Конспект урока по химии в 9 классе Тема: Алюминий



Скачать 73.92 Kb.
НазваниеКонспект урока по химии в 9 классе Тема: Алюминий
Логинова Ю.Р
Дата18.03.2013
Размер73.92 Kb.
ТипКонспект
источник

МОБУ «Саракташская СОШ №1»


Конспект урока по химии в 9 классе

Тема: Алюминий


Выполнила: учитель химии Логинова Ю.Р.


2010


25.04.2010

Тема: Алюминий


Цель:

Обучающая: продолжить формирование знаний о металлах на примере изучения алюминия, его получении, свойствах и применении; умений записывать электронное строение атома, уравнения химических реакций;

Развивающая: продолжить развитие у учащихся умений работать на компьютере, выделять и запоминать главное, совершать логические операции, последовательно и компактно излагать свои мысли, владеть химическим языком;

Воспитывающая: продолжить развитие научной картины мира, воздействовать на чувства и эмоции учащихся через химический эксперимент.

^ Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядно-действенный.

Оборудование: компьютер, телевизор, доска, мел.


Структура урока:


I Орг. момент

II Проверка домашнего задания

  1. Объяснение нового материала

  2. Закрепление

V Итог урока, д/з

^ II Учитель:

Здравствуйте, ребята, садитесь. На прошлых уроках мы приступили к изучению новой главы «Химия металлов». Сегодня на уроке наша цель рассмотреть строение, физические и химические свойства, а также получение и применение металла алюминия. Открываем тетради, записываем число и тему урока. Но прежде, чем мы перейдем к ней, необходимо выполнить следующие задания.


№ 1 (ученик у доски)


Между какими веществами произойдет химическая реакция:

  1. медь и раствор сульфата железа (II)

Б) цинк и раствор нитрата ртути (II)

  1. магний и раствор нитрата свинца (II)


^ Дополнительный вопрос: сформулируй правило взаимодействия металлов с растворами кислот


№ 2 (устный ответ у доски)


Дайте общую характеристику металлам исходя из положения в периодической системе химических элементов и строении атомов.


^ Дополнительный вопрос: сформулируй правило взаимодействия металлов с растворами солей.

Ill Итак, мы вспомнили как располагаются металлы в ряду активности и как они взаимодействуют с растворами кислот и солей. И сегодня на уроке мы подробнее изучим металл, стоящий вначале ряда активности и относящийся к очень активным - это алюминий. Его называют необычным и наша задача разгадать его необычность.


Историческая справка об алюминии (учащийся) Название «алюминий» происходит от латинского слова «алюмен» - квасцы, сульфат калия алюминия КАЦБО^. Эту соль люди начали использовать задолго до н.э., сначала в качестве протравы при крашении тканей, а потом и медицинских целях как кровоостанавливающее средство. Во всяком случае, описание этого вещества есть и у Плиния Старшего и Геродота - самых авторитетных древних историков.


Учитель: Среди русских химиков XIX в бытовали еще названия «глиноземий» и даже «глиний», которые потом были благополучно забыты. (Как вы думаете, почему его так называли?)

В виде каких соединений встречается алюминий, как его получают и какие физические свойства проявляет, вы узнаете из презентации. (Учащиеся записывают краткий конспект, после презентации беседа по вопросам).

Вопросы:

  1. В виде каких соединений встречается алюминий?

  2. Кто и в каком году выделил впервые AI? (1825 Эрстед)

  3. Кто усовершенствовал его способ получения, каким образом? (Велер)

  4. Благодаря усилиям каких ученых удалось получать AI в массовом масштабе? (Эру, Холл)

  5. Какова реакция получения AI, для чего нужен криолит?

  6. Кайми физ свойствами обладает AI?



Учитель: От чего зависят свойства веществ? (от строения).

№ 1 (ученик у доски) Записать на доске строение атома алюминия.

№ 2 (устный ответ с места) Дайте характеристику атома алюминия исходя из положения в ПСХЭ.


(заходит алюминий, рассказывает о себе):


Как в природе меня много Это знают все подряд Потому что в целом мире Становлюсь я в третий ряд.

Мне не страшен дождь и ветер Страшный холод и жара Потому что со мной рядом Все мои друзья.


Нефелин, корунд, боксит Каолин и полевой шпат О чем это говорит? Да о том, что я богат.


Я и легок и красив С вами я везде и всюду Знайте лучше вы меня Очень благодарен буду.


Давайте, ребята, обобщим выше сказанное и сделаем выводы о свойствах алюминия

  1. Очень активный металл

  2. Амфотерный металл

(учащиеся записывает по цепочке химические свойства алюминия)

  1. ученик:4А1 +302 = 2А1203

  2. ученик: 2А1 + 3Br2 = 2А1Вг3

  3. ученик: алюминий с серой

  4. ученик: алюминий с соляной кислотой и сульфатом железа

  5. ученик: алюминий с водой


Учитель: алюминий с гидроксидом натрия


Применение

Учитель: откройте с. 204 учебника рис. 21.3 (проводим анализ)


Алюминий применяют для производства различных сплавов. Наибольшее распространение имеют дюралюмины, содержащие медь и магний, и силумины - сплавы алюминия с кремнием. Основные преимущества -легкость и высокая прочность. Упомянутые сплавы широко используют в авиа-, авто-, судо-, и приборостроении, в ракетной технике и в строительстве. В виде чистого металла алюминий идет на изготовление электрических проводов и различной химической аппаратуры. Алюминий используют для получения металлов - алюмотермия.

2А1 + Сг203 = А1203 + 2Сг


IV В чем необычность алюминия?

Я предлагаю вам выполнить тестовые задания. (После выполнения проверка)

1. Электронное строение внешнего энергетического уровня атома
алюминия:

а) 3s23p3 в) 3s23p'

б) 2s22pJ г) 3s23p6

2. В качестве добавки при получении алюминия используют:

а) нефелин в) криолит

б) железо г) ничего не берут


3. Алюминий проявляет свойства:

а) амфотерные

б) кислотные

в) основные


4. Продуктами реакции алюминия с водой яляются:

а) оксид алюминия и водород

б) гидроксид алюминия и водород

в) гидроксид алюминия

г) не реагируют


5. Как называется способ получения металлов, где в качестве восстановителя используют алюминий?


V Итог урока, выставление оценок.

В оставшееся время можно загадать загадки.

Из глины я обыкновенной, Но я на редкость современный. Я не боюсь электротока, Бесстрашно в воздухе лечу; Служу на кухне я без срока -Мне все задачи по плечу. Горжусь своим я именем: Зовусь я ... (алюминием)

У аморфного боксита И корунда молодца, Как давно уже открыто, В самом деле - два лица Гидроксид и кислота Растворяют их всегда. Потому любой уверен: Алюминий амфотерен.


Быть символом не каждому дано, Но именем моим не без причины Назвали руки, дождь, тельца, руно, Сечение и мнений середину. И в честь меня был назван век, Когда был счастлив человек. Что нынче в имени моем? А встарь Считали все, что я - металлов царь.

Иду на мелкую монету, В колоколах люблю звенеть, Мне ставят памятник за это И знают: имя мое - ... (медь)

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru