Выпускная квалификационная работа



НазваниеВыпускная квалификационная работа
страница1/3
Дата12.06.2013
Размер0.62 Mb.
ТипРеферат
источник
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


на первую категорию


ТЕМА: Профессиональное самоопределение школьников 10-11 классов на уроках технологии


Выполнил:

Байкин Александр Иванович, учитель 1 категории,

МОУ «Черноотрожская СОШ им. Черномырдина В.С.»


Руководитель: Андреева Елена Ивановна, старший преподаватель кафедры специальной психологии ОГПУ


Оренбург 2011г.


Содержание


Введение 3

Глава 1. Сущность профессионального самоопределения школьника... 7

1.1. Профессиональное самоопределение личности, как целостный
непрерывный процесс 7


1.2. Профессиональные интересы, склонности и способности 16

1.3.Понятие о профессии, ее формула. Классификация профессий23

Глава 2. Разработка тематического планирования по программе профессионального самоопределения учащихся 10-11 классов……….. 28

^ 2.1. Методы профессиональной диагностики школьников на
уроках технологии 28


2.2. Реализация разработанного тематического планирования по программе профессионального самоопределения школьников 10-11 классов на базе МОУ «Черноотрожская СОШ им. Черномырдина В.С.»………………………………………………………………………….. 33

Заключение 45

Список литературы 48

Приложение 50


Введение

Содержание образовательной области «Технология», как составной части общего образования, вносит свой вклад в достижение общей педагогической цели школы, обеспечивая подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни, осознанному выбору профессии, дальнейшего пути получения профессионального образования. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим, физико-математическим и естественными компонентами образования, оно обеспечивает всестороннее развитие личности.

В соответствии с Концепцией структуры и содержания общего среднего образования в настоящее время старшая ступень школы строится на основе профильной дифференциации, реализации принципа вариативности содержания с учетом рынков образования и труда. Обучение осуществляется с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся, а также особенностей производственно-экономического окружения и региональных социо-культурных условий.

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г» (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р.), где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся...»

Важность подготовки к ответственному выбору профиля в условиях вариативного и дифференцированного обучения на старшей ступени определяет серьезное значение предпрофильной и профильной подготовки девятиклассников и профильного обучения в 10-11 классах, где старшеклассники должны сделать первый в жизни выбор сферы деятельности как профильной, так и профессиональной. Помочь им, оказать педагогическую поддержку призван, прежде всего, учитель. Именно поэтому современной школе необходим инициативный, творческий педагог, способный к самостоятельному ценностно-смысловому самоопределению в преобразующейся реальности, готовый вести экспериментальную работу, умеющий использовать новейшие достижения науки и практики.

В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

Сегодня важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы играют элективные курсы (курсы по выбору). В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы -обязательны для старшеклассников.

Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Актуальность исследования. В мире тысячи профессий. Легко ли разобраться в этом многообразии, взвесить свой выбор? Определить в начале пути однажды, а может быть, и на всю жизнь? При многих обязанностях человека в обществе о нем судят, прежде всего, по труду на общее благо, так как духовное богатство, сущность личности, мера сознательности каждого

лучше всего проявляется в его трудовых свершениях. Ведь труд помогает человеку раскрыть свою личность, развернуть свои способности.

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Помочь подрастающему поколению профессионально самоопределиться в большом многообразии профессий - одна из основных задач современного общества. Именно в этом и заключается актуальность нашего исследования.

В зарубежной и советско-российской психологии многие психологи уделяют этой проблеме особое внимание. Это Н.Ф. Гейжан, Е.А.Климов, А.В. Петровский, А.А. Крылов, И.А. Дубровина, М.К. Акимова и другие, которые независимо друг от друга пришли к выводу о том, что работа по подготовке к выбору учащимися профессии должна активизироваться в подростковом возрасте.

Так как многие молодые люди в этом возрасте намеренно отказываются от реализации своих творческих задатков, которая не обещает быстрых и очевидных утилитарных выгод общественного признания. Опасаясь не достичь впечатляющих высот на поприще, к которому «лежит душа», молодой человек порой сознательно, порой безотчетно заглушает эти душевные стремления и избирает более надежный путь, не сулящий внутреннего удовлетворения, зато гарантирующий материальное благополучие.

Сегодня, наша молодежь свой профессиональный выбор делает не по велению сердца или призванию, а именно по престижности профессий. Тяга к престижным специальностям объясняется банальным расчетом обеспечить себя надежным куском сдобного хлеба, часто даже вопреки подлинным склонностям человека. Поэтому профессиональное самоопределение учащихся, их интересов, склонностей к выбранной профессии - одна из главных задач общеобразовательной школы.

Практика показывает, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие подростка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к выбору школьниками профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса.

Теоретическая и практическая значимость проблемы правильного выбора профессии школьниками определило тему нашего исследования.

^ Объект исследования: образовательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: профессиональное самоопределение на уроках технологии.

^ Цель исследования: разработать тематическое планирование по программе профессионального самоопределения выпускников, эффективность профессионального самоопределения зависит от правильно выбранных форм и методов ее организации

^ Задачи исследования:

  1. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.

  2. Изучить особенности личности школьников.

Составить тематическое планирование по программе профессионального самоопределения школьников и апробировать в учебном процессе.


Глава I. Сущность профессионального самоопределения школьника


^ 1.1. Профессиональное самоопределение личности, как целостный непрерывный процесс


Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации, достигаемой благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение охватывает весь жизненный и трудовой путь человека и поэтому может рассматриваться как важная составная часть жизненного самоопределения, т.е. занятия определенного места в социальной структуре общества, вхождения в ту или другую социальную группу, выбора определенного образа жизни и, конечно, выбора сферы трудовой деятельности и конкретной профессии. В этом смысле профессиональное самоопределение находится в одном ряду с социальным, нравственным, семейным и т.п. видами самоопределения.

Теоретические основы профессионального самоопределения рассматриваются во взаимосвязи с общим процессом самоопределения личности, опосредованностью внешних воздействий на личность через внутренние условия ее деятельности, самоограничением выбора при высокой самоответственности за этот шаг, профессиональным становлением личности, активной позицией человека по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая выступает для него в качестве зеркала его личностных качеств и др.

Профессиональное самоопределение - многоаспектный процесс. К его рассмотрению и реализации применяются, прежде всего, следующие подходы:

  • социологический - профессиональное самоопределение рассматривается как серия задач, которые ставит общество перед личностью;

  • социально-психологический - профессиональное самоопределение

рассматривается как процесс поэтапного принятия решений личностью, посредством чего можно согласовать собственные предпочтения личности и потребности общества;

  • дифференциально-психологический - профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Условно выделяются следующие взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения молодежи:

  1. Дошкольный - у детей появляется положительное отношение к людям
    труда и их занятиям, то есть отношение к профессиональному миру, начинается формирование у ребенка первоначальных трудовых умений в доступных ему видах деятельности.


  2. Начальные классы (пропедевтический) - у младших школьников
    пробуждается добросовестное отношение к труду, возникает понимание его роли в жизни человека и общества, проявляется интерес к профессиям родителей и т.п.; всему этому способствует участие детей в различных видах познавательной,
    игровой, трудовой, общественно полезной деятельности.

  3. Первая ступень основной школы (V-VII классы) - у подростков возникают профессиональные намерения, они начинают постепенно осознавать свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии; все это происходит в процессе различных видов практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая деятельность.

  4. Вторая ступень основной школы (VIII-IX классы) - развитие у школьников профессионального самосознания, у них появляется личностный смысл выбора профессии, они соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора сферы будущей деятельности; на этом этапе школьники вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в изучении научных основ выбора профессии, в овладении методиками диагностики и самодиагностики.

  1. Учеба в среднем общеобразовательном учебном заведении (школе, гимназии, лицее) - осуществляется профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных учебных предметов, уделяется внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; школьникам оказывается помощь в саморазвитии и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.

  2. Овладение профессией - обучение в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях; на этом этапе завершается подготовка профессионала.

  3. ^ Профессиональная деятельность - повышение квалификации, а также переориентация на другую профессиональную деятельность.

Профессиональное самоопределение личности - целостный непрерывный процесс.

Профессиональная ориентация рассматривается как система взаимодействия личности и общества (различного на определенных этапах развития человека), направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должна стать сформированное готовности личности к профессиональному самоопределению, которая рассматривается как способность к познанию индивидуальных особенностей (образ «Я») и к принятию решения.

Особенностью данного подхода является рассмотрение профессионального самоопределения, как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Анализ накопленного фактологического материала в теории и практике профессионального самоопределения позволяет выделить основные концептуальные положения, определяющие развитие данной проблемы.

^ Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:

  1. как серию задач, которые ставит общество перед личностью -социологический подход;

  2. как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе - социально-психологический подход;

  3. как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого являются профессиональная деятельность - дифференциально-психологический подход.

С позиций последнего подхода профессиональное самоопределение личности трактуется как «Я» - концепция индивида, отражающая его понимания, переживания, намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях.

Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора, оно имеет динамический и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека.

Первый этап - эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру (людям труда, их занятиям), вырабатываются первоначальные трудовые умения в доступных ему видах деятельности.

Второй этап - пропедевтический - I-III (IV) классы. В этот период у младших школьников важно вызвать добросовестное отношение к труду, сделать так, чтобы они осознали его роль в жизни человека и общества, развить интерес к профессии родителей и ближайшего производственного окружения. Это пора определения нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

Третий этап - поисково-зондирующий - IV (V) - VII классы - это этап формирования у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Четвертый этап - VIII-IX классы - период развития профессионального самосознания - сформированное у школьников личностного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями.

Пятый этап - охватывает учащихся X-XI классов - период уточнения социально-профессионального статуса. Со школьниками этих классов на основе предшествующих этапов обучения осуществляется профориентационная деятельность на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявился устойчивый интерес и способности.

Субъектами шестого этапа становятся учащиеся профессиональной школы и студенты высших учебных заведений. В этот период они включаются в профессиональную деятельность, углубленно готовятся к ней, приобретая опыт жизнедеятельности в трудовом коллективе.

Седьмой этап - развитие профессионала в процессе самого труда, когда специалист, повышая свою квалификацию, расширяет сферу своей деятельности и осваивает новые специальности.

Процесс профессионального самоопределения предполагает и переориентацию (в случае необходимости) на другую профессиональную деятельности с учетом предшествующего профессионально-социального опыта и индивидуальных возможностей личности.


Формирование профессионального самоопределения


Формирование профессионального самоопределения школьника осуществляется в ходе специально организованной научно-практической деятельности - профессиональной ориентации, рассматриваемой как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

Основными средствами формирования профессионального самоопределения учащихся в системе профессиональной ориентации являются:

Профессиональная информация и просвещение - информирование учащихся о кадровом запросе рынка труда, о требованиях профессии к качествам человека, способах и путях их приобретения, о социально-экономических, психофизиологических особенностях выбора профессии.

Развитие интересов, склонностей и способностей в деятельности, приближенной к профессиональной. Это моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характеризующих профессиональную деятельность на различных уровнях: технологическом, функциональном и творческом.

Профессиональная консультация - оказание индивидуальной помощи учащимся в выборе профессии, соответствующей индивидуальным особенностям человека и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах, возможностях трудоустройства и обучения по выбираемой профессии, специальности.

Профессиональный отбор - специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности человека к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях.

Профессиональная адаптация – процесс включения, вхождения человека в профессиональную деятельность, освоение условий, требований труда, ориентация в новом коллективе, его нормах и правилах и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда.

Для профессиональной информации и профессионального просвещения характерны информационные методы: лекция, беседа, экскурсия, работа с профессиоведческой, научно-популярной литературой, использование видео-, аудио-, визуальных средств.

Для развития интересов, склонностей и способностей используются профессиональные пробы (моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характеризующих профессиональную деятельность на различных уровнях: технологическом, функциональном, творческом), а также поисковые ситуации, эксперимент, лабораторно-практические работы; творческие задания.

В процессе профконсультирования используются групповые и индивидуальные формы работы, профориентационные игры, ситуации, тренинг. В ходе профессиональной консультации необходимо осуществлять целостный подход и исследовать все сферы личности; мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую, характерологическую, интеллектуальную и коммуникативную.

Для профессионального отбора характерны специальные методы диагностики, направленные на выявление профессионально важных качеств, определения профессиональной пригодности. Как правило, отбор осуществляется в специальных лабораторных условиях.

В ходе социально-профессиональной адаптации используются ритуальные методы (посвящение в профессию, вручение трудовой путевки), наставничество, шефство, моральные и материальные стимулы, различные формы повышения квалификации и др.

Основанием для выбора методов может служить схема построения личного профессионального плана - (модифицированный вариант схемы ЛПП Е.А. Климова), построенная на основе ориентировочной модели деятельности.

Схема построения личного профессионального плана включает следующие этапы:

  • общая ориентировка в современной социально-экономической ситуации в обществе и представление о перспективах изменения и развития этой ситуации, позволяющее каждому рассчитывать на профессиональные и личностные перспективы с учетом особенностей данного общества;

  • осознание ценности труда (нравственно-смысловая основа самоопределения), что можно считать исходным моментом формирования (развития и саморазвития) полноценного члена общества;

  • выделение дальней профессиональной цели (мечты) и соотнесение ее с другими важными жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми);

  • выделение системы ближних и ближайших профессиональных целей (выбор профессии и соответствующего учебного заведения, а в дальнейшем – конкретной специальности и конкретных трудовых постов);

  • познание выделенных целей (конкретных профессий, специальностей и трудовых постов, а также соответствующих им учебных заведений);

  • общая ориентировка в мире профессионального труда (систематизированное представление о различных профессиях);

  • представления о внешних препятствиях на пути к выделенным целям позволяющее более реалистично оценивать перспективу их достижения;

  • знание путей преодоления этих препятствий;

  • знание внутренних препятствий на пути к выделенным целям, а также общее представление о своих возможностях и недостатках (образ реального «Я»);

  • знание путей преодоления внутренних препятствий и подготовка к будущей профессиональной деятельности, а также общее представление о возможностях и перспективах своего развития (образ идеального «Я» и пути стремления к нему);

  • выделение резервных вариантов профессионального и личностного самоопределения;

  • первоначальная практическая реализация намеченных планов, их постоянное совершенствование и коррекция, что вызвано изменениями, происходящими в обществе и производстве, а также изменениями, происходящими в самом человеке.

Системообразующим средством формирования профессионального самоопределения является специальный интегративный учебный курс для учащихся VIII - XI классов «Твоя профессиональная карьера». Он способствует актуализации процесса профессионального самоопределения за счет включения психологических ресурсов личности и обеспечения учащихся системой сведений о мире современного профессионального труда; развития у них способности адаптироваться к реалиям устройства своей будущей профессиональной карьеры в современных социально-экономических условиях.

Профессиональное самоопределение личности осуществляется в процессе преподавания основ наук, экономической, технологической и профессиональной подготовки. Перспективны профили дифференцированного обучения в специализированных классах и школах гуманитарного, физико-математического, химико-биологического, технического, сельскохозяйственного, экономического и т.п. профилей в учебных цехах, филиалах училищ, лицеях, колледжах, мастерских народных умельцев, а также индивидуальное ученичество ремеслу по прикладным художественным видам труда. Не менее значимы учебно-производственные комплексы различного профиля, школьные заводы, кооперативы, творческие объединения и др.

Технология (ранее трудовое обучение) как обязательный учебный предмет должна способствовать полноценному владению взаимосвязанными способами познания и преобразования окружающего мира, воспитанию и развитию личности школьников.

Начальное профессиональное обучение призвано решать двуединую задачу: обеспечение профессиональных проб для самоопределения в мире профессий; осуществление подготовки к работе по определенной специальности для обеспечения социальной защиты выпускников школ.

Экономическое образование предполагает создание предметной базы для приобретения необходимых знаний, навыков и умений, организационно-хозяйственной деятельности, лежащих в основе предприимчивости, готовности к самостоятельному принятию решений в условиях рыночных отношений.


^ 1.2. Профессиональные интересы, склонности и способности


Во многих школах разрабатываются положение о кабинете профориентации, и такие кабинеты постепенно создаются, в учебные программы вводится курс «Основы производства. Выбор профессии», в котором предусмотрено ознакомление с некоторыми психологическими понятиями, касающимися выбора жизненного пути, проводятся соответствующие консультации. В некоторых регионах страны создаются городские центры профконсультации и районные консультационные пункты. Во всей разнообразной и многоаспектной работе по профориентации существуют и чисто психологические задачи, которые должен решать специалист.

Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно - потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса и начинается уже в младших классах. Вся работа, направленная на оптимизацию обучения и воспитания, в конечном итоге способствует активизации профессионального самоопределения школьников.

Формирование профессиональных намерений школьников происходит в несколько этапов. Для проведения практической профконсультационной работы важно выделение хотя бы двух из них.

Первый этап - это первичный выбор, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессий, известных внешним признакам (по форме одежды, манере поведения, оценкам окружающих людей и т.д.). Другая черта этого этапа - неадекватное, часто неопределенное, ситуативное представление о собственном ресурсе и возможностям его развития, к тому же связанное с недоумением сопоставить его условиями и требованиями профессиональной деятельности. Школьник, находящийся на этапе первичного выбора, обычно неустойчив по своим профессиональным намерениям, что вполне естественно. Первичный выбор характерен для учащихся младшего возраста, когда еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки, хотя изменившаяся ситуация социального развития требует уже от современного старшеклассника конкретного решения о выборе своего жизненного пути.

Наступает время взросления, и этап первичного выбора сменяется этапом профессионального самоопределения. На этом этапе ученик должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. Именно в этот период ученик должен всерьез задуматься над тем, насколько готов он к намеченной цели для себя профессии, оценить с этих позиций школьные дисциплины, стремясь отдать больше времени и сил тем, которые соотносимы с будущей профессией.

У всех ли учащихся 9-11 классов происходит переход от этапа первичного выбора к этапу профессионального самоопределения? Разумеется, нет. Процесс этот проходит у школьников неравномерно, и одна из важнейших задач педагогов и психологов - обеспечить его нормальное протекание у старшеклассников

Для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии, а также знать свои индивидуально-психические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях - это интерес к новому, в других к практической деятельности, процессу труда или его результату.

Интересы - это побуждение познавательного характера. Интересы связаны с потребностями человека. Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности. Интерес заставляет действовать в определенном направлении, выступая мотивом деятельности.

^ Профессиональный интерес - эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.

Склонность - это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к объекту. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение каких-либо вещей, предметов. Когда есть склонность, то предполагается и интерес. Как правило, область интересов и склонностей совпадают. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как решиться выбрать профессию, ведь склонности развиваются вместе с соответствующими способностями и выступают как компонент одаренности. Интересы и склонности являются сильным побудительным фактором, обуславливающим выбор профессии. Успешность деятельности зависит от многих факторов, и, прежде всего - от способностей человека.

Способности - это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Но, в то же время, способности не сводятся к тем знаниям, навыкам и умениям, которые выработаны у человека. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это - способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей.

Успешность выполнения любой деятельности, определяются не

какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность [сх.1]


Способности




Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности.

Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности. В деятельности по любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться, обеспечивая ее эффективность и успешность.

Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей являются талант и гениальность.

Задатки проявляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также активной творческой деятельности.

Академик Е.А. Климов таким образом группирует эти специальные способности (табл.1).


Таблица 1 Ведущие свойства специальных способностей (по Е.А.Климову)

Литературные

Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образцы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языка

Технические

Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т.п.

Организаторские

Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца

Математические

Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление

Педагогические

Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний

Художественные

Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность



А как же быть, если у человека нет всех способностей необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: либо изменить сам выбор, либо искать способы компенсации недостающих или слабо выраженных способностей. Компенсация слабо выраженных способностей - явление обычное и необходимое, и оно должно занимать немалое место в жизни человека, если он действительно хочет добиться высокого мастерства в деле.

Активная учебная деятельность в школе позволяет каждому ученику развивать умственные способности и прежде всего ясность, логичность, самостоятельность и оригинальность мышления, сообразительность, вдумчивость, гибкость и критичность ума. Следует стремиться развивать и волевые качества: решительность, настойчивость, дисциплинированность, уверенность в себе, в своих силах, самообладание, выдержку. Совокупность этих качеств обеспечивает способность к труду. Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии можно представить в виде схемы 2.





Способности

Схема 2 Выбор профессии


Итак, к избираемой профессии нужно готовиться, формулируя и развивая в конкретной деятельности свои интересы, склонности и способности.

^ 1.3. Понятие о профессии, ее формула. Классификация профессий

Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда.

Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготавливать одежду, строить жилище, защищаться от врагов. По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда.

Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были в избытке продукты скотоводства, у других наоборот. В результате возник обмен продуктами труда.

Выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе крупное разделение труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.

Постепенно обмен разносторонними продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену - торговцы, купцы. Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных.

В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со своей системой его требований к человеку можно назвать профессией. Необходимо различать понятия «профессия» и «специальность».

Профессия объединяет в группу родственных специальностей. Например, профессия учителя включает специальности: учитель истории, учитель математики, учитель химии и т. д.

Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет систематизация, классификация профессий и специальностей.

Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики. Профессии располагаются по принадлежности к какой-либо экономической отрасли: промышленность, транспорт, торговля, здравоохранение, образование, культура, искусство и др. Такая классификация удобна для руководителей предприятий и учебных заведений, но малопригодна доя человека, выбирающего профессию, поскольку не в полной мере учитывает требования профессии к личности.

В самом деле, когда человек работает его внимание направлено не на отрасль, а на предмет труда. В любом труде есть орудия. И, наконец, человеку важно, в каких условиях протекает его работа. Вот четыре признака, по которым строится классификация профессий, удобная для обдумывающего выбор.

Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А.Климов. Основными признаками этой классификации являются предмет, цель, орудия и условия труда. Профессии, связанные с чисто познавательным трудом и в то же время органически включенные в самые недра материального производства, являются гностическими (познавательными). Профессии этого класса можно встретить в пределах любого из пяти перечисленных ниже типов профессий.

"Человек - техника" (Ч-Т). К этому типу относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением, в том числе и управлением подъемных транспортных средств: инженер-механик, инженер-электрик, наладчик технологического оборудования, водитель, техник, профессии по производству и обработки металлов, их механической сборке и монтажу, также профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров: заготовщик верха обуви, огранщик алмазов, ткач, столяр и т.д., по переработке сельскохозяйственных продуктов: пекарь, кондитер, инженер- технолог по переработке пищевых продуктов и др., по добыче и переработке горных пород: шахтер, дизелист буровой установки и т.д.

"Человек-человек" (Ч-Ч). Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовой, торговое, медицинское обслуживание, руководством людей. Учитель, врач, следователь, журналист, продавец, экскурсовод и др.

"Человек - природа" (Ч-П). Когда мы связываем деятельность человека с природой имеется в виду живая природа и прежде всего растительные и животные организмы, микроорганизмы. Вот несколько профессий этого типа: микробиолог, рыбовод, эколог, цветовод, агроном, ветврач и т.д.

"Человек - знаковая система" (Ч-З). Здесь объектом труда выступает различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.д. Профессии: чертежник, стенографист, машинистка, корректор и т.п.

"Человек - художественный образ" (4-Х). Это литературная, изобразительная, художественная, актерская деятельность человека. К ней относятся: писатель, актер, художник, музыкант, антиквар, модельер.

Не все профессии можно отнести к чисто гностическим. Отдельные профессии связаны с созданием материальных ценностей, произведений искусства: строители, станочники, операторы, скульпторы, художники и др.

К изыскательским относятся профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи (закройщик, конструктор, модельер, программист, писатель, ученый.

Отделы профессий выделяются на основании использования различных орудий труда. Это профессии:

  • ручного труда (хирург, столяр, резчик по камню);

  • машинно-ручного труда (токарь, шофер, машинист электровоза...);

  • с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (печатник, сталевар, оператор прокатных линий...);

  • с преобладанием функциональных орудий труда (певец, учитель, актер...).

Специалисты разных профессий работают не в одинаковых условиях. Так, например, шахтер - работает под землей, летчик - в небе, хлебороб - на земле, ткачиха - в цехе и т.д. И чем разнообразнее мир профессий, тем разнообразнее и

условия труда. Классифицируя профессии по этому признаку, можно выделить следующие группы:

труд в условиях обычного (бытового) климата (секретарь - машинист, бухгалтер, экономист);

  • труд с пребыванием на открытом воздухе, с резкими перепадами температуры и влажности (агроном, лесник, геолог...);

  • труд в необычных условиях (актер, водолаз, каскадер, космонавт...);

  • труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психологическое, умственное, нравственное развитие людей, за большие материальные ценность (учитель, врач, директор, актер, юрист...).

Для более четкого и наглядного представления классификацию профессий можно изобразить схематически, т.е. представить в виде четырех ярусов в нисходящем порядке соответственно: по предмету труда - типы (П -"человек - природа", Т - "человек - техника", Ч -"человек-человек", X - "человек -художественный образ", 3 - "человек -знаковая система"); по целям труда - классы (Г - гностический, П - преобразующий, И -изыскательский); по орудиям труда - отделы (Р - ручные, М - машинно-ручные, А - автоматические, Ф - функциональные); по условиям труда - группы (Б -бытового климата, О - на открытом воздухе, Н - необычные условия, М - моральная ответственность).

Опробуем эту формулу на примере: профессия "токарь". По предмету труда -это профессия относится к типу "человек - техника", по цели труда к классу -преобразующей профессий, по орудиям труда - к отделу профессий, где используют машины, по условиям труда - к группе специалистов, работающих в бытовых условиях. Поэтому формула профессии: ТПМБ.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru