Урок по теме «Анализаторы» «Мастер класс»



Скачать 48.77 Kb.
НазваниеУрок по теме «Анализаторы» «Мастер класс»
Дата18.03.2013
Размер48.77 Kb.
ТипУрок
источник

Из опыта работы.

Перегудова Наталья Федоровна. Учитель биологии МОУ «НАДЕЖДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Саракташского района, Оренбургской области


Урок биологии. 8 класс


Краткая аннотация. Данный урок проводится в заключении раздела «Анализаторы» Он дает возможность проверить умение учащихся работать с компьютером, позволяет проверить их способности анализировать, делать выводы


Обобщающий урок по теме «Анализаторы»

«Мастер – класс»


Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функциях анализатора;

развивать способности анализировать, делать выводы;

формировать представления о связи теории с практической жизнью, развивать интерес и положительную мотивацию к предмету, показать вред курения на здоровье подростка.


Оборудование: книга, цветной картон, магнитофон, лук, чеснок, сладкий чай, шарф, пластмассовая бутылка, стеклянная трубка, сигарета, компьютер, проектор, диск______


Тип урока: обобщающий

Ход урока.

  1. Орг. Момент

  2. Вступительное слово.

Какая она все-таки удивительная природа человеческого организма! Пастарнак называл наше тело пустым собранием висков, губ и глаз, ладоней, плеч и щек. И вот это собрание способно мыслить, чувствовать, ощущать. Кроме того, мы стремимся не только понять законы физических явлений, мы пытаемся объяснить, откуда берутся наши мысли, чувства, переживания. Мы пытаемся понять природу своих ощущений. А ощущения это наши проводники в окружающий мир. Мир этот богат красками, запахами, звуками.

- Ребята, а с помощью каких органов мы воспринимаем все эти ощущения?

(С помощью органов чувств)


Итак, ребята, нам сегодня предстоит вспомнить все, что мы знаем об анализаторах, т.е. совершить путешествие в страну, которой нет ни на одной карте мира, в страну анализаторов. Здесь нам предстоит совершить несколько остановок. Составляем кластер вопросов.

(Составление кластера)




Итак, маршрутная лента нашего путешествия готова. Так что же такое анализатор?

(Анализатор- это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.)

-Какие бывают анализаторы?

-Как устроен анализатор?

(Анализатор состоит из трех частей- рецептора, пути передачи и соответствующей зоны коры полушарий головного мозга.)

-Что такое рецепторы?

(Рецепторы – это чувствительные образования, которые воспринимают раздражения из внешней и внутренней среды)

- Какие функции выполняет проводник?

(Проводит импульсы от рецепторов в головной мозг)

-Какие функции выполняет зона коры полушарий большого мозга?

(Проводит анализ поступившей информации)


-Итак, предлагаю вам все это доказать.

Что вы можете сказать об этом предмете (демонстрация книги)

С помощью какого анализатора вы получили эту информацию?

( Зрительного)

-Охарактеризуйте, пожалуйста, функции зрительного анализатора в связи с строением.

(Ответ учащегося с применением электронного носителя)

-Продолжим наши исследования. Боковым зрением определите цвет предмета. (демонстрация)

- Почему, мы не можем правильно определить цвет предмета.

(Все зависит от расположения колбочек)

Продолжим наше путешествие из мира красок в мир звуков, который нас с одной стороны раздражает, а с другой стороны мы наслаждаемся пением птиц, журчанием ручейка, шорохом листвы.

(звучит музыка)

-Расскажите о функциях слухового анализатора в связи с строением.

(Ответ учащегося с применением электронного носителя)


-Какой анализатор расположен во внутреннем ухе?

(Вестибулярный аппарат).

Выполните творческое задание.

(За


-Из мира звуков мы продолжаем наше путешествие в мир вкусов и запахов.

(Исследования. С завязанными глазами оценить запах )

- Объясните, как возникают ощущения запаха?

(Орган обоняния находится в слизистой оболочке верхнего отдела носовой полости. Здесь находятся обонятельные рецепторные клетки. Частицы вещества, попав в носовую полость, вызывают раздражения рецепторов. Возникает импульс, который по обонятельным нервам поступает в соответствующие центры в коре полушарий головного мозга и человек ощущает запах.)

- С действием химических веществ на рецепторы связано и ощущение звука.

(Определение вкуса пищи. Испытуемому с завязанными глазами предлагается оценить вкус пищи и узнать продукт)).

-Как возникает ощущение вкуса?

(У человека орган вкуса представлен множеством вкусовых почек, расположенных в слизистой оболочке языка, мягкого неба, зева и глотки. В них содержатся рецепторы. Они воспринимают сладкое, кислое, горькое, другие раздражители и дают первое вкусовое ощущение, а в результате сложного взаимодействия разных рецепторов- вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных и соответствующих анализаторов возникает полное вкусовое чувство).

-Очень много рецепторов не только на языке, гораздо большее количество их расположено на кончиках пальцев.

Опыт. (С завязанными руками оценить качества предмета)

(Благодаря кожной чувствительности мы воспринимаем механические воздействия на кожу, то есть осязаем. С помощью осязания можно судить о показателях предмета и даже узнать его, если он нам знаком).

- Скрестите два пальца, дотроньтесь ими одновременно до шарика. Сколько шариков вы чувствуете?

(Мы чувствуем два шарика, потому, что привыкли трогать маленький предмет внутренней поверхностью этих пальцев. А в данном случае вопреки привычке мы дотрагиваемся внешними сторонами пальцев и это сбивает с толку)

-А теперь закройте глаза и опишите в каком состоянии находится ваше тело.

Почему это возможно?

(От мышц, сухожилий, суставных капсул, связок постоянно идут импульсы, информирующие головной мозг о состоянии органов опорно-двигательного аппарата. Это кожно-мышечная чувствительность.)


-Каково главное условие деятельности любого анализатора?

(Три человека образуют цепочку: рецептор-проводник-зона к.п.б.м., передают предмет. При нарушении цепи, предмет не доходит до зоны коры полушарий большого мозга)

- Главное условие деятельности анализатора –это его целостность.

-Что может нарушить целостность анализатора?

(болезни, курение, употребление алкоголя и наркотиков)


-Доклад ученика: «Влияние табака на здоровье подростка»

Многие считают, что все сказанное – пустые слова. Предлагаю вам убедиться в обратном.


Демонстрация вреда курения. В пластмассовую бутылку помещают кусочки стерильной ваты, закрывают крышку, в которой делают отверстие. В нее вставляют тонкую трубку, желательно стеклянную. В противоположный конец трубки тоже помещают кусочек ваты и сигарету. Сигарету зажигают, дым попадает в бутылку. Результат: стерильная вата желтеет на глазах.

-Почему вата пожелтела?


-Итак, что мы выяснили за урок?

(В рецепторах возникают нервные импульсы. Они по рефлекторной дуге доходят до головного мозга, где возникают ощущения, восприятия, представления. Это сложная система, обеспечивающая анализ раздражителей называется анализатором и состоит из трех частей – рецепторов, проводника и соответствующей зоны коры полушарий. Согласованная деятельность анализаторов – главная причина восприятия окружающего мира как единого целого. Вредные привычки могут нарушить деятельность анализаторов. )


-Наше путешествие подходит к концу. У финиша я предлагаю вам составить синквейн.


Представление синквейна.

На этом наше путешествие завершается. Урок окончен.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru