часто встречающейся формой защитного поведения является агрессия. Выражение «Нападение — лучшее средство защиты» как нельзя лучше характеризует этот тип поведения. Еще один способ скрыть собственный страх — это использование различных масок, с помощью которых человек приспосабливается к ситуации, дистанцируясь от других. Защита от страха может проявляться и в виде отчуждения, отношения с другими людьми при это характеризуются дистантностью и равнодушием. Если ситуация опасности становится для человека хронической, то описанные формы поведения закрепляются и становятся основными способами взаимодействия с миром. ^ В последние годы появляется все больше исследований, демонстрирующих связь положительных эмоций и здоровья человека. Их результаты убедительно доказывают, что в целом хорошее физическое состояние тесно связано с удовлетворенностью жизнью и положительными эмоциями, нормальной самооценкой. В целом эти данные соответствуют давним наблюдениям и интуитивным представления о том, что положительные эмоции «подпитывают» хорошее здоровье. Сегодня ученые всего мира пытаются понять механизм этого «подпитывания» и ответить на вопрос: как положительные эмоции проявляются на физическом уровне. Положительные эмоции оказывают огромное влияние и на психику человека. Именно от них зависит наше настроение, здоровье причём не только психическое, но и физическое. Испытывая положительные эмоции, например: радость, удовольствие, гордость и др., у нас улучшается настроение. Так же данный вид эмоций влияет на внешность, считается, чем больше человек испытывает положительных эмоций в своей жизни, тем меньше на нём сказываются возрастные изменения, тем быстрее он выздоравливает. Позитивно настроенный человек может поднять настроение обществу, в котором он находится, то есть делиться эмоциями. Но также какие эмоции испытывает и будет испытывать личность зависит так же и от общества, в котором она находится. Под влиянием хороших эмоций человек чувствует себя более уверенным в себе, его мозг наиболее активен, он почти не чувствует усталости, полон сил. Полученные результаты ученые объясняют несколькими механизмами.
На основании полученных данных ученые советуют тем, кто хочет сохранить здоровье, насыщать свою жизнь положительными эмоциями. Для этого нужно выполнять простые рекомендации: чаще делать то, что приносит радость, будь то интересное хобби, общение с друзьями, чтение, путешествия, спорт. Позитивные эмоции уменьшают стресс и его последствия, снижая при этом концентрацию стрессовых гормонов –запускают процессы, которые укрепляют иммунитет и повышают нашу устойчивость к разного рода заболеваниям. Известно, например, что оптимистично настроенные люди реже болеют простудными заболеваниями, и, наоборот, подхватить простуду больше рискуют те люди, кто лишен эмоционального равновесия. Американские ученые, изучавшие связь стресса и простудных заболеваний, выяснили, что период сильного стресса часто точно совпадает с инкубационным периодом простуды. Все эти факты говорят о том, что наши эмоции, как положительные, так и отрицательные, разговаривают на языке тела, и нет в организме такой ткани, органа или системы, которая оставалась бы незатронутой эмоциями. ^
Постоянное получение человеком отрицательных эмоций (например: печаль, разочарование, гнев, зависть, бессилие и др.) приводит к стрессу и нервному напряжению. Стресс и нервное напряжение оказывают влияние на душевное состояние человека. Развивается чувства утомленности, усталости, апатии, безнадежности, безвыходности. Мир становится серым, человек во всем видит плохое, ему кажется, что он наедине с собой стоит на краю пропасти, а впереди пустота и нет будущего. Если вы испытываете подобные чувства, значит, самое время снять нервное напряжение прямо сейчас, на ранней стадии, потому что затяжное, т. е. долговременное напряжение и переживание ведет к более серьезным последствиям. Симптомы перерастают в хроническую форму и подрывают иммунную и гормональную систему. Это может привести к значительным изменениям гормонального фона в не лучшую сторону. Человек становится более слабым перед болезнями и вирусами. Нервное напряжение и стресс так же отрицательно влияют на работу мозга. Задачи, которые раньше казались вполне простыми, теперь ассоциируются с непреодолимой преградой. Более серьезные формы нервного напряжения и стресса могут привести к болезням желудка, сахарному диабету, сердечно сосудистым заболеваниям. Так же может произойти сбой в пищеварительной системе, что приведет либо к значительной прибавке к весу, или, напротив, к истощению. Стресс уничтожает человека изнутри, как личность. Он затрагивает не только страдающего нервным напряжением, но и цепной реакцией всех людей, которые, так или иначе, находятся в непосредственной близости от него. Особенно страдают члены семьи, в доме все идет крахом, и это может привести к необратимым последствиям. Как токовые стресс и нервное напряжение – это не болезнь, а внутреннее состояние души человека, дисгармония, которую можно и нужно устранить. Но часто мы путаем любовь с другими чувствами, так называемыми «ловушками», попадая в которые мы теряем годы своей жизни напрасно. Это конечно же отрицательно влияет на духовное здоровье. Человек начнёт чувствовать себя подавленным, сожалеть о прошлом. В эти моменты нужно найти в себе силы, чтобы изменить свою жизнь. ^ 2.Моё исследование. Самым безопасным местом для человека, как правило, является его дом. Мы говорим: «Будьте как дома», «Не чувствуйте себя в гостях». Чем отличается наш дом от любого другого места? Это то пространство, где человек в максимальной степени может проявить свою индивидуальность. В доме, в семье существуют обычаи и ритуалы, которые сближают членов семьи. У семьи есть своя история, которая передается ее членам и дает ощущение принадлежности именно к этому дому. Школа для многих из нас является вторым домом. Здесь уместно применить понятие «эмоциональная безопасность», потому что важно чувствовать себя в безопасности не только в физическом смысле, но и в психическом. Тревожность, страх плохие помощники нам в школе. Так как большую часть времени мы проводим в школе и очень важно как чувствуют себя ученики, какие эмоции преобладают у них в течение учебного дня, я решила провести небольшое исследование "Уровень психологического климата" в 5 - 11 классах нашей школы. Цель: определить уровень психологического климата в классах. Дата проведения: 13 – 17 сентября 2011 г. Приняли участие обучающиеся 5 – 11 классов 226 человек. Методика «Состояние психологического климата в классе»; «Психологическое здоровье в условиях школы» автор Л.Г.Федоренко Результаты
Высокий уровень - школьники высоко оценивает психологический климат в классе. Им нравятся люди с которыми они учатся. Преобладают положительные эмоции. Средний уровень - школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо. Положительных и отрицательных эмоций поровну. Низкий уровень - школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой. Преобладают отрицательные эмоции. Выводы: Всего 226 чел (всего).
![]()
Рекомендовано провести повторное анкетирование в конце года и сравнить данные. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведя своё исследование, пришла к выводу, что в нашей школе преобладают всё-таки положительные эмоции, у учеников. Но так же важно, чтобы положительные эмоции были и у учителей и у всех работников школы. Возможно, это будет моё следующее исследование. Подводя итоги, хочу дать несколько рекомендаций тем от кого зависит психологический климат в классе:
Для того чтобы класс, школа стали тем местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может использовать такие приемы. Мы живем в многонациональной стране. Уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа — обязательное условие нормального общения. Знакомство с традициями других народов можно начать, например, с дегустации блюд национальной кухни. За вкусным столом и рассказы об истории, обычаях, праздниках будут восприниматься совсем иначе. Кстати, это хороший повод, для того чтобы привлечь родителей, бабушек и дедушек к участию в жизни класса. ЛИТЕРАТУРА
![]() ![]() |
Студенты (специалисты, бакалавры, магистры), аспиранты, соискатели, молодые ученые и преподаватели | «Многогранный научный потенциал Дмитрия Ивановича Менделеева и его роль в развитии науки сегодня» |
Фонд «Научный потенциал» объявляет конкурс исследовательских проектов по физике | Научный руководитель (должность, ученая степень, ученое звание, фамилия имя отчество) |
Оао «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация» совместно с Корпоративным университетом ОАО «опк «Оборонпром»... | Црик и нирс и Центр координации нир сибирского университета потребительской кооперации, при поддержке Министерства образования, науки... |
Всероссийская заочная олимпиада «Интеллектуальный потенциал России», номинация «Познание и творчество» | Этой цели служат, в частности Фестивали науки, которые ежегодно проводятся в России по инициативе мгу имени М. В. Ломоносова. В октябре... |
Качества подготовки и уровня квалификации студентов, аспирантов и молодых ученых в области тематического направления деятельности... | Предмет социальной антропологии. Единство и различие предметных полей социальной, философской, исторической, юридической, физической... |